Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что изучение художественной литературы в курсе школьного обучения – это важный компонент полноценного образования. Без изучения художественных произведений личность не может всецело развиваться, получать достаточные знания и расширять свою эрудицию. Книги заставляют детей и подростков думать, анализировать собственные поведение и чужие поступки, формируют навыки эмоциональной оценки жизненных ситуаций.
Современные программы литературного образования позволяют разносторонне и комплексно изучать классику русской и зарубежной литературы. Программы обучения построены по возрастному принципу на основе возможностей учащихся, этапов формирования их интереса к тем или иным нравственным или философским проблемам.
Степень изученности проблемы. Вопросами обучения школьников литературе занималось множество исследователей. В большинстве это учебно-методические пособия по преподаванию литературы, а также научные исследования, посвященные концепциям литературного образования, формирования отношения школьников к художественной литературе и любви к чтению – в частности. Однако до настоящего времени не выработан единый подход к изучению основной цели изучения литературы в школьном курсе, что еще раз подтверждает актуальность данной работы.
Цель исследования – провести анализ целей обучения литературе.
Объект исследования – обучение литературе.
Предмет исследования – цели обучения литературе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать литературу как дисциплину в общеобразовательной школе.
2. Определить основные цели и задачи обучения литературе.
3. Рассмотреть формы предоставления учебного материала на уроках литературы.
4. Провести сравнительный анализ УМК по литературе за 10–11 классы.
5. Опросить учителей 10–11 классов о целях обучения литературе.
6. Разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса обучения литературе в 10–11 классах.
Теоретической базой исследования выступила работа Н.П. Терентьевой «О воспитательных целях литературного образования» (2009) .
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ № 102 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 99 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 47 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 29 г. Воронежа, МБОУ СОШ № 70 г. Воронежа.
Гипотеза исследования: целями изучения литературы в общеобразовательной школе является формирование способности к анализу художественного материала, развитие навыка системного мышления, а также воспитание нравственных ценностей у учащихся.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, описательный, обобщение, классификация, хронологический, сравнительный, моделирование, опрос, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме постановки целей при обучении школьников литературе. Полученные теоретические данные могут быть использованы для организации и проведения дальнейших научных разработок в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением опроса среди учителей русского языка и литературы относительно целей обучения литературе в школе, а также разработкой практических рекомендаций по совершенствованию процесса обучения литературе в 10–11 классах, которые могут быть применены на практике в школах Российской Федерации.
Структура исследования. Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), списка литературы и приложения, в которое включен опросник для учителей русского языка и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Литература как дисциплина в общеобразовательной школе
Как указывают исследования, занятия по литературе в общеобразовательном учреждении очень важны для того, чтобы личность школьника сформировалась полноценно. За счет чтения художественной литературы даже в школьном возрасте у детей и подростков формируется активность, самостоятельность, целеустремленность. Важность занятий по литературе заключатся, таким образом, в том, что они не только учат, но и воспитывают детей и подростков, позволяют им максимально качественно развиваться .
Надо отметить, что занятия по литературе оказывают воспитательное влияние на нравственность школьников. В художественной литературе школьник сталкивается с позитивными героями, видит конструктивные поведенческие модели.
Также при изучении текста школьник впитывает представление о стиле, языковой норме, получает представление о том, что такое понятийный аппарат научного исследования. Мысль школьника при прочтении художественной литературы формируется в правильном направлении, что позволяет ему духовно развиваться на том уровне, который необходим в соответствии с возрастной нормой .
Государство, педагоги и родители должны проявлять максимальное внимание к духовному развитию школьников посредством изучения художественной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтынова, Е.Н. Принципы нравственного воспитания школьников в процессе изучения литературных произведений / Е.Н. Алтынова // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. С. 60–72.
2. Головко, А.В., Хлебников, О.С., Чекмарева, М.А. Формы обучения литературе в современной школе / А.В. Головко, О.С. Хлебников, М.А. Чекмарева // Вопросы педагогического образования. – 2021. – № 12. – С. 24–30.
3. Денисова, А.А., Патронова, И.С. Методические рекомендации по организации уроков литературы в старшей школе / А.А. Денисова, И.С. Патронова. – Сургут: Гарант, 2021. – 158 с.
4. Капустина, И.С., Холмогорова, Ю.И., Пятницкая, С.В. Занятия по литературе как образовательное пространство для нравственного воспитания школьников: теория и методология / И.С. Капустина, Ю.И. Холмогорова, С.В. Пятницкая // Сборник статей Кировского государственного университета. Вып. 1. Педагогические технологии. – Киров: Издательство Кировского государственного университета, 2022. – С. 52–62.
5. Крючкова, Т.А. Формы, методы, приемы изучения художественной литературы в школе / Т.А. Крючкова // Образование и педагогика. – 2017. – № 8. – С. 31–38.
6. Литература. 10–11 классы. Учебно-методический комплекс / Под ред. С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, В.И. Сахарова и Л.Н. Гороховской. – М.: Русское слово – учебник, 2020. – 272 с.
7. Литература. 10–11 классы. Учебно-методический комплекс / Под ред. Ю.В. Лебедева и В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2012. – 258 с.
8. Логинова, Ю.А. Возможности уроков литературы в духовно-нравственном воспитании школьников / Ю.А. Логинова // Материалы XIII международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». – Казань: Молодой ученый, 2021. – С. 23–25.
9. Лопатникова, А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль изучения художественной литературы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы / А.П. Лопатникова, И.М. Харламов, В.В. Оганесян // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 80–91.
10. Наговицына, Е.П., Кустова, А.А., Визгалов, Р.А. Структурные компоненты обучения литературе в разные возрастные периоды школьного образования / Е.П. Наговицына, А.А. Кустова, Р.А. Визгалов // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология и педагогика. – Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. – С. 98–109.
11. Островская, М.И., Лагушкина, О.В., Белебейко, С.М. Особенности организации занятий по литературе в современной системе среднего образования: теоретико-методологические подходы и практические разработки педагогов / М.И. Островская, О.В. Лагушкина, С.М. Белебейко // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. – Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. – С. 36–50.
12. Саломатина, А.М., Иванов, И.В., Соколовская, С.С. Педагогические условия формирования нравственных качеств учащихся старших классов в процесс изучения литературы: теория и методология вопроса / А.М. Саломатина, И.В. Иванов, С.С. Соколовская // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. – С. 90–105.
13. Терентьева, Н.Г. О воспитательных целях литературного образования / Н.Г. Терентьева // Филологический класс. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vospitatelnyh-tselyah-literaturnogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.05.2022).
14. Урманов, С.М., Шевченко, А.С., Малинина, Л.П. Мотивация школьников к различным видам педагогического воздействия на уроках литературы: учебный процесс и внеурочная деятельность – сравнительный анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. – 2020. – № 7. – С. 89–100.
15. Финагентова, Т.В., Урсуляк, Ю.В., Хмельницкая, А.С. Роль изучения литературы в системе обучения и воспитания школьников / Т.В. Финагентнова, Ю.В. Урсуляк, А.С. Хмельницкая // Вестник Тамбовского государственного педагогического университета. – 2019. – № 12. – С. 33–46.
16. Чиркова, Н.А. Нравственное воспитание школьников через призму изучения литературы в учебной и внеурочной деятельности / Н.А. Чиркова // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Педагогика средней школы. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2020. – С. 102–116.