Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ УЧАСТИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГРАХ 9
1.1. Самореализация молодежи: понятие, источники и условия развития 9
1.2. Интеллектуальная игра как сфера реализации молодежи 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ УЧАСТИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГРАХ 32
2.1. Оценка реализации молодежи в интеллектуальных играх в учреждениях молодежной политики и системе дополнительного образования 32
2.2. Сравнительный анализ реализации молодежи в интеллектуальных играх в системе дополнительного образования и в рамках молодежной политики 45
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной выпускной квалификационной работе, связана с тем, что молодость – это, прежде всего, время создания семьи и организации семейного быта, время овладения сложившейся профессией, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Молодость характеризуется оптимизмом. Человек начинает реализовывать свой жизненный план, он полон сил и энергии, желания реализовать свои цели и идеалы. В молодом возрасте более доступны более сложные виды профессиональной деятельности, более полно и интенсивно происходит общение, легче устанавливаются и полнее развиваются отношения дружбы и любви.
Молодость считается лучшим временем для самореализации. Возникшие трудности не являются препятствием, сопровождающие их сомнения и неуверенность быстро проходят и активно изыскиваются новые возможности для достижения поставленных целей.
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и социальными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодость имеет ряд характеристик, вытекающих, прежде всего, из ее объективной сущности.
Социальные характеристики молодежи определяются специфическим положением, которое она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать существующие социальные отношения.
Противоречия, возникающие в рамках этого процесса, лежат в основе целого ряда специфических проблем молодежи. Молодежь как формирующийся субъект общественного производства также характеризуется особым содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.
Такое проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных социальных условиях.
Специфические условия существования молодежи определяют особенности юношеского сознания, диалектическое единство структурных элементов которого составляет мотивационную сущность силы молодежи. В рамках этого единства возникают разнообразные противоречивые определения, опосредующие особенности их взаимоотношений с окружающей действительностью и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят друг в друга, дополняют друг друга, определяя их социальную сущность, которая реализуется через деятельность. Для помощи молодежи необходимо знание основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.
Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и наследие знаний и опыта молодыми людьми старшего поколения, особенности образа жизни, формирование жизненных проектов, ценностные ориентации и выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для эффективного построения работы.
В связи с рассмотренными выше обстоятельствами, актуальной видится на сегодняшний день проблема успешной самореализации молодежи посредством различных мероприятий и программ, направленных на развитие интеллектуальной и творческой активности молодых людей, выработки у них мотивации к самореализации и навыка определять у себя те возможности, которые будут способствовать творческому и иному самовыражению. Одним из способов определения возможностей самореализации молодого человека является интеллектуальная игра.
Степень изученности проблемы. Проблему самореализации молодежи поднимали в своих работах такие исследователи как: Е.В. Старобинец-Догляд (2017) , А.А. Луговой и Е.В. Куракина (2016) , А.Г. Абдуллин, В.В. Лихолетов и И.Г. Рябова (2021) , С.А. Вахабова (2016) и др.
Роль интеллектуальных игр в развитии и самореализации молодежи рассматривали такие исследователи как: О.М. Боева (2021) , Ю.А. Петрова (2016) , М.С. Минькина (2019) , И.В. Герлах (2018) и др.
В ходе исследования была выявлена проблема исследования, которая заключается в том, что, несмотря на выраженную необходимость разносторонней самореализации современной молодежи, государственная молодежная политика не вырабатывает достаточных методов и инструментов регулирования данной сферы, что вызывает противоречие, связанное с отсутствием достойных государственных программ по активизации самореализации молодежи и наличием при этом локальных мероприятий в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическую базу исследования составили такие работы как: «Социология молодежи» В.Н. Лупандина (2011) , «Теория и методика социального развития молодежи» И.М. Картавиной (2021) , а также «Социология молодежи» по ред. В.Н. Кузнецова (2005) .
Законодательная база исследования:
1. Федеральный закон Российской Федерации № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» .
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» .
3. Закон Новосибирской области № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области» .
Цель исследования – провести анализ участия в интеллектуальных играх как способ самореализации молодежи.
Объект исследования – самореализация молодежи.
Предмет исследования – участие в интеллектуальных играх как способ самореализации молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие, источники и условия развития самореализации молодежи.
2. Рассмотреть интеллектуальную игру как сфера реализации молодежи.
3. Дать оценку реализации молодежи в интеллектуальных играх в учреждениях молодежной политики и системе дополнительного образования.
4. Провести сравнительный анализ реализации молодежи в интеллектуальных играх в системе дополнительного образования и в рамках молодежной политики.
Эмпирическая база исследования:
1. Новосибирская ассоциация детских объединений .
2. Молодежный центр «Содружество» (г. Новосибирск) .
3. Центр детского творчества «Содружество» (г. Новосибирск) .
Гипотеза исследования: самореализация молодежи в рамках участия в интеллектуальных играх наиболее успешно на муниципальном уровне осуществляется в системе дополнительного образования, тогда как молодежная политика в данной сфере на сегодняшний день развита недостаточно.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме реализации молодежи средствами участия в интеллектуальных играх. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения дальнейших научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена оценкой реализации молодежи в интеллектуальных играх в учреждениях молодежной политики и системе дополнительного образования. Полученные результаты позволят разработать стратегию совершенствования молодежной политики Новосибирска в сфере самореализации молодежи посредством участия в интеллектуальных играх.
Научная новизна исследования основана на разработке специального опросника для выявления удовлетворенности молодежи реализацией в интеллектуальных играх в системе дополнительного образования и в рамках молодежной политики.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографического списка и приложения, которое содержит опросник для выявления удовлетворенности молодежи реализацией в интеллектуальных играх в системе дополнительного образования и в рамках молодежной политики.
В первой, теоретической главе, рассматриваются теоретические аспекты изучения реализации молодежи средствами участия в интеллектуальных играх, выделяются основные условия для самореализации молодежи и роль интеллектуальной игры в данном процессе.
Вторая, практическая глава, посвящена оценке реализации молодежи в интеллектуальных играх в учреждениях молодежной политики и системе дополнительного образования, а также проведению сравнительного анализа реализации молодежи в интеллектуальных играх в системе дополнительного образования и в рамках молодежной политики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ УЧАСТИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГРАХ
1.1. Самореализация молодежи: понятие, источники и условия развития
Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в социальном статусе различных групп населения, в том числе тех, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества .
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, от уровня культуры, от условий жизни. Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учебы или работы) .
Верхний предел определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей). Особенностью молодежи является ее нечеткие социальные характеристики, поскольку ее представители по мере завершения биолого-физиологического и полового созревания существуют как бы между детством и взрослой жизнью, но социально еще не являются самостоятельными взрослыми .
Важнейшим психологическим процессом, как считают И.С. Игнатова и Т.В. Чайкина, является формирование самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Формирование самосознания происходит по нескольким направлениям :
1. Открытие собственного внутреннего мира – восприятие своих эмоций не как производных от внешних событий, а как состояния собственного «Я», возникает ощущение собственной особенности, непохожести на других, иногда появляется чувство одиночества («Другие меня не понимают, я один»).
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека серьезно задуматься о смысле жизни, о собственных перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где возможно все, и из идеала как абстрактной, но часто недостижимой модели, начинают вырисовываться разные более или менее реалистичные планы деятельности, среди которых приходится выбирать.
Жизненный план охватывает всю сферу самоопределения личности: нравственный облик, образ жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, разработка жизненного проекта - важный элемент самосознания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон Российской Федерации № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30 декабря 2020 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 14.06.2022).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» от 25 мая 2015 года (в действ. ред.) // Правительство России. Официальный сайт. – 2015. – URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 15.06.2022).
3. Закон Новосибирской области № 207-ОЗ «О молодежной политике в Новосибирской области» от 12 июля 2004 года (в действ. ред. от 10 февраля 2022 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/5415960 (дата обращения: 13.06.2022).
4. Абдуллин, А.Г., Лихолетов, В.В., Рябова, И.Г. Самоопределение и самореализация молодежи: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы / А.Г. Абдуллин, В.В. Лихолетов, И.Г.
5. Аникеева, Н.П. Специфика игровой ситуации / Н.П. Аникеева // Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: Перекресток, 1985. – С. 28–49.
6. Балкон. Открытое пространство. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2019. – URL: https://vk.com/balkon_place (дата обращения: 15.06.2022).
7. Боева, О.М. Педагогический феномен интеллектуальной игры / О.М. Боева // Образование. Наука. Научные кадры. Журнал. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskim-fenomen-intellektualnom-igry (дата обращения: 16.06.2022).
8. Вахабова, С.А. Молодежная политика государства как условие для успешной самореализации молодежи / С.А. Вахабова // Молодой ученый. – 2016. – № 2(106). – С. 995–996.
9. Герлах, И.В. Организация воспитательно-развивающей работы клуба настольных интеллектуальных игр / И.В. Герлах // Вестник Костромского государственного университета. Сер. «Педагогика, психология, социокинетика». – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vospitatelno-razvivayuschey-raboty-kluba-nastolnyh-intellektualnyh-igr (дата обращения: 16.06.2022).
10. Долгих, Д., Криушина, В. Современное интеллектуальное движение: субкультура или «общность рассеянных событий»? / Д. Долгих, В. Криушина // Сквозь границы: Культурологический альманах / Под ред. Н.И. Поспеловой. Вып. 8. – Киров: Издательство Вятского государственного гуманитарного университета, 2009. – C. 122–138.
11. Долматова, И.М. Социальные аспекты развития личности и формирования личностных приоритетов современной молодежи / И.М. Долматова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы молодежной политики в Российской Федерации». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
12. Дорошева, А.А., Мохов, М.А. Развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей школьников и молодежи в процессе участия в молодежной интеллектуальной игре: социальные и психологические аспекты / А.А. Дорошева, М.А. Мохов // Вестник Ивановского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 66–76.
13. Жарков, Г.В. Интеллектуальные и творческие игры как средство развития и коррекции личности подростков и молодежи / Г.В. Жарков // Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. / Под ред. Г.В. Жаркова. – Владимир: Пересвет, 2000. – С. 5–15.
14. Игнатова, И.С., Чайкина, Т.В. Основные направления самореализации современной молодежи: теоретические и практические аспекты исследования / И.С. Игнатова, Т.В. Чайкина // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 3. – С. 70–83.
15. Как дома. Семейное пространство. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2018. – URL: https://vk.com/kak_doma_nsk (дата обращения: 16.06.2022).
16. Картавина, И.М. Теория и методика социального развития молодежи. Монография / И.М. Картавина. – Владивосток: Перспектива, 2021. – 320 с.
17. Красавина, Е.Е., Щелкунова, А.Б., Смаровоз, Е.Н. Принципы организации и проведения интеллектуальных игр для молодежи в условиях досуговых учреждений: теория и методология вопроса / Е.Е. Красавина, А.Б. Щелкунова, Е.Н. Смаровоз // Актуальные проблемы молодежной политики России. Сборник статей. – М.: Московский педагогический институт, 2022. – С. 38–50.
18. Кутас, Э.А. Интеллектуальные игры как одна из форм игровой деятельности молодежи / Э.А. Кутас // Материалы I Международной научно-практической интернет-конференции «Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения» / Под ред. В. Н. Сидорцова и др.. – Минск Белорусский государственный университет, 2011. – С. 143–147.
19. Лазарев, С.В. Формирование успешности в развитии личностных качеств молодежи / С.В. Лазарев // Здоровые города, районы и поселки. Онлайн-вебинар. – 2022. – URL: https://zdorovyegoroda.ru/wp-content/uploads/2018/02/Formirovanie-uspeshnosti-v-razvitii-lichnostnyih-kachestv-molodyozhi.pdf (дата обращения: 10.06.2022).
20. Левочкина, Н.А. Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения / Н.А. Левочкина // Российский журнал образования и психологии. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnyy-kvest-kak-sredstvo-vospitaniya-i-kulturnogo-obscheniya (дата обращения: 16.06.2022).
21. Луговой, А.А., Куракина, Е.В. Проблема самореализации молодежи в современном российском обществе / А.А. Луговой, Е.В. Куракина // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. Научно-аналитический журнал. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samorealizatsii-molodyozhi-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 16.06.2022).
22. Лупандин, В.Н. Социология молодежи. Учеб. пособие / В.Н. Лупандин. – Орел: Издательство Орловского государственного университета, 2011. – 238 с.
23. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра: развитие профессионально значимых качеств студентов / Б.Р. Мандель // Современные проблемы науки и образования (Приложение к журналу «Педагогические науки»). – 2008. – № 6. – С. 17–29.
24. Минькина, М.С. Интеллектуальные игры / М.С. Минькина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/09/25/intellektualnye-igry (дата обращения: 16.06.2022).
25. Миролюбова, А.А., Чудковская, С.В. Социологические исследования в сфере изучения социальных и духовных потребностей современной молодежи и путей их реализации в условиях социально-экономического кризиса: российский и зарубежный опыт / А.А. Миролюбова, С.В. Чудковская // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты изучения социальной структуры общества». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2022. – С. 100–113.
26. МКМ, МЧНБР и ОВСЧ в Новосибирске. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2019. – URL: https://vk.com/club11825393 (дата обращения: 16.06.2022).
27. НАДОвцы. Официальная группа Новосибирской ассоциации детских объединений // Вконтакте. Социальная сеть. – 2017. – URL: https://vk.com/nadovtsy (дата обращения: 15.06.2022).
28. Нечипоренко, О.В., Порунцова, Д.Д., Чигракова, П.А. Интеллектуальная игра как инструмент реализации молодежной досуговой политики учреждения социальной защиты населения / О.В. Нечипоренко, Д.Д. Порунцова, П.А. Чигракова // Сборник статей Адыгейского государственного университета. Вып. 4. Государственное и муниципальное управление. – Майкоп: Издательство Адыгейского государственного университета, 2022. – С. 70–83.
29. Петрова, Ю.А. Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся / Ю.А. Петрова // Материалы I международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки». – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 141–144.
30. Петрухина, А.С. Основные формы и инструменты самореализации подростков и молодежи / А.С. Петрухина // Сборник статей Кемеровского государственного педагогического университета. Вып. 3. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного педагогического университета, 2021. – С. 44–60.
31. Савинова, Е.Л. Формирование жизненно-смысловых ориентаций молодежи и подростков в процессе участия в интеллектуальных играх: теоретико-методологический аспект / Е.Л. Савинова // Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь – будущее России». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2022. – С. 150–163.
32. Салганов, А.А., Попова, И.Ю. Трудности современной молодежи в становлении их личностного развития / А.А. Салганов, И.Ю. Попова // Культура. Духовность. Общество. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-sovremennoy-molodezhi-v-stanovlenii-ih-lichnostnogo-razvitiya (дата обращения: 06.06.2022).
33. Саморезова, А.В., Фирсов, С.С. Основные тенденции формирования социально-культурных сфер самореализации современной молодежи в России и странах Европы: сравнительный анализ / А.В. Саморезова, С.С. Фирсов // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 65–79.
34. Содружество. Первый молодежный центр. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2018. – URL: https://vk.com/sodrughestvo54 (дата обращения: 16.06.2022).
35. Содружество. Центр детского творчества. Официальный сайт. – 2015. – URL: https://sodruzhestvonsk.edusite.ru/ (дата обращения: 16.06.2022).
36. Социология молодежи. Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
37. Старобинец-Догляд, Е.В. Творческая самореализация молодежи в России и за рубежом: социокультурный анализ / Е.В. Старобинец-Догляд // Культура и образование. Научно-информационный журнал ВУЗов культуры и искусств. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-samorealizatsiya-molodyozhi-v-rossii-i-za-rubezhom-sotsiokulturnyy-analiz (дата обращения: 16.06.2022).
38. Сувалова, И.И. Игровая деятельность в молодежной среде: основные направления и методики организации / И.И. Сувалова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Социология и психология. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 42–54.
39. Терминал. Открытое пространство. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2018. – URL: https://vk.com/terminal_space (дата обращения: 15.06.2022).
40. Тут шьют. Стильное пространство. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2018. – URL: https://vk.com/tut_sew (дата обращения: 16.06.2022).
41. Фактура Арт-пространство. Официальная группа // Вконтакте. Социальная сеть. – 2018. – URL: https://vk.com/faktura_nsk (дата обращения: 16.06.2022).
42. Хренников, В.А. Молодежная культура и основые приоритеты современных молодых людей / В.А. Хренников // Вопросы социологии. – 2020. – № 10. – С. 33–49.
43. Ченских, А.А. Особенности реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации / А.А. Ченских // Молодой ученый. – 2020. – № 20(310). – URL: https://moluch.ru/archive/310/70278/ (дата обращения: 15.06.2022).
44. Шаповалова, И.С., Маликова, Е.В. Реализация государственной молодежной политики в России: региональный аспект / И.С. Шаповалова, Е.В. Маликова // Теория и практика общественного развития. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossii-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 15.06.2022).
45. Щеголева, И.Ю. Социальные проблемы молодежи. Монография / И.Ю. Щеголева. – Нижневартовск: Старт, 2018. – 460 с.
46. Щеулова, Е.А., Николаева, А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности / Е.А. Щеулова, А.Е. Николаева // Современные научные исследования и инновации. Электронный научно-практичеакий журнал. – 2016. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 15.06.2022).
47. Яблокова, М.А., Полунин, В.В. Теоретические и практические исследования самореализации как предмет научного познания в современной России: история и современность / М.А. Яблокова, В.В. Полунин // Сборник статей Казанского государственного университета. Вып. 4. Социально-гуманитарные науки. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2022. – С. 24–35.