Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За два десятилетия своего развития рынок внут-ренних фондов не стал эффективным механизмом финанси-рования инвестиций в экономику. Очевидно, для этого необходимо определить стратегические способы направ-ленного стимулирования и развития рынка. Государствен-ное вмешательство в высокотехнологичный и высокочув-ствительный механизм Фонда должно строго ограничи-ваться сферой потребностей. Меры и влияние на фондовый рынок должны быть научно обоснованными и прогнозиро-вать возможные реакции.
Хорошо функционирующий фондовый рынок во всех его сегментах позволяет задействовать в экономиче-ском обороте огромный потенциальный инвестиционный ресурс, который теперь доступен населению в виде денеж-ных сбережений в рублях и иностранной валюте.
К сожалению, в настоящее время российский фон-довый рынок - совершенно другой механизм. Таким обра-зом, в сегменте государственных ценных бумаг кредиты не производятся для финансирования крупномасштабных проектов для развития производства и его инфраструкту-ры, которые не могут осуществляться в частном порядке или, по крайней мере, для участия в таких проектах, но для других целей. Региональные облигационные займы исполь-зуются для покрытия дефицита региональных бюджетов. Такую же роль играет сегмент муниципальных ценных бу-маг.
В настоящее время государство с помощью своих экономических рычагов (налогообложение, целевые суб-сидии, программы развития и т. Д.) Должно оказывать под-держку рынку, создавая тем самым благоприятные условия для его дальнейшего самостоятельного развития - все это определяет актуальность тема исследования.
Целью выпускной квалификационной работы явля-ется теоретическое обоснование государственного регули-рования фондового рынка и разработка мероприятий, направленных на его совершенствование в контексте влия-ния на эмиссионную деятельность акционерных обществ в России.
Для выполнения поставленной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть содержание государственного регули-рования фондового рынка;
- изучить основных участников фондового рынка;
- рассмотреть основные виды рисков и доходности фондо-вого рынка;
провести анализ состояния фондового рынка России на современном этапе развития;
выделить особенности регулирования фондового рынка в России;
оценить влияние государственного регулирова-ния на эмиссионную деятельность акционерных обществ в России;
сформулировать проблемы государственного ре-гулирования фондового рынка, препятствующие развитию эмиссионной деятельности акционерных обществ и наме-тить пути их решения.
Объектом исследования выступает государствен-ное регулирование рынка ценных бумаг, направленное на совершенствование деятельности акционерных обществ на фондовом рынке.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе влия-ния государственного регулирования фондового рынка на эмиссионную деятельность акционерных обществ в России.
Методологическую основу работы составил ши-рокий спектр методов научного познания: общенаучные (синтез, анализ, обобщение) и частно-научные (логический, системный, корреляционно-регрессионный).
Теоретической базой магистерского исследования являются законодательные акты, методические, норматив-ные документы, классические и современные труды таких российских и зарубежных ученых в области государствен-ного регулирования рынка ценных бумаг как Е.В. Архипо-ва, М.Ф. Билоцкая, Т.Б. Вилкова, Н.В. Гаращенко, К.В. Иванова, А.В. Киктенко, Л.Е. Комов, В.А. Лялин, Г.Н. Пи-липенко, К. А. Савинов и др.
Эмпирической базой выпускной квалификацион-ной работы послужили статистические данные и аналити-ческие материалы Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка России, Службы Банка России по финансовым рынкам, Национальной ассоциации участников фондового рынка; информационные ресурсы INTERNET; материалы, размещенные в справочной право-вой системе «Консультант плюс»; авторские расчеты.
Основные результаты исследования, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:
выявлены факторы государственного ре-гулирования фондового рынка, влияющие на эмиссионную деятельность акционерных обществ в России;
получила дополнительное обоснование идея о совершенствовании доходности фондового рынка.
Теоретическая значимость исследования обуслов-лена тем, что сформулированные в нем научные положе-ния, выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего развития теории государственного регулиро-вания фондового рынка, а также могут способствовать разработке мероприятий, направленных на его совершен-ствование в контексте влияния на эмиссионную деятель-ность акционерных обществ в России.
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ФОНДОВОГО РЫНКА
1.1.Понятие и сущность фондового рынка
Фондовый рынок находится в учреждении или ме-ханизме, объединяющем покупателей (поставщиков акций) и продавцов (поставщиков) стоимости акций, т. е. ценные бумаги.
Концепция фондового рынка не полностью понята, поскольку структура находится в постоянном развитии, а также новые инструменты управления и механизмы разви-тия. Появление рынка является требованием мировой эко-номики, которая постоянно развивается и требует допол-нительного капитала наличными для непрерывного оборо-та услуг и товаров. Концепция финансового рынка - это товарные бумаги. Но специфика такого продукта привно-сит свои особенности. Вот почему основные отличия фи-нансового рынка, которые помогают определить его сущ-ность, от того, что продается в товарах и услугах: во-первых, оно отличается по предметам и объемам. Основ-ными объектами являются финансовые документы, кото-рые дают право на прибыль в будущем. Объемы больше отличаются от этих мест; во-вторых, разница заключается в том, как она формируется. Чтобы начать продавать бу-мажные активы, достаточно зарегистрировать их в специ-альном регистре, не тратя ни копейки на их производство. Но для формирования материального рынка необходимо время для производства товаров и подготовки услуг; в-третьих, они различны в процессе функционирования. Са-ма суть ценных бумаг заключается в том, что они торгуют-ся там. В этом процессе практически нет этапов. Акции, облигации могут быть выпущены, проданы, перепроданы, переданы из рук в руки. Пока существует такое движение, существует обмен. В месте продажи товаров существуют определенные этапы, вся процедура только в производстве и передаче услуг и продуктов конечному пользователю. Здесь заканчивается жизнь такого рынка.
Целями регулирования фондового рынка, по мне-нию В.А. Галанова и А.И. Басова, являются [34, c. 261]:
защита участников фондового рынка от мошенничества и недобросовестности отдельных органи-заций или лиц, от криминальных организаций и преступни-ков вообще;
поддержание порядка на фондовом рынке, формирование нормальных условий для работы всех его участников;
формирование эффективного фондового рынка, на котором всегда существует мотивация для пред-принимательской деятельности и на котором любой риск имеет адекватное вознаграждение;
поддержание открытого и свободного процесса ценообразования на ценные бумаги согласно спросу и предложению;
влияние на фондовый рынок с целью до-стижения каких-нибудь общественных целей (например, снижения уровня безработицы, повышение темпов роста экономики и т.п.);
в определенных случаях – формирование новых рынков, поддержание необходимых обществу ры-ночных структур и рынков, рыночных нововведений и начинаний и т.п.;
защита общественных интересов на фон-довом рынке.
Регулировка фондового рынка осуществляется преимущественно государственными органами, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, обу-чению участников передается так называемым саморегу-лирующимся организациям. Примером такой модели регу-лирования рынка является Франция. Государство на рос-сийском фондовом рынке играет роль [34, c. 263]:
регулятора – при формировании законов и под-законных актов, регулирующих фондовый рынок;
главного арбитра в решениях споров между участниками рынка – с помощью системы судебных орга-нов;
эмитента – при выпуске на фондовый рынок гос-ударственных ценных бумаг;
профессионального участника – при осуществ-лении торговли акциями в ходе проведения прива-тизационных аукционов;
инвестора – в процессе управления большими портфелями акций крупных промышленных предприятий.
Рассматривая государственное регулирование фондового рынка как регулирование со стороны различ-ных общественных органов государственной власти, заме-тим, что в целом система государственного регулирования рынка включает государственные органы, осуществляю-щие регулирование и контроль и государственные и другие нормативные акты.
Таким образом, к регулирующим фондовый рынок функциям государства можно отнести следующие функции [15, c. 90]:
– Идеологическая и законодательная функции – разработка концепции развития рынка, принятие програм-мы ее реализации, управления программой, разработка и принятие законодательных актов по регулированию и раз-витию рынка, реализация национальных интересов госу-дарства в условиях определенных экономических и поли-тических приоритетов, выполнение социальных функций для всего общества.
– Создание эффективного рынка, на котором есть стимулы для коммерческой и предпринимательской дея-тельности и на котором каждый риск адекватно возна-граждается, обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на основе сопоставления спроса и пред-ложения.
– Создание при необходимости новых рынков и новых рыночных инструментов, содействие процессу кон-струирования новых инструментов при сохранении рыча-гов контроля надежности рынка и минимизации правона-рушений.
– Создание системы информации о состоянии рын-ка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инве-сторов и других участников рынка.
– Создание условий и нормативной базы для инте-грации российского рынка в европейский и мировой фон-довый рынки.
– Предупреждение негативного воздействия на фон¬довый рынок других видов государственного регули-рования (например, монетарного, валютного, налогового).
– Предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекает часть денежно-го предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства и снижает ак-тивность.
Идея делегирования определенных организацион-ных и контрольных функций от государства к объединени-ям профессиональных участников фондового рынка легла в основу концепции саморегулирования фондового рынка. [34, c. 266].
Функциями СРО являются [3, c. 308]:
1) обеспечение условий профессиональной дея-тельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) соблюдение стандартов профессиональной эти-ки на рынке ценных бумаг;
3) защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка цен-ных бумаг, являющихся членами саморегулируемой орга-низации;
4) установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффек-тивную деятельность на рынке ценных бумаг.
Таким образом, государственное регулирование фондового рынка – это законодательно обоснованное упо-рядочение деятельности на нем всех его участников (эми-тентов, инвесторов, профессиональных участников) и опе-раций между ними со стороны специализированных орга-нов исполнительной власти, осуществляющих регулирова-ние и контроль.
1.2 Основные участники фондового рынка
Фондовый рынок относится к сбору рынков и бирж, где происходит выпуск и торговля акциями ( акции публичных компаний) , облигации и другие виды ценных бумаг либо через официальные биржи, либо внебиржевые рынки . Также известный как фондовый рынок, фондовый рынок является одним из самых важных компонентов ры-ночной экономики, поскольку он предоставляет компаниям доступ к капиталу в обмен на предоставление инвесторам куска собственности
Существует три категории профессиональных участников фондового рынка.
государственный регулирующий и надзорный ор-ган
некоммерческие саморегулируемые организации
коммерческая организация
Основным участником рынка ценных бумаг явля-ется государственный регулирующий и надзорный орган. В России это ФСФР, функции которой включают:
Установление правил работы на рынке и обраще-ние эмиссионных ценных бумаг; лицензирование и кон-троль профессиональных участников фондового рынка; выдача разрешений на новые выпуски ценных бумаг и ре-гистрация этих вопросов; контроль за соблюдением эми-тентом прав акционеров; разработка рекомендаций для ФРГ по рынку ценных бумаг.
На российском фондовом рынке ФСФР представ-ляет интересы государства, что не совпадает с интересами участников рынка, в частности с интересами общества в целом. Поэтому Федеральный закон «О федерации Россий-ской Федерации» для более эффективного функционирова-ния рынка, его участников и деятельности самого ФСФР предусматривает создание специализированных неком-мерческих общественных объединений участников рынка. Участники поиска называются саморегулируемыми орга-низациями-СРО.
К ним относятся:
• НАУФОР Национальная ассоциация участников фондового рынка
• ПАРТАД - Профессиональная ассоциация регистраторов, переводчиков и вкладчиков
• НФA - Национальная ассоциация рынка ценных бумаг
• АУВЕР - Ассоциация участников рынка векселей
• ФСФР контролирует своих членов. СРО является промежуточным звеном между государственным органом и всеми другими коммерческими участниками. Последние являются основой профессиональных участни-ков FR. К ним относятся:
К ним относятся:
1. регистраторы и переводчики
2. депозитарии
3. рынки
4. расчетно-клиринговые палаты
5. дилеров
6. брокеры
7. доверительный управляющий
8. управляющая компания
9. различные взаимные фонды
10. маркет-мейкеры
Деятельность этих организаций лицензируется и регулируется ФСФР. В случае нарушения или неисполне-ния законов, постановлений и решений ФСФР коммерче-ские участники фондового рынка подлежат штрафу или отзыву лицензии..
Регулирование фондового рынка, как отмечают В.А. Галанов и А.И. Басов, основывается на следующих принципах, во многом зависящих от существующих в стране экономических и политических условий, но одно-временно отображающих проверенную временем мировую практику функционирования рынка [34, c. 262]:
1. Распределение подходов в регулировании взаимо-отношений между инвестором и эмитентом, с одной сторо-ны, и взаимоотношений с профессиональными участника-ми рынков – с другой. В первом случае регулируются вза-имоотношения между владельцами прав на ценные бумаги и лицами, которые по ним несут обязательства. Во втором случае – это взаимоотношения, связанные с подписанием и исполнением договоров, между профессиональным участ-ником и эмитентом, профессиональным участником и инве-стором или между профессиональными участниками фон-дового рынка.
2. Акцентирование особого внимания из всех видов ценных бумаг на так называемых эмиссионных, то есть таких ценных бумаг, которые выпускаются массово, сериями и которые могут быстро распространяться на фондовом рынке и рынок которых можно достаточно быстро организовать. Проведение операций именно с эмиссионными бумагами нуждаются в скрупулезном регу-лировании, так как именно этими инструментами преступ-ники могут нанести большой урон участникам фондового рынка.
3. Максимально обширное применение пра-вил раскрытия информации обо всех участниках рынка – профессиональных участниках, крупных инвесторах и эмитентах. Благодаря этому достигается возможность приобретения всеми участниками фондового рынка ин-формации друг о друге для утверждения деловых сделок при осуществлении операций на фондовом рынке.
4. Потребность в обеспечении конкуренции как механизма снижения стоимости услуг и повышения их качества. Этот принцип осуществляется через непринятие нормативно-регулятивных документов, наддающих префе-ренции определенным участникам рынка. Все участники фондового рынка имеют одинаковые права регулирующи-ми органами: в нормах не упоминаются фирменные назва-ния или конкретные имена.
5. При распределении полномочий между ре-гулирующими органами нужно ориентироваться на то, что нормоприменением и нормотворчеством не следует зани-маться одному и тому же лицу.
6. Широкое публичное обсуждение направ-лений решения проблем фондового рынка, обеспечение гласности нормотворчества. Данный принцип увеличивает качество нормотворчества и его беспристрастие.
7. Следование принципу преемственности сис
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 18.11.1995 №1157 «О неко-торых мерах по защите прав вкладчиков и акцио-неров» // Свод законов Российской Федерации. – 20.11.1995. – №47. – ст. 4501.
Книга 1-3 авторов
2. Базовый курс по рынку ценных бумаг: учеб. пособие / О.В. Ломтатидзе, М.И. Львова, А.В. Болотин [и др.]. – М.: КНОРУС, 2015. – 448 с.
3. Батяева Т.А., Столяров И.И. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие. – Инфра-М, 2011. – 304 с.
4. Вилкова Т.Б. Брокерская деятельность на рынке ценных бумаг: учеб. пособие. – М.: Финакадемия. – М.: МФЦ, 2013. – 168 с.
5. Гаращенко Н.В. Государственное регули-рование экономики: учеб. пособие. – Петропавловск-камчатский: КамчатГТУ, 2012. – 166 с.
6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и ста-тистика, 1999. – 480 с..
7. Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу (до 2020 года). – М.: НА-УФОР, 2013. – 396 с.
8. Калабеков И.Г. Российские реформы в циф-рах и фактах. – М.: РУСАКИ, 2017. – 498 с..
9. Комов Л.Е. Развитие деятельности коллек-тивных инвесторов на рынке ценных бумаг: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Москва, 2016. – 23 с.
10. Кондрашихин А.Б., Рожманов В.Г., Пепа Т.В., Федорова В.А. Фондовый рынок (Рынок ценных бу-маг): учеб. пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2013. – 376 с.
11. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Веленцева Н.И. Банковское дело: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2013 – 768 с.
12. Ларионова О.Б., Шанченко Н.И. Рынок цен-ных бумаг. Основные инструменты: учеб. пособие. – Улья-новск: УлГТУ, 2013. – 87 с.
13. Пилипенко Г.Н. Государственное регулиро-вание фондового рынка и пути его совершенствования: дис. … канд. экон. наук.– Москва, 2010. – 161 с.
14. Новичков Н.В. Теоретико-методологические аспекты организации управления системой федеральных органов исполнительной власти: автореф. дис. … д-ра экон. наук. – Москва, 2004. – 23 с.
15. О совершенствовании регулирования фи-нансового рынка. Аналитические материалы / под ред. В.С. Плескачевского, П.М. Ланскова. – М.: КГД РФ. – 2013. – 35 с.;
16. Учебно-методическое пособие по курсу «Государственное регулирование рыночной экономики» / под ред. А.А. Аюпова – Тольятти: ТГУ, 2012 – 137 с.
17. Рынок ценных бумаг: учебник / под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 448 с.
18. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной дея-тельности предприятия. – Минск: ООО «Новое знание», 1999. – 688 с.
19. Топсахалова Ф.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учеб. пособие. – М.: Экономика, 2016. – 321 с.
20. Тьюлз Р.Д., Брэдли Э.С., Тьюлз Т. Фондовый рынок. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 648 с.
21. Чалдаева Л.А., Килячков А. А. Рынок ценных бумаг: учебник. – Москва: Юрайт; ИД Юрайт, 2017. – 864 с.
22. Эконометрика: учеб. пособие в схемах и таблицах / под ред. С.А. Орехова. – М.: Эксмо, 2013. – 224 с.
Статья из журнала
23. Билоцкая М.Ф. Регулирование финансовых рынков: мировой опыт / М.Ф. Билоцкая // Фондовый рынок. – 2013. – № 44. – С. 28–36.
24. Габов А.В. Компенсационные схемы (про-граммы, фонды) на рынке ценных бумаг. // Журнал зару-бежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2014. – №1. – С. 44–47.
25. Звягинцева Н.А. Реформирование системы регулирования рынка ценных бумаг: путь к мегарегулято-ру // Известия ИГЭА. – 2018. – № 5. – С. 27–34.
26. Иванова К.В. Регулирование фондового рынка на примере стран с развитой экономикой // Акту-альные проблемы экономики. – 2013. – № 11. – С. 36–40.
27. Киктенко А.В. Эффективность государствен-ного регулирования фондового рынка // Актуальные про-блемы государственного управления, педагогики и психо-логии. – ХНТУ, 2017 – № 1. – С. 88–92.
28. Куликова Е.И. Коллективные инвестиции и их роль в развитии финансовой системы РФ // Аудит и фи-нансовый анализ. – 2014. – № 4. – С. 121–133.
29. Лялин В.А. Кризисные этапы и современные проблемы развития российского фондового рынка // Про-блемы современной экономики. – 2015. – № 3 (35). – С. 21–24 с.
30. Меньшикова А. Регулирование рынка цен-ных бумаг в Европейском Союзе // Финансовый рынок Украины. – 2014. – № 6. – С. 22–24.
31. Савинов К.А. К вопросу о совмещении ре-гулирующей и контролирующей деятельности федераль-ной службы по финансовым рынкам на рынке эмиссионных ценных бумаг // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 3(1). – С. 275–279.
Библиографическое описание документа из Internet
32. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. [Электронный ресурс] // Справоч-ная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
33. Обзор финансового рынка России за 2016 год. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_2016.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
34. Обзор финансового рынка России за 2017 год. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_2017.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
35. Обзор финансового рынка. Первое полуго-дие 2017 года. – 2017. – № 2 (73). – 47 с.
36. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2016 № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
37. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2016 № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной вла-сти в сфере финансовых рынков» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
38. Приказ Федеральной службы по финансо-вым рынкам России от 13.10.2012 N 07-94/пз-н «Об утвер-ждении порядка проведения проверок организаций, осу-ществление контроля и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам» [Электрон-ный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
39. Российский фондовый рынок 2017. События и факты. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2017.pdf (дата обращения: 30.03.2018).
40. Статистические данные и материалы Служ-бы Банка России по финансовым рынкам [Электронный ресурс] URL: http://www.fcsm.ru/ (дата обращения: 27.03.2018).
41. Статистические данные и материалы Цен-трального банка России [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 25.03.2018).
42. Статистические данные и материалы. Офи-циальный сайт Федеральной службы государственной ста-тистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.03.2018).
43. Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Спра-вочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
44. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
45. Федеральный закон РФ от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс] // Спра-вочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
46. Федеральный закон от 05.03.1999 №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс] // Справочная пра-вовая система «Консультант плюс» (22.10.2018).
47. Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (22.03.2018).
48. Федеральный Закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Россий-ской Федерации [Электронный ресурс] // Справочная пра-вовая система «Консультант плюс» ( 22.03.2018).