Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что одной из основных задач современного начального общего образования является не просто приобретение знаний, но и предоставление учащимся разнообразного опыта деятельности, развитие умения самостоятельно ставить образовательные цели, о чем говорится в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проектирование этого требует создания определенных условий в учебной деятельности, позволяющих учащимся участвовать в позитивной познавательной деятельности, особенно исследовательской.
В современных начальных классах активно используются исследовательские методы обучения, которые способствуют формированию исследовательских умений. Целью исследовательской деятельности является овладение школьниками функционально-исследовательскими умениями как универсальным способом овладения реальностью и развитие способности к исследовательскому типу мышления.
На основе приобретения субъективных новых знаний происходит активизация личностного статуса школьника в образовательном процессе -самостоятельно приобретенные знания являются новыми и имеют личностный смысл для конкретного обучающегося начальной школы. В.Я. Андреев, Л.Б. Богоявленская, А.Я. Савенков, А.Н. Поддяков, А.Я. Савченко и другие исследовали процесс формирования у младших школьников исследовательских умений.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (далее - ФГОС НОО) отводит одно из центральных мест проблеме развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.
Для того чтобы развить навыки исследовательской деятельности, необходимо найти и обеспечить условия, соответствующие поставленной цели, в частности целенаправленные и систематические; мотивацию; создание среды, психологического комфорта; личность педагога; учет возрастных особенностей. Используя методы и методические приемы, в современном учебном процессе становятся актуальными умения, формирующие у школьников способность самостоятельно приобретать новые знания, собирать необходимую информацию, делать предположения и выводы, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
К сожалению, сегодня традиционное обучение еще опирается не на методы самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на методы репродуктивной деятельности, тем самым у ребенка угасает главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. В результате теряется любознательность, способность самостоятельно мыслить, что делает процесс самообразования и, следовательно, саморазвития практически невозможным.
Анализ использованной литературы выявил существующее противоречие:
- между использованию исследовательских методов обучения как современной педагогической технологии подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ Московской области и недостаточной разработанностью условий, системы методов и приемов данной области знания для практического применения в образовательном процессе массовой начальной школы.
Актуальность проблемы, указанное противоречие определили тему исследования: «Исследовательские методы обучения как современная педагогическая технология подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ Московской области».
Цель исследования: Выявить экспериментальным путем и проверить организационно-педагогические условия использования исследовательских методов обучения.
Объект исследования: Процесс развития исследовательских умений младших школьников.
Предмет исследования: Организационно-педагогические условия использования исследовательских методов обучения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе.
2. Изучить целевое и функциональное назначение исследовательского метода в обучении.
3. Изучить особенности использования исследовательских методов обучения как современная педагогическая технология подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ Московской области.
4. Предложить методические рекомендации по использованию исследовательских методов обучения как современная педагогическая технология подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
-научные работы, которые посвящены изучению исследовательских умений школьников, А.И. Савенкова, И.В. Комаровой, М.И. Махмутова и др.;
- исследования по проблеме использования методических средств использования исследовательских методов обучения Л.П. Виноградовой, Т.И. Громовой, Е.В. Зачесовой, О.А. Ивашовой, А.В. Леонтьевич, М.И. Махмутова, Н.Ю. Румянцевой, А.И. Савенкова, А.В. Тихомирова, В.Ф. Феоктистовой, Н.А. Семеновой и др.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что учителя, работающие школах, могут использовать положения и выводы, полученные в результате этой работы, в своей непосредственной практике, а также применять предложенную программу методических мероприятий.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого - педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
- сравнение, обобщение, систематизация;
- психодиагностические методики;
- эксперимент;
- количественный и качественный анализ данных.
База экспериментальной работы: МКОУ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования исследовательских методов в подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ
1.1. Сущность и значение исследовательского метода в учебном процессе
Основная цель современного обучения - это не только накопление определенной суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта образовательной дея-тельности. В основе системы образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной лич¬ности, умеющей учиться, совершенствоваться само-стоятельно, - и подчиняются основные задачи совре¬менного образования [1; 6; 7]. Объективной необходи¬мостью в условиях образовательных процессов ста¬новится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий, которые направ¬лены на то, чтобы поддержать и заинтересовать уча¬щегося, углубить его знания [3; 5].
В школьной педагогической практике использу¬ются традиционные и инновационные методы обуче¬ния русскому языку. Традиционные методы являются неким фундаментом, на основе которых разрабатыва¬ются инновационные методы, способствующие акти¬вации когнитивных потребностей школьников, ста¬новлению их коммуникативных способностей, разви¬тию мышления и речи.
Инновационные методы являются наиболее дей¬ственными, так как основываются на самостоятель¬ной работе, а не на репродукции и однотипных зада¬ниях, а также развивают мышление и логику, позво-ляют преподавателю определить, насколько усвоена учащимися конкретная тема [6].
В настоящее время понятие «новые образователь¬ные технологии» не мыслится без метода проектов, реализация которого на практике ведет к изменению позиции учителя. Педагог становится организатором познавательной, исследовательской деятельности учеников. Учебный проект для учащегося - это воз¬можность делать что-то новое, интересное самостоя¬тельно, в группе или самому, это поисковая деятель¬ность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы и публично показать свой результат. Это дея¬тельность, направленная на решение интересной про¬блемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи [2; 10]. Подобная деятельность совпа¬дает с подлинным научным исследованием, способ¬ствуя развитию у школьников не только интеллекту¬альных, но и аналитических способностей, формиро¬ванию ассоциативного и логического мышления.
Термин «исследовательский метод» был предложен в 1924 году Б.Е. Райковым, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». [2, с. 45]
В педагогической литературе также можно увидеть и другие названия данного метода – метод проектов, естественнонаучный, эвристический, лабораторно - эвристический, опытно - испытательный, метод лабораторных уроков, метод эвристического исследования, исследовательский принцип и другие.
Исследовательский метод обучения имеет более чем полуторастолетнюю историю, специальным изучением которого занималось большое количество известных учёных педагогов. К 20 - м годам XX века, то есть задолго до возникновения концепции проблемного обучения, в педагогике сформировались представления о сущности метода исследований, его функциях и методике работы над ним.
Исследовательский метод обучения в педагогике наших дней не является инновационной. Идея использования исследовательского подхода в обучении в России возникла во второй половине ХVIII века, но только спустя более ста лет она стала востребованной в педагогических кругах. Впервые использовать термин «исследовательский метод» предложил в 1924 году Б.Е. Райков, под которым учёный подразумевал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Современная наука занимается рассмотрением новых требований к организации исследовательского метода обучения в школе. Это работы кандидата психологических наук А. В. Леонтовича, кандидата педагогических наук А.В.Абрамовой, профессора, кандидата педагогических наук, Т. М. Пахновой, и др.
Российский и советский педагог Борис Евгеньевич Райков писал, что если учитель хочет работать с учащимися исследовательским методом, то необходимо научить их делать самостоятельные наблюдения, анализировать факты, «не чужие слова и мысли (в книжках, по рассказам), не чужую графику (картинки, таблицы), а именно подлинные факты окружающей действительности…» [2, с. 45] Но это еще не все. Дети должны делать самостоятельные выводы, обобщать полученную информацию.
Таким образом, будут получены наиболее прочные знания, потому что они добыты благодаря самостоятельной работе. Российский педагог, философ Моисей Матвеевич Рубинштейн полагал, что любое исследование основано на проблеме, методах её решения и стремлении к объективному результату. Исследование обязательно должно давать что-то новое. М.М. Рубинштейн пишет, что дети переживают состояние, похожее на работу исследователя «научаются вопрошать окружающую жизнь и наблюдать её». [13, с. 224]
Основой любого исследования являются наблюдение, гипотеза, эксперимент. Научное и ученическое исследование отличаются масштабами и степенью новизны. Научное исследование решает объективную проблему, учебное – проблему субъективную для ученика, т.е. объективно проблемой уже не являющуюся. Кроме того, в учебном исследовании некоторые этапы работы осуществляются в сокращенном виде.
Исследовательский метод обучения изучали М.Н. Скаткин, М.И. Махмудов, В. Дорно, Ю.В. Сенько, В.В. Успенский, Н.М. Мочалова, Т.А. Камышникова и другие. Наиболее последовательно описал его И.Я. Лернер. Было выяснено, что исследовательская деятельность развивает у учащихся познавательный интер ес, повышает самостоятельность и активность. Ответ на вопрос, почему это происходит дали исследования психологов, проведенные в 40-60-х годах. Ими был открыт феномен проблемной ситуации. Это психологическое состояние, инициирующее активный мыслительный процесс. По мнению И.Я. Лернера проблемной ситуацией является состояние противоречия, затруднения, умственного напряжения, ожидания. Исследовательский метод помогает сформировать познавательный интерес, положительную мотивацию к процессу обучения, облегчает процесс запоминания информации. Дети знакомятся с научным способом изучения окружающего мира.
Большое влияние на становление практики исследовательского обучения оказали воззрения А.Н. Бекетова [4, 5] и К.К. СентИлера [6]. По глубокому убеждению А.Н. Бекетова в обучении следует отдавать предпочтение индуктивному способу мышления, «возведенному от обыденной жизни на степень индукции рациональной» [14]. Освоение этого способа требует от обучающихся «продолжительного упражнения мысли» и овладения «методом наведения». Чтобы научиться правильному и рациональному наведению, - отмечает А.Н. Бекетов, - необходимо научиться наблюдать и сравнивать.
В свою очередь, наблюдение «есть вовсе нелегкая наука», ибо требует умения выделять в наблюдаемых объектах существенные качества. Практическая реализация высказанных А.Н. Бекетовым педагогических идей нашла отражение в созданном им учебнике ботаники [5], в котором он описал технику применения ряда исследовательских методов. В методике изучения раздела «Зоология» идея применения исследовательского метода была воплощена К.К. Сент-Илером [16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т.В., Андреев П.Г., Сальников И.И. Прогнозирование показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов на основе искусственных нейронных сетей // XI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. № 6 (34). С. 104- 109.
2. Белькова А. Е., Лесниченко, Л. П, Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повыше¬ния познавательной активности учеников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2021, № 23 (103). С. 1068-1071. URL: https://moiuch.ru/archive/103/23947/.
3. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей. М., 2011. С. 40-50.
4. Власюк 0. А. Система работы с одаренными детьми на уро-ках русского языка // Проблемы науки. 2018. № 7 (39). С. 32-35.
5. Волев H. Д. Лингвистические и лингводидактические про-блемы языкового образования в техническом вузе (опыт построения концепции) // Прикладная филология в сфере инженерного образования. Т. 1. Методология и методика языкового обучения в техническом вузе. Нортхэмптон; Томск, 2004. С. 15-37.
6. Гелясин А.Е., Гелясина Е.В. Становление теории исследовательского обучения в отечественной школе (в период хiх - начало хх века) // Педагогика: история, перспективы. 2020. №3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-teorii-issledovatelskogo-obucheniyav-otechestvennoy-shkole-v-period-hih-nachalo-hh-veka
7. Голев И. Д. Лингвоперсонологические основания личностно-ориентированного обучения // Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку. Кемерово, 2019. С. 8-16,
8. Дидактика средней школы: некоторые проблемы совре-менной дидактики / под ред. М. В. Скаткина. М., 1982. С. 269-296.
9. Зайцев В.С. Современные педагогические технологи: учебное пособие – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, 2012 – 411с.
10. Иванова В.В. Формирование исследовательской компетентности у будущих специалистов дошкольного образования соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии // Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 26-29.
11. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. СПб, 1997. 480 с.
12. Калашникова С.Б., Сухлоев М.П. Исследовательский метод об- учения как средство адаптации к российской системе образования // ОТО. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiyДАНИЛЬЧЕНКО
13. Капинос В. И. О методах обучения русскому языку. М.,1983. 214 с.
14. Кирдянова Л. В., Трушкина Ю. И. Инновационные методи-ческие подготовки студентов-филологов педвуза к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10, № 1. С. 111-115.
15. Кирьянова И. А. Развитие исследовательских умений млад-ших школьников в учебной деятельности. Екатеринбург, 2017. С. 30-39.
16. Колтунова О.А. Проектно-исследовательская деятельность студентов при изучении физики / О.А. Колтунова // Наука 21 века. – 2020. – Ч. 43. – С. 48-52. 2. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А.В. Леонтович. – Режим доступа https://vk.cc/c9cqKq
17. Командина А.А. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС // Наука, образование и культура. 2017. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiyaissledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-vnedreniya-fgos
18. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2011. – С. 38-48.
19. Луговский В.А., Кох М.Н. Исследовательские методы обучения как средство развития медиакомпетентности обучающихся в вузе // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskie-metody-obucheniya-kaksredstvo-razvitiya-mediakompetentnosti-obuchayuschihsya-v-vuze
20. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
21. Попова О.Е. Исследовательская деятельность обучающихся на основе использования цифровых технологий / О.Е. Попова // Научные исследования: от теории к практике. – 2014. – №1. – С. 151-153.
22. Рахимов Б.Х Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности // Достижения науки и образования. 2018. №7 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhneyshayazadacha-sovremennogo-obrazovaniya-vospitanie-tvorcheskoy-lichnosti-1
23. Салтеева С.И. Развитие творческих способностей обучающихся в современном образовательном процессе / С.И. Салтеева // Формы организации учебно-исследовательской деятельности школьников подросткового возраста (из опыта работы) – Курган: Курганский государственный университет, 2015. – С.115-118.
24. Сиротинина 0. Б. Русский язык в разных типах речевых культур // Русский язык сегодня. Вып.1: сб. ст. М., 2000. С. 240-248.
25. Хоменко Е. В. Методы обучения русскому языку в основ¬ной школе // Актуальные проблемы современной мето¬дики преподавания русского языка в школе и вузе: сб. тр. Ill Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г. Н. Приступы. Рязань, 2018. С. 77-82.
26. Шапошникова Т.Л., Карасева (Федюн) А.Е., Романова М.Л., Хорошун К.В. Современные методы диагностики исследовательской компетентности студентов // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №7 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-metody-diagnostiki-issledovatelskoy-kompetentnostistudentov
27. Явон С.В. Исследовательские практики городского пространства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 376-380.