Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические, организационные и правовые основы формирования доходов местных бюджетов
1.1. Сущность, значение местного бюджета и классификация доходов местного бюджета
Основным звеном финансовой системы выступает бюджет. Бюджет необходим для сосредоточения денежных средств и их использования для обеспечения финансирования важнейших функций государства. Следовательно, бюджет представляет собой инструмент экономической и социальной политики, необходим для перераспределения части ВВП государства с учетом интересов общества.
Другое определение понятия бюджета содержится в Бюджетном кодексе РФ. Здесь бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Под местным бюджетом (или бюджетом муниципального образования) понимают форму образования и расходования финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения задач и функций, которые относятся к вопросам ведения органов местного самоуправления . К вопросам ведения органов местного самоуправления относят вместе с тем вопросы только местного значения. На территории России каждый год принимают порядка 30 тысяч бюджетов органов местного самоуправления, к которым относят районные, городские, поселковые и сельские бюджеты .
Органы местного самоуправления обладают бюджетными и имущественными правами, которые представлены данным органам, они предоставляют им возможность составления, рассмотрения, утверждения и исполнения собственных бюджетов.
Отдельно взятый бюджет связан денежными отношениями, которые носят объективный характер, то есть существование бюджета обусловлено необходимостью объективного характера, он есть и во всех общественно-экономических формациях, где были отношения по поводу образования и использования фондов денежных средств, в связи с этим, можно говорить, что бюджет представляет собой экономическую категорию, которая тесно связана с существованием самого государства. Данная категория имеет особенности:
- бюджет муниципального образования является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
- при помощи бюджета муниципального образования происходит перераспределение национального дохода между отраслями хозяйства страны, территориями, сферами общественной деятельности;
- определение пропорций бюджетного перераспределения стоимости происходит при помощи потребностей воспроизводства, задачами, которые стоят перед обществом на каждом отдельно взятом историческом этапе .
Сущность бюджета МО (местного бюджета) в качестве категории экономики реализуется посредством распределительной и контрольной функций.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения потребностей социально-экономического характера на подведомственной им территории. Помимо этого, при помощи данного рода функции можно установить, насколько своевременным и полным образом финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении средств местного бюджетного фонда.
Содержание функции может быть определено процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одним из иного рода звеньев финансовой системы не осуществляется такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).
Сфера деятельности данной функции устанавливается тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
Местный бюджет служит своего рода каналом передачи населению итоговых результатов производства. Через местные финансы происходит перераспределение общественных фондов потребления между различными группами населения. Из местных финансов же происходит и финансирование развития отраслей сфер производства .
Функции бюджета МО вместе с тем являются объективными, как и сама данная категория. Бюджет муниципального образования является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При помощи него государством может изменяться структура общественного производства, оказываться влияние на результаты хозяйствования, осуществляться преобразования в социальной сфере.
Органами местного самоуправления обеспечивается удовлетворение важнейших жизненных потребностей населения в сферах, которые отнесены к ведению муниципальных образований, на уровне не менее минимальных социальных стандартов государства, исполнение которых закреплено законодательным образом.
Основой бюджета являются доходы и расходы.
Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:
- - средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);
- - собственные средства муниципального образования. К собственным доходам бюджетов муниципальных образований относятся: налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций;
- заемные средства (привлечение денежных средств органами власти местного уровня для покрытия дефицита бюджета (т.е. недостатка финансовых ресурсов) или для финансирования различные рода внебюджетных мероприятий посредством эмиссии соответствующих долговых ценных бумаг) .
Доходы бюджетов муниципальных образований в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям - налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.
К налоговым доходам бюджетов поселений относят следующие.
1. В бюджеты поселений происходит зачисление налоговых доходов от таких местных налоговых платежей:
- земельного налога - согласно норматива 100%;
- налога на имущество физических лиц – согласно норматива 100%.
2.Зачисление в бюджеты поселений налоговых доходов производится от таких федеральных налогов и сборов, налогов, которые предусмотрены налоговыми режимами специального характера:
- налога на доходы физических лиц – согласно норматива 10%;
- единого сельскохозяйственного налога – согласно норматива 30% .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. 23.11.2021).
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014. №172-ФЗ (ред. 31.07.2020) // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период (вместе с «Правилами разработки и утверждения бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период»)» от 31.08.2015. №914 (ред. от 18.03.2022) // СПС КонсультантПлюс.
2. Научная литературы
6. Ахатова В.А. Проблемы формирования доходов местного бюджета // Молодой ученый. – 2022. - №7. – С.223-225.
7. Гайсина А.А. Проблемы формирования местных бюджетов // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т.1. - №22. – С.20-25.
8. Гитинов Х.Г. Актуальные проблемы финансов муниципальных образований // Научная матрица. – 2021. - №2. – С.43-47.
9. Джафарова А.Г., Загребина Г.М. Местный бюджет как инструмент социально-экономического развития страны // Финансы и учетная политика. – 2021. - №2. – С.5-9.
10. Долгих А.Е., Антипин И.А. Местный бюджет: содержание и состав, влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования // Бенефициар. – 2021. - №97. – С.12-14.
11. Егорова А.О., Красота Т.Г. Основные направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2021. - №3. – С.120-124.
12. Жиляков Д.И., Ускова В.С. Перспективы роста доходной базы местных бюджетов // Наука и практика регионов. – 2021. - №2. – С.57-63.
13. Ибрагимова П.А., Абасова М.А., Тагирова К.М. Особенности формирования и исполнения местного бюджета // Экономика и предпринимательство. – 2022. - №1. – С.602-607.
14. Игнатенко В.А. роль налоговых платежей при формировании доходной части местных бюджетов // Вестник Академии знаний. – 2022. - №1. – С.428-433.
15. Кваша В.А., Великороссов В.В., Кваша О.В., Коречков Ю.В. Местные бюджеты: институциональное обеспечение формирования и исполнения // Финансовый бизнес. – 2021. - №9. – С.35-39.
16. Кириллова С.С., Горелова Ю.Н., Горохова Ю.С., Савенкова Е.Г. Повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов за счет неналоговых доходов // Наука и образование. – 2021. – Т.4. - №2. – С.589-591.
17. Клементьева Н.М., Дорожкина Е.Г., Ульянкин В.Е. Основные принципы, бюджетные пределы и ограничения в бюджетах муниципальных образования // Актуальные проблемы современности: наука и общества. – 2021. - №2. – С.40-43.
18. Коваль О.М. Формирование организационно-правовых механизмов развития и опыт наполнения местных бюджетов в странах с развитыми рыночными отношениями // Актуальные проблемы современности. – 2021. - №4. – С.16-22.
19. Корчинский В.Е., Воробец Т.И. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – Симферополь: Ариал, 2018. – 398с.
20. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 345с.
21. Мадреимов А.О. Вопросы формирования налоговых доходов местного бюджета // Финансовый менеджмент. – 2021. - №6. – С.54-63.
22. Малис Н.И., Грундел Л.П. Перспективы роста собственных налоговых доходов местных бюджетов // Самоуправление. – 2022. - №2. – С.559-562.
23. Матросова А.И. Местные бюджеты как экономическая основа местного самоуправления // Студенческий. – 2021. - №40-6. – С.6-10.
24. Мейлиев О.Р., Жураев Э.Х. Перспективы обеспечения устойчивости доходов местного бюджета // Процветание науки. – 2021. - №3. – С.79-104.
25. Мысляева И.Н. государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 445с.
26. Нурмаганбетова М.С., Даулиева Г.Р., Ниязбаева А.А. О вопросах управления и формирования финансовых ресурсов местных бюджетов // Статистика и экономика. – 2021. – Т.18. - №1. – С.37-46.
27. Огнева А.А. Проблемы формирования местных бюджетов // Молодой ученый. – 2021. - №4. – С.198-200.
28. Панфилов Р.Ю. Три кита, на которых держится местный бюджет // Журнал Бюджет. – 2021. - №12. – С.66-69.
29. Пинская М.Р., Вагин В.В., Логинова Т.А., Прокаев М.В. Увеличение налоговых доходов местных бюджетов с помощью инициативного бюджетирования // Белорусский экономический журнал. – 2020. - №4. – С.117-127.
30. Радченко А.Э. Совершенствование механизма формирования и исполнения местного бюджета // E-Scio. – 2021. - №12. – С.519-524.
31. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2020. – 333с.
32. Рамазанова М.Э. Проблемы формирования местных бюджетов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №36. – С.2061-2067.
33. Расумов В.Ш. Особенности доходов и расходов местных бюджетов // ФГУ Science. – 2021. - №2. – С.58-62.
34. Решетник Е.С. Проблемы обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов // Синергия Наук. – 2021. - №64. – С.7-14.
35. Спабеков Г.О., Бурлаков Л.Н. Повышение эффективности управления местными бюджетами // Вестник университета Туран. – 2021. - №3. – С.133-142.
36. Станкевич Э.В. Правовое регулирование порядка формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2020. - №11. – С.103-106.
37. Сухарина А.Р. Местный бюджет: сущность и значение для социально-экономического развития муниципального образования // Бенефициар. – 2021. - №97. – С.34-36.
38. Текеев М.Д. Бюджет как один из важных элементов в деятельности органов местного самоуправления // Студенческий форум. – 2021. - №13-1. – С.81-83.
39. Тиникашвили Т.Ш. Финансовые императивы формирования местного бюджета // Финансы и кредит. – 2020. – Т.26. - №8. – С1785-1803.
40. Тихонькова Е.А. Понятие местного бюджета // Вестник науки. – 2022. – Т.3. - №3. – С.71-74.
41. Ткачева Т.Ю., Васильева Л.С. Доходы и расходы местного бюджета: аналитические материалы // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: сборник научных статей. – Курск: ЮЗГУ, 2022. – С.422-426.
42. Фахрутдинова Э.Р., Валеева М.Ф. Совершенствование собираемости налоговых доходов местных бюджетов // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т.1. – №7. – С.525-530.
43. Шамурзаев С.С. Финансовый контроль за исполнением доходной части местных бюджетов // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №10. – С.189-193.
44. Шаяхметова Т.В. Механизм формирования и использования средств местных бюджетов // Студенческий вестник. – 2022. - №1-9. – С.15-17.
45. Официальный сайт Министерства финансов РФ - https://minfin.gov.ru/ru/. – по состоянию на 25.06.2022.