Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку достоинство, авторитет приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки.
Руководителю, особенно крупной организации, приходится выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми - подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п., к каждому из которых, чтобы добиться успеха, необходимо подобрать свой «ключик».
Руководитель в процессе выполнения своих обязанностей выступает в роли, которая является социальной составляющей организации. Данная роль руководителя обуславливается его метода управления персоналом и в целом организации.
В современном мире по многим представлениям роль и значение руководителя сведены к выполнению определённого ряда функций и обязательств, которые направлены на развитие организации, ее стратегического планирования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что актуальность данной темы заключается в том, что для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходимо правильно выбрать метод управления, следовательно, руководитель предприятия должен быть квалифицированным и эффективным управленцем.
Целью данной работы является анализ управления персоналом организации (на примере ОАО ПО «Севмаш»).
Задачи данной работы:
провести теоретическое исследование основ управления персоналом организации;
провести анализ управления персоналом организации АО «ПО «Севмаш»;
разработать мероприятия по совершенствованию управления персоналом АО «ПО «Cевмаш».
Объектом исследования является компания АО «ПО «CЕВМАШ».
Предметом исследования являются модели поведения руководителей в процессе управления персоналом.
Теоретическая база данного исследования заключается в нормативно-законодательной документации, учебной и научной литературе, а также данные компании АО «ПО «CЕВМАШ».
Методологическая база данного исследования заключается в применении таких методов исследования как анализ и синтез информации, табличное и графическое представление данных, проведение тестирования и опросов работников компании.
В качестве информационной базы для написания данной работы были использованы нормативно-правовые документы, регулирующие расходы бюджета РФ, учебная и научная литература в отношении понятия и структуры расходов бюджета и понятия социальной сферы, а также статистические данные Министерства финансово по расходам на социальную сферы.
Структура данной работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка используемой литературы.
Во введении приведено обоснование актуальности данной темы работы, сформулирована основная цель исследования и задачи, с помощью которых будет достигнута цель исследования. Так же во введение приведены объект и предмет исследования, основные методы обработки информации и информационная база.
В заключение данной работы приведены основные выводы, сделанные на основание проведенного исследования.
В списке литературы отражены основные источники литературы, которые были использованы в процессе написания работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие управления персоналом организации
Под системой управления персоналом понимается система, реализующая функции управления персоналом предприятия.
По мнению Долженко Р.А.: «Система управления персоналом является непременной составляющей для функционирования и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и независимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления определяет успех развития компании» .
По мнению Н.В. Суровкина: «Управление персоналом является системой, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определённых методов».
Управление персоналом – прежде всего, научная дисциплина. Так, по мнению В.А. Спивак: «Управление персоналом – это комплексная прикладная наука об организационно-экономических, административно-управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом)».
В качестве наиболее полного определения возьмем определение А.Я. Кибанова, который под управлением персоналом понимает «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающую разработку кадровых концепций и стратегии, кадровой политики, принципов и методов управления персоналом» .
Ряд авторов употребляет понятия «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом» как синонимы, другая группа авторов считает, что термин «управление человеческими ресурсами» акцентирует внимание на стратегических аспектах принятия кадровых решений, а понятие «управление персоналом» в большей мере характеризует повседневную оперативную работу с кадрами (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»
Сфера деятельности Цель деятельности Типичные функции Кому докладывают о выполнении
Управление человеческими ресурсами (стратегический аспект) Решение глобальных, долговременных, принципиально новых задач Планирование человеческих ресурсов
Развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации
Планирование затрат на персонал в рамках общих затрат организации Директору
Управление персоналом (оперативная деятельность) Решение повседневных проблем, которые требуют административного вмешательства Подбор и расстановка кадров
Управление трудовой мотивацией
Разрешение конфликтов
Организация оценки персонала
Организация оплаты труда Заместителю директора
Цели управления персоналом можно понимать как определение потребностей работников, которые должны быть удовлетворены с целью повышения эффективности их труда.
Блок социальных целей персонала построен на рис. 1.
Рисунок 1 Система целей, позволяющая реализовать социальные потребности, с точки зрения персонала организации
С позиции блока управления можно представить другой блок целей (рис. 2). Целевые задачи двух блоков не входят в противоречие. Это является основой взаимоотношение системы управления и персонала, хотя цели двух подсистем различаются. Цель управления заключается в извлечении прибыли. Цель персонала удовлетворение социальных потребностей каждого работника .
Рисунок 2 Система целей администрации по использованию персонала и условия их достижения
На основании представленных целей ведется формирование системы управления персоналом на базе принципов и научно разработанных методов управления персоналом.
1.2. Особенности системы управления персоналом организации
Рассмотрим особенности системы управления персоналом организации. Так, различием американской и японской системы управления персоналом является то, что ориентацией японской модели является социальный пакет при небольшой заработной плате. В американской системе – наоборот .
Характерные черты модели управления персоналом в западноевропейских школах менеджмента представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные элементы западноевропейской модели управления персоналом
Элемент Характеристика
1 2
Функции службы управления персоналом Их деятельность направлена на выполнение следующих функций:
- обеспечение всех участков производства необходимыми работниками;
- обеспечение непрерывного обучения и повышения квалификации всех работников
Подбор При подборе специалистов на руководящие должности немецкие организации руководствуются правилом выбирать их из своих рядов.
Аттестация работников Оценка в разных компаниях проводится по ряду различных показателей. Аттестация проводится, как правило, один раз в год. Большую роль при оценке персонала играет самооценка сотрудника.
Оплата труда Одной из основных особенностей мотивации персонала в западноевропейских странах является распространение партнерских отношений между предпринимателями и рабочими.
Мотивация персонала Высокий уровень социальной защищенности, льгот и компенсаций.
Расходы на персонал Расходы на персонал делятся на основные и дополнительные.
Развитие персонала В европейских организациях исключительную роль играет обучение и развитие персонала.
Систематизация исследований по эффективности западноевропейской школы менеджмента, представленная в табл. 2, показывает, что европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени.
Польза от изучения опыта зарубежных стран для российского менеджмента заключается в возможной интеграции всего лучшего, что было выработано в культуре бизнеса рассмотренных выше систем управления персоналом. Например, заслуживают внимания управленческие решения руководства зарубежных фирм к качеству реализуемых социальных программ, к обслуживанию рабочих мест, персонифицированному подходу к сотрудникам, решению вопросов мотивации и ротации, которые могут быть использованы руководством отечественных предприятий с учетом особенностей ведения российского бизнеса.
Основной результат системы управления персоналом обеспечение персоналом, его производительности и результативности. Для получения данных результатов следует осуществлять инвестирование в данном направлении. Можно выделить следующие группы подходов к оценке эффективности персонала (табл. 3):
ориентированные на конечные результаты деятельности всей организации (прибыль, рентабельность, производительность, объемы производства и пр.).
ориентированные на показатели трудовой сферы и социального характера (производительность труда, выполнение норм выработки, использование рабочего времени, морально-психологический климат, мотивация, удовлетворенность трудом и пр.) .
ориентированные на результаты деятельности системы управления персоналом (оценка степени реализации целей СУП, система требований (принципов) к эффективному функционированию).
Таблица 3
Подходы к оценке эффективности системы управления персоналом
Подход Содержание подхода Достоинства и недостатки
1 2 3
С выходом на конечный экономический эффект организации (А.Я. Кибанов, Ю.Г. Одегов, Т.С. Хачатуров и др.) Индикаторы эффективности – конечные результаты деятельности организации (прибыль, рентабельность, объемы производства, себестоимость и пр.) Преимущества: Простота расчетов, количественная определенность показателей, статистическая верность оценки Недостатки Невозможно нивелировать влияние множества производственных факторов и оценить непосредственно влияние системы управления персоналом на общую эффективность, отсутствует связь с затратами на управление персоналом
С выходом на трудовые показатели и социально-психологические параметры (Е.В. Маслов, С.В. Шекшня, А.А. Крылов, Ю.В. Прушинский, А.П. Егоршин, Ю.А. Цыпкин и др.) Индикаторы эффективности – производительность труда; процент выполнения норм выработки; потери рабочего времени; качество труда рабочих; трудоемкость продукции, удовлетворенность трудом и др. Преимущества. Более прямая связь с деятельностью системы управления персоналом, количественная определенность экономических показателей, статистическая верность оценки, учет качественных параметров, социально-психологических характеристик Недостатки Эффективность управления персоналом не в «чистом» виде, а с учетом влияния других производственных факторов, комплексная оценка усложняет методику, высокая трудоемкость применения, отсутствует связь с затратами на управление персоналом
С выходом на непосредственную оценку эффективности управления персоналом (А.А. Лобанов, В.Д. Патрушев, Б.З. Мильнер, А.С. Головачев, А.П. Вавилов и др.) Индикаторы эффективности – степень достижения целей в системе управления персоналом, степень реализации требований к эффективному функционированию системы Преимущества Оценка результатов деятельности непосредственно по управлению персоналом, возможность оценки не только количественных, но и качественных параметров деятельности, возможность проследить влияние системы управления персоналом на конечные результаты деятельности организации Недостатки Сложность, высокая трудоемкость применения, субъективность при применении методов экспертной оценки, отсутствие прямой связи с экономическими показателями деятельности организации, отсутствует связь с затратами на управление персоналом
Еще одним из интересных подходов к оценке эффективности системы управления персоналом (впрочем, как любой системы и любого процесса), является метод системы требований (принципов) к эффективному функционированию системы управления персоналом. Основной смысл этой методики заключается в следующем положении: чем больше и полнее реализуются требования, тем эффективнее система .
Целевая модель эффективности и система требований к ее эффективному функционированию могут применяться отдельно. Объединение этих подходов делает оценку более объективной. Но следует отметить, что использование данной методики на практике затруднительно, так как она сложна для разработки и трудоемка, следовательно, требует больших затрат.
Кроме того, в данной методике именно затраты на реализацию целей и не учитываются.
Наиболее простым в практическом применении можно считать метод требований к эффективному функционированию системы управления персоналом.
Сущность этого метода заключается в том, что в организации с учетом специфики ее деятельности и существующей модели управления персоналом, а также ориентации на ее развитие разрабатываются требования, которые обеспечат эффективное управление персоналом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулхаирова Э.М., Столяренко А.В. Применение коучинга для повышения производительности труда в системе управления персоналом торговой организации // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2020. № 4 (70). С. 20-27.
2. Аврамчук Л.В. Роль и место управления персоналом в системе управления организацией // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. № 4. С. 177-187.
3. Акельева Д.В. Управление персоналом предприятия / Д.В. Акельева // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2019. – № 1. – С. 8-13
4. Алексахина В.Г., Китова А.А. Пути повышения эффективности управления персоналом в организации на примере королёвского управления социальной защиты населения // В сборнике: Инновационные аспекты повышения эффективности деятельности промышленных предприятий. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 17-24.
5. Андрианова И.А., Жучкова А.А. Отличия управления человеческими ресурсами проекта от классического управления персоналом организаций // Молодой ученый. 2021. № 49 (391). С. 75-76.
6. Арутюнов В. В. Управление персоналом: учеб. пособ. / В. В. Арутюнов, И. В. Волынский. – Ростов-на-Дону Феникс, 2017. – 423 с.
7. База данных учебного материала «управление персоналом: персонал организации, понятие, специфика управления; место и роль управления персоналом в системе управления организацией» / Чекменева Е.В., Прохорова В.В., Селезнев Д.А. // Свидетельство о регистрации базы данных 2021621002, 19.05.2021. Заявка № 2021620874 от 04.05.2021.
8. База данных учебного материала «управление персоналом: система управления персоналом организации; кадровая политика организации и стратегическое управление персоналом» / Чекменева Е.В., Прохорова В.В., Селезнев Д.А. // Свидетельство о регистрации базы данных 2021621081, 25.05.2021. Заявка № 2021620958 от 04.05.2021.
9. Байчоров И.И. Совершенствование системы управления персоналом в коммерческой организации // В сборнике: Молодая наука – 2019. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 88-90.
10. Бахаев В.Д. Место и роль управления персоналом в современной организации // В сборнике: экономика, управление, общество: история и современность. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 213-218.
11. Веснин В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 321 с.
12. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский. – М.: МГУ, 2016. – 443 с.
13. Воронкова Д.Е., Богданова И.О. Проблемы управления персоналом организации // В сборнике: экономика и менеджмент в условиях цифровой трансформации: проблемы, опыт и тенденции. Сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2021. С. 55-59.
14. Гадецкий В.Г., Ильина К.С. Управление персоналом в государственных организациях // Вестник ГГУ. 2020. № 3. С. 93-98.
15. Гарфетдинов Р.А. Методы управления мотивацией персонала в практике управления современной организации // Вестник науки. 2019. Т. 2. № 1 (10). С. 112-116.
16. Жулина Е.Г. Оплата труда и ее роль в системе управления персоналом организации // В сборнике: Социально-экономические инновации в условиях цифровой трансформации. Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией Е.Г. Жулиной. 2019. С. 42-48.
17. Зарубина Е.В. Система управления персоналом и ее роль в управлении организацией // Актуальные вопросы современной науки. 2020. № 2 (26). С. 60-64.
18. Ивутина А.Е. Роль управления персоналом в современной организации // В сборнике: Современные инновации в экономике, технике и обществе. Сборник материалов II Ежегодной научной конференции магистрантов Технологического университета. 2019. С. 94-100.
19. Изгилова М.И. Персонал образовательной организации как объект управления // Постулат. 2020. № 2 (52). С. 13.
20. Инновационные методы в управлении персоналом организации / Саенко И.И., Лесникова Н.И., Мкртычева М.Г. // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 10. С. 182-186.
21. Коргина О.А. Социально-психологические технологии в управлении персоналом организации // Вестник Академии знаний. 2022. № 1 (48). С. 125-131.
22. Коробкова А.В. Управление персоналом организации // В сборнике: Государственное и административное управление в России: история и современность, цифровизация, инновации, интеллект. Молодежный взгляд. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2020. С. 235-237.
23. Маратканова Э.М. Управление карьерой как составляющая стратегического управления персоналом организации // В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 175-179.
24. Михайлова О.П., Алиева А.Д. Применение инструментов управления качеством с целью развития управления персоналом в организации // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 3035-3039.
25. Опейкина Т.В., Попова М.А. О взаимосвязи стратегического управления организацией и стратегического управления персоналом // В сборнике: информационные и управленческие технологии в экономике. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 47-50.
26. Острик В.Ю., Вьюн А.И. Формирование стратегии управления персоналом организации / В книге: Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского. V научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. Сборник тезисов участников. Секция «Современные технологии управления персоналом». 2019. С. 57-59.
27. Павлов В.А., Милая А.В. Стратегия управления персоналом как элемент эффективного управления организацией // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Чебоксары, 2021. С. 35-39.
28. Пацека В.В., Серенко И.А. Теоретические аспекты управления карьерой персонала в системе управления современной организации // Международный научный студенческий журнал. 2019. № 9. С. 157-160.
29. Принципы управления персоналом как основа системы управления персоналом организации / Зарубина С.Д., Ямалова К.И., Калошина Т.Ю. // В сборнике: Современный взгляд на будущее управленческой науки. Сборник трудов сборник трудов Всероссийской (национальной) студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 83-85.
30. Ребрикова Н.В. Особенности использования рекрутинга в системе управления персоналом организации // Инновации и инвестиции. 2021. № 5. С. 79-82.
31. Тесленко И.Б., Кирьянова Е.С. Понятие, цели, функции стратегии управления персоналом и значение подсистемы управления персоналом в общей системе управления организацией // Молодой ученый. 2020. № 30 (320). С. 127-130.
32. Хайруллина А.М. Управление персоналом в организации здравоохранения на примере консультативной поликлиники №3 Г.Иннополис // Матрица научного познания. 2020. № 4. С. 196-200.
33. Хрипкова В., Лабужская Т.И. Влияние цифровых технологий на организацию системы управления персоналом страховой компании // В сборнике: государственное, региональное и муниципальное управление в россии: стратегия прорывного развития. Оренбург, 2020. С. 129-134.
34. Худобина Г.И., Чуприна И.Н. Проблемы управления персоналом в организации // В сборнике: Современные проблемы экономики АПК и их решение. Материалы III Национальной конференции. 2020. С. 256-258.
35. Шарапова А.И. Роль службы управления персоналом в структуре управления организацией // В сборнике: актуальные вопросы современной науки: теория, методология, практика, инноватика. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 182-189.
36. Health management в системе управления персоналом организации на примере региональной компании / Михайлова А.В., Попова Л.Н., Григорьева М.К. // Кадровик. 2021. № 7. С. 6-21.
37. Karimov Sh.H. Improvement of the personnel management system in the hotel business when organizing tourist routes // Cognitio rerum. 2021. № 7. С. 20-22.
38. http://www.hro.ru/hrm/
39. http://www.aup.ru/
40. http://www.jobgrade.ru/