Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста, одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение его качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным в настоящее время потребностям личности, общества, государства. Перед образованием стоят задачи, которые, по замыслу авторов ФГОС ООО, ориентированы на формирование личности, способной к самоорганизации, эффективному осуществлению любой, и в частности, познавательной деятельности[1]. В современной школе реализуется системно-деятельностный (компетентностный) подход, который, помимо прочего, отражает необходимость развития познавательных процессов школьников (О.В.Андронова, В.А.Болотов, Е.Е.Вишнякова, Е.В.Власова, С.И.Заир-Бэк, Л.Е. Зелененькая, И.В. Муштавинская, А.В.Федоров и др.).
Особую значимость приобретает начальный этап образования, как базовый в основе дальнейшего развития личности, умения учиться, самоорганизации, приобретения социальных навыков взаимодействия и много другого.
В настоящее время центральной целью начального образования является формирование умений и последующее развитие способности учащихся самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их решения, самостоятельно контролировать и оценивать свои достижения. В контексте ФГОС НОО учащиеся должны строить и осуществлять образовательный процесс сами.
При реализации новых стандартов учитель, задумываясь о развитии личности ребенка, должен выходить за рамки своего предмета, что и предполагает формирование универсальных учебных действий (УУД). В педагогической литературе УУД описаны как система обобщенных действий ученика, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению знаний и социального опыта, что рассматривается также и в качестве образовательных результатов обучающихся. Различные типы уроков способствуют формированию всех видов УУД. Начиная с первых дней обучения, перед ребенком ставятся различные учебные задачи. Уже в середине первого класса ребенок может самостоятельно объяснять последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для решения поставленной задачи. К четвертому классу у ребенка формируется потребность самостоятельно дойти до сути проблемы, найти, возможно, не одно ее решение. Универсальные учебные действия помогают ребенку выявлять наиболее удобные способы решения поставленных задач и демонстрации образовательных результатов
Проблема исследования обусловлена значимостью обоснованной систематизации и построения типологии уроков как основной формы организации деятельности в школе. Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи, обусловливает постановку целей урока, которые уже ориентированы на конкретные образовательные результаты обучающихся в рамках методологии и системы образовательно-воспитательной деятельности в начальной школе. Которая, в свою очередь, ориентирована на стимулирование и оптимизацию образовательных результатов обучающихся. Проблема соотношения влияния различных типов уроков на образовательные результаты обучающихся – одна из ключевых для практики. Отмечается дефицит практических разработок, рекомендаций по проблеме соотношения различных типов уроков и образовательных результатов. Происходит поиск наиболее эффективных форм, методов, средств обеспечения образовательного процесса эффективными формами организации деятельности в школе для достижения различных образовательных результатов.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы исследования: «Влияние разных типов уроков на образовательные результаты обучающихся начальных классов.
Цель исследования: апробировать разные типы уроков в начальной школе и выявить их влияние на образовательные результаты обучающихся начальных классов.
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: влияние разных типов уроков (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний; урок развивающего контроля) на образовательные результаты обучающихся начальных классов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.
2) изучить особенности уроков различных типов.
3) провести опытно-экспериментальную работу по использованию различных типов уроков в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение научной, педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование).
Опытно-экспериментальная база исследования. Апробация модели оптимизации образовательных результатов с помощью различных типов уроков осуществлялась в образовательной организации: МОУ «Центральная школа» Рязанская область, п. Центральный с учащимися 3-го класса, 15 детей, учитель Семилетникова Оксана Андреевна.
Практическая значимость и реализация основных результатов выпускной квалификационной работы.
Апробация различных типов уроков и выявление влияния их на образовательные результаты поможет учителю или практиканту планировать свою образовательно-воспитательную работу с детьми.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Разные типы уроков в начальной школе и возможности их влияния на образовательные результаты
1.1.Виды образовательных результатов в современной начальной школе
Ориентация на результаты образования представляется важнейшим компонентом конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [32]. Образовательный результат здесь – это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами 1. Образовательные результаты выполняют функции:
- нормативной базы образовательного процесса;
- основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплектов (УМК) и, следовательно, содержания учебного предмета или образовательной области;
- основы итоговой аттестации учащихся;
- основы аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения.
Образовательные результаты являются основной для отбора образовательных ресурсов (учебников, технологий, оборудования и пр.), необходимых для их достижения 32.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя [11]:
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.
2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
3. Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам [1].
Рассмотрим три выделенных группы образовательных результатов более подробно 11.
Предметные результаты обучения.
Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [42] В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе. Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине.
Метапредметные результаты обучения.
В соответствии с ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха [1, с. 9–10].
Личностные результаты обучения.
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. ФГОС НОО основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни 1, 11.
К перечисленным результатам следуют добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия». В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений [11].
В условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка 24.
Прочтение вышеуказанных видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, понятны способы их достижения и способы измерения. Другие результаты (деятельностные) – универсальные учебные действия, компетенции – как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. №1. 2002. С. 24 – 33.
2. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н. Н.Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
3. Андрианова, Г. А. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Г. А Андрианова, А.В.Хуторской, Г.М. Кулешова. – М.: Научно- внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 213 с.
4. Антонова, О. Проектирование современного урока / О. Антонова, Н. Елисеева. –// Основы безопасности жизнедеятельности. – 2019. – № 3. – С. 28-30.
5. Атаманская, М. С. Современный урок – это урок, развивающий ученика / М. С. Атаманская. – Текст : непосредственный // Физика в школе. – 2020. – № 1. – С. 17- 20.
6. Арпентьева, М. Р. Дидактическая коммуникация с использованием современных медиатехнологий / М. Р. Арпентьева // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. – Сборник статей. — Ред. колл. С.В. Венидиктов (отв. ред.), Ю.П. Шкаплеров и др. — Могилев: Могилевский институт МВД Республики Беларусь, 2015. — 468 с.
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.,В. Володарская И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
8. Азимова, Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании / Ф. Р. Азимова. – Текст : непосредственный // Достижения науки и образования. – 2018. – № 15 (37). – С. 66-68.
9. Болотов, В. А. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы / В. А. Болотов, Д. Спиро // Директор школы. – 1995.- №1. – С. 67-73.
10. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 22.08.2022).
11. Вишнякова, Е. Е. Развитие критического мышления через чтение и письмо / Е. Е. Вишнякова // Открытое образование. – 2006.- №3. – С. 65-73.
12. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Методические рекомендации / А. Б. Воронцов. – М.: ОИРО, 2010. — 64 с.
13. Галицких, Е. О. Воспитательные ресурсы современного урока / Е. О. Галицких, Н. П. Терентьева. – Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. – 2018. – № 1. – С. 55-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32764920 (дата обращения: 17.08.2022).
14. Гелясина, Е В. Сетевой урок как феномен современной дидактики / Е. В. Гелясина. –// Дистанционное и виртуальное обучение. – 2018. – № 2 (122). – С. 43-50.
15. Гульчевская, В. Г. Интегративная технологическая модель педагогической поддержки школьников в процессе обучения : практико-ориентированная монография / В. Г. Гульчевская. – : Изд. решения, 2017. – 154 с.
16. Глаголева, Ю. И. Новое качество урока в начальной школе : Алгоритм проектирования / Ю. И. Глаголева, И. В. Казанцева, М. В. Бойкина. – Санкт-Петербург : КАРО, 2018. – 120 с.
17. Данилов Д. Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. – М.: Вита-Пресс, 2012 г. – 168 с.
18. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
19. Згурская, Т. В. Теоретические подходы к формированию познавательных потребностей младших школьников / Т.В. Згурская // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №4 (35). - Часть 3. - С. 5-7.
20. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
21. Карпенко М. П. Будущему образованию — технологию будущего // Дистанционное образование. 2010 № 4, стр. 28–33. https://infourok.ru/doklad-s-prezentaciey-po-teme-... https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo.
22. Куламбаева, К. К. Становление инновационной компетентности педагога в обновленной образовательной среде школы // Инновационные подходы в решении проблем современного общества Коллективная монография / Гуляев Г.Ю. (общ. ред.). – Пенза: Наука и Просвещение, 2018. – 396 с.
23. Коробкина, Н. М. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся / Н. М. Коробкина, Е. А. Колтыкова, Ю. Н. Говорова // Вестник научных конференций, 2019. – №10-4(50). – С.54-55.
24. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
25. Казакова, Л. В. Индивидуализация психолого -педагогической работы с обучающимися в условиях глобальной образовательной среды / Л. В. Казакова, Н. С. Сердюченко // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (16-17 февраля 2016 г., Москва, МПГУ) [Электронный ресурс] : URL : http://news.scienceland.ru/2016/02/15/1333/ (дата обращения 14.08.2022)
26. Король, А. Д. Педагогика диалога: от методологии к методам обучения / А. Д. Король. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 195 с.
27. Крыгина, Т. Н. Практика пробных уроков: Типы уроков, структура, методические материалы / Т.Н Крыгина, Е. А. Краснова, О. Н. Бажкова. –Ростов н/Д, 2016. – 83 с.
28. Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – СанктПетербург : КАРО, 2017. – 144 c.
29. Малютина, Л. Г. Педагогический совет «Современные педагогические методики определения качества знаний, умений и компетентностей обучающихся» / Л. Г. Малютина // Управление современной школой. Завуч. - 2012. - №5. - С. 64-65.
30. Никонорова, Л. А. Современные и инновационные воспитательные технологии / Л. А. Никонорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 5. - С. 156–160.
31. Пинская, М. А. Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС / М. А. Пинская, И. М. Улановская. — М.: Просвещение, 2013. — 80 с.
32. Подготовка будущего учителя к проектированию современного урока : монография / Е. В. Белоглазова, Н. В. Винокурова, С. Н. Горшенина [и др.] ; под редакцией Н. В. Кузнецовой, Е. В. Белоглазовой. – Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2016. – 252 с.
33. Педагогический терминологический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/
34. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
35. Рыбакова, А. А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению / А. А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – №61, 2009. – С.51-57.
36. Ряхина, К. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников в учебной деятельности / К. Н. Ряхина // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
37. Ромась, Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах / Л. Ромась // Начальное образование. 2013. № 15 С. 2 – 11.
38. Трихин, В. В. Индивидуально-дифференцированный подход как средство преодоления школьной дезадаптации / В. В.Трихин // Время науки – The Times of Scienc. – 2017. – №4. – С.4-10
39. Степанова, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников / М. В. Степанова. – М.: Каро, 2015. 96 с.
40. Суворова, О. В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О. В. Суворова. – Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2012. –с330 с.
41. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) [Электронный ресурс]. - http://минобрнауки.рф/documents/2194/file/521/12.05.03- ФГОС.pdf. (дата обращения: 25.01.2022).
43. Хавелова, Н. А. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников / Н. А. Хавелова, Т. В. Меннибаева // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/archive/227/53032/ (дата обращения: 21.08.2022).
44. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторский // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 58–64.
45. Цыбасова, В. И. Анализ и самоанализ урока / В. И. Цыбасова. – Волгоград: ИТД «Корифей » 2010. - 179с.
46. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92
47. Шумейко, О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О. Н. Шумейко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО Издательство АСГАРД, 2016. — С. 18-25.
48. Ширшов, Е. В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. – Учебное пособие / Е. В.Ширшов. — М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. — 138 с.
49. Шамова, Т. С. Критерии современного анализа эффективности урока/ Т. С. Шамова. – М. Знание , 2009. - 208с.
50. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина - М., Педагогика, 2010. – 367с.
51. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М., Просвещение, 2014. – 184 с.
52. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. – М.: Пед. общество России, 2015. – 250 с.
53. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М. «Академия», 2014. - 276с.
54. Rogers, C. On Becoming an Effective Teacher / С. Rogers et al. – L. : Routledge, 2012. – 288 р.