Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегмент услуг по транспортировке грузов (без трубопроводного транспорта) включает деятельность специализированных транспортных организаций и предпринимателей (физических лиц), работающих по найму. Росстат включает сюда коммерческие грузовые перевозки, осуществляемые автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским и воздушным транспортом.
Автомобильные грузоперевозки – это неотъемлемое звено в цепочке, связывающей производителя товаров и конечного потребителя. В отличие от воздушного или морского транспорта, автомобильная доставка не зависит от времени года, а по сравнению с железнодорожным транспортом грузовой автотранспорт обладает высокой степенью мобильности и может доставить груз практически в любое место. Кроме этого, этот вид грузоперевозок является наиболее экономически выгодным для грузоотправителя.
Россия является участником рынка международных перевозок и при осуществлении деятельности руководствуется установленными правилами. А устанавливает эти международные правила перевозки грузов в отношении разных типов товаров Международная конвенция в области перевозок.
Логистическое управление в рыночных условиях в значительной степени определяется эффективностью организации перевозки грузов. Необходимо при этом комплексно рассматривать, оценивать и выбирать экономичные способы доставки грузов, применять прогрессивные коммерческо-правовые нормы и правила, тарифы и перевозочную документацию. В связи с выгодным географическим местоположением международные автомобильные грузоперевозки являются одним из основных направлений развития транспортной системы нашей страны, что, в свою очередь, способствует развитию экономических отношений и углублению экономической интеграции.
Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (п. "а" ст. 2 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"). В преамбуле к Федеральному закону от 16 июня 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" сказано, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Кроме того, в Основном Законе Российской Федерации закреплена еще и норма о приоритете международного законодательства над национальным.
Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. Поэтому комментируемая статья и предусматривает применение правил международного договора Российской Федерации, если нормы комментируемого Закона противоречат такому договору .
Объединение в экономический союз европейских стран направлено на интеграцию и глобализацию экономик и формирует общую базу накопленных знаний в различных сферах. На интеграцию экономики в значительной степени влияет коммуникационная система стран. В связи с этим мировое сообщество интенсивно разрабатывает единую транспортную систему, используя ресурсный потенциал и географическое расположение государств, обеспечивая их интегральное обслуживание. Эффективная и стабильная работа транспортной системы является важнейшим условием функционирования многоотраслевой экономики и реализации основных направлений программ развития.
На сегодняшний день более 30% международных грузовых перевозок приходится на автомобильный транспорт. Поэтому изучение особенностей организации и технологий такой транспортной деятельности достаточно актуально сегодня. В сфере международных автомобильных перевозок существует значительная конкуренция как между белорусскими перевозчиками, так и зарубежными. В сложившейся ситуации необходима разработка и внедрение совокупности научно обоснованных организационно- экономических мероприятий для повышения эффективности деятельности автомобильных перевозчиков с последующим повышением их конкурентоспособности.
Автомобильный транспорт настолько плотно вошел в жизнь каждого, что основная масса перевозок грузов происходит с его помощью. Все грузоперевозки делятся на три основные категории – городские, междугородние и международные. Любой тип перевозок может быть осуществлен как юридическим, так и физическим лицом. Юридическими лицами наиболее востребованы междугородние и международные перевозки, физическими – внутригородские.
Главная особенность, которой обладают международные перевозки, является процедура оформления груза в соответствии с принятыми нормативными актами, которую реализуются профессиональными юристами, логистами и представителями страховых компаний. Естественно, за счет этого увеличивается стоимость такого типа грузоперевозок. У многих клиентов транспортных компаний возникает вполне логичный вопрос о снижении стоимости таких перевозок.
Стоимость перевозок за пределы нашей страны напрямую зависит от нескольких факторов:
- Расстояния;
- Характеристик груза;
- Уровня подготовки персонала, который будет привлечен к оформлению и перевозке;
- Наличия особенностей пересечения границ в ту или иную страну.
Именно от того, насколько сложен маршрут доставки товаров, изменяется и стоимость оказания транспортных услуг. В итоге возрастают накладные расходы на товары, существенно повышая стоимость их реализации. Для сокращения таких расходов сотрудниками нашей компании «Вокруг Света» производится разработка наиболее оптимального и короткого маршрута для автомобилей, что позволяет сохранить баланс между стоимостью услуг перевозчика и сроками доставки товаров. Очень часто нашими сотрудниками производится формирование сборных грузов, которые существенно снижают стоимость доставки грузов в другие страны. Но использование такого метода возможно только при перевозке товаров, которые рассчитаны на длительное хранение.
Цель исследования – изучить и проанализировать разработку предложений по совершенствованию механизма осуществления международных дорожных перевозок (процедура МДП).
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты механизма осуществления международных дорожных перевозок;
2) совершить анализ механизма международных перевозок в группе компаний ААР;
3) разработать предложения по совершенствованию механизма осуществления международных дорожных перевозок.
Объект исследования – группа компаний ААР.
Предмет исследования - разработка предложений по совершенствованию механизма осуществления международных дорожных перевозок.
Методы исследования, которые использовались при написании данной работы – анализ специализированной литературы и полученных данных.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Рынок услуг международных грузоперевозок
Основным макроэкономическим индикатором традиционно является ВВП страны, который отражает совокупно все процессы, происходящие в народном хозяйстве. Начиная с III квартала 2011 года ВВП России обнаруживает стабильную тенденцию снижения (Рис. 1). При этом, если до 2014 года происходило только сокращение темпов роста, то во второй половине 2014 и далее ВВП стал снижаться.
Рисунок 1 - Ежеквартальная динамика ВВП России, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % к предыдущему периоду (по данным Росстат)
Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1% .
На фоне снижения темпов роста экономики в стране снижаются и объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Согласно данным Министерства транспорта РФ, объем грузоперевозок в 2014 году в стране составил 6 776,5 млн. тонн; снижение к 2013 году составило 3,5%. Объем только коммерческих грузоперевозок в 2014 году составил 2 978,6 млн. тонн, что на 3,3% ниже, чем в 2013 году.
Многие производственные и торговые компании имеют собственный автомобильный транспорт, что приводит к высокой доле перевозки грузов нетранспортными организациями. По состоянию на 2014 год, более 70% грузоперевозок и около 51% грузооборота выполнялось собственным транспортом коммерческих организаций.
Рисунок 2 - Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота транспорта всех отраслей экономики РФ в 2008-2015 гг., %
В 2014 году сократились объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, кроме воздушного. Рост этого сегмента составил 3%. В структуре грузоперевозок возросла доля железнодорожного транспорта. При этом, доля автомобильного транспорта составляет около 55%. В структуре же грузооборота преобладает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 90,9%, в то время как на долю автомобильного – всего 4,8% .
Рисунок 3 - Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2013-2014 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Рисунок 4 - Динамика коммерческих перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта всех отраслей экономики, 2014-2015 гг., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Рисунок 5 - Структура коммерческих перевозок грузов по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Рисунок 6 - Структура коммерческого грузооборота по видам транспорта РФ, 2014 г., % (по данным Минтранс РФ, РБК Исследования рынков)
Сегмент грузоперевозок является индикатором потребительской активности в стране. С первой половины 2015 года объем грузоперевозок стабильно снижается, что связано с падением платежеспособности населения и проседанием потребительского рынка.
Таблица 1 - Основные факторы риска транспортных услуг (по данным РБК Исследования рынков)
Фактор Вероятные последствия для РФ Вероятность реализации и оценка влияния на грузопотоки
Экономическая рецессия Отток капитала и снижение потребительской активности, падение объемов производства, уход с рынка малого и среднего бизнеса
Замедление роста доходов населения, сокращение платежеспособного спроса
Высокий уровень инфляции
Ослабление курса национальной валюты Неизбежно
Снижение объемов внутренних и международных перевозок
Сокращение возможностей финансовой поддержки со стороны государства
Снижение спроса на коммерческие грузоперевозки
Уход с рынка игроков с высокой долей кредитных и лизинговых обязательств
Введение взаимных ограничительных мер (санкции) Уменьшение инвестиционных возможностей правительства и государственных корпораций
Удорожание заемных средств
Сокращение взаимной торговли с ЕС, снижение объемов импорта и экспорта
Переориентация на новые рынки
Ограничение доступа на международные финансовые рынки, кризис ликвидности Неизбежно
Сокращение объемов международных направлениях (европейские рынки) на 65-70%
Повышение значимости морского транспорта и портов как транспортных узлов (импорт товаров из развивающихся стран)
Увеличение грузопотока из КНР наземным транспортом
Ухудшение финансового состояния транспортных и логистических компаний
Снижение объемов многие компании компенсируют путем повышения тарифов. Тем не менее, удорожание перевозок в большинстве случаев не компенсирует рост издержек.
Рисунок 7 - Динамика российского рынка транспортных услуг, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % (по данным РБК Исследования рынков)
К основным трендам развития рынка транспортно-экспедиторских услуг эксперты относят: продолжение снижения объемов коммерческих перевозок и грузооборота, падение стоимостных и физических показателей международных перевозок, обострение конкуренции .
Для того, чтобы определить текущее положение автомобильных грузоперевозок в общей системе транспортирования грузов Российской Федерации, необходимо проанализировать грузовые перевозки всеми видами транспорта. В соответствии со сборником «Основные показатели транспортной деятельности в России», выделяется шесть основных видов транспорта, выполняющих перевозку грузов: железнодорожный, автомобильный, магистральный, трубопроводный, морской, внутренний водный, воздушный. Согласно методологическим пояснениям Федеральной службы государственной статистики, объемом перевозок грузов является «количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщения, ширине колеи, роду грузов, направлениям перевозок. Международные автомобильные перевозки грузов, являясь наиболее прибыльными, представляют собой один из самых привлекательных для транспортных предпринимателей видов деятельности. В настоящее время эти перевозки осуществляются с сорока странами мира; составляют около 25% внешнеторгового оборота страны; более 20% всей внешней торговли России со странами СНГ обеспечивается перевозками автотранспортом; емкость рынка составляет 7 млрд. долларов. Формирование рынка международных автомобильных перевозок грузов (МАПГ) в Российской Федерации началось одновременно с процессом экономических реформ. До этого времени международные автомобильные перевозки в стране монопольно осуществлялись Совтрансавто, которое объединяло более десяти крупных автотранспортных предприятий с численностью подвижного состава от 300 до 400 автомобилей большой грузоподъемности .
Однако не смотря на рост конкуренции со стороны других видов транспорта положение автомобильного транспорта показывает его приоритет с точки зрения высокотехнологичного транспортного обслуживания, составными частями которого являются гибкость, надежность, срочность доставки грузов, стоимость услуг и т.д. Доля автомобильного транспорта достигла 4% от общего объема перевозок внешнеторговых грузов РФ (без учета трубопроводного транспорта), в том числе по стоимости - 26%. Стоимость внешнеторговых грузов РФ, перевозимых автомобильным транспортом, составляет 130 млрд. долларов в год. Суммарная емкость рынка оказания автотранспортных услуг при доставке российских внешнеторговых грузов в международном сообщении составляет 7, 0 млрд. долларов, в том числе объем доходов, приходящийся на российских международных автоперевозчиков – 3,2 млрд. долларов. Доля российских международных автоперевозчиков в обслуживании внешнеторгового оборота РФ – 40% всего объема перевозок .
Вместе с тем, в структуре объема перевозок грузов преобладает импорт, доля которого в 2015 году составила 72,3%. При этом 30% по объему перевозок от всего импорта составляют продовольственные грузы, а по стоимости грузов – 28% составляет продукция машиностроения. Распределение общего
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляев В.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие / В.М. Беляев. – М.: МАДИ, 2014. – 204 с.
2. Борисова В.В. Логистический менеджмент и его использование в межрегиональном товарообмене / В.В. Борисова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.- 2009.- №3.- С. 50-58
3. Буякова И.А. Рынок труда на селе: проблемы формирования и регулирования (на материалах Брянской области) [Текст] / И.А. Буякова // диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. Москва, 2008. – 167 с.
4. Галанов В.А. Логистика. Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 272 с.
5. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. Учебник и практикум. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 510 с.
6. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. - М. ИД "Дашков и К° - 2014.
7. Голоскоков В.Н. Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта // Креативная экономика. — 2007. — № 6 (6). — с. 75-82.
8. Григорьев М.Н. Логистика. Базовый курс. Учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 782 с.
9. Еремеева Л.Э. Интермодальные и мультимодальные перевозки. Учебное пособие. — Сыктывкар : СЛИ, 2014. — 144 с. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник / И.В. Ершова, Т.М. Иванова. - М.: Изд-во «Кнорус», 2013. - 315 с.
10. Залманова М.Е. и др. Производственно-коммерческая логистика: Учебное пособие по курсу "Логистика" для студентов спец.0608 / М.Е. Залманова, О.А. Новиков А.И. Семененко. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2010.
11. Зубков Г.С. и др. Торговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2014.
12. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,2014.
13. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы М.: ПРИОР, 2015.
14. Леншин И.А., Юрченко А.В. Практикум по логистике. М.: Машиностроение, 2014.
15. Линдерç М.Р., Фирон X.Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. СПб.: Полигон,2014.
16. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: Инфра-М, 2010
17. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А.Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014.- 368 с.
18.
19. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы М.: ПРИОР, 2015.
20. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2013. – 216 с.
21. Матюшкина И.А. Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг в современных условиях / И.А. Матюшкина, С.А. Ситник // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (79-2). - С. 467-471.
22. Матюшкина И.А. Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий / И.А. Матюшкина, О.М. Михалева, С.В. Герасименкова // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 75-78.
23. Негреева В.В. Логистика: Учебное пособие / В.В. Негреева, В.Л. Василенок, Е.И. Алексашина. СПб: Университет ИТМО, 2015. - 85 с.
24. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2010.
25. Николашин В.М., Синицына А.С. Основы логистики. Учебное пособие. — М.: УМЦ ЖДТ, 2007. — 252 с.
26. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2014.
27. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротин и В.И. Сергеева. М.: Инфра-М, 2014.
28. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та экономики и финансов,2014.
29. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра - М, 2014.
30. Ройников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 2010.
31.
32. Россия 2015: Статистический справочник / Росстат [Текст]. – М., 2015. – 693 с.
33. Сергеев, В.И. Управление цепями поставок: учебник / В.И. Сергеев. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 479 с.
34. Сергеев, В.И. Еще раз к вопросу о терминологии в логистике и управлении цепями поставок
35. / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. – 2006. – № 5. – С. 6–18.
36. Тяпухин А.П. Логистика. Учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 568 с.
37. Хмельницкий А.Д. Проблемы функционирования автотранспортного бизнеса: эволюция преобразований и стратегические ориентиры развития: монография / А.Д. Хмельницкий. – М.: РИОР: Инфра-М, 2015. – 224 с.
38. Международные перевозки. - http://finlit.online/torgovoe-delo-knigi/mejdunarodnyie-perevozki-9923.html
39. Мировая транспортная система. - https://utmagazine.ru/posts/12173-mirovaya-transportnaya-sistema
40. Мультимодальные перевозки грузов: что это такое и как их использовать в своих интересах. - http://vedinform.com/freight/container/multimodal.html
41. Правила и принципы организации международных перевозок. - http://www.artcustoms.ru/polezno-znaty/mezhdunarodnye-perevozki
42. Применение правил международного договора в автомобильных перевозках. - http://www.brokert.ru/material/primenenie-mezhdunarodnyh-dogovorov-avto-perevozki
43. Рынок автомобильных грузоперевозок: анализ и прогнозы развития. - https://www.openbusiness.ru/biz/business/rynok-avtomobilnykh-gruzoperevozok-analiz-i-prognozy-razvitiya/
44. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р). - http:// www.mintrans.ru
45. Формирование системы логистического менеджмента компаний. - http://rfnauka.ru/articles/logistika/formirovanie_sistemy_logisticheskogo_menedzhmenta_kompanii/