Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Связная речь - это высшая форма речевой деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. О сформированности связной речи судят по возможности ребёнка хорошо излагать свои мысли, описывать ситуации, пересказывать рассказы. Именно эти навыки необходимы будущему школьнику при обучении в школе. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения.
Вопросы развития связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой и другими. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной.
Особое значение приобретают вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР). Значительные трудности в овладении связными речевыми навыками у детей с ОНР обусловлены недостаточным развитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематической, лексической, грамматической, недостаточным формированием произношения и семантических сторон речи. Наличие аномалий в развитии ведущих психических процессов у детей создает дополнительные трудности в овладении связной речью.
Организация воспитания детей со слаборазвитой речью предполагает развитие навыков планирования собственных высказываний, самостоятельного ориентироваться в речевых условиях, самостоятельно определять содержание своих слов.
Актуальность исследования рассматривается с нескольких сторон:
- социальной – дети дошкольного возраста с ОНР с нарушением связной речи испытывают трудности в социализации среди сверстников, тем самым нарушенная связная речь не позволяет в полной мере развить коммуникативные качества личности ребёнка;
- педагогической – патологические процессы у детей дошкольного возраста с ОНР требуют применения специальных коррекционно- педагогических методов, приёмов и средств для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе речевого развития;
- методической – в логопедической практике в арсенале логопеда присутствуют различные методы коррекции развития связной речи. Но учитывая возрастные и психофункциональные особенности детей дошкольного возраста с ОНР, приоритет необходимо направлять на использование визуальных методов обучения.
Так, применение картинно-графических схем в развитии связной речи получило своё теоретическое обоснование на социальном уровне.
Степень изученности проблемы исследования. Проблему изучения связной речи у дошкольников с ОНР исследовали многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, О.С, Ушакова.
Среди подходов к построению связной речи также выделяется аспект, в котором используются элементы мнемотехники. Мнемоническая таблица - это схема, в которую помещается определенная информация. Авторы интерпретируют это понятие по-разному. Например, В.К. Воробьева называет такую методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова – картинно-графическими планами.
В настоящее время существует множество исследований, посвященных возможностям использования картинно-графических схем на логопедических занятиях.
Из вышесказанного следует отметить, что рассмотренные методы и технологии формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи позволяют по-разному проводить коррекционную и логопедическую работу, что, в свою очередь, помогает преодолеть недоразвитость речи. Использование картинок и графических схем способствует не только формированию связной речи у дошкольников, но и развитию психических функций.
Проблема исследования: каковы возможности использования картинно-графических схем в развитии связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Тема исследования: «Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием картинно-графических схем».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём доказать эффективность использования картинно-графических схем, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием картинно-графических схем.
Ограничение исследования: в исследовании мы рассматриваем старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что связная речь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет развиваться успешно при использовании картинно-графических схем, отвечающих следующим требованиям:
1) они содержат изображения, соответствующие ключевым словам рассказов;
2) они включают символы, указывающие на последовательность необходимых предложений для рассказов;
3) они имеют достаточное, регулируемое количество картин и символов, относящихся к составлению корректного рассказа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме развития связанной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием картинно-графических схем.
2. Экспериментально выявить особенности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность логопедических занятий направленных на развитие речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием картинно-графических схем.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: изучение медико-педагогической документации детей, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателя и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности при решении задачи развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием картинно-графических схем.
База исследования: Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение детский сад «Золушка» города Ясный, Оренбургской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ
1.1 Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Особенности развития связной речи представлены в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методологической литературы.
Многие авторы учитывают особенности связной речи и её особенности развития с разных сторон.
A.M. Бородич даёт следующее определение понятию «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей [5].
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, связная речь неотделима от мира мысли: связь речи - это связь мыслей. Связная речь отражает логику мышления ребёнка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребёнок формирует свои слова, мы можем судить об уровне речевого развития [7].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что связная речь - это та, которую можно хорошо понять, основываясь на её собственном тематическом содержании [31].
А.А. Леонтьев пишет: «Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, а последовательность взаимосвязанных мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях» [21, с. 36].
Научившись говорить, ребёнок учится думать, но, научившись думать, он также совершенствует свою речь.
В.П. Глухов считает, что основная функция связной речи - коммуникативная. Связная речь - это тематически связанные части речи, которые представляют собой единое семантическое, структурное целое речи [10].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь на современном этапе развития науки как вид речевой деятельности, являющийся результатом текстового сообщения [6].
Связная речь, по мнению Н.П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп общения:
- логический - интерес речи к объективному миру и мышлению;
-функциональность и стиль - важность общения для партнеров по общению;
- психологический - интерес речи к областям общения;
- грамматический - соответствие речи структуре языка [12].
M.M. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает как диалогические, так и монологические формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методов их формирования [1].
В.П. Глухов и O.С. Ушакова считают, что диалогическая речь (диалог) – это форма речи, состоящая из обмена выражениями-репликами, она формируется в первую очередь в процессе развития и имеет ярко выраженную социальную направленность. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, способные изменить значение слова [10; 35].
B.P. Глухов утверждает, что диалог на самом деле является основной формой разговора и служит непосредственно потребностью в живом общении [10].
В.П. Глухов выделяет следующие критерии диалоговой речи:
- адекватное (всестороннее) раскрытие темы (предмета разговора);
- семантическая целостность и структурное единство, определяемое адекватным использованием определенных лингвистических и неязыковых средств состояния связи [11].
Монолог, по мнению О.С. Ушаковой, впитывает развитие звуковой культуры языка, словарный запас, грамматическую систему, и это происходит в тесной связи с развитием всех аспектов речи - лексического, грамматического, фонетического [35].
Монологическая речь, по определению А.Р. Лурия, – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [23].
Л.П. Якубинский отмечает, что для монолога характерно:
длительность и обусловленная его связностью построенность речевого ряда;
односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику;
наличие заданности предварительного обдумывания [41].
Приняв позицию Л.П. Якубинского о монологе как особой форме общения, Л.С. Выготский характеризует монологическую речь как высшую форму речи, исторически сложившуюся после диалога. Отмечая специфику монолога (как устного, так и письменного), Л.С. Выготский видит необходимость в его особой структурной организации, сложности композиции, максимальной мобилизации слов [7].
А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн выделяют основные характеристики монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольный, детализированный, логический порядок изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное использование невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи в том, что её содержание, как правило, предопределено и заранее спланировано [23; 31].
O.A. Нечаева отмечает, что в дошкольном возрасте основными функционально-смысловыми типами устной монологической речи являются определение, повествование и основные рассуждения [27].
Описание - это специальный текст, который начинается с общего описания и названия объекта, за которым следует список характеристик, атрибутов, действий. Описание завершает последнее утверждение, которое оценивает предмет или даёт заявление по этому вопросу. Описание имеет статическую, не жёсткую конструкцию, которая позволяет перемещать, заменять компоненты. Изучение того, как создавать текстовые аннотации, поможет детям получить базовое представление о структуре и функциях пояснительного текста.
Повествование - это сообщение фактов, содержащихся в отношениях логической согласованности. Повествование описывает любое событие, которое развивается с течением времени, включая «динамику». Структура повествования - начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) - должна быть четко сохранена. Работа, направленная на формирование представлений о структуре повествования, развивает у детей способность анализировать структуру художественного текста и переводить полученные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение - это особый тип утверждения, отражающий причинно-следственную связь любого явления (фактов). Структура монологического аргумента включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод из него. В таких утверждениях у детей развиваются навыки рассуждения, логического мышления, объяснения, доказательства, вывода, обобщения того, что выражается.
Такие высказывания могут появляться в грязной (смешанной) форме в связанных текстах дошкольников, когда элементы объяснения или рассуждения включены в повествование или наоборот [30].
Как отметили Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет, можно оценить состояние связной речи у ребёнка по следующим показателям: логичность, связность, связность, цельность и цельность высказывания [29].
Логика речи - это коммуникативное качество, которое иллюстрирует аргумент в пользу формализации содержания, выраженного последовательным, последовательным образом.
Связность речи - одна из основных характеристик речевой деятельности человека. Это отражает степень взаимосвязи между собой произнесенных им слов. В связной речи каждое слово является логическим продолжением ранее произнесенного слова.
Целостность речи - это полное словесное выражение мысли. Полная речь считается разговорной речью с дополнениями, вводными конструкциями, причастиями и причастными оборотами.
Целостность речи напрямую зависит от уровня сформированности активного словарного запаса дошкольника.
Последовательность - это план событий, аккуратно организованный в порядке времени. От того, насколько точно выстроена последовательность событий, зависит степень информативности и концептуальность высказывания.
Целостность - это свойство текста в целом, которое определяет его как единую семантическую структуру [18].
Таким образом, связная речь - это совокупность тематически значимых частей речи, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое семантическое и структурное целое. Соответствующая речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Диалоговая беседа возникает, когда два или более собеседника общаются напрямую. Монологическая речь - это связная речь человека, коммуникативная цель которой - сообщить какой-либо факт. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстуальна и более широко обобщена, с тщательным подбором адекватных лексических средств и разнообразным использованием, включая сложные синтаксические конструкции.
Охарактеризовав понятие «связная речь» и выявив её основные компоненты, перейдем к изучению особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
2. Арсеньева, М.В. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи: (на материале детской художественной литературы) / М. В. Арсеньева, Л. Б. Баряева // Специальное образование. – 2019. – № 4 (56). – С. 17-26.
3. Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 240 с.
4. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2017. – №7. 6. – С. 35-38.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич . – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгоский. – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с.
8. Галкина, С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта / С. Ф. Галкина. // Логопед. – 2019. – №5. – 19-27 с.
9. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. – М., 2019. – 231 с.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
11. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология – 1994. – № 2. – С. 52-76.
12. Ерастов, Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. – Ярославль. 1982. – 129 с.
13. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
16. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 2018. – 208 с.
17. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: 2020. – 86 с.
18. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Сфера, 2017. – 128 с.
19. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схема: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. М., 2019. – [Электронный ресурс] // Университетская библиотека онлайн. – Режим доступа: http :// biblioclub. ru/.
20. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –М.: Просвещение. 1969. – 214 с.
22. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
23. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. – М.: МГУ, 1975. – 65 с
24. Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
25. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
26. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
27. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
28. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
29. Плещенко, Т.П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2017. – 544 с.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
32. Сергеева, Е. Е. Использование метода наглядного моделирования для формирования связной речи дошкольников с ОНР / Е.Е. Сергеева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2019. – №29. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-dlya-formirovaniya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-s-onr.
33. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопедия. – 2019. – №1. – С. 22-25.
34. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». – 2017. – 112 с.
35. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
36. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 288 с.
37. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 480 с.
38. Шаховская, С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей / С.Н. Шаховская. – М., 2019. – 165 с.
39. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.
40. Шмидт В.Ф. Психоаналитические и педагогические труды / под науч. ред. С.Ф. Сироткина. Ижевск : ERGO, 2009. – 346 с.
41. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. – Спб., 2017. – 259 с.
42. Яшина, В. И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет / В. И. Яшина. // Хрестоматия по теории и методике развития речи. – М.: 1999. – № 1. – С. 456-460.