- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие элементарных навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Развитие элементарных навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями"?75 страниц
71 источник
Добавлена 29.06.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 6
1.1 Языковой анализ и синтез как необходимый навык для овладения письмом и чтением 6
1.2 Обучение дошкольников элементарным навыкам языкового анализа и синтеза 14
1.3 Речевые нарушения у детей дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 32
2.1 Организация и методика экспериментального изучения 32
Выводы по 2 главе 46
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 49
Выводы по третьей главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Приложение 1 76
Приложение 2 80
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Процессы развития у дошкольников правильной с фонетической, лексической, грамматической точки зрения, позволяющей овладеть навыками грамотной речи и помогающей подготовиться к школьному процессу, всегда являлись и остаются одними из самых актуальных в системе дошкольного образования. Формирование правильных речевых навыков – важный критерий подготовленности дошкольников к продолжению обучения в школе, а также гарантия эффективного усвоения навыков письма и чтения.
Многие исследователи, например, Г.А.Каше [21], Р.Е.Левина [39], Н.А.Никашина [46], Н.В.Чемоданова [68], Т.Б.Филичева [65], Г.Е.Чиркина [65] и другие выделяют существующую взаимосвязь между уровнем речевого развития дошкольников и их возможностями овладения грамотой.
Можно с уверенностью утверждать, что год от года отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста (по данным Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной) [65], имеющих отклонения в речевом развитии. Значительное количество составляют дошкольники 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Основные затруднения связаны с выделением звуков из анализируемого слова, затруднения с четкой дифференциацией на слух выделенных звуков, затруднения с выделением акустически близких звуков, затруднения со сравнением звукового состава слов, отличающихся одним только звуком и т.п.
Дошкольники с подобными нарушениями относятся в основную группу риска по неуспеваемости по степени овладения процессами чтения и письма. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к овладению школьной программы. Основная причина – несформированность различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными будут искажения звукобуквенной структуры слова. Например, к ним мы можем отнести пропуски согласных букв при их сочетании (вариант – «варат»), пропуски гласных (собака – «абака»), перестановки букв (стопа – «псота»), добавление букв (звали – «завали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (простота – «тосопа»). Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только с точки зрения речи или внешнем аспекте, но и с точки зрения представления или внутреннем аспекте.
Нарушение деления предложений на слова проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (пошел дождь – «подошь», на улице – «нуци»), раздельном написании приставки и корня слова (проспала – «про спала»).
Исходя из вышеизложенного, первостепенным условием овладения навыками письма будет освоение дошкольникам и навыков разделения целостно звучащего речевого потока на его структурные элементы. По мнению многих специалистов, взаимосвязь умения дошкольников владеть самыми элементарными формами звукового анализа и успешным освоением грамоты очевидна. Если у детей в дошкольном возрасте с этим проблемы, то грамотно писать в дальнейшем ему будет сложно.
Несмотря на серьезную теоретическую разработанность данных вопросов в специальной литературе, методическая составляющая данных вопросов описана недостаточно последовательное и полно. Этими проблемами объясняется актуальность исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – определить содержание логопедической работы по развитию элементарных навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников 5-6 лет с речевыми нарушениями.
Объект исследования – особенности развития языкового анализа и синтеза у дошкольников 5-6 лет с речевыми нарушениями.
Предмет исследования – коррекционная работа, направленная на развитие навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Выявить степень изученности проблематики состояния языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.
2. Подобрать текстовый материал для обследования навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению навыков языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.
4. Оценить результаты исследования, сделать выводы.
5. Сформулировать и предложить методические рекомендации по развитию навыка языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями.
Для достижения вышеизложенных задач мы будем использовать следующие методы:
•Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент констатирующий, беседа, сравнение.
•Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования, конспектирование, цитирование.
•Методы обработки результатов: качественные и количественные.
Теоретической методологической основой данной дипломной работы являются труды таких отечественных авторов как Г. М. Андреева [1], Л. С. Выготский [6], А. Н. Гвоздев [8], Г. А. Каше [21], О. А. Крысанова [32], Р. И. Лалаева [36], А. А. Леонтьев [38], Р. Е. Левина [39], А. Р. Лурия [43], Г. В. Чиркина [65], Т. Б. Филичева [65], О. С. Ушакова [59].
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможном использовании результатов исследования, а также разработанных методических рекомендаций по развитию навыка языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями в практической деятельности воспитателей, работников дополнительного образования, студентов, родителей.
Базой дипломного исследования является Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2075».
Работа включает: введение, три главы, список литературы, состоящий из шестидесяти семи источников и одного приложения.
В первой главе освещаются теоретические основы изучения навыка языкового анализа и синтеза. Вторая глава содержит в себе изучение навыка языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями. В ней проводится описание содержания методов и анализ констатирующего эксперимента. Третья глава посвящена методическим рекомендациям по развитию навыка языкового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 3 рисунками. Список литературы включает 67 источников, 16 из которых изданы за последние 5 лет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1.1 Языковой анализ и синтез как необходимый навык для овладения письмом и чтением
Под языковым анализом и синтезом подразумевают универсальные синтетические комплексные функции, формирующиеся у индивида постепенно. Развитие функций языкового анализа и синтеза происходит по следующим параметрам:
- развитие навыков фонематического анализа;
- развитие навыков слогового анализа и синтеза;
- развитие навыков анализа структуры предложения.
Именно навыки выделения звуков в слове определяет фонематический анализ. Слоговой анализ и синтез предполагает умение разделять и соединять слоги в определенной последовательности в единую структуру – слово, что играет значительную роль для усвоения навыков письма. Слоговой анализ помогает детям более эффективно осваивать звуковой анализ слова. У детей с нормальным развитием речевого аппарата эти процессы происходят естественно и без значительных трудностей. Напротив, у ребят с фонетико-фонематическим недоразвитие именно эта функция языкового анализа и синтеза в большей степени нарушена.
Во время дошкольного обучения дети с нормативным речевым развитием понимают, что речевой поток складывается из слов, которые в свою очередь составляют слоги, которые состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности. Дошкольники с речевыми нарушениями хуже усваивают этот материал, таким образом к старшему дошкольному возрасту или 6-7 годам осознанное отношение к звуковой системе языка у них остается сформированным не в полной мере.
А. Р. Лурия предлагал следующую структуру речедвигательного аппарата и содержание функциональных блоков, участвующих в работе мозговой деятельности [41]. Рассмотрим ее в Таблице 1.
Таблица 1 – Структура речедвигательного аппарата и содержание функциональных блоков
Речевой аппарат
Центральный (регулирующий) Периферический (исполняющий)
головной мозг 3 отдела:
1) дыхательный;
2) голосовой;
3) артикуляционный.
Блок 1 Основываясь на подкорковых составляющих, дает возможность снабдить необходимый для нормального функционирования тонус коры мозга, ее бодрствование, функционировать продолжительное время для разнообразных форм деятельности
Блок 2 Основываясь на коре задних частей полушарий, дает возможность производить прием, переработку и хранение получаемой из внешней среды информации, обеспечивает познавательные процессы. Составляющие этого блока классифицируются следующим образом:
- первичные: включают чувствительную информацию от соответствующих органов;
- вторичные: производят аналитические функции, которые приходят от первичных источников;
- третичные: помимо аналитических производят синтетические и интегративные функции; на этом уровне осуществляется переосмысление действий, направленных на выполнение определенных задач со значениями слов, сложными логико-грамматическими структурами, с отвлеченными понятиями.
Блок 3 Основываясь на коре передних частей больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную части), производит программирование, регулятивную и контрольную функции поведения индивида.
Таким образом, речевая деятельность осуществляется посредством совместной работы всех блоков. При этом каждый блок занимает определенную, специфическую часть языкового процесса.
Процессы артикуляции, двигательной организации речевого акта осуществляются на основе тончайшей регуляции сложной согласованной работы мышц речевого аппарата. Выбор речевых единиц и их сочетание, процессы кодирования смысла в речевую форму невозможны без участия наиболее высокоорганизованных структур коры головного мозга, третичных отделов переднелобной и теменно-затылочной областей.
Третичные отделы коры головного мозга обеспечивают перевод последовательно действующей акустико-моторной информации в смысловые схемы и образы. Схемы, обозначающие пространственные отношения, формируются также в теменно-затылочной области коры.
В процессе письменной речи участвуют также различные отделы затылочной и теменно-затылочной областей коры головного мозга. Различные области мозга по-разному участвуют в языковом процессе. Поражение любого из его отделов приводит к специфическим симптомам речевых нарушений.
Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Путь от центральной части речевого аппарата к периферической части представляет собой часть речевого механизма - двигательный (эфферентный) путь; обратная связь - от периферии к центру получила название афферентной (чувствительной).
Умение произносить звуки обеспечивается с помощью афферентного звена. Д. Б. Эльконин считал, что способность произнесения слов со сложной слоговой структурой предполагает и развитие навыков слогового анализа и синтеза [41].
Определение Л. С. Волковой допускает следующее понимание фонематического анализа как мыслительного процесса разложения целого на составные части (фразы — слова — слоги — звуки). Это может означать также мысленное выделение отдельных фонем, понимание соотношения отдельных частей и остальных элементов.
Синтез фонематический – это мыслительный процесс соединения частей в целое. Анализ и синтез речи тесно связаны и переплетаются.
Различные формы анализа и синтеза речи включают:
• анализ состава предложения;
• анализ и синтез слогов;
• фонематический анализ и синтез.
Умение разбивать любое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество связано с анализом структуры предложения. В овладении навыками чтения большое значение имеет умение разбивать слово на слоги. При этом значение разбора слогов заключается прежде всего в том, что на начальном этапе ребенок учится читать по слогам, сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в одно слово и узнавать слова на основе этого сочетания.
Кроме того, слоговый разбор помогает более эффективно освоить фонетический разбор слова. Слово делится на слоги. Далее слог, заключающий в себе более простую единицу речи, делится на звуки.
Процесс слогового разбора тесно связан с умением детей отделять гласные от слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных.
Степень сложности слогового анализа слова во многом зависит от характера его слоговых составляющих и трудности их произношения. Чем больше в произношении сближены звуки слога, тем легче отделить слог от слова. В открытом слоге звуки более тесно слиты в произношении, чем в открытом или закрытом слоге. Поэтому дети легче различают открытые слоги и с трудом различают обращенные и закрытые слоги. Закрытый слог более сложен в плане произношения, потому что звуки, входящие в его состав, менее слиты и более независимы друг от друга в произношении.
Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие его звуки легче, и в процессе слогового деления дети часто выделяют вместо одного слога два, называя звуки (с-у-м-ка, со-ба-ка).
Фонематический анализ включает в себя как простые, так и сложные формы анализа звукового строя слова.
Простые формы фонематического анализа включают определение наличия (отсутствия) тона и определение первого (последнего) тона.
Сложные формы определяют количество звуков (количественный анализ), определяют порядок звуков (последовательный анализ), определяют положение звука в слове по отношению к другим звукам (позиционный анализ). Эти формы возникают у детей только в условиях специального обучения.
Разложение слова на его фонетические составляющие — сложная психическая функция, требующая высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с нарушениями речи эта форма языкового анализа и синтеза наиболее нарушена.
В работах Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой отмечается следующая систематизация нарушений:
1. Нарушения звукобуквенного состава слова: пропуски, перестановки, вставки, персеверации, контаминации букв, слогов (например, вместо парта - парата, вместо перемена - пемена, вместо каблук - клабук).
2. Нарушения состава предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, истеплых стран летя грачи - вместо из теплых стран летят грачи) [29;30].
По мнению И. Н. Садовниковой, несформированность навыков звукоанализа приводит к следующим видам ошибок речевого анализа и синтеза: пропуску, перестановке, вставке букв или слогов.
А.Н. Корнев систематизирует ошибки анализа и синтеза речи по следующим основаниям:
1. нарушение разбора предложений: последовательного написания слов, предлогов со словами, разрывов слов;
2. нарушение слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов: пропуски, перестановки слогов, прибавления слогов;
3. нарушение фонематического анализа нарушается фонетико-буквенный строй: нарушения выражаются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при слияниях, перестановок и добавлений букв.
Речевые расстройства в определенной степени влияют на психическое развитие ребенка, нарушая его активность, а тяжелые речевые нарушения ограничивают умственную деятельность. Речевые расстройства приводят к снижению социальных контактов, вызывают нарушения в эмоционально-волевой сфере и способствуют формированию патохарактеристических черт, влияют на приобретение грамоты, выбор профессии.
Данный фактор приводит к дисбалансу готовности дошкольников к звуковому анализу речи и демонстрируют показатели в два раза хуже, чем у их сверстников.
Если отмечается нормальное речевое оформление мыслительной деятельности ребенка, ток старшему дошкольному возрасту он достаточно строит развернутые фразовые речи, владеет навыками воспроизведения и конструирования сложных предложений. Дети в этом возрасте должны обладать достаточно сформированным словарем, имеют устойчивые навыки словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Тем не менее на практике мы можем встретить отклонения от этих норм. Некоторые ребята детей даже при нормальном слухе и интел¬лекте демонстрируют задержку формирования в каком-либо разделе лингвистики: фонетике, лексике, грамматике. Такого рода нарушения заметила первая Р. Е. Левина, что далее было обозначено как общее недо¬развитие речи.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда наблюдается нарушение фонетического произношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженная задержка формирования словарного запаса и грамматического строя.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени, имеет различное выражение. У одних детей язык в его общепринятых формах полностью отсутствует, у других он еще находится в зачаточном состоянии. У некоторых речь оказывается более оформленной, но при наличии признаков значительного отставания от нормы.
Р. Е. Левина с сотрудниками НИИ дефектологии разработали периодизацию проявлений общего недоразвития языка и выделили три уровня языкового развития [38].
Первая стадия включает произношение звуков диффузное, что связано с неустойчивой артикуляцией и низкой возможностью их слухового распознавания. У детей фонематическое развитие находится еще в зачаточном состоянии, язык -беспорядочная болтовня. Ребята не могут различать отдельные звуки, лишь ограниченно воспринимают и воспроизводят слоговую структуру слова.
Второй уровень характеризуется многочисленными звуковыми искажениями, заменами и смесями. Для детей характерно нарушение произношения мягких и твердых тонов, шипящих, свистящих, аффрикатов, затруднение усвоения тонально-слоговой структуры. У детей выявляют недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень характеризуется недифференцированным произношением звуков. Для детей характерны неустойчивые замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному, смешение звуков. В передаче звукового содержания слов наблюдается много ошибок: перестановки, замены звуков и слогов, уменьшение слияния согласных в слове, что свидетельствует о фонематическом недоразвитии.
В свою очередь Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень речевого развития. Он характеризуется незаконченностью формирования звукослоговой структуры, объединением звуков, недостаточным уровнем дифференцированного восприятия фонем.
В данном параграфе мы рассмотрели подходы к изучению речевых нарушений у индивидов, общие аспекты структуры и функционирования речедвигательного аппарата, содержание функциональных блоков, участвующих в работе мозговой деятельности. Также мы выявили уровни речевых нарушений и охарактеризовали их.
Кроме того, стало очевидным, по каким основаниям должно вестись планирование и осуществление работы, особенно коррекционно-развивающей. Мы выявили также, что здесь необходимо учитывать уровень речевого развития и характерные этому уровню особенностей развития фонематического восприятия.
1.2 Обучение дошкольников элементарным навыкам языкового анализа и синтеза
Основное содержание деятельности по обучению дошкольников элементарным навыкам языкового анализа и синтеза состоит из целого ряда компонентов. Представим схематически состав данного феномена на рис. 1.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2018. 376 с.
2. Волкова Л. С., Селиверстов В.И. (ред) Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 томах. Т.1 − М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 560 с.
3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля. − М: Школа здоровья, 2. с.66-84.
4. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Детство [Текст]: программа развития и воспитания детей в детском саду. − СПб.: Детство-Пресс, 2017. 67 с.
5. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений дефектологических и психологических факультетов, логопедов, педагогов, психологов / Т. Г. Визель. – М. В. Секачев, 2016. 263 с.250-263.
6. Величенкова О. А., Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. − М.: Наука, 2015. 234 с.
7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. −М.: Издательство «Наука», 1981. 140с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. − М.: Детство-Пресс, 2017. 96 с.
9. Гельб, И. Э. Опыт изучения письма (Основы грамматологии) / И.Э. Гель б. −М.: Просвещение, 2018. 182 с.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - − М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. Т.1. 472 с.
11. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. − М.: В. Секачев, 2012. 89 с.
12. Глухов В. П. Основы психолингвистики. − М.: АСТ: Астрель, 2018. 340 с.
13. Голуб Н. М. Особенности мотивации и самооценки своих учебных достижений у младших школьников со стойкими трудностями в овладении навыками чтения и письма / Н.М. Голуб // Специальное образование: традиции и инновации: сборник науч.- методических трудов с международным участием. − Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С.89-93.
14. Гуревич К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. − М.: Эксмо, 2007. 468 с.
15. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. РАО. − М., 1997.
16. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников:учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат) по профилю подготовки «Логопедия»; 050700.68 «Специальное (дефектологическое) образование» (магистратура) / О.В. Елецкая. − М: Форум, 2018. 174 с.
17. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. − М.: Просвещение, 1991. 134 с.
18. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. − М.: Просвещение, 1991. 223 с.
19. Журова Л. Е. Статья: Особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня – М, 2018. 128 с.
20. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я., Николаева Т. В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дисорфография. − СПб.: Каро, 2018. 544 с.
21. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. − М., 1985.
22. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
23. Киселева Н. Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии /Логопед: научно-методический журнал. М.: Сфера, 2008. № 7. С.94-105.
24. Киселева Н. Ю. К проблеме особенностей письменно-речевой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи. Казанский педагогический журнал, №4. 2016. с.154-158.
25. Киселева Н. Ю. Чтение учащихся с речевыми нарушениями: от навыка к деятельности. М.: Перо, 2016. 134 c.
26. Киселева Н. Ю. Организация логопедической работы в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие / Москва, 2018. 39 с.
27. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008. 208 с.
28. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От А до Я» / Е. В. Колесникова. М.: Педагогика, 2019. 116 с.
29. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: для педагогов, логопедов, детских психиатров, невропатологов, родителей / А. Н. Корнев. Санкт-Петербург: Речь, 2003. 330 с.: ил., табл. Библиогр.: с. 320-330. Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС.
30. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 286 с.
31. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-метод.пособ. / Под ред. Н.Н.Яковлевой. СПб.: КАРО, 2009. 208с. (Коррекционная педагогика).
32. Крысанова, О. А. Методология психологических исследований: учеб. пособие / О. А. Крысанова; Федер. агентство по образованию. Самара: Изд-во Самарский университет, 2006. 312 с.
33. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2018.
34. Логопедия: методические традиции и новаторство: Учебно-метод.пособ. для студ. отделения логопедии пед.высш.учеб.заведений / Под ред.С. Н.Шаховской, Т. В.Волосовец. М.: Воронеж: Моск.психолого-соц.ин-т: МОДЭК. 2003. 336 с.
35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов / Под ред. Л. С.Волковой, С.Н.Шаховской. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
36. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи / Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой. М: Просвещение, 2009. С. 346-383.
37. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. 160с.; ил.
38. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
39. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. / Хрестоматия по логопедии. //Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. С. 287-325.
40. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды // М.: АРКТИ. 2005. 224 с.
41. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2003. 136 с.
42. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. М.: Наука, 230 с.
43. Лурия А. Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Московского университета, 1979. 320с.
44. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии: конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. Изд. 2-е, испр. Москва: Гном, 2015. 184 с.: ил., табл. Библиогр.: с.180-181.
45. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. Изд. 2-е, испр. Москва: Гном, 2014. 125 с.: ил. Библиогр.: с.121-122.
46. Нарушение письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ. / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. М.: НИИ Школьные технологии, 2008. 140 с.
47. Павлова И. Ю. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста. 2018. 145 с.
48. Полозова А. И. Приемы формирования выразительности детской речи // Пути повышения эффективности педагогического процесса в детском саду: Межвуз. Сб. научн. тр. Ростов -на - Дону, 1982.
49. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ под ред. О.С. Ушаковой. М., 2001.
50. Проняева С. В. Формирование коммуникационных умений у детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 1999. 167 с.
51. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. М., 2019. 123 с.
52. Прищепова И. В. Дизорфография у младших школьников. СПб.: Каро, 2006. 240 с.
53. Ракитина В. А. Предупреждение нарушений чтения и письма. М.: Владос, 2005. 140 с.
54. Российская Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.М.: Владос, 2018. 140 с.
55. Русецкая М. Н. Киселева, Н. Ю. Преодоление дислексии учащихся средних классов общеобразовательной школы (моделирование на основе компетентностного подхода) / Когнитивное и коммуникативное развитие школьников с дислексией: интегративный подход: материалы V Международной конференции РАД. М.: Национальный книжный центр, 2011. C. 223–232.
56. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников. = СПб: Каро. 2007. 192 с.
57. Садовникова И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М.: Парадигма, 2012. 279 с.
58. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
59. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 2001.
60. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
61. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2004.
62. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методики обследования развития речи дошкольников/ Пособие для воспитателей детского сада. М., 1997.
63. Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. 80 с.
64. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.М., 2000. 314 с.
65. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.
66. Хватцев М. Е. Логопедия: кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.1 / М. Е. Хватцев; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2010. 272 с.
67. Хватцев М. Е. Логопедия: кн.для препод.и студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2-х кн. Кн.2 / М. Е. Хватцев; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 2010. 293 с. (Педагогическое наследие).
68. Чемоданова Н. В., Баль Н. Н. Логопедия как наука: (материалы к лекциям). Беларусь, 2005. 236 с.
69. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва - Воронеж, 2009. 342 с.
70. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. М., 1996.
71. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.,2004. 235 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней