- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Снижение агрессивности подростков средствами арт-терапии
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Психология
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Снижение агрессивности подростков средствами арт-терапии"?73 страницы
50 источников
Добавлена 30.06.2023
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1 Теоретические основы исследования снижения агрессивности подростков средствами арт-терапии 6
1.1 Основные подходы к исследованию агрессивности в психологии 6
1.2 Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте 17
1.3 Сущность средств арт-терапии и возможности их использования для снижения агрессивности 27
2. Опытно-экспериментальная работа по снижению агрессивности подростков средствами арт-терапии 33
2.1 Исследование агрессивности подростков 33
2.2 Обоснование, проектирование и реализация программы арт-терапевтического сопровождения агрессивных подростков 38
2.3 Влияние занятий программы на снижение агрессивности подростков 53
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 71
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы. Проблема агрессивности подростков достаточно остро проявляется в современном обществе – большой объем информации, быстрый ритм жизни, стремительные изменения, происходящие в экономической и политической ситуации – все это ведет к возникновению стресса, возрастанию уровня враждебности, а значит к все более частому возникновению конфликтных ситуаций. Последствия, к которым может приводить агрессивность подростков, могут быть как позитивными, когда школьник меняется в лучшую сторону, приобретает новые личностные качества, так и негативными, сопровождающимися негативными эмоциями, стрессами, приводящими к прекращению отношений.
Актуальность исследования обуславливается теми факторами, что существует сложное противоречие между развитием образовательной среды в России с одной стороны и недостаточным уровнем совершенства системы управления ею, в том числе в сфере профилактики и урегулирования агрессивности подростков с другой. Имеется потребность в научном обеспечении управления образовательной средой, регулирования в ней агрессивного поведения между мальчиками и девочками подросткового возраста. В то же время ускоренное внедрение в систему образования информационно-коммуникационных технологий, которые в определенной мере способствуют снижению уровня информационно-психологической защиты обучающихся, и в свою очередь могут стать средством воздействия на конфликтогены подростков, обостряя конфликты. Глобализационные процессы и институты гражданского общества привносят в российскую образовательную среду технологии, формы, методы конфликтных действий, чем способствуют только конструктивным взаимодействиям индивидов и групп.
В рамках исследования агрессивности подростков особое значение имеет изучение их межличностных отношений. Исследованием агрессивности в отечественной и зарубежной психологии занимались: М. Дойч, Р.Р. Максудов, Т.В. Скутина, К.Э Оксинойд и другие. В работах этих авторов дается определение понятию «агрессивность», выделена структура и динамика агрессивности, представлены классификации агрессивности, охарактеризованы функции агрессивного поведения и способы его разрешения. Через призму права агрессивность сфере образования рассматривал C.B. Куров. Он выделял роль юридической защиты прав и законных интересов субъектов образовательной деятельности. Б.С. Алишев, М. Рыбакова, Т.А. Чистякова исследовали сущность агрессивности в школе, помимо этого, они исследовали агрессивное взаимодействие между обучающим и обучающимся.
На современном этапе важное значение имеет поиск эффективных возможностей снижения подростковой агрессивности. Одной из современных технологий, способствующих преодолению агрессивного поведения, является арт-терапия, которая предполагает включение учащихся в разнообразные виды творческой деятельности.
Объект исследования – агрессивность подростков.
Предмет исследования – снижение подростковой агрессивности средствами арт-терапии.
Цель исследования: определить особенности агрессивности мальчиков и девочек в подростковом возрасте и разработать программу арт-терапевтического сопровождения с целью преодоления агрессивности подростков с учётом результатов диагностики.
Гипотеза исследования. Программа с использованием арт-терапии является эффективной для снижения агрессивности подростков.
Задачи:
1. Охарактеризовать специфику различных подходов к пониманию агрессивности в психологии
2. Провести обзор особенностей агрессивности в подростковом возрасте
3. Проанализировать специфику преодоления агрессивности среди подростков.
4. Провести диагностику агрессивности мальчиков и девочек подросткового возраста.
5. Разработать программу по преодолению агрессивности мальчиков и девочек подросткового возраста с учётом результатов проведённой диагностики с использованием методов арт-терапии.
6. Оценить эффективность разработанной программы.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ психолого-педагогического опыта;
- эмпирические: анкетирование.
База исследования: СОШ
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы исследования снижения агрессивности подростков средствами арт-терапии
1.1 Основные подходы к исследованию агрессивности в психологии
В последние годы подростковая жестокость приобретает еще более угрожающие масштабы и все еще чаще становится объектом изучения ученых и исследователей. При этом представители различных научных школ делают попытки объяснить сущность агрессивных действий, их причины, виды, динамику. Однако, что касается разработки и внедрения в жизнь научно обоснованной системы обеспечения эффективной психологической помощи, то она на территории РФ является одной из малоисследованных проблем [29].
В научном мире неоднократно выдвигались различные предположения о причинах массового распространения агрессивности в учебной среде. Сложность исследования феномена агрессивности и её проявлений является связанным со следующими особенностями: неоднородностью состояния и многосторонностью самого явления (Д. Коннор, Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон), наличием противоречивых тенденций (Ю.Б. Можгинский, Э. Фромм, А. Адлер, Р. Мэй, Л. Берковиц).
Процесс возникновения агрессивности имеет давнюю историю, которая начинается от времени появления человека и общества, имущественных классов и государств. Как свидетельствуют повествования плач Иеремии и законы Шумеров, дети испытывали различные формы насилия еще в Древнем Востоке. Так, убийство новорожденного рассматривался как единое решение по уменьшению количества детей. Сегодня этот акт насилия считается преступлением, однако в период возникновения и существование рабовладельческой формации это был привычный метод профилактики высокой рождаемости путем физического уничтожения беззащитного существа.
В Римский и Эллинистический период убийство слабых или искалеченных детей получило широкое распространение. Детоубийство происходило в форме подбрасывания, утопления, сжигания и т.п.
В истории философии насилие противопоставляется человеческой сущности. Поэтому еще в эпоху античности мыслители пытались обосновать его негативное влияние на индивида и указать путь к преодолению различных проявлений надругательства.
В древних трактатах Платона, Аристотеля, Квинтилиана, Цицерона, Плутарха и других философов нашли свое отражение взаимоотношения между людьми, основанные на принципах гуманизма, равенства и свободы от насилия как социального феномена. Однако в их трудах понятие «свобода» и «ненасилие» представлены сквозь призму общественную, а не личностную [15, c. 359].
Родоначальник объективного идеализма, древнегреческий философ Платон наихудшей формой государственного правления считал тиранию, при которой господствуют беззаконие, произвол и насилие. Аристотель в своей работе «Политика» размышлял о проблеме насилия, его целесообразности или нецелесообразности в человеческом сосуществовании. Во времена распространения христианской веры детоубийство удалось прекратить, но агрессивность в отношении детей продолжала существовать, поскольку потребности детей не учитывались.
На современном этапе общественного развития ключевое значение приобрёл ряд проблем, в числе которых следует отметить и тенденцию к агрессивному поведению. В соответствии с психологическими исследованиями агрессивным является такое поведение, которое связано с воздействием одного субъекта на другой с причинением ему физического или психологического дискомфорта. Существует ряд отличий между понятиями «агрессивное поведение», которое определяет проявление агрессивности и поведенческих аспектах, и собственно «агрессивность» - широкое понятие, проявляющееся в различных формах [28, c. 92].
В переводе с латинского слово «агрессия» обозначает «нападение». Оно отражает ряд негативных тенденций: деструктивные установки, направленности, действия. Во всём многообразии определения агрессивного поведенияих можно распределить на два вида:
1. Агрессивное поведение как модель поведения человека. В этом варианте понятие «агрессивное поведение» представляет собой негативные поведенческие проявления: стремление причинить физическую боль (и собственно причинение её), готовность унижать и оскорблять, выражать негативное отношение, создавать угрозу для кого-либо и т.п. С.Ю. Чижова полагает, что агрессивное поведение представляет собой асоциальное действие, направленное на нарушение безопасности определённого субъекта посредством причинения физического или психологического вреда, а также вреда комплексного характера [5].
2. Агрессивное поведение, в основу которой положено целенаправленное действие. Это означает намеренное действие, которое причиняет определённые страдания противоположной стороне [17].
На основе обобщения вышеназванных типов рассматриваемого понятия определим агрессивное поведение как направленное воздействие, целью которого является причинение вреда другому субъекту.
На современном этапе развития психологии понятие «агрессивное поведение» существенно расширилось. Например, в исследованиях Э. Фромма агрессивное поведение рассматривается как реакция самооборон в ответ на негативное воздействие из окружающей среды. При этом в его понимании агрессивное поведение не всегда направлено на живое существо: предметы также могут стать жертвой этого поведения (это проявляется в уничтожении и повреждении вещей)[21].
Л. Берковиц выдвигает мнение о том, что важным аспектом агрессивного поведения является необходимость самоутверждения. В этом плане понятие агрессивного поведения связывают со страхом и неуверенностью в себе. Часто агрессивное поведение – это реакция на состояние беспомощности и стремление самоутвердиться при пониженной самооценке [4].
Э. Уилсон отмечает, что агрессивное поведение представляет собой ограничение свободы того субъекта, в отношении которого оно направлено. С.А. Бадмаев соглашается с данным утверждением и отмечает, что целью агрессивного поведения является вмешательство в жизнь другого лица с целью причинения ему каких-либо страданий [12].
С позиции современной психологии агрессивное поведение очень многогранно и включает в себя такие проявления, как физическое воздействие на людей и животных (рукоприкладство), а также предметы (порча имущества), сексуальное насилие, употребление бранных слов, повышение голоса, распространение сплетен, а также совершение иных действий, вызывающих негативное реагирование других лиц, вплоть до доведения их до самоубийства. Отдельной формой агрессивного поведения следует считать намеренное игнорирование, которое в определённых случаях может иметь даже больший психотравмирующий эффект, чем действие.
В целом, агрессивное поведение в психологии рассматривается как деятельность, направленная на вмешательство в жизнь другого лица или группы лиц с целью причинения вреда.
Агрессивное поведение может иметь и позитивный аспект в случае, если целью его является возможность выживания или ухода от серьёзной угрозы. [12].
Агрессивное поведение может иметь две формы направленности. Большинство видов агрессивного поведения направлено на окружающую действительность, и только аутоагрессия направлена против самого индивида.
На современном этапе развития психологии агрессивное поведение исследуется на разных уровнях. Рассмотрим особенности этого поведения в обыденном проявлении.
1. Агрессивное поведение, в котором проявляется явное насилие – криминальные действия. При этом важное значение имеет уровень агрессивности в поведении, тяжесть его последствий [19].
В психологии исследуются различные факторы проявления того вида агрессивного поведения. Так, большое место занимает определение мотивов, в соответствии с которым человек решается на преступление и совершает его. Также анализируется портрет личности агрессора. Учитываются особенности его воспитания с самого раннего возраста. В некоторых случаях и период дородового развития (как правило, в ситуациях родовой травмы у матери). Большое значение придаётся особенностям семейного воспитания, в которых вырастает человек, способный к совершению преступления: в полной или в неполной семье рос индивид, родные или приёмные у него родители (и есть ли они вообще), каков был уровень достатка в семье, как члены семьи относились друг к другу и т.п). [13].
2. Агрессивное поведение как допреступная форма. Проявляется в различных аспектах поведения, приводящих впоследствии к совершению преступления. Как правило, в этом случае индивиды попадают определённую среду, которая провоцирует их на агрессивное поведение. И если факторы данной среды будут существенными, индивид может пойти уже на реальное преступление а его агрессивное поведение приблизится к ранее рассматриваемому виду [23].
В случае, если индивид направляет против кого-либо агрессию, люди оказываются в реальной опасности. Согласно определению, Р. Уолтерса и А. Бандуры [2] это агрессивное поведение является асоциальным; результатом данного действия является порча имущества, получение физического и морального вреда. При этом не всегда агрессивное поведение может быть связано с реальным нарушением закона. Часто агрессор, причиняющий психологический вред личности, не может быть привлечён к ответственности за это.
Агрессивное поведение также подразделяется на открытое и скрытое [25]. В последние годы агрессивное поведение нередко прикрывается добрыми намерениями (например, истребление бездомных животных под предлогом того, что они разносят инфекцию). Как правило, за этой формой агрессивного поведения стоит стремление самоутвердиться, повысить собственную самооценку, а в некоторых случаях – получение материальной выгоды.
В случае открытой формы агрессивного поведения можно отметить конфликты, физическое насилие, высказывание угроз и ругательств и др.. Скрытое агрессивное поведение выражается в уходе от общения, в самоубийствах и попытках его совершения. Также скрытая форма агрессивного поведения выражается в планировании причинения вреда без осуществления этого действия в реальности по каким-либо причинам [36].
В различных психологических теориях агрессивное поведение анализируется по-разному, что связано с различиями понимания действующих при этом психических механизмов. Так, с позиции психоанализа агрессивное поведение связано с биологическими особенностями. Он считал, что Танатос является источником агрессивности. С позиции гуманистических представлений проявление агрессивного поведения часто связывают с наличием препятствий на пути личностного роста. Обобщение различных теорий и концепций приводит к тому, что корни агрессивного поведения связаны как с биологическими особенностями, так и с психологическими и социальными.
В психологических исследованиях относительно агрессивности, есть несколько подходов: один из них это инстинктивистская теория, второй это теория фрустрации и третий подход — это теория социального научения. В данных подходах рассматриваются воззрения, а также эмпирический опыт авторов которые турились в разный период времени [38].
Центральной идеей инстинктивистских теорий является то, что агрессивная энергия зарождается спонтанно, и эта идея постоянно подвергалась критике. Более распространенным является мнение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения». Д. Зильман [8] определил побуждению агрессии как «не инстинктивную мотивационную силу, что является результатом лишения организма определенных существенных вещей или условий, имеет тенденцию к росту по мере усиления такого рода деприваций».
Фрустрационная теория появилась в качестве противопоставление направлению влечений и в данном случае агрессивность — это ситуативный процесс [21, с. 187]. В качестве разработчика данной теории называют Дж. Долларда [21]. Со слов которого агрессия – не является поездом, который появляется автоматически, это результат реакции на фрустрацию, то есть способность противостоять препятствиям, которые возникают на пути удовлетворения собственных запросов, получению удовольствия, а также эмоциональной стабильности. На основании этой теории, агрессия — это все время результат фрустрации, которая все время сопровождается агрессией.
В.Н. Пасечник выделил несколько вариантов агрессивного поведения, а именно:
1. Физическая при которой используется прямой вариант силы с целью нанесения физического либо морального вреда другому человеку.
2. Раздражение — это подготовленность к определенным отрицательным чувствам.
3. Негативизм — это оппозиционный вариант поведении. Проявляется как пассивная форма сопротивления до момента активного сражения, которое направлено против существующих традиций.
4. Вербальная агрессия — это отрицательные чувства, которые проявляются в виде криков, словесные высказываний.
5. Обида, а также ненависть и кроме этого зависть относительно окружающих лиц за их действия.
6. Подозрительность — это определенная форма отношением к людям в таком диапазоне, который будет находиться от осторожности до недоверия и состоит в убеждении о том, что другие люди изначально планируют, а затем наносят определенный ущерб.
7. Чувство вины это мысли о том, что он является злом, очень часто у людей возникает угрызение совести 36, с. 73.
Г.Э. Бреслав сделал дополнения относительно данного подразделения говоря о том, что у человека проявляется сразу несколько типов агрессии которые время от времени сменяют друг друга 5.
Относительно нацеленности на определенный объект агрессия бывает:
1. Внешняя (гетеро) при данной агрессии можно наблюдать открытую форму агрессии относительно определенных людей.
2. Внутренняя (ауто) при данном виде агрессии можно наблюдать обвинения либо требования относительно себя самого.
Относительно способа выделяют несколько вариантов агрессии, а именно:
1. Произвольную состоящую в том, что существует большое желание принести вред кому-то, при этом не имеет значения кому именно либо оскорбить, обидеть кого-то.
2. Непроизвольную которая заключается в том, что происходит кратковременный взрыв гнева оканчивающийся довольно скоро и у которого нет определенной цели. Данный взрыв является бесконтрольным.
Исходя из окончательной цели можно выделить следующие варианты агрессии:
1. Инструментальное или иначе называемая конструктивное. Он характеризуется положительной направленностью и чаще всего направлен на достижение нейтральной цели, тогда как агрессия используется только как средство и направлена на достижение цели, достижение результата. Этот тип агрессии особенно отличается от Р. Барона и Д. Ричардсона. Например, врач, работающий с пациентом для спасения его жизни, вызывает очень сильную физическую боль и эмоциональный стресс;
2. Враждебное иначе называемая деструктивное. Данна форма агрессивного поведения направлена на причинение вреда другому лицу. Как правило, она представляет собой ответ на какую-либо негативную для субъекта ситуацию. К этой категории посягательств относится большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других лиц 11.
Также агрессивное поведение может отличаться и по формам выражения:
1. Вербальное агрессивное поведение. Произнесение бранных слов, повышение голоса, распускание сплетен и иной негативной информации в отношении индивида.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. – 2015. – 344 с. – ISBN 5-8291-0124-6. – Текст : непосредственный
2. Абульханова, К.А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений/ К.А. Абульханова, М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С.12– 15. – Текст : непосредственный
3. Авдуевская (Белинская), Е.П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменении. / Е.П. Авдуевская (Белинская), С.А. Баклушинский // Труды по психологии образования. – 2018. – Том 3. Выпуск 1. – С.118-132. – Текст : непосредственный
4. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2018. – 128 с. – ISBN 978 5 7695 3750. – Текст : непосредственный
5. Амурова, Н.Г. Развитие Я-концепции личности как педагогическая проблема / Н.Г. Амурова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. 74–80 с. – Текст : непосредственный
6. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.,2015. – 327 с. – ISBN 978 5 7567 0274 3. – Текст : непосредственный
7. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения / С.А. Бадмаев. – М., 2016. – 497 с. ISBN 5 89317 063 6 – Текст : непосредственный
8. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура. – М., 2013. – 377 с. –ISBN 5 04 004214 0 – Текст : непосредственный
9. Башкатов, И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики / И.П. Башкатов. – М, 2016. – 132 с. – ISBN (EAN): 5-88010-093-6. – Текст : непосредственный
10. Белогуров, С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками / С.Б. Белогуров. – СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с. – ISBN 5 8291 0122 5. – Текст : непосредственный
11. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017 / Л. Берковиц. – 512 с. – ISBN 978 5 93878 295 2 – Текст : непосредственный
12. Берлянд, Ю.Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) / Ю.Б. Берлянд // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. – М., 2020. – С. 22–41. – Текст : непосредственный
13. Бех В. П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте / В.П. Бех // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 6 –10 – Текст : непосредственный
14. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – СПб.: Союз, 2017. – 160 с. – ISBN 5-94033-120-3. – Текст : непосредственный
15. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221-222. – Текст : непосредственный
16. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. – СПб.: Речь, 2017. – 144 с. . – ISBN 5-94005-120-6. – Текст : непосредственный
17. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М. 2016. – 340 с. – FB Б 84-27/395. – Текст : непосредственный
18. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.– М., 2015. -288с. – ISBN 5-01-001474-2. – Текст : непосредственный
19. Выготский Л. С. Психология: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с. – ISBN 5-03-001724-3. – Текст : непосредственный
20. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной психологии / А.Д. Гонеев. М, 2015. – 401 с. – ISBN 5 7695 1803 0. – Текст : непосредственный
21. Горбунова О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах / О.С. Горбунова // Концепт. – 2015. – №1. – С.226-230. – Текст : непосредственный
22. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин – М.: Феникс, 2005. – 157 с. – ISBN: 5-222-09783-8. – Текст : непосредственный
23. Гурьева, В. А. Подростковые девиации / В.А. Гурьева. М.,2015. – 277 с. – ISBN 5-232-00477-8. – Текст : непосредственный
24. Деветьярова, И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – №3. – С.8-12. – Текст : непосредственный
25. Деева, Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань / Н.А. Деева. – 2015. – 115 с. – Х628.402.13я13-1 – Текст : непосредственный
26. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / Н.Ф. Дементьева // Научный психологический журнал. 2016. №11. 94–99 с. – Текст : непосредственный
27. Жарова, Д.В. Психологические особенности подросткового буллинга / Д.В. Жарова // Научно-педагогические обозрение. – 2018. – с. 85 – 92. – Текст : непосредственный
28. Исаева, М.А. Гендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности подростков: дис. … канд. психол. наук / М.А. Исаева – М., 2008. – 18 с. – Текст : непосредственный
29. Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Ж.О. Каневская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №42. – С.711. – Текст : непосредственный
30. Кириенко, А. А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация / А. А. Кириенко // Молодой ученый. – 2013. – № 3 (50). – С. 433-438. – Текст : непосредственный
31. Коноваленко, Ю.Г. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками / Ю.Г. Коноваленко, А.В. Мельников // Методические рекомендации в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, специалистам социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования. – М.; 2015. – С. 537 - 543. – Текст : непосредственный
32. Короленко, Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко. – М., 2016. – 217 с. – ISBN 5-7695-1248-2 – Текст : непосредственный
33. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности / Л.М. Костина. – СПб, Речь, 2015. – 311 с. – ISBN 5-9268-0124-9 – Текст : непосредственный
34. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84-90. – Текст : непосредственный
35. Кузьминов, В.В. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях / В.В. Кузьминов, А.С. Никитченко // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 806-808. – Текст : непосредственный
36. Левин, Б. М. Воспитание асоциального подростка / Б.М. Левин. – М., 2014. – 200 с. – Ч 421,6(2)358.351.4. – Текст : непосредственный
37. Лобачева, Л.П. Подростковая агрессия: понятие, причины и методы профилактики / Л.П. Лобачёва // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 10 (45). – С. 175-179. – Текст : непосредственный
38. Мироненко, Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №6. – С.260-266. – Текст : непосредственный
39. Муратова, И. Д. Воспитание трудного подростка в шко¬ле / И.Д. Миронова. Архангельск, 2015. – 198 с. – ISBN 5-7695-0740-3. – Текст : непосредственный
40. Обозов, Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие / Л.Н. Обозов. – СПб: 1993. – 49 с. – Текст : непосредственный
41. Пономарева Е.А. Комплексная программа профилактики агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов / Е.А. Пономарёва // Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования. – М.: Перо, 2016. с. 73 – 79. – Текст : непосредственный
42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. 2016. – 319 с. – ISBN 5 89502 089 5. – Текст : непосредственный
43. Прядко, М. А. Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков / М.А. Прядко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 81–85. – Текст : непосредственный
44. Пряничникова, Я.Д. Коррекция агрессивного поведения детей и подростков в деятельности родителей, практических психологов и социальных педагогов учебных заведений разных типов / Я.Д. Пряничникова // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2020. – № 3. – С. 105-114. – Текст : непосредственный
45. Секретева, А.Е. Профессиональная компетентность педагога в профилактике агрессии в подростковой среде / А.Е. Секретева, Е.В. Конькина // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития : материалы междунар. науч.-исслед.. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников. – Уфа, 2017. – Ч. 2. – С. 255-258. – Текст : непосредственный
46. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности агрессивных детей: Вопросы психического здоровья детей и подростков / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева //Мир психологии. – 2012. – № 1. – С. 27-32. – Текст : непосредственный
47. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c. –ISBN 978-5-238-02844-6. – Текст : непосредственный
48. Сухарева, Н.Ф. Гендерные особенности проявления агрессии участниками образовательного процесса / Н.Ф. Сухарева // Система ценностей современного общества. 2018. №18. - С. 237 – 238. – Текст : непосредственный
49. Хайдарова, Н.Х. Особенности проявления агрессивности личности у подростков в полных и неполных семьях / Н.Х. Хайдарова, И.С. Степанова, Д.А. Толмачев // Modern Science. – 2021. – № 5-1. – С. 419- 421. – Текст : непосредственный
50. Чижова, С.Ю. Детская агрессивность / С.Ю. Чижова. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 146 c. – ISBN 5-9285-0177-3. – Текст : непосредственный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней