Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» [18]. При этом в качестве основных естественных прав практически любого человека выступают его права на здоровье, на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на здоровую окружающую среду, а также право на безопасность. На современном этапе государство каждому человеку гарантирует соблюдение и реализацию данных прав. В нашей стране был сформирован организационный, правовой, управленческий и экономический механизм для их реализации. Тем не менее, во многом, реализация обозначенных выше прав напрямую зависит и от самого человека: то есть от того, насколько каждый индивид знает и умеет правильно действовать в разного рода опасных и экстремальных ситуациях, не создавая при этом угрозу своему здоровью, своей жизни, безопасности и т.п.
Безусловно, фундамент безопасного поведения формируют знания базовых правил поведения, а также мер предосторожности, ориентированных на исключение неправильного поведения человека, которое может привести к аварийным и даже трагическим ситуациям. Однако без умений, без сформированного у человека безопасного поведения, такого рода знания просто превращаются в информацию.
Формирование у человека основ безопасного поведения начинается еще в дошкольный период, а их базисное формирование приходится на период школьного обучения.
Таким образом, для эффективного формирования у подрастающего поколения безопасного поведения важно на этапе школьного обучения прививать необходимые знания и отдельные навыки безопасного поведения.
Особая роль в этом процессе отводится Недели безопасности в качестве одной из форм внеурочной деятельности в образовательной организации. Именно Неделя безопасности позволяет учащимся в достаточно короткий срок охватить, получить, а также применить знания и умения в этой области. Неделя безопасности, по сути, представляет собой совокупную форму методической, а также учебной, наконец, внеклассной работы в школе, которая представляет многоцелевое единство множества различных мероприятий (конкурсы, игры, соревнования, викторины и т.д.), объединенных между собой общими задачами.
Мероприятия Недели безопасности помогают создать ряд дополнительных условий для привития учащимся навыков безопасного поведения и умений оказания помощи пострадавшим.
Таким образом, непростая в плане безопасности обстановка как в нашей стране, так и в мире в целом, значимость формирования у подрастающего поколения безопасного поведения, а также особая роль в этом процессе Недели безопасности, проводимая в образовательном учреждении, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Методика подготовки и проведения Недели по безопасности жизнедеятельности в образовательной организации» актуальным.
Проблема исследования заключается в наличии противоречия между высокой значимостью Недели безопасности для привития учимся школ знаний и практических навыков по безопасности жизнедеятельности и недостаточностью вниманию данной форме внеклассной работы со стороны педагогов-практиков.
Объект исследования – система внеклассных и внеурочных занятий по безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования – особенности организации и проведения Недели по безопасности жизнедеятельности в образовательной организации.
Целью исследования: разработать и реализовать программу Недели по безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме подготовки и проведения недели по безопасности жизнедеятельности в образовательной организации.
2. Разработать и внедрить комплекс мероприятий в рамках Недели по безопасности жизнедеятельности.
3.Раскрыть технологию проведения и эффективность разработанной Недели по безопасности жизнедеятельности.
Методика исследования включает в себя следующие методы: анализ научно-методической литературы, документальных материалов; педагогическое наблюдение; беседа; контрольные испытания; опрос; педагогический эксперимент.
Базой исследования стало МАОУ СОШ № 208. Общий объем выборки составил: 40 учащихся старшего школьного возраста – учащиеся 9 классов.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Изучение безопасности жизнедеятельности в образовательной организации
В настоящее время вместе с изучением сфер внешней и внутренней, коллективной, а также военной безопасности развитие получили еще и направления экологической, информационной, демографической, экономической, психологической, а также духовно-психической безопасности. Безопасность человека до недавнего времени, являясь его основной потребностью, традиционно обеспечивалась на индивидуальном, групповом, а также государственном уровнях. Но современная ситуация такова, что проблема безопасности актуализировалась уже перед всем человечеством. При этом новое отношение к проблемам безопасности жизнедеятельности актуализировалась по причине появления глобальных угроз именно существованию человечества. К числу такого рода проблем относятся следующие: сохранение мира на Земле; острая экологическая проблема, которая связана с разрушением природной среды; проблема демографическая; экономическая проблема; проблема энергетическая; проблема здоровья человека; информационная проблема и др. [23].
Необходимо отметить, что не только обязательное сохранение целостности и суверенитета государства, его единого оборонного и экономического пространства, но также и обеспечение гражданам всех необходимых условий жизни при одновременном сохранении национальной культуры, весьма широких возможностей образования, различных духовных ценностей, языка, а также среды обитания, наконец, гражданских прав, все это в совокупности формирует основу национальной безопасности. Значимым условием и необходимой предпосылкой становления у индивида мировоззрения безопасности жизни, а также его деятельности, наконец, основой его формирования выступает обязательное усвоение им соответствующей системы знаний и овладение им умениями практической деятельности с обязательным учетом всех требований безопасности.
В образовательном учреждении знания о безопасности могут формировать в рамках ряда отдельных учебных дисциплин, к примеру, «Технологии», в процессе проведения внеклассной работы. Кроме этого, вопросы безопасности неизменно приобретают комплексный характер и традиционно рассматриваются в таких школьных дисциплинах, как «Информатика», «География», «Химия», «Физика», «Физическая культура» [25].
Потребность индивида в социальной, природной, бытовой, производственной, биологической безопасности в конечном итоге привела к формированию такой области научных и учебных знаний, как «Безопасность жизнедеятельности». В этом отношении на современном этапе создано было единое понятийно-информационное пространство в сфере безопасности жизнедеятельности, позволяющее оценить приоритетность проблем безопасности, сформулировать базовых методологических и теоретических положений и обосновать введение общеобразовательное учреждение преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Необходимо указать, что учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выступает в качестве «начальной стадией формирования у учащихся общих представлений и понятий непосредственно в области безопасности жизнедеятельности, базовым этапом формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека» [27, c. 16].
В целом культуру безопасности жизнедеятельности охарактеризовать можно в качестве выражения развитости и зрелости всей системы значимых в социальном плане личностных качеств человека и одновременно определить ее в качестве способа организации деятельности индивида, представленной в разветвленной системе социальных норм, ценностях, убеждений, обеспечивающих сохранение его здоровья, жизни, а также целостности окружающего мира [24].
Целью школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» выступает формирование у обучающихся основных понятий о чрезвычайных и опасных ситуациях в повседневной жизни, об их возможных последствиях для жизни и здоровья индивида, о необходимости ответственного и сознательного отношения к личной безопасности, а также безопасности окружающих и приобретению учениками способности сохранять здоровье и жизнь в разного рода угрожающих и неблагоприятных для жизни условиях, адекватным образом реагировать на разные опасные ситуации с обязательным учетом своих непосредственных возможностей [5].
В свою очередь в качестве основных функций школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» выступают следующие:
1) культуросообразная функция, подразумевающая воспитание у учеников следующих взаимосвязанных качеств: чувство собственного достоинства, высокий уровень самосознания, самостоятельность, самоуважение, самодисциплина, относительная независимость суждений, которая сочетается с уважением непосредственно к мнению других людей, наличие способности к ориентировке в сфере духовных ценностей, а также в жизненных ситуациях, сформированное умение у учеников принимать верные решения и обязательно нести за свои поступки ответственность, а также ответственность за содержание своей жизни и деятельности, своей линии поведения и др.;
2) мировоззренческая функция, которая проявляет себя через освоение системы знаний, отражающей единую научную картину мира, позволяет сформировать необходимое понятие о стратегии, ориентированной на снижении уровня индивидуальных, государственных, национальных, а также глобальных рисков опасных и чрезвычайных ситуаций [19];
3) ценностно-ориентационная функция, формирующая отношение индивида к человеческой жизни и обществу в целом, основанная на идеях сохранения здоровья, жизни, среды обитания, а также природных ресурсов;
4) личностно-деятельностная функция, связанная с формированием у обучающихся активной жизненной позиции непосредственно в вопросах обеспечения безопасности [17].
В качестве системообразующего положения школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» выступает его ценностная ориентация относительно человеческой жизни и общества в целом, которая основана на идеях сохранения здоровья и жизни человека, сохранения сред обитания и природных ресурсов, наконец, формирования у учеников активной жизненной позиции в плане обеспечения безопасности. Под непосредственным влиянием практической деятельности, осуществляемого общения с другими людьми, а также эмоционально-чувственного освоения учениками социокультурной среды, наконец, осуществления целенаправленного педагогического влияния реализуется внутренняя мыслительная деятельность, итогом которой становится формирование представлений об идеалах и универсальных ценностях безопасного взаимодействия с современным окружающим миром, воплощаемые в обоснованной безопасной деятельности [13].
К особым отличительным принципам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» традиционно относятся: ответственность за сохранение здоровья, безопасность, гражданственность, жизнеутверждение, свобода выбора индивидом активной жизненной позиции, толерантность, взаимопомощь в экстремальной ситуации. При этом в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования было подчеркнуто, что изучение в школе основ безопасности жизнедеятельности именно на базовом уровне ориентировано на достижение следующих целей: освоения учащимися необходимых знаний, воспитания у них ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, развития у них таких черт личности, которые необходимы для безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, овладения учащимися умениями правильно оценивать ситуации и на основе этого действовать соответствующим образом, оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь [20].
При этом в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте прописан Обязательный минимум содержания образовательных программ, а также обязательных требования непосредственно к уровню подготовки выпускников основной школы [30].
Базовыми содержательными линиями учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» выступают следующие: 1) безопасность и осуществление защиты человека в чрезвычайных ситуациях и опасных ситуациях; 2) основы медицинских знаний, а также правила оказания пострадавшему первой медицинской помощи; 3) это основы здорового образа жизни; 4) это основы воинской службы.
При этом в целях обеспечения необходимой безопасной образовательной среды образовательной организации весьма важны следующие условия: 1) необходима подготовка педагогов ОБЖ и иных учебных для формирования целостного ориентированного непосредственно на безопасность образовательного пространства образовательного учреждения; 2) обязательное включение в образовательный процесс методов и технологий, которые способствуют успешной реализации содержания основ безопасности жизнедеятельности (то есть это может быть практическое применение модульного обучения, педагогических мастерских, компьютерных технологий, а также реализации проектов и т.п.); 3) проведение пропаганды необходимости и значения безопасности жизнедеятельности среди администрации, родителей, а также это просветительская работа с населением микрорайона, где находится школа; 4) реализация взаимопроникновения учебной деятельности, а также дополнительного образования для формирования необходимых условий, значимых для максимально полной самореализации личности обучающегося; 5) в образовательное пространство школы вовлечение как гражданских, так и военных вузов, а также медицинских учреждений, учреждений МВД, МЧС, ГИБДД, отдельных общественных организаций, действующих в области безопасности для проведения профессиональной ориентации обучающихся.
Пристальное внимание важно уделять именно «современным образовательным технологиям, которые способствуют и реализации содержания школьного курса ОБЖ, и становлению у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности» [38, c. 25].
На современном этапе в преподавании школьного курса «Основ безопасности жизнедеятельности» вместе с традиционным уроком происходит реализация таких образовательных технологий, как: 1) модульное обучение; 2) коллективный способ обучения; 3) проектное обучение; 4) компьютерные технологии; 5) педагогические мастерские [15].
Также следует указать, что при организации учебных занятий непосредственно по гражданской обороне в основной школе на уроках ОБЖ в качестве максимально целесообразной непосредственно в технологическом плане может выступать использование практикумов - тренингов, ориентированных на отработку с учениками практических умений безопасного поведения в разного рода чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, в их числе применения необходимых средств индивидуальной защиты, а также практическое проведение учебных эвакуаций, основу которых формирует знание их алгоритмов, эффективное применение их в практической деятельности, а также понимание важности владения учениками каждым конкретным умением [15].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.П. Абаскалова – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2018. – 208 с. – Текст : непосредственный.
2. Абрамова, С.В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С.В. Абрамова. – Южно- Сахалинск : изд-во СахГУ, 2017. – 244 с. – Текст : непосредственный.
3. Акимов, В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие / В.А. Акимов. – Москва: Высшая школа, 2007. – 244 с. – Текст : непосредственный.
4. Артюхова, И.С. Азбука безопасной и здоровой жизни / И.С. Артюхова. – Москва: Русское слово, 2017. – 288 с.
5. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь / К.Ю. Белая. – Москва: Аванта+, 2017. – 124 с. – Текст : непосредственный.
6. Великанова, Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса / Л.К. Великанова. – Новосибирск, 2016. – 98 с. – Текст : непосредственный.
7. Виноградова, Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности : 5-9 классы : метод. пособие / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов. – Москва: Вентана-Граф, 2017. –103 с. – Текст : непосредственный.
8. Востокова, Е.А. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения / Е.А. Востокова. – Текст : непосредственный // Интеграция образования. – 2004. – № 2. – С. 78 - 81.
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Метод. конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – Москва: Просвещение, 2014. – 142 с. – Текст : непосредственный.
10. Гришкина, А.А. Внеклассная работа как органическая часть системы обучения / А.А. Гринкина. – Текст : непосредственный // Вестн. школы. – 1999. – № 3. – С. 14-17.
11. Елизарова, И.С. Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы / И.С. Елизарова. – Текст : непосредственный // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 13-19.
12. Зимин, В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями / В.Н. Зимин. – Иркутск, 2009. – 176 с. – Текст : непосредственный.
13. Ижевский П.В. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа для 7-9 классов / П.В. Ижевский. – Москва: БАЛАСС, 2017. – 21 с. – Текст : непосредственный.
14. Калуцкая, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калуцкая. – Москва: Просвещение. 2011. – 186 с. – Текст : непосредственный.
15. Картавых, М.А. Методика организации и проведения учебных занятий по гражданской обороне / М.А. Картавых, И.В. Прохорова, И.А. Воронина. – Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 17-21.
16. Картавых, М.А. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова. – Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4 (12). – С. 18-22.
17. Картавых, М.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования / М.А. Картавых, И.А. Камерилова, И.А. Воронина. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-3. – С. 111-114.
18. Конституция Российской Федерации (в ред. от 14.03 2020 г. № 1-ФКЗ). – Москва: Норма 2020. – 54 с. – Текст: непосредственный.
19. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания предмета: 5-11 классы / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер. – Москва: ВАКО, 2016. – 176 с. – Текст : непосредственный.
20. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс: методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – Москва: Дрофа 2015. – 188 c. – Текст : непосредственный.
21. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. – Москва: Просвещение, 2016. – 256 с. – Текст : непосредственный.
22. Марева, В.В. Учим безопасности жизнедеятельности. / В.В. Марева. – Москва: Просвещение, 2018. – 262 с. – Текст : непосредственный.
23. Маренчук, Ю.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Ю.А. Маренчук. – Ставрополь, СКФУ, 2016. – 198 с. – Текст : непосредственный.
24. Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Методика преподавания / В.В. Марков В.Н. Латчук С.К. Миронов С.Н. Вангородский. – Москва: Просвещение, 2018. – 302 с. – Текст : непосредственный.
25. Маткаримов, А.М. Применение технологии проблемного обучения в преподавании ОБЖ / А.М. Маткаримов. – Текст : непосредственный // Проблемы науки. – 2017. – № 7 (20). – С. 78-80.
26. Материалы проведения недели ОБЖ в школе. – URL: https://multiurok.ru/files/matierialy-proviedieniia-niedieli-obzh-v-shkolie.html (дата обращения: 10.11.2022). – Текст : электронный.
27. Мельникова, Т.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Мельникова. – Санкт-Петербург, 2006. –24 с. – Текст : непосредственный.
28. Методика и организация проведения эстафет (методическая разработка). – URL: http://nsportal.ru/detskiysad/ fizkultura/2013/10/21/metodika-i-organizatsiya-provedeniya-estafet (дата обращения 20.11.2022). – Текст : электронный.
29. Никишов, А.М. Организация воспитания школьников / А.М. Никишов. – Москва: Просвещение, 2015. – 210 с. – Текст : непосредственный.
30. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. – URL: https://personalsimakov. jimdofree.com/нормативные-документы (дата обращения: 22.11.2022). – Текст : электронный.
31. Панчешникова, Л.М. Организационная работа в школе: метод. пособие / Л.М. Панчешникова. – Москва: Просвещение, 2006. – 278 с. – Текст : непосредственный.
32. Пашкова, А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.М. Пашкова. – Текст : непосредственный // Начальная шк. – 2015. – №11. – С.44 - 46.
33. Петров, М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций (Темы 1-7) / М.А. Петров. – Москва: Военные знания, 2015. – 160 с. – Текст : непосредственный.
34. Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. – URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/c7d95972925d1cccfa1d5bcc4d366793.pdf (дата обращения: 18.11.2022). – Текст : электронный.
35. Ратова, Т.Е. Внеучебная воспитательная работа в школе / Т.Е. Ратова. – Калинин: Изд-во КГУ, 2012. – 234 с. – Текст : непосредственный.
36. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1993. – Т.1. – 678 с. – Текст : непосредственный.
37. Самошкина Т.Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности / Т.Г. Самошкина. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 133-136.
38. Талагаева, Ю.А. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Ю.А. Талагаева. – Саратов : Саратовский источник, 2018. – 88 с. – Текст : непосредственный.
39. Третьякова, Н.В. Педагогические условия формирования готовности обучающихся к здравотворческой деятельности / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров. – Текст : непосредственный // Инновации в образовании. – 2015. – № 1. – С. 155–166.
40. Усова, А.В. Об организации обучения школьников / А.В. Усова. – Москва: Просвещение, 2009. – 298 с. – Текст : непосредственный.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897) (в ред. от 29 дек. 2014 г. № 1644). – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 (дата обращения: 10.11.2022). – Текст : электронный.
42. Шигаев, А.В. В помощь преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 104 с. – Текст : непосредственный.