Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях рыночной экономики главной целью деятельности субъектов хозяйствования является получение прибыли. Прибыль является одной из главных целей предпринимательской деятельности, особенно на начальных этапах жизненного цикла развития предприятия.
Сегодня, в условиях всемирной изоляции, вызванного пандемией, многие предприятия, особенно сферы обслуживания, туризма приостанавливают свою деятельность, так как не могут оптимизировать свою работу под влиянием внешних факторов. Предприятия не могут влиять на внешние факторы, но могут таким образом оптимизировать свою деятельность, чтобы получать прибыть и работать более эффективно в сложившихся условиях. Поэтому очень важно для предпринимателей проводить анализ формирования, а также распределения прибыли.
Анализ последних исследований и публикаций, результаты исследования проблем доходов, расходов, формирования прибыли и использования изложены в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Л. С. Васильева, Н. В. Войтоловского, Т. В. Кушнеренко, Ю. С. Нехайчука, В. П. Савчука, А.Д. Шеремета и других. Однако, существует ряд теоретических и практических проблем, которые все еще остаются нерешенными, кроме того, данная проблема, связанная с определением результата деятельности, требует также индивидуальных подходов к решению на уровне конкретного предприятия.
Актуальность указанных проблемных вопросов, их недостаточная теоретическая разработка и практическое значение обусловили выбор темы работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение формирования прибыли на предприятии АО«Биотех».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить экономическое содержание и функции прибыли;
- представить виды и способы расчета прибыли;
- привести методику анализа прибыли предприятия;
- провести анализ показателей функционирования строительной отрасли в РФ;
- оценить финансово-экономические показатели деятельности АО «Биотех»
- проанализировать процесс формирования прибыли на АО «Биотех»;
- предложить мероприятия по повышению прибыли АО «Биотех»
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования является финансовая деятельность организации, оказывающей услуги по производству кирпича и других строительных материалов; производству товаров народного потребления и производственно-технического назначения.
Предметом исследования выступает совокупность финансовых и организационно-экономических отношений, складывающихся по поводу формирования и распределения прибыли анализируемой организации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения классической теории финансов, труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового менеджмента, финансового анализа, нормативные документы и законодательные акты РФ, материалы официальных сайтов информационной сети Интернет, а также данные годовой финансовой отчетности организации.
Практическая значимость работы определена возможностью использования предложенных рекомендаций в совершенствовании действующей политики организации в области формирования прибыли.
В данной работе используются следующие методы исследования: методы сравнительного, системного и статистического подходов к исследованию, методы табличного сравнения, группировки, графический и факторного анализа.
1. Теоретические основы формирования прибыли на предприятии
1.1 Экономическое содержание и функции прибыли
Прибыль предприятия — это один из ключевых финансовых показателей деятельности предприятия, определяет часть средств, поступивших на предприятие в результате реализации продукции за вычетом налоговых платежей и других расходов, возникших при производстве и реализации продукции, а также создает основу для экономического развития государства в целом [40, с. 87].
Прибыль — это разница между доходами и расходами. В торговой сделке прибыль — это разница между ценой, по которой продается товар, и ценой, по которой его покупают. В процессе ведения бизнеса, чистая прибыль определяется как то, что остается вне оборота после оплаты поставщикам, работникам, финансовым учреждениям и государству. В страховых компаниях прибыль — это разница между суммами собранных премий и общей суммой претензий в результате застрахованных негативных шоков.
Можно выделить основные черты прибыли предприятия:
- выступает формой дохода субъекта хозяйствования;
- отражает финансовый результат от использования капитала предприятием;
- характеризует плату за деятельность в условиях риска и неопределенности;
- определяет уровень конкурентоспособности деятельности предприятия;
- является источником обеспечения развития предприятия;
- является источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов с целью обеспечения удовлетворения социальных нужд.
Прибыль является главным показателем конечных финансовых результатов деятельности каждого предприятия, которую можно получить путем вычитания себестоимости товаров и услуг из выручки от реализации. Так, прибыль - это превышение доходов над расходами, т.е. прирост имущества предприятия, а превышение расходов над доходами, т.е. уменьшение имущества предприятия - убыток. [36, с. 503].
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов (Рисунок 1), важнейшие из которых следующие:
- объем реализации;
- структура товарооборота;
- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы);
- уровень налогообложения прибыли.
Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.
Прибыль отражает результаты деятельности предприятия и испытывает влияние многих факторов. На формирование прибыли влияют [45]:
- сфера деятельности предприятия;
- отраслевая принадлежность;
- форма собственности;
- конкурентная среда;
- финансово-хозяйственная деятельность предприятия;
- учет финансовых результатов.
Рассмотрим функции прибыли, которые включают в себя:
А) по мнению Савицкой Г.В. выделяет [35] выделают 5 функций, а именно:
- стимулирующая функция, которая включает в себя перераспределение ресурсов для развития предприятия;
- оценочная функция означает расчет и оценку разных видов прибыли;
- воспроизводственная функция означат, что за счет прибыли происходи самофинансирование;
- источник доходов всех бюджетов означает, что за прибыли уплачиваются все налоги;
- источник вознаграждения означает, что часть прибыли остается у собственника предприятия.
Б) Шеремет А.Д. выделяет три основные функции [43]:
- оценочная функция заключается в том, что она отражает уровень производства и продажи;
- стимулирующая функция означает, что прибыль положительно влияет на развитие предприятия;
- фискальная функция означает, что прибыли направляется в бюджет в виде налогов.
Таким образом, две разные точки зрения представлены, но сущность одна и та же.
Прибыль является качественным показателем, так как в ее размере отражено изменение объема товарооборота, доход предприятия, уровень использования ресурсов, величина издержек обращения. Таким образом, прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности предприятия.
Прибыль является конечным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организации), характеризующим итог его производственно-хозяйственной деятельности и создающим основу экономического развития предприятия. Увеличение показателя прибыли служит финансовой платформой для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. Именно за счет прибыли погашается значительная часть обязательств перед бюджетом, банками и другими кредиторами.
Таким образом, часть прибыли в виде рассчитанного в соответствии с требованиями законодательства налога на прибыль, поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а оставшаяся после уплаты налогов часть прибыли направляется предприятием на выплату дивидендов акционерам, расширение и модернизацию производственного процесса, формирование резервных фондов и т.п. Чистая прибыль по-другому называется капитализированной. «Она отражает экономический рост предприятия, базирующийся на собственных средствах, полученных в результате хозяйственной деятельности.
Основными источниками информации при проведении анализа прибыли являются данные аналитического бухгалтерского учета по финансовым результатам, финансовой отчетности формы Отчет о финансовых результатах, и так же различные планы предприятия.
1.2. Виды и способы расчета прибыли
Прибыль – это основной финансовый показатель деятельности организации, который отражает положительный финансовый результат и выступает важным внутренним источником формирования ресурсов предприятия.
Прибыль определяется как разность между всеми доходами за вычетом налогов и отчислений в различные фонды и всеми затратами анализируемого периода.
Исходя из источников формирования, назначения использования, периода образования прибыль предприятия может выступать в разных видах (Рисунок2).
Рисунок 2- Виды прибыли предприятия
Источник: авторская, по материалам [16]
Современное предприятие ведет самостоятельную хозяйственную деятельность, может распоряжаться своим имуществом, а также активами, поэтому целесообразно классифицировать прибыль в зависимости от источников ее формирования на: прибыль от реализации, прибыль от продажи прочих активов и финансовый результат. Так, прибыль от реализации является разницей между выручкой и затратами на производство и реализацию и отражает эффект от использования имущества предприятия. Существование прибыли от реализации прочих активов может говорить о сокращении объемов ведения бизнеса или о перепрофилировании предприятия. Финансовый результат соответственно отображает эффективность использования имущества и капитала предприятия.
Также можно выделить такие виды прибыли как минимальная, недополученная и нормальная прибыль, которые раскрывают понятие экономических издержек и позволяют определить назначение прибыли для конкретных направлений использования. Итак, минимальная прибыль – это такая прибыль, которая после вычета всех налогов и обязательных платежей обеспечит предприятию минимальный уровень рентабельности. Недоплаченная прибыль – это такая прибыль, которую предприятие могло бы получить при более эффективном использовании ресурсов – финансовых, трудовых, материальных. Нормальная прибыль – это уровень прибыли, которой достаточно для поддержания всех производственных процессов предприятия.
По характеру прибыли от налогообложения прибыль налогооблагаемая и прибыль, освобожденная от налогообложения согласно налоговому кодексу РФ.
Объектом распределения является прибыль до налогообложения и в процессе распределения возникают такие виды прибыли, как потребленная прибыль в виде части чистой прибыли, которая использована в текущем периоде, нераспределенная прибыль текущего периода как часть чистой прибыли, которая остается на накопление, нераспределенная прибыль прошлых лет как часть прибыли капитализированная за все периоды.
Виды прибыли как объекта управления представляют в виде операционной, которая соответствует ресурсному потенциалу предприятия и маржинальной прибыли, которая базируется на разделении затрат на постоянные и переменные.
Экономическая прибыль может быть положительной, нулевой или отрицательной, т.е. предприятие несет убытки:
- если экономическая прибыль является положительной, у других предприятий появляется стимул для выхода на рынок;
- если прибыль равна нулю, другие фирмы не имеют стимулов для входа или выхода. Когда экономическая прибыль равна нулю, предприятие зарабатывает так же, как если бы его ресурсы использовались в следующей лучшей альтернативе, т.е. предприниматель все-таки получает реальную прибыль на инвестированный капитал;
- если экономическая прибыль отрицательна, предприятиям открывается перспектива покинуть рынок, потому что их ресурсы были бы более прибыльными в других местах. Размер экономической прибыли, которую получает бизнес, во многом зависит от степени рыночной конкуренции и рассматриваемого периода времени [27, с. 82].
На конкурентных рынках, где существует много предприятий, и ни одна из них не может повлиять на цену товара или услуги, экономическая прибыль может отличаться в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В краткосрочной перспективе предприятие может получить экономическую прибыль. Однако, если есть экономическая прибыль, другие предприятия захотят выйти на рынок. Если на рынке нет барьеров для входа, новые фирмы будут входить, увеличивать предложение товара и снижать цену. Это снижение цены приводит к уменьшению выручки предприятия, поэтому в долгосрочной перспективе экономическая прибыль равна нулю. Нулевая экономическая прибыль также известна как нормальная прибыль. Несмотря на нулевую экономическую прибыль, предприятие все еще может получать положительную бухгалтерскую прибыль.
Максимизация прибыли является целью всех предприятий, и руководство должно принимать правильные решения для максимизации прибыли. Например, краткосрочную прибыль можно легко получить, избегая обслуживания, дискреционных расходов, инвестиций, которые необходимы для постоянной конкурентоспособности.
Более того, то, что максимизирует «общую прибыль», необязательно, позволяет достичь максимума «прибыльности», то есть процента прибыли в обороте.
Использование других определяющих факторов прибыли, как растущие цены конкурентов, лучшие условия продаж, более высокий общий уровень цен, позволяет увеличить номинальную прибыль до такой степени, что затраты становятся неэластичны, то есть они растут меньше, чем доходы.
Рост заработной платы увеличивает издержки предприятия, соответственно снижается прибыль. Однако, если на макроэкономическом уровне эта заработная плата будет потрачена на отечественные товары, более высокое потребление увеличит доходы бизнеса, частично противодействуя предыдущей динамике. Таким образом, в зависимости от динамики экспорта и других компонентов ВВП более высокая заработная плата совместима с более высокой прибылью.
Другими словами, рост производительности определяет рост прибыли. Высокая торговая прибыль может побудить другие предприятия выйти на рынок и начать конкурировать с текущими участниками рынка.
Если бы все рынки были совершенно конкурентоспособны в своем долгосрочном равновесии, все предприятия в экономике имели бы одинаковый постоянный уровень прибыли: ноль. В отличие от этого, в реальном мире предприятия получают разные прибыли в определенных секторах, а определенные предприятия систематически получают более высокую прибыль, чем другие [51, с. 49].
Это связано с повсеместной несовершенной конкуренцией, препятствиями для входа, инновациями и дифференциацией продукции.
Что касается процесса формирования прибыли предприятия, то она формируется преимущественно в процессе осуществления операционной и финансово-инвестиционной деятельности.
Основной расчёт прибыли это разница между доходами и расходами. Рассмотрим данные понятия. Сравнивая приведенные определения, можно отметить, что с точки зрения бухгалтерского учета категория «доходы» рассматривается в более широком аспекте, чем в налоговом учете, что отражает их нормативно установленная формулировка. В определении, приведенном в Налоговом кодексе Российской Федерации, не прослеживается связи выгоды от хозяйственной деятельности с изменением таких важных факторов, как например инфляция, не указываются источники получения доходов, в основном здесь отражены доходы, которые могут и не могут учитываться в целях налогообложения.
Кроме авторов доходы рассматриваются и в нормативно-правовой литератур, это Налоговый кодекс РФ и ПБУ 9/99 «Доходы организации».
В бухгалтерском и налоговом учете доходы являются как увеличение экономических выгод в результате увеличения активов.
Рассмотрим некоторые определения доходов, различных авторов.
Агабекян О.В. [7] определяет, что доходы представляют собой увеличение активов или уменьшение обязательств компании, которые вызваны обычной хозяйственной деятельностью предприятия и приводят к увеличению собственного капитала. В доход включается выручка от реализации товаров работ, услуг, дивиденды, роялти, рента.
Орлова О.Е. [14] раскрывает доходы как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Чернышева Ю.Г. [20] характеризует доходы, которые складываются из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного дохода, а также доходов от внереализационных операций, на практике и в теории их называют валовыми (совокупными)
Рассмотрим в таблице мнения авторов и нормативных документов на определение понятия «расходы». По НК РФ это обоснованные затраты, по ПБУ 10/99 это уменьшение экономических выгод, у Лытнева Н.А. это издержки труда в предпринимательской деятельности, у Карпова Т.П. расходы на производство и реализацию продукции. На основании этого видно, что общим среди всех понятий является признание расходов как потраченное имущество для выполнения деятельности предприятия.
Классификация доходов в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации. Доходы разделяются на доходы от обычного вида деятельности и от прочего вида деятельности.
Классификация расходов в зависимости от их характера и направлений деятельности организации - расходы, связанны с производством и реализацией и прочие расходы.
Таким образом, определение доходов и расходов является основным этапом по определению всей финансово-хозяйственной деятельности, что показывает эффективность работы всего предприятия.
Классификация доходов в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации разделяется на основные (рисунок 3).
Рисунок 3- Классификация доходов
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2015. - 272 c.
2. Арабян, К.К. Проблема расчета уровня существенности как критерия достоверности финансовой отчетности. /К.К. Арабян// Аудит и финансовый анализ. 2021. -№ 3. стр. 240-244.
3. Артеменко, В.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие для студентов / В.Г. Артеменко. - М.: Омега-Л; Издание 2-е, 2016. - 270 c.
4. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ /В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – Москва: Дело-Сервис, 2021. - 152 с.
5. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Шаг за шагом: учеб.- практ. пособие / В.П. Астахов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2021. - 457 с.
6. Астринский, Д. Экономический анализ финансового положения предприятия / Д. Астринский // Экономист. – 2019. - №12. – С.53-59.
7. Бочаров, В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. - М.: СПб: Питер, 2016. - 432 c.
8. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2017. - 880 c.
9. Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2020. - 880 c.
10. Голиков, О.И., Адушева, А.Ю. Практические аспекты разработки положения об аудиторской тайне экономического субъекта, оказывающего аудиторские услуги // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 2. № 2. - С. 79-84.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.-М.: Издательство «Финпресс», 2021. – 324 c.
12. Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: практикум: учебное пособие для студ. учрежд. СПО / О.В.Губина, В.Е.Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2020.
13. Дементьев В.В., Щербаков А.П. Прибыль и экономический рост / В.В. Дементьев, А.П. Щербаков // ТЕRRА ECONOMICUS. - 2020 - Том 15 №3. - С 75 – 91.
14. Дробат, С.Т. Планирование доходов и расходов в торговле / С.Т. Дробат // Международный студенческий научный вестник.- 2020. -№ 9. -С. 263
15. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. — М.: Дашков и К, 2020. — 432 c.
16. Дурнаева, И.В. Факторный анализ финансовых результатов / И.В. Дурнаева // Молодой ученый. - 2020. - №8. - С. 119-124
17. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 2021.
18. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Academia, 2021. - 320 с.
19. Енюков, И.С. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / И.С. Енюков. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 224 c.
20. Ерофеева, В.А. Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации: учеб.пособие / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова – Юрайт, 2021. – 640 с.
21. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Омега-Л, 2021. 349 с.
22. Жиделяева, В.В. Экономика предприятия. 2-e изд., перераб. и доп. Жиделяева В.В., Каптейн Ю.Н. / В.В. Жиделяева, Ю.Н. Каптейн. - М.: Academia, 2021. - 320 c.
23. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 332 c.
24. Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - №5. - С.60-64.
25. Калмыкова, Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии / Я.Н. Калмыкова// Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2020.- № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2020/11/15378
26. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 293 c.
27. Кокум А.М. Точкка безубыточности как важный инструмент маржинального анализа // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/economy/9(57).pdf (дата обращения: 17.03.2021)
28. Комплексный экономический анализ предприятия /под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. - Спб.: Питер, 2021 – 576 с.
29. Крылов С.И. Финансовый анализ, учебное пособие//Екатеринбург, издательство УрФУ, 2021, 162 с.
30. Кушнаренко Т.В. Особенности формирования финансовых результатов организаций оптовой торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 8. № 12А. С. 501-516.
31. Левкина Е.В., Курченкова Д.А. Оценка финансовых результатов рыбной промышленности Приморского края и их развития // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 1. С. 59–59
32. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2017. - 214 c.
33. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.пособие / Н.П. Любушин. – М.: ЮнитиДана, 2021. – 471с.
34. Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие для студ. учрежд. СПО / М.В.Мельник, Е.Б.Герасимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020.
35. Плотников В. С., Плотникова О.В. Анализ теоретических основ концепции консолидированной финансовой отчетности. Экономический анализ: теория и практика No 11 (458) 2021. С. 94-104
36. Романова А.Д. Методы экономического анализа. Экономический анализ. Теория и практика. Том 16. Вып №2. - 2020. 389 с.
37. Сальникова К. В. Алгоритм планирования прибыли и поиск резервов ее роста «Справочник экономиста» № 8, 2021. Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/cost/reserve.shtml
38. Соколова, О.Н. Экономический анализ / Под ред. О.Н. Соколовой. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 320с
39. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник. / Т.У. Турманидзе. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 c.
40. Финансы организаций (предприятий): учеб.пособие / О. Б. Веретенникова, В. И. Майданик, К. В. Ростовцев и др. В 2 ч. Екатеринбург: [Изд. Урал.гос. экон. ун-та], 2021. Ч. 2. 188 с.
41. Швецова О. В. Сравнительная характеристика российских и зарубежных подходов к формированию информации о финансовых результатах в отчетности / О. В. Швецова // Аудит и финансовый анализ. - 2021. - № 4. - С. 101–104.
42. Шеина Е. Г., Кошелева В. И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (78) C. 89–98.
43. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 374 с.
44. Яцюк, Н. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия / Н.Яцюк // Аудит и финансовый анализ. – 2019. - №1. – С.22.
45. https://checko.ru/company/biotekh-1023405965989
46. https://бис-стройматериалы.рф/about/gruppa-bis/
47. https://lineexpo.ru/pavilion/stroitelstvo-otdelka-instrumenty/stroitelnye-materialy/ao-biotekh/
48. https://promtorg.volgograd.ru/current-activity/cooperation/results/105857
49. Устав АО «Биотех»
50. Данные центра раскрытия информации Интерфакс. АО «Биотех»