Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире мультфильмы играют одну из самых важных ролей в жизни детей. Анимация – это игра, в которой дети могут придумывать и анимировать своих собственных персонажей, наделять их определенными характеристиками и разыгрывать различные ситуации из жизни или истории. Можно сказать, что детская анимация способствует их эмоциональному развитию, потому что они учатся осознавать свои собственные эмоции, чувствовать эмоции других и выражать их через рисунки, мультфильмы и высказывания.
Все дети, независимо от их характера и возраста, любят смотреть мультфильмы и персонажей, которые, кажется, живут своей собственной жизнью. Многие дети любят создавать свои собственные мультфильмы, в которых они придумывают свои собственные истории и персонажей.
Создание мультфильмов – это веселый, но сложный и длительный процесс, который учит детей таким навыкам, как добросовестность, концентрация, забота и, конечно же, творческое мышление.
Уроки искусства всегда играли особую роль в развитии и воспитании творческих талантов. Анимация, сочетающая теоретические и практические занятия, результатом которых является готовый продукт – детское произведение искусства – это прекрасная возможность развить творческие навыки. Благодаря анимации дети развивают сенсорные и моторные навыки использования рук, которые помогают им быстро и точно осваивать различные техники, воспринимать пропорции, характеристики трехмерных и плоских форм, узоры, линии, пространственные отношения, цвета и движения, и, конечно, музыкальные навыки.
Рисование имеет долгую историю в нашей стране и во многих странах мира как форма детского творчества. Мультфильмы доступны и оригинальны, помогают примирить интересы взрослых и детей. Профессиональные педагоги очень заинтересованы в образовательном потенциале мультфильмов. Их интересует не только результат детского творчества в виде фильма, но, прежде всего, выражение и проявление детского творчества.
Известные исследователи и преподаватели, такие как В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев, В.A. Крутецкий изучали способности детей. Хотя этот вопрос, несомненно, важен, эта проблема недостаточно находит свою практическую реализацию в рамках традиционного образовательного процесса. Развитие творческих способностей детей посредством музыки лишь частично представлено в методической литературе и нуждается в дальнейшем исследовании.
Выбор темы исследования обусловлен актуальностью проблемы и ее недостаточной разработанностью: «Развитие творческих способностей детей в процессе озвучивания мультфильмов (на основе использования видеоредактора Movavi)».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов развития творческих способностей детей в процессе озвучивания мультфильмов.
Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития творческих способностей детей в процессе озвучивания мультфильмов.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей будет эффективнее, если в образовательную деятельность включить процесс создания и озвучивания мультфильма.
Задачи:
1. проанализировать развитие творческих способностей детей как педагогическую проблему;
2. объяснить и дополнить сущность рабочих алгоритмов и компьютерных программ – устройств для записи и редактирования изображений;
3. теоретически проанализировать и обосновать выбор программы для редактирования видео Movavi;
4. провести экспериментальное исследование по развитию творческих способностей детей в процессе создания анимации.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы:
по проблеме изучения творческих способностей детей (Т.А. Барышева, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук);
по формированию и организации работы в мультстудии (Е.Р. Тихонова, Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова);
по проблеме мультипликации в развитии ребенка (Е.О. Смирнова, М. В. Соколова, Н. Ю. Матушкина, Е. А. Абдулаева).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, музыковедческой литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий); эмпирические (наблюдение, творческие задания, эксперимент, качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности).
Теоретическая значимость состоит в следующем:
- уточнена сущность понятий «видеоредактор», «видеомонтаж» в контексте исследуемой темы;
- дано теоретическое обоснование форм и методов развития творческих способностей детей в процессе озвучивания мультфильмов.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- уточнен и дополнен диагностический инструментарий оценки уровня развития творческих способностей детей в процессе озвучивания мультфильмов;
- разработаны и апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы формы и методы развития творческих способностей детей в процессе озвучивания мультфильмов.
Базой исследования стало: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Александра Степановича Пикунова» д. Дорогино Уфимский район Республики Башкортостан.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗВУЧИВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
1.1 Развитие творческих способностей детей на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема
Определение терминов «творчество» и «творческие способности» является одной из основных проблем в современных психологических и педагогических исследованиях.
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». В.А. Сухомлинский [45, с. 10].
«Творчество как деятельность, направленную на создание качественно новых качеств, характеризующихся оригинальностью, неповторимостью и социально-историческим своеобразием» по мнению Н.Г Кузьминой Творчество приписывается человеку, т.е. оно всегда связано с автором, объектом творческой деятельности [12, с. 20].
Творчество как «деятельность, которая ведет к созданию новых материальных или духовных ценностей» С.Г. Костюк [9, с. 65].
«Творчество – это сознательная, целенаправленная и активная деятельность человека, направленная на восприятие и преобразование действительности, создание новых, оригинальных объектов, невиданных произведений искусства для улучшения материальной и духовной жизни общества» Э. Исаев [7, с. 17].
«Творчество как деятельность по созданию чего-то нового и оригинального, которая включает в себя не только историю развития творческого художника, но и историю развития науки, искусства и т.д., и историю развития творческого художника» В. О. Моляко [19, с. 33].
«Творчество – это деятельность личности, целью которой является создание чего-то нового: воссоздание предметов, окружающего мира, выводов или чувств, которые живут и существуют только в личности» по определению И.П. Гладилина [3, с. 87].
По мнению Д. Б. Богоявленской, творчество – это деятельность человека, направленная на решение творческой задачи, требующая объективных (социальных, материальных) и субъективных (знаний, умений, навыков, способностей, творческого потенциала) условий, которые индивид должен принять и которые ведут к достижению новизны и оригинальности, смысла, личностного и социального прогресса [2, с. 98].
«Творчество как самореализацию, самостоятельное решение проблем и задач, самостоятельное обнаружение закономерностей и связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга, «на пути к открытию известных всем истин, на пути к открытию неизвестных всем истин» Н. Н. Андреев [1].
Обзор литературы показывает, что ученые по-разному интерпретируют понятие креативности. В. Москалец, Т. И. Равлюк, Е. Н. Зверева, С. И. Баган считают, что креативность – это синтез свойств личности, характеризующихся степенью соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности, что определяет эффективность этой деятельности.
В. Н. Дружин считает, что креативность – это особая психическая способность, которая выражается в умении выполнять интеллектуальные действия, выходящие за рамки требований, отклоняться от общепринятых норм, разрабатывать оригинальные идеи и находить практические способы решения проблем в процессе мышления [6, с. 11].
В литературе креативность часто называют «творчеством». Энциклопедия психологии (2007) определяет креативность как способность человека творить, выражающуюся в мыслях, общении, эмоциях и действиях, способами, характерными для всего человека или отдельных его аспектов. E. P. Торренс и Т.М. Третьяк добавляют, что креативность можно определить, как способность генерировать новые и оригинальные идеи для эффективного решения проблем. Слова «творчество» и «креативность» можно считать тождественными, хотя они имеют общее значение [31].
Л. Л. Малинская подчеркивает, что творческий потенциал ребенка определяется не только мышлением, но и другими психологическими явлениями: сознанием, интуицией, воображением, импульсами, эмоциями, памятью, волей и т.д., творческий потенциал ребенка определяется не только мышлением, но и другими психологическими явлениями. Автор выделяет три элемента творчества. Первый связан с мотивацией и выражается в интересах и склонностях, второй относится к темпераменту и выражается в эмоциях, а третий описывает умственные способности человека [14, с. 46].
A. В. Моляко, соглашаясь с автором, который ранее комментировал элементы творческих способностей, дополняет их структуру следующими компонентами: способность к саморегуляции и способность к самооценке [19, с. 32].
Помимо воображения и творческого мышления, П. Гладилина также включает в общую структуру детского творчества хорошо развитую память и моторную точность [3, с. 32].
По мнению Т. В. Кудрявцева и многих других авторов, структура креативности состоит из следующих элементов: доминирующая роль познавательной мотивации; творческий поиск, который выражается в открытии нового, формулировке проблем и решений; способность находить оригинальные решения; способность прогнозировать и предвидеть; способность создавать идеальные нормы, включая высокие эстетические, моральные и интеллектуальные суждения [17].
Н. В. Кузьмина рассматривает психомоторную активность как часть творческих способностей ребенка и определяет разум как совокупность движений, действий, мышления и энергетического потенциала человека. Автор считает, что оптимальное состояние психики (мышление, эмоции, воображение) и тела (энергетический потенциал, психомоторные способности) и гармоничное развитие всех этих частей являются главными предпосылками для функционирования творческого механизма. Только таким образом мышление, эмоции и воображение могут открывать новые задачи, решать их психомоторно и стимулировать энергетический потенциал к действию [12].
Психомоторные способности включают воспроизведение временных, динамических и пространственных параметров, дифференциацию временных, динамических и пространственных усилий, изменение напряжения мышечных групп во время координационных упражнений и в различных условиях. Критериями психомоторного развития являются динамика контроля новых движений и двигательных действий, их точность, пластичность и рациональность, экономичность, точность, быстрота, или показатели их контроля: скорость и сила; масса и точность; выразительность, целостность, гармоничность, эстетичность; ловкость [5].
Человеческие эмоции выражаются в наших отношениях с внешним миром. По мнению Н.В. Кузьминой [12], показателями проявления эмоций являются способность сравнивать объекты или их качества, оценка человеком своего отношения к объекту, готовность вести себя определенным образом.
В процессе занятия творчеством дети развивают свои творческие способности.
Психологи считают, что творческие способности детей зависят в первую очередь от их способности мыслить. По мнению известного американского ученого Дж. Гилфорда, для творческих людей характерно «дивергентное мышление», которое является основой творческого мышления и ключевым элементом творческих способностей [13].
Компонентами творческих способностей по мнению ученых С. Ю. Лазарев, А. В. Петровский. E. Ж. Фатеев являются творческое мышление и творческое воображение
1. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей (Пономарев,1960). Главное для творческого мышления – умение охватить действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях.
2. Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.
В возрасте 4-5 лет формируются предпосылки развития творческого воображения. К ним относится обогащение опыта ребенка и развитие представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому развивается возможность направленного словесного творчества [44].
Продукты творческого воображения – это синтез различных отражений (образов, мыслей) в единое целое.
Основным показателем является воображение, которое отражает действие, которого еще нет [30].
В. О. Молако определяет показатели интеллектуального развития детей как часть их творческих способностей. Это: скорость усвоения нового материала; способность к анализу и синтезу; экономичность ума (рациональность, объективная простота в решении проблем, поиск наилучшего решения); независимость ума (способность справляться с трудностями в работе без посторонней помощи); гибкость ума (способность менять образ действий в зависимости от ситуации) [19].
И. Н. Селиванов перечисляет следующие качества, предполагающие наличие творческих способностей: спонтанность, воображение, разнообразие, случайность, гибкость и оригинальность мышления, интуитивное генерирование идей, использование подсознания при решении проблем, непредсказуемость и внезапность идей, эпизодическое возникновение противоречий как результат творческих гипотез [27].
Согласно Э. П. Торренсу и Дж. Гилфорду, критериями творческого развития детей являются: продуктивность мышления (количество представленных идей); гибкость мышления (количество ответов в различных категориях, количество изменений точки зрения на темы); оригинальность (оригинальность относится к идеям, которые отличаются от очевидных, тривиальных или устоявшихся идей; также учитывается частота использования); внимание к деталям (измеряется способностью выделять и описывать важные детали при представлении новых идей) [43].
Таким образом, не существует четкого определения «творчества» и единого подхода к его созданию. Однако большинство исследователей считают, что суть креативности заключается в способности генерировать новые и оригинальные идеи для эффективного решения проблем [40].
Для определения развития и динамики детского творчества следует обратить внимание на показатели креативности личности, которыми, на наш взгляд, являются: инновационность, скорость и гибкость мышления, оригинальность мышления; способность сравнивать объекты или их характеристики, оценивать свое отношение к чему-либо, склонность действовать одним способом, а не другим; воображение; мотивация, творческая самостоятельность, потребность использовать творческие способности в длительной деятельности; стремление к самореализации, способность мыслить по-новому, мастерство [34].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алдошина О.В. Удивительная роль мультипликации [Текст] /О.В. Алдошина // Искусство в школе – М.: 2010 - №4. – 83c.
2. Андреева И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения [Текст] / И.А. Андреева // Современная школа (Букмастер). Интерпрессервис – М.: 2019. – 839c.
3. Анофриков П.И. Принципы работы детской студии мультипликации. [Текст] / П.И.Анофриков // Методическое пособие детской киностудии «Поиск» – Новосибирск, 2008. – 13 с.
4. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду [Текст] / М. Аромаштам. – М.: Чистые пруды. – 2006. – 32 с.
5. Асенин С.В Мир мультфильма: идеи и образы мультипликационного кино социалистических стран [Текст] / С. В Асенин – М.: Искусство, 1986. – 182 с.
6. Барышева Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т.А. Барышева – Москва:Машиностроение, 2020 – 416 c.
7. Березина В.Г. Детство творческой личности [Текст] / И. Л Викентьев., С. Ю Модестов – СПб.: издательство Буковского, 2011. – 60 с.
8. Белунцов В.В. Macromedia Flash 5. Анимация в Интернете [Текст] / В.В. Белунцов // Практическое руководство – М.: 2018. – 352 c.
9. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном [Текст] /Е.А.Бондаренко// Пособие для сред. шк. возраста – М.: 1994. – 95c.
10. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана [Текст] / Е.А.Бондаренко // Пособие для сред. шк. возраста – М.: 1994. – 63с.
11. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей [Текст] / Е.К Брыкина под науч. ред.Т. С. Комаровой – М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
12. Бухарова И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] / И.С. Бухарова.// Учебное пособие для СПО – М.: 2018. – 444c.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С Выготский – М.: АСТ, 2010. – 678 с.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Эксмо, 2006. – 512 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1997 г. – 96с.
16. Гаврина С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию [Текст] / С.Е. Гаврина. – М.: АСТ, 2019. – 420c.
17. Гаврина С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет [Текст] / С.Е. Гаврина. – М.: Академ. Развития, 2019. – 176 c.
18. Горшкова Д.В. История российской мультипликации. ХХ век [Текст] /Д.В. Горшкова – Москва: Высшая школа, 2016. – 574c.
19. Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее [Текст] / Т. Гордон – М.: 2010. – 432 с.
20. Голубева М. В. Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей [Текст] / М.В. Голубева. – М.: Амфора, 2021. – 909c.
21. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или прикоснемся к прекрасному [Текст] / В.Г. Дмитриева. – М.: Астрель, АСТ, 2018. – 375c.
22. Джонс С. Детское рукоделие. Развиваем творческие способности [Текст] / С. Джонс. – М.: Эксмо, 2016. – 288 c.
23. Ендовицкая Т.О. Развитии творческих способностей [Текст] /Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание – 2007. №12. С. 73-75.
24. Захарова Е.А. Развивающий экран. Искусство в жизни детей: опыт занятий с младшими школьниками [Текст] / Е.А. Захарова – М., 1991. – 198c.
25. Иванова О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2017. – 430 c.
26. Ивашкина Л.А. Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. ФГОС [Текст] / Л.А. Ивашкина. – М.: Планета, 2019. – 895c.
27. Инна С.Б. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста 2-е изд., пер. и доп. [Текст] / С.Б Инна// Учебное пособие для СПО – М.: Юрайт, 2018. – 495c.
28. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Р. Г. Казакова // Учеб. пособие для студ. пед. Вузов – М., 2006. 274 с.
29. Красный Ю.Е. Мультфильмы руками детей: книга для учителя [Текст] /Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова – М., 1990.
30. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] / Т. С. Комарова, А. И. Савенков – М., 2008. 90 с.
31. Комарова Т.С. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] / Т.С Комарова, А. В. Антонова, М. Б Зацепина – М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.
32. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей [Текст] / Н.М. Конышева – Смоленск, Издательство: Ассоциация XXI век, 2007. – 294 c
33. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет [Текст] / Г.В. Лаптева. – М.: Речь, 2020. – 137 c
34. Левин В.А. Воспитание творчества [Текст] / В. А Левин Томск: Пеленг, 2009. 56 с.
35. Лук А.Н. Психология творчества [Текст] / А. Н Лук. – М.: Наука, 1978. 125 с.
36. Мелик-Пашаев А.А. Ступени творчества [Текст] / А. А Мелик-Пашаев З. Н. Новлянская – М., 1987. 194 с.
37. Орлова, М.А. Игры для развития творческих способностей [Текст] / М.А. Орлова. – М.: Лада, 2019. – 160 c.
38. Орлов А.М. Аниматограф и его Анима. Психогенные аспекты экранных технологий [Текст] / А.М. Орлов – М.: ИМПЭТО, 2005. – 384c.
39. Орлова М.А. Игры для развития творческих способностей [Текст] / М.А. Орлова. – М.: Лада, 2015.
40. Полуянов Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю. А. Полуянов – М.:3нание, 1985. 50 с. - 160 c.
41. Преображенская Н. А. Ваши творческие способности [Текст] / Н. А. Преображенская – М.: У-Фактория, 2016. - 288 c.
42. Рассел Д. Мультипликация (технология) [Текст] / Д. Рассел. – М.: VSD, 2012. – 741c.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, - 2015.
44. Скворцова В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольника [Текст] / В.О. Скворцова. – М.: Феникс, 2018. – 208c.
45. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников [Текст] : Из опыта сельской сред. школы : [Павлышская сред. школа Онуфриевского района Кировогр. обл.] / В.А. Сухомлинский Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 272 с.
46. Тихонова Е.Р. Рекомендации по созданию программы занятий детской студии мультипликации [Текст] / Е.Р. Тихонова // Методическое пособие детской киностудии «Поиск» – Новосибирск, 2009, - 15 с.
47. Хропов Е.С. Информационные технологии в развитии творческих способностей [Текст] / Е.С. Хропов – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 140 c.
48. Шадриков В.Д. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты [Текст] / - М.: Альма Матер: Академический Проект, 2009
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И Щукина – М., 1979
50. Якобсон П.М. Психология художественного творчества [Текст] / П.М. Якобсон – М.: 1971. – 86с.