Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные тенденции развития, глобализация мировой экономики, постоянная трансформация конъюнк-туры рынка определили роль субъектов малого предпринимательства в национальных экономиках. Деятельность малых и средних предприятий призвана обеспечить непрерывный качественный и количественный рост основных экономических и социальных показателей экономики. В связи с этим требуют изучения и анализа современные тенденции развития субъ-ектов малого предпринимательства в Красноярском крае. Необходимо дать краткое описание критериев малого предпринимательства, описать меры государственной поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.
В связи с существующими проблемами развития малого бизнеса в современных экономических условиях, особое внимание должно быть уде-лено особенностям государственного регулирования данной сферы эконо-мики. Кроме того, должны быть определены направления стабилизации данной сферы экономики и перспективы развития малого предпринима-тельства на современном этапе развития.
Актуальность темы исследования обусловлена остротой поставлен-ных проблем и именно она, предопределила цель исследования.
В работе были изучены статьи следующих авторов: Мазилов Е.А., Кремин А.Е., Сарпеков Р.К., Дюсенов Е.А., Колесников Ю.А., Булатова К.И., Хасанов Э.И., Хамидуллин Ф.Ф., Камских Я.К., Хамидуллин Ф.Ф., Петрик Л.С., Кузикова Л.Ш., Ганиева Д.М. и др.
В работах перечисленных авторов сфера малого предприниматель-ства рассматривается чаще с позиции макроэкономики, как отдельный сек-тор.
Целью исследования является изучение особенностей поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае.
Поставленная цель исследования предопределила решение ряда за-дач:
изучить теоретические основы поддержки и развития малого пред-принимательства Российской Федерации на региональном уровне;
провести анализ организации поддержки и развития малого пред-принимательства в Красноярском крае;
определить направления совершенствования организации поддержки и развития малого предпринимательства в Красноярском крае.
Предметом исследования является: поддержка малого предприни-мательства в Красноярском крае.
Объектом исследования являются: особенности процесса предпри-нимательской деятельности предприятий малого предпринимательства РФ.
В качестве методологической базы использовались общенаучные методы исследования ими стали: системный, конкретно-исторический под-ход к исследуемым проблемам, разработки российских и зарубежных уче-ных в области развития мирового хозяйства и международных экономиче-ских отношений, экономико-статистические методы сбора и обработки ин-формации, обобщение, методы системного и функционального анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении проблем развития малых фирм в конкурентной среде региона.
Практическая значимость исследования состоит в обоснованности необходимости усиления роли государства в стимулировании инноваци-онной деятельности, субъектов малого предпринимательства с целью под-держки развития инновационных форм для достижения конкурентных преимуществ на рынках.
Мы пришли к выводу, что технологии являются движущей силой экономического успеха малого бизнеса и что политики должны поощрять создание условий, позволяющих всем предприятиям добиваться успеха с помощью цифровых инструментов.
Новизна исследования состоит в обобщении существующих знаний в данной области в привязке к сегодняшней ситуации в сфере развития ма-лого предпринимательства в Красноярском крае.
Эмпирическую основу исследования составляют законодательные и правовые акты РФ, справочно-статистические материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, а также ана-литические статьи в периодической печати и размещенные на сайтах Ин-тернета.
Структура работы обусловлена ее целью. Работа состоит из введе-ния, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы поддержки и развития малого пред-принимательства Российской Федерации на региональном уровне
1.1. Малое предпринимательство и его роль для экономики страны
Малый бизнес представляет собой обязательный элементы рынка, без которого общество и экономика не могли бы полноценно существовать и динамично развиваться.
Малое предпринимательство является сегодня во всем мире одной из движущих сил экономического, а также научно-технического прогресса.
Понятие малого бизнеса определено в исследованиях различных ав-торов. Различные авторы исследуют малый бизнес по количественным и качественным определениям. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В., Ловко-ва Е.С. считают, что малое предприятие представляет собой организацию, численность сотрудников и объем ресурсов которой невелик, как и объемы производства.
Деятельность малого предприятия связана со значительными риска-ми и малым доходом.
Собственник малого предприятия несет полную ответственность за результаты деятельности предприятия.
Ракутина Н.М. дает более широкое определение, схожее с определе-нием предпринимательства: «малое предпринимательство»:
- ведущий экономический сектор,
- основа рознично-торговой сферы.
Малый бизнес определяет величину и структуру ВВП [23].
Лапуста М.Г. приводит следующее определение согласно признакам малого предприятия: малое предприятие не имеет сложной структуры.
Руководит предприятием обычно одно независимое лицо, не имею-щее полного доступа к рыночному капиталу [22].
Сведем полученные данные в таблицу.
Таблица 1- Понятие малых предприятий
Фамилия ученого Определение малого бизнеса
Филимонова Н.М., Моргунова Н.В, Ловкова Е.С. организация, численность сотрудников и объем ресурсов которой невелик, как и объемы произ-водства
Ракутина Н.М. ведущий экономический сектор,
основа рознично-торговой сферы.
Лапуста М.Г. малое предприятие не имеет сложной структуры. Руководит предприятием обычно одно независи-мое лицо, не имеющее полного доступа к рыноч-ному капиталу
На основании данных подходов, можно утверждать, что малый биз-нес – самостоятельная инициативная деятельность физических и юридиче-ских лиц, предусмотренная действующим законодательством. Данная дея-тельность должна быть зарегистрирована согласно критериям отнесения к субъектам малого бизнеса.
Деятельность малого бизнеса связана с риском использования ре-сурсов и направлена на максимизацию прибыли и удовлетворение обще-ственных потребностей.
Нужно отметить, что понятие «малый бизнес» не является универ-сальным, в каждой стране существуют особенные критерии отнесения субъектов хозяйствования к микро-, малому и среднему бизнесу.
В Российской Федерации эти критерии закреплены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [3].
В статье 4 закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» приведен исчерпывающий перечень условий, которые должны выполняться для от-несения субъекта хозяйствования к малому бизнесу (рис. 1).
Согласно рисунку 1 и таблице 1 предприятия могут относиться к ма-лым и средним в 2020 году по трем критериям:
- среднесписочная численность работников;
- доходы за период – календарный год;
- доля юридических лиц в уставном капитале (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О развитии малого предприни-мательства в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).
Рисунок 1 Критерии отнесения к субъектам малого бизнеса в Российской Федерации
Источник: Росстат
Критерии малых предприятий систематизированы в таблице 2.
Таблица 2 - Критерии малых предприятий [3]
Критерий Предельное значение
1 2
Доля участия государства, муни-ципалитета, религиозных органи-заций, не являющихся малым предприятием, % Микропредприя-тие Малое предприя-тие
25
Доля участия других предприя-тий, не являющихся малым пред-приятием, % 49
Средняя численность работников, чел. 15 100
Общий доход, млн. руб. 120 800
Малые предприятия могут осуществлять различные виды деятельно-сти (многопрофильные предприятия). В таком случае анализ производится по критериям вида деятельности, который занимает наибольшую долю в обороте предприятия.
Предприятия могут выделены по сфере деятельности: финансовые, производственные, консалтинговые, коммерческие, предприятия сферы услуг и др.
Кроме того, выделяют следующие группы малых предприятий (рис. 3):
1. Коммунанты. Специализация таких предприятий – производство отдельных деталей, промежуточная сборка.
Таким образом они взаимодействуют с крупными предприятиями посредством системы кооперационных связей и субподряда, беря на себя неэффективное в рамках крупного предприятия вспомогательного произ-водства.
Малые предприятия зависят от крупных предприятий и работают в условиях жесткой конкуренции друг с другом.
2. Патиенты выпускают готовую продукцию для локальных рынков, на которых спрос ограничен.
Продукция предприятий – продукты, одежда, обувь, мелкие строи-тельные работы. Они не зависят крупных предприятий и могут быть им конкурентами за счет производства продукции более высокого качества.
3. Эксплеренты – это рисковые фирмы, малые инновационные пред-приятия (МИП).
Рисунок 2 Группы малых предприятий
Идеи, которые описывают часть культуры, обычно известны как ор-ганизационные ценности и выражаются такими понятиями, как ценности:
Рисунок 3 Составляющие культуры малого бизнеса [14].
Также можно отметить характеристики малого бизнеса, являющиеся отражением его достоинств и недостатков [17].
1. Создание малого предприятия не требует значительных вложе-ний, в связи с чем от предпринимателя не требуется значительных соб-ственных средств или заемного капитала, требующего возврата. Кроме то-го, малый бизнес поддерживается государством, что позволяет взять льготный кредит.
2. Простая структура управления. В больших компаниях обычно создаются функциональные направления – отделы, департаменты, что тре-бует постоянного контроля и финансирования.
3. В случае малого бизнеса и линейной организационной струк-туры руководитель может исполнять обязанности управляющего, бухгал-тера, продавца. Предприниматель контролирует все аспекты бизнеса.
4. Гибкость и адаптация.
Благодаря малому обороту предприятия, можно быстро и с малыми затратами изменить ассортимент продукции.
5. Государственная помощь [7].
Государства поощряют развитие малых предприятий, поскольку они образуют рабочие места, платят налоги, заполняют рыночные ниши, развивают экономику в целом.
6. Мобильность.
При небольшой численности персонала и малой площади предприя-тия можно легко перенести бизнес в другое место без значительных затрат.
7. Сплоченный коллектив и благоприятий социально-экономический климат.
Малое число работников предприятия повышают вероятность фор-мирования такого коллектива.
В таких предприятиях нет особой необходимости принимать меры по искусственному формированию корпоративной культуры – писать гимн, придумывать ритуалы, создавать униформу.
Корпоративная культура формируется стихийно и ее нужно лишь корректировать, чтобы она благоприятно воздействовала на сотрудников.
8. Услуги бизнес-инкубаторов.
Бизнес-инкубаторы предоставляют малому бизнесу услуги за не-большую цену, которые заключаются в следующем:
подготовка кадров;
консультирование;
поиск инвесторов;
юридическое консультирование и др.
Рисунок 4 Услуги бизнес-инкубаторов
9. Окупаемость малого бизнеса возможна уже в первый год его функционирования [7].
Рисунок 5 Характеристики малого бизнеса, являющиеся отражением его достоинств и недостатков
Сектор малого предпринимательства обеспечивает рабочие места, развитие конкурентности, диверсификацию экономики. Малый бизнес спо-собен противостоять монополизму, что является выражением потребитель-ской направленности малого бизнеса. Поэтому малый бизнес весьма уяз-вим в период кризиса и при снижении платежеспособного спроса населе-ния.
Малый бизнес обладает особой гибкостью и адаптивностью. Поэтому малый бизнес представляет собой ключевой элемент в сфере внедрения ин-новаций.
Оценим состояние малого предпринимательства с позиций его роли в развитии региона. Одними из преимуществ таких предприятий являют-ся (рис. 6):
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 г.) (с уч. поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии мало-го предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/
5. Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Формирование системы стратеги-ческого планирования развития малого предпринимательства // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 7-20.
6. Сарпеков Р.К., Дюсенов Е.А. Правовое регулирование инве-стиций в малый и средний бизнес: опыт республики Казахстан // Журнал российского права. 2020. № 1. С. 43-55.
7. Колесников Ю.А. Законодательное стимулирование небанков-ского финансирования субъектов малого предпринимательства: финансо-во-правовой аспект // Legal Bulletin. 2021. Т. 6. № 4. С. 32-40.
8. Полюхович О.О., Хамидуллин Ф.Ф. Особенности деятельности малого предпринимательства в период пандемии // В сборнике: Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет управления «ТИСБИ». Сбор-ник статей. Под научной редакцией А.А. Свириной. Казань, 2021. С. 275-288.
9. Гарифова Л.Ф. Российский малый бизнес «идет» в инстаграм // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1 (75). С. 293-296.
10. Брылов А.К., Хамидуллин Ф.Ф. Малый и средний бизнес в условиях пандемии // Вестник ТИСБИ. 2021. № 2. С. 44-49.
11. Мухаметзянов И.Ш. То, для чего мы живём // Аккредитация в образовании. 2014. № 2 (70). С. 44-45.
12. Эффективные системы менеджмента -гарантии устойчивого развития // Материалы V международного научно-практического форума / 2016. Том Часть I.
13. Социально-экологическая устойчивость российского бизнеса: социологический анализ и ESG – практики / Ермолаева П.О., Башева О.А., Ермолаева Ю.В. // Управление устойчивым развитием. 2022. № 3 (40). С. 16-26.
14. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Оценка качества деятельности субъектов и акторов муниципальной публичной политики по критерию функциональности // В сборнике: Государственное управление Российской Федерации: повестка дня власти и общества. материалы ХVI Международ-ной конференции. 2019. С. 735-749.
15. Камарова Т.А., Борисова Т.Ю. Механизмы адаптации персо-нала в условиях дистанционной занятости // Кадровик. 2021. № 5. С. 122-131.
16. Петрик Л.С., Кузикова Л.Ш. О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг Красноярского края // Сервис в Рос-сии и за рубежом. 2017. Т. 11. № 1 (71). С. 144-154.