Фрагмент для ознакомления
2
Цифровая экономика – это экономика, в которой есть направление на развитии и применении в различных областях народного хозяйства цифровых и вычислительных технологий. Она влияет на деловую, экономическую, социальную, культурную сферу деятельности субъектов, в которых присутствует Интернет и другие цифровые коммуникационные технологии.
Актуальность данной темы заключается в том, что цифровая экономика направлена на трансформацию устаревших производственных секторов. В них проникают технологические инновации, и это дает расцвет и развитие отрасли на новом уровне. Цифровизация коренным образом меняет экономику и общество. Это стимулирует предпринимательские инновации, производительность и региональный экономический рост. Это также имеет последствия для экономического роста, рынка труда и участия в политической жизни. И это предъявляет новые требования к образованию и профессиональной подготовке - не только в области информационных и коммуникационных технологий.
Цель работы – проанализировать тенденции цифровизации экономики России.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и сущность цифровизации экономики
- описать основные задачи, принципы реализации цифровой трансформации
- провести анализ современных тенденций цифровизации бизнеса в России
-выявить перспективы цифровой трансформации как стратегии внутренней политики страны.
Структура работы включает в себя введение, две главы и заключение.
В первой главе рассматривается сущность цифровизации экономики.
Во второй главе проводится анализ тенденций цифровизации экономики России.
Для написания работы были использованы статистические данные государственной статистики России, ресурсы Интернет.
1. Теоретико-методологические и правовые основы цифровой трансформации как стратегии внутренней политики страны
1.1. Понятие и сущность цифровизации экономики, основные задачи, принципы реализации цифровой трансформации
Интернет и доступ к информации в режиме реального времени изменили то, как компании защищают свои продукты и услуги. Технологии трансформируют банковское дело, розничную торговлю и даже сельское хозяйство.
Цифровизация коренным образом меняет экономику и общество. Это стимулирует предпринимательские инновации, производительность и региональный экономический рост. Это также имеет последствия для экономического роста, рынка труда и участия в политической жизни. И это предъявляет новые требования к образованию и профессиональной подготовке - не только в области информационных и коммуникационных технологий.
Главный интерес в будущем будет представлять вопрос о том, как быстро цифровизация проникает в немецкую и европейскую промышленность (Индустрия 4.0) и как она меняет производительность, занятость и конкурентоспособность в различных компаниях и секторах . Особенно с точки зрения экономики образования, способность людей адаптироваться к меняющемуся миру труда с помощью системы образования и профессиональной подготовки имеет фундаментальное значение.
Цифровизация положительным образом воздействует на производительность всех секторов экономики, ее влияние на трудовую занятость неоднозначно. Торговые организации, как правило, имеют успех от процесса цифровизации, в то время как неторгуемые секторы, обычно крупные в развитых экономиках, могут потерять рабочие места из-за оцифровки .
Основываясь на анализе Strategy& шести развитых экономик, мы считаем, что цифровизация повысила производительность и выпуск продукции во всех секторах, в то же время приведя к потере рабочих мест в обрабатывающей промышленности и финансовых услугах и росту в розничной торговле и гостиничном бизнесе.
От приложений для доставки еды до потоковых сервисов потребители все больше привязываются к цифровой экономике. Даже люксовые бренды, долгое время зависевшие от физических предметов как маркеров эксклюзивности, осваивают метавселенную и сотрудничают с цифровыми компаниями.
Поскольку границы между офлайном и онлайн продолжают стираться, маркетологам крайне важно принимать это к сведению и идти в ногу со временем.
В 1844 году Сэмюэл Морзе отправил серию точек и тире из Вашингтона, округ Колумбия, в Балтимор, штат Мэриленд, и навсегда изменил способ общения в нашем мире. К 1866 году у нас были трансатлантические телеграфные линии. В 1876 году был изобретен телефон. Добро пожаловать на первую в мире масштабную цифровую трансформацию. За 200 лет, прошедших с тех пор, зародился Интернет и наступила эра смартфонов, что привело к еще большим изменениям в том, как мы делаем все – от развлечений до работы, покупок и бизнеса.
Цифровая экономика относится к деятельности и транзакциям, осуществляемым государственным и частным секторами, а также гражданами по производству, внедрению и инновациям цифровых технологий и услуг в связи с социально-экономическими функциями для повышения благосостояния, производительности и качества жизни.
Термин “цифровая экономика” восходит к 1990-м годам, когда Интернет все еще был дополнением к аналоговым продуктам и услугам . Затем основное внимание было уделено тому, как новые цифровые каналы могут повлиять на потребителей и предприятия в экономике в целом. Сегодня цифровая экономика - это, по сути, любая экономическая деятельность, которая происходит онлайн. Это действительно экономика, основанная на данных, основанная на способности собирать, использовать и анализировать огромные объемы машиночитаемой информации для предоставления более персонализированного и значимого опыта. Цифровая экономика позволяет компаниям создавать новые бизнес-модели и экономическую ценность способами, которые мы не могли себе представить 30 лет назад. Фактически, по меньшей мере две трети руководителей говорят, что цифровые бизнес-инициативы играют значительную роль в достижении их главных бизнес-целей.
Хороший способ задуматься о разнице между цифровой экономикой и традиционной экономикой - это появление Netflix. В конце 90-х годов безраздельно властвовал гигант видеопроката Blockbuster с почти 9000 магазинами по всей территории Соединенных Штатов. Для миллионов американцев это был единственный способ посмотреть фильмы после того, как они покинули кинотеатры. Люди заходили в обычный магазин, брали печатную копию “Терминатора II” и расплачивались наличными, чеком или кредитной картой, чтобы позаимствовать какое-нибудь качественное развлечение.
В 1997 году Рид Хастингс основал Netflix, который сделал прокат фильмов бесконечно более удобным. Люди могли создать цифровую учетную запись, заказывать до трех фильмов одновременно, получать копии по почте домой в течение нескольких дней и — что, пожалуй, самое приятное — хранить эти фильмы столько, сколько им заблагорассудится. Netflix оставил в прошлом просроченные платежи. У Blockbuster был шанс купить Netflix, но он упустил эту возможность. Инновационная компания Hasting вскоре добавила потоковое вещание, которое навсегда изменило медиа-ландшафт.
Различия между традиционной экономикой и цифровой экономикой сводятся к бумажным и ручным процессам по сравнению с технологиями и автоматизацией, физическим продуктам по сравнению с цифровыми продуктами и услугами, обычной торговле по сравнению с электронной коммерцией и наличным платежам по сравнению с безналичными .
Цифровая экономика многогранна и постоянно развивается. С таким количеством возможностей для прыжка найти свой путь может быть непросто. Если вы не уверены, как наилучшим образом принять участие, рассмотрите некоторые из его определяющих характеристик.
1.Основана на данных
Компании собирают данные о своих клиентах и всех, кто посещает их сайт, что позволяет им персонализировать опыт и рекомендовать контент. Например, ведущие компании в области моды и предметов роскоши интегрируют данные в свои процессы планирования, мерчандайзинга и цепочки поставок, чтобы сохранить свое преимущество. Такие стратегии могут помочь раскрыть информацию, необходимую для адаптации и повторного привлечения клиентов, особенно когда люди сокращают свои бюджеты.
2.Высокая мобильность
Смартфоны изменили то, как мы совершаем покупки и живем, позволив нам пользоваться Интернетом, куда бы мы ни отправились — даже в наших мечтах. Новейшие Apple Watch могут отслеживать отдельные стадии сна, включая фазу быстрого сна, отправляя данные на ваш iPhone, где вы можете просмотреть их в приложении Apple Health, гигантском хранилище данных о здоровье и фитнесе. Он включает в себя подробную информацию не только о сне этой ночи, но и предыдущие данные на еженедельном, ежемесячном и шестимесячном уровнях. Вы можете стать умнее практически во всем, если соедините мобильные устройства с “Интернетом вещей” (IoT). По мере того как обычные продукты, такие как холодильники и автомобили, становятся "умными", наши возможности участвовать в экономике расширяются далеко за пределы устройств в наших руках.
3.Сочетает в себе лучшее от людей и машин
Начиная с чат-ботов на веб-сайтах и заканчивая предложениями продуктов, основанными на предыдущих покупках, автоматизация экономит время и деньги компаний и дает возможность обеспечить исключительный опыт работы с клиентами. Ведущие модные бренды используют искусственный интеллект (ИИ) для улучшения поиска продуктов, прогнозирования продуктов, прогнозирования тенденций и виртуального мерчендайзинга. Розничная торговля, управляемая искусственным интеллектом, позволяет брендам удовлетворять современные потребительские запросы, персонализируя процесс покупок.
4.Соединяет мир на детализированном уровне
Цифровая экономика построена на гиперконнективности (растущей взаимосвязанности людей, организаций и машин), которая является результатом интернета, мобильных технологий и Интернета Вещей. По данным Visa, к 2026 году, когда поколение Z полностью созреет, почти 60% взрослого населения планеты родится в мире, где Интернет был неотъемлемой, постоянной частью повседневной жизни .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багаутдинова Н.Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации / Н.Г.Багаутдинова, Р.А.Багаутдинова // Инновации. - 2018. - N 8. - С.80-83.
2. Бачило И.Л. Цифровизация управления и экономики - задача общегосударственная // Государство и право. - 2018. - N 2. - С.59-69.
3. Беляцкая Т. Управление электронной экономикой // Наука и инновации. - 2018. - N 3. - С.48-55.
4. Бестужева О.Ю. Некоторые особенности развития цифровой экономики / О.Ю.Бестужева, О.Н.Вершинская // Энергетическая политика. - 2017. - N 5. - С.49-57.
5. Бетелин В.Б. О проблемах формирования в России цифровой экономики услуг // Инновации. - 2018. - N 9. - С.3-5.
6. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. - 2018. - N 11. - С.5-18.
7. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Междунар. жизнь. - 2017. - N 10. - С.87-102.
8. Гаджиева А.Г. Цифровизация и занятость: роль отраслей сектора услуг // Инновации. - 2019. - N 2. - C.61-70.
9. Головенчик Г. Теоретические подходы к определению понятия «цифровая экономика» // Наука и инновации. - 2019. - N 1. - С.54-59; N 2. - С.40-45.
10. Гончаров С.С. Цифровизация изначальная / беседовал В.Букатин // Эксперт-Сибирь. - 2018. - N 13-14. - С.20-23.
11. Грабчак Е.П. Как сделать цифровизацию успешной / Е.П.Грабчак, Е.А.Медведева, И.Г.Васильева // Энергетическая политика. - 2018. - Вып.5. - С.25-29.
12. Грамматчиков А. Золотой век «цифры». Наступает / А.Грамматчиков, Т.Гурова // Междунар. публ. и частное право. - 2017. - N 3. - С.10-15.
13. Дыжин А. Цифровая экономика майнит // Эксперт-Сибирь. - 2017. - N 41-42. - С.24-26.
14. Ершова Т.В. Ключевые компетенции для цифровой экономики / Т.В.Ершова, С.В.Зива // Информ. общество. - 2018. - N 3. - С.4-20.
15. Иванов В.В. Цифровая экономика: от теории к практике / В.В.Иванов, Г.В.Малинецкий // Инновации. - 2017. - N 12. - С.3-12.
16. Кешелава А.В. Инфраструктура цифровой экономики / А.В.Кешелава, А.В.Самарин, М.Б.Амзараков // Экон. стратегии. - 2017. - Т.19, N 8. - С.120-131.
17. Коровин Г. Цифровизация промышленности в контексте новой индустриализации РФ // Общество и экономика. - 2018. - N 1. - С.47-66.
18. Крюков В.А. Что за нашей «цифрой»? // ЭКО. - 2018. - N 12. - С.4-6.
19. Кучеров И.И. Отдельные вопросы финансово-правового регулирования цифровой экономики: цифровая валюта // Финансовое право. - 2021. - N 4. - С.3-7.
20. Лапидус Л.В. Стратегии цифрового лидерства / беседовал В.Чумаков // В мире науки. - 2019. - N 10. - С.70-77.
21. Лепов В.В. «Цифровая экономика» и будущее человечества // Наука и техника в Якутии. - 2018. - N 1. - C.12-36.
22. Лопатин В.Н. Риски информационной безопасности при переходе к цифровой экономике // Государство и право. - 2018. - N 3. - С.77-88.
23. Лоскан А.П. Особенности цифровизации банковской сферы в современной экономике // Финансовый бизнес. - 2022. - N 2. - С.32-34.
24. Маркова В.Д. Влияние цифровой экономики на бизнес // ЭКО. - 2018. - N 12. - С.7-22.
25. Матьянова (Губенко) Е.С. Цифровые технологии в финансово-банковской сфере // Финанс. право. - 2018. - N 7. - С.12-15.
26. Михайловская С. Цифровая трансформация: время не ждет! // Беларуская думка. - 2018. - N 6. - С.51-57.
27. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» // Финансовый бизнес. - 2017. - N 6. - С.3-10.
28. Ревенко Л.С. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики. Примеры США, Индии, Китая и ЕС / Л.С.Ревенко, Н.С.Ревенко // Международные процессы. - 2018. - Т.15, N 4. - С.20-39.
29. Рожков Е.В. Перспективы цифровизации в России // Общество и экономика. - 2021. - N 7. - С.17-27.
30. Свириденко Д. Принять вызов цифровой экономики // Эксперт-Сибирь. - 2017. - N 48-49. - С.40-41.