Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Уставом Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов .
Инвалидность - это состояние индивидуума, при котором имеются сложности или ограничения в деятельности человека в связи с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями .
Инвалидность - несостоятельность конкретного индивидуума, происходящая из дефекта или нарушения, препятствующая или полностью лишающая его возможности играть роль, которая считается для него соответствующей норме, в прямой зависимости от возраста, пола, социальных и культурных факторов .
Инвалидность является сложным феноменом, который представляет собой проблему на уровне организма человека, а равно и на уровне социума. Инвалидность рассматривается как взаимосвязь между характеристиками конкретного индивидуума и характеристиками окружения, в котором данный индивидуум располагается и осуществляет свою жизнедеятельность. Однако некоторые стороны инвалидности представляются на 100 % внутренними по отношению к индивидууму, другие, соответственно, могут иметь исключительно внешнее выражение.
Термин «инвалид» (от латинского слова, буквально означающего кроме «бессильный», также «непригодный») в настоящее время активно замещается на «человек с ограниченными физическими возможностями». Однако данный устойчивый термин продолжает звучать в прессе, в нормативных правовых актах, законодательных актах разных уровней власти, также и в официальных материалах ООН. Так, по мнению Хильман Д.В., необходимо разработать правовые нормы, позволяющие заключенным с ограниченными возможностями интегрироваться в общество после отбытия наказания и освобождения из тюрьмы. Например, труд заключенных всесторонне регулируется, поскольку подпадает под действие как Трудового, так и Уголовного кодексов. По экономическим причинам, несмотря на прямые положения закона (ст. 103, п. 1 Закона РФ "Об исполнении уголовных кодексов"), зачастую объективно невозможно трудоустроить всех заключенных в местах лишения свободы. Трудоустройство инвалидов III группы, которые вынуждены работать в изоляции, также затруднено в связи с необходимостью приобретения и установки специального оборудования. Инвалиды III группы, имеющие работу после освобождения, имеют больше шансов трудоустроиться и реже совершают повторные преступления.
По своей сути, инвалид - это человек, имеющий ограниченные вследствие его умственных, физических или психических заболеваний или состояний возможности жизнедеятельности, коммуникации (в том числе и трудовой), адаптации в социуме.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ ), инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Конвенцией о правах инвалидов 2006 г. к инвалидам отнесены лица "с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими" (ст. 1). По мнению Комитета ООН по правам инвалидов, официальный перевод употребляемого в ст. 1 Конвенции о правах инвалидов термина persons with disabilities на русский язык словом "инвалиды" не отражает правозащитную модель и должен быть изменен . Применяющийся в тексте Конвенции на английском языке термин persons with disabilities переводится на русский дословно как "лица с ограниченными возможностями". Как обоснованно отмечает Р.Н. Жаворонков , употребление такого термина создает неопределенность в правовом регулировании, поскольку не ясно, какие именно возможности ограничены (в здоровье, творчестве, коммерческой деятельности, труде и т.п.).
В научной литературе также обращается внимание на различные подходы к пониманию инвалидности и необходимость снятия социальных барьеров при трудоустройстве.
Для того чтобы гражданин был признан инвалидом, недостаточно только наличия заболеваний или определенных дефектов, необходимо, чтобы такие ограничения здоровья согласно Постановлению Правительства РФ от Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» влекли ограничение жизнедеятельности и, следовательно, нуждаемость в мерах социальной поддержки. Таким образом, не каждый гражданин, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, будет признан инвалидом.
Помимо лиц, признанных инвалидами, в отдельную группу можно выделить граждан, которые также имеют обусловленные состоянием здоровья ограничения, но при этом в соответствии с законодательством не относятся к инвалидам. Для обозначения этой категории граждан в законодательстве применяется термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" (далее - лица с ОВЗ).
В Российской Федерации такое разграничение понятий находит отражение при регулировании лишь некоторых общественных отношений. В частности, в Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 г. говорится о необходимости "реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью".
Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрена физическая реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ (ст. 31). Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определены особенности организации питания лиц с ОВЗ и инвалидов (ст. 25.5).
В трудовом законодательстве и законодательстве о занятости населения данные термины используются как равнозначные, отдавая приоритет регулированию отношений граждан, признанных в установленном порядке инвалидами.
В Трудовом кодексе РФ и Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" не употребляется. Вместе с тем положениями ТК РФ обеспечивается защита прав работников, имеющих нарушения здоровья, и работников с инвалидностью .
В региональном законодательстве также не проводится четких различий в понимании лиц с ОВЗ и инвалидов. Так, Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ОВЗ на образование, и распространяется на детей-инвалидов, иных лиц, не признанных в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющих временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающихся в создании специальных условий обучения (воспитания), а также инвалидов и других лиц с ОВЗ в возрасте старше 18 лет, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Таким образом, исходя из наименования и преамбулы указанного Закона, понятием "лица с ограниченными возможностями здоровья" охватываются инвалиды и иные лица, имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья, нуждающиеся в создании специальных условий обучения, но не являющиеся инвалидами. Несмотря на то что в тексте Закона инвалиды и лица с ОВЗ отнесены к разным категориям граждан (ст. 1), термин "лица с ограниченными возможностями здоровья" используется законодателем в широком понимании.
Вместе с тем на необходимость разграничения этих категорий граждан и внесения определенности в содержание понятия "лица с ограниченными возможностями здоровья" неоднократно указывалось в научной литературе .
Учеными предлагаются различные подходы к пониманию лиц с ОВЗ. В некоторых научных исследованиях категории лиц с ОВЗ и инвалидов употребляются как равнозначные понятия. В других, напротив, проводится разграничение этих понятий и предлагается "внести определенность в содержание этих категорий на законодательном уровне", указывается на размытость понятия "ограничение возможностей здоровья" (по видам таких ограничений, срокам ограничений, даже категории "здоровье").
Исходя из положений законодательства о труде, занятости и образовании, применительно к данному исследованию под лицами, имеющими ограничения по здоровью, понимаются трудоспособные граждане, как признанные в установленном порядке инвалидами, так и не являющиеся таковыми, но имеющие ограничения возможностей здоровья (лица с ОВЗ), желающие реализовать свои способности к труду, выходящие на рынок труда в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней (далее - лица с ограничениями по здоровью ).
Предоставление гражданам с ограничениями по здоровью равных возможностей для трудоустройства, повышение их конкурентоспособности на рынке труда имеет первостепенное значение для социального государства и общества. Поскольку обособление категории лиц с ОВЗ находится в стадии формирования и получает отражение лишь в некоторых законодательных актах, основное внимание государства и общества направлено на защиту прав инвалидов.
В Российской Федерации определение статуса "инвалидности" входит в компетенцию органов медико-социальной экспертизы. Данная процедура по своей сути является медико-правовой и социальной, поскольку присвоение специалистам и определенной группы инвалидности способствует установлению особых отношений с обществом, при которых инвалиды получают государственные льготы, получают пособия по инвалидности и имеют определенные ограничения в трудовой деятельности.
Соотнося степень нарушения функций организма, степень нарушения способности передвигаться без помощи других лиц или специальных приспособлений, способность ориентироваться в пространстве, времени и месте, а также способность общаться, учиться и работать, инвалиды классифицируются как инвалиды I, II или III группы соответственно.
Так, I группа инвалидности присваивается как тем, кто потерял 100% трудоспособности, так и тем, кто способен выполнять определенные трудовые действия в специально созданных условиях труда (слепые и глухие ).
Вторая группа инвалидности присваивается лицам, которые постоянно или длительно не могут работать, а также лицам, у которых на момент освидетельствования нарушения физических функций не столь серьезны (недостаточно серьезны для определения первой группы инвалидности), но заболевание которых может прогрессировать под влиянием трудовой деятельности и, таким образом, противопоказано им заниматься определенными видами трудовой деятельности в течение длительного периода времени. Вторая группа инвалидности - это первая группа обесценения, которая включает в себя следующее .
Третья группа инвалидности присваивается лицам, имеющим инвалидность, связанную с работой, если:
-когда человека необходимо перевести на другое рабочее место в другую рабочую категорию или наиболее низкую должность.
-когда существует необходимость значительного изменения условий труда в текущей профессии человека, что приводит к снижению производительности;
-когда возможности трудоустройства значительно затруднены из-за существенного нарушения физических функций менее квалифицированных лиц и лиц, которые ранее не работали.
Так, например, разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил требования прокурора обязать ООО создать условия, соответствующие требованиям по гигиене Санитарных правил 2.2.9.2510-09.
Представитель ответчика ООО, не признавая требования, в пояснении указал, что структурные подразделения филиала находятся на промышленных площадках обслуживаемых объектов, которые являются опасными производственными объектами с вредными условиями труда, и что создать соответствующие условия труда для инвалидов. Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из того, что на части вакантных рабочих мест, созданных для инвалидов, имеются вредные производственные факторы. Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции как соответствующим обстоятельствам дела, подтвержденным собранными доказательствами.
Указанная в жалобе ссылка на то, что наличие вредных и опасных производственных факторов не позволяет ответчику принимать на работу инвалидов, не может быть принята во внимание, поскольку Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В итоге решение нижестоящего суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Разрешая спор, касающийся обеспечения условий труда инвалида, судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда указала в Апелляционном определении от 15 августа 2012 года , что работодатель в силу норм ст. ст. 23, 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязан создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и не вправе, даже при согласии истца, привлекать его к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время, поскольку такие работы запрещены истцу по состоянию здоровья.
В том случае, если трудовой договор не будет содержать все необходимые условия о сокращенной продолжительности рабочего времени, режима труда и отдыха, условия труда на рабочем месте инвалида II группы, общество может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, что подтверждается также судебной практикой.
Так, Решением Свердловского областного суда от 15.10.2014 по делу № 72-778/2014 обществу было отказано в удовлетворении требования. По результатам рассмотрения жалобы постановление должностного лица о назначении административного наказания за нарушение требований трудового законодательства, выразившееся в отсутствии в трудовом договоре с работником, инвалидом II группы, условий труда инвалидов, оставлено без изменений решением судьи. В связи с этим общество обоснованно было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Проведенный анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что в основном по организационным и финансовым причинам происходит несоблюдение работодателями обязанности создания или выделения рабочих мест для инвалидов, соответствующих им условий труда.
Поэтому необходимо ввести дополнительные меры стимулирования на федеральном уровне. К примеру, снижение налогового бремени, компенсации средств, расходуемых на адаптацию рабочего места под требования программы реабилитации инвалида, и т.п .
1.2.Состояние трудоспособности как основание для дифференциации правового регулирования трудовых отношений
В литературе выделяют несколько проблем, делающих существующий механизм трудоустройства инвалидов неэффективным: физическая недоступность рабочих мест; низкий уровень социализации инвалидов - отсутствие навыков общения, взаимодействия с людьми; низкий уровень образования инвалидов: большинство людей с ограниченными возможностями здоровья имеют лишь среднее образование; отсутствие опыта написания резюме, общения с руководством; низкая активность руководителей в наборе людей с ограниченными возможностями в связи с отсутствием уверенности в способностях работника-инвалида. Данные проблемы отражаются на статистике .
Постараемся проанализировать последнюю из указанных выше причин - почему, несмотря на существующие преференции, работодатели до сих пор относятся к работнику-инвалиду с недоверием и сомневаются в его эффективности как работника. Ведь на сегодняшний день законодатель предоставляет, казалось бы, максимальные возможности, стимулируя и поощряя работодателя за трудоустройство такой категории работников.
Действующее законодательство выстроено таким образом, что все сведения об инвалидности работника работодатель может получить только от него, и, если работник пожелает скрыть эту информацию, она будет полностью недоступна. Статья 65 ТК РФ не называет медицинское заключение в числе обязательных документов при приеме на работу; более того, запрещает требовать представления иных, не установленных законом документов.
Однако практика показывает, что не все работники охотно раскрывают эти сведения. Таким образом, возможна ситуация, при которой лицо с инвалидностью принято на работу в статусе обычного работника. Причины сокрытия информации могут быть, как правило, субъективными (нежелание, чтобы окружающие знали о наличии заболевания, желание работать наравне с остальными, не ощущая себя «неполноценным» в чем-то, и пр.), но возможно и другое. Характер заболевания может быть различным, в том числе создающим потенциальные возможности для нарушения прав как остальных работников, так и работодателя.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. - URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563
4. Федеральный закон от 28 июня 2021 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 27 (часть I). - Ст. 5047
5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996 - № 17. - Ст. 1915
6. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 23.11.2022) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 15. - Ст. 2506.
7. Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 "О квотировании рабочих мест" // Ведомости Московской городской Думы. – 2005. - № 2. - Ст. 379
8. Закон Московской области от 25 апреля 2008 г. № 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2008, - № 93.
9. Приказ Минтруда России от 28.01.2022 № 27н "Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2022 № 67551) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.03.2022
Научная литература:
10. Абакумова Е.Б. Государственное обеспечение права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2019. № 4.
11. Аббасова Е.В.. Трудоустройство инвалидов с психическими заболеваниями: вопросы теории и практики / Е.В. Аббасова, В.А. Васильев, К.А. Новокшонов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2019. Т. 19. № 4. С. 27 .
12. Волкова М.А. Соотношение прав работодателя и лица с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в трудовых отношениях // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3.
13. Волкова Н.С., Пуляева Е.В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. № 9.
14. Долинская В.В., Долинская Л.М. Специфика правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 6.
15. Жаворонков Р.Н. Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 9 - 13.
16. Жаворонков Р.Н., Путило Н.В., Владимирова О.Н. и др. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи: в 2 ч. М., 2015. - С.63.
17. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): монография. М., 2020.
18. Иванова И.Э. Обзор современных высокотехнологичных изобретений для людей с ограниченными возможностями здоровья / И.Э. Иванова, Е.С. Рыкова, А.А. Фокина // Технологии. Дизайн. Наука. Образование в контексте инклюзии: сборник научных статей. Москва: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. Ч. 2. С. 156 .
19. Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
20. Мачульская Е.Е. Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества // Тенденции развития правового механизма реализации социально-экономических прав человека" (к 60-летию принятия Европейской социальной хартии (ЕСХ), пересмотренной в 1996 году): сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т.А. Сошникова. М., 2021.
21. Мини-курс. Как предоставить гарантии сотрудникам-инвалидам // Справочник кадровика. 2022. № 2. - С.4.
22. Мирончук В.А., Шолин Ю.А., Сычанина Е.А. Трудоустройство инвалидов: механизмы стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 249.
23. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Беляев М.А. и др. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
24. Путило Н.В. Социальные права в постиндустриальном обществе: монография. М., 2021.
25. Семянникова Д.А. Проблемы реализации права инвалидов быть частью системы правосудия в качестве прямого участника (судьи) // Социальное и пенсионное право. 2021. № 3. С. 45 - 49.
26. Серегина Л.В. Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 105.
27. Шакирова Э. Инвалиды и условия труда - травмы и инвалидность. Анализ споров в судах // Трудовое право. 2020. № 1. С. 47 .
28. Жаворонков Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты): Монография. М.: У Никитских ворот, 2020. С. 143.
Материалы судебной и правоприменительной практики.
29. Определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13-5 по делу по заявлению ООО "Лузинское молоко" о признании недействующим п. 7 ст. 6 Закона Омской области от 21 июля 2009 г. № 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области".
30. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. № АПЛ15-39 // СПС "КонсультантПлюс". 2021.
31. Дело "Ричард Сахалин против Швеции". Соображения Комитета по правам инвалидов от 21 августа 2020 г. Сообщение № 60/2019 (Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека. № 9 (2021) (подготовлен Верховным Судом РФ)).