Фрагмент для ознакомления
2
Экономический эффект от использования логистического подхода в управлении материальными потоками формируется от снижения уровня издержек на осуществление различных этапов хозяйственной деятельности за счет совершенствования системы управления (рисунок 4).
Рисунок 4 –Экономический эффект от применения логистического подхода [7]
Повысить эффективность логистического подхода можно при использовании следующих рекомендаций:
соблюдение баланса между финансовыми и операционными показателями, а также между данными прошлых периодов и будущими показателями;
эффективность функционирования логистической системы должна определяться на основании комплексного взаимодействия и балансировки логистических показателей, характеризуемых пятью основными признаками - объемом, скоростью, ассортиментом, стоимостью, устойчивостью.
Таким образом, для оценки логистического подхода существует ряд показателей, которые могут быть использованы для оценки разных направлений логистической деятельности.
В задачи организации складского хозяйства входят следующие аспекты [1, 4]:
- определение роли и задач складского хозяйства в процессах движения товаров предприятия, системы целей и показателей эффективности работы предприятия;
- выбор места территориального размещения склада;
- выбор методов и способов хранения;
- выбор и определение применения оборудования и техники в складских работах, постановка задач для механизации технологических операций;
- определение порядка эксплуатации складов;
- организация обработки информации;
- организация контроля наличия и сохранности товаров;
- разработка технологических карт, описаний последовательности операций, система показателей работы и их нормативов для бизнес-процессов, должностных инструкций для исполнителей;
- оптимизация закупок расходных, упаковочных, эксплуатационных материалов.
При рассмотрении склада в качестве одного из звеньев общей логистической цепи предусмотрена классификация складов по различным признакам. Основные из них будут рассмотрены в этом разделе.
По отношению к базовым областям логистики склады можно квалифицировать на [20]:
- склады логистики снабжения;
- склады логистики производства;
- склады логистики распределения.
Работа склада тесно взаимосвязана с логистикой закупок.
Управление закупками подразумевает тщательный и полный контроль за текущим расходованием материального ресурса. Кроме этого одна из функций управления закупками заключается в прогнозировании потребности в том или ином материальном ресурсе на перспективу.
В рамках осуществления функции прогнозирования многие специалисты пользуются различными статистическими методами, в частности методами многофакторных корреляционно-регрессионных моделей [21].
Данные о фактическом расходе МР и его удельных нормах являются основой для выполнения соответствующих расчетов по определению потребности и последующего объема закупок МР.
С учетом проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в настоящее время процесс закупки и снабжения на предприятии администрирован и регламентирован. Данное обстоятельство является, безусловно, положительным фактором.
Задачей сотрудника по материально-техническому обеспечению является контроль за использованием приобретенных товаров и материалов.
Сотрудник отела закупок должен быть заинтересован, прежде всего в результатах своего труда.
Современные социально-экономические условия оказывают существенное влияние и на логистическую деятельность любого хозяйствующего субъекта.
Закупочная деятельность в данном случае не является исключением. Ее эффективность предполагает рациональное взаимодействие с целым рядом контрагентов – участниками цепи поставок.
В частности, закупочная логистика тесно кооперируется с логистикой распределения. Ниже перечислим основные бизнес-процессы этой кооперации:
1. Управление взаимоотношениями с поставщиками и потребителями.
В рамках выполнения этого бизнес-процесса происходит прогнозирование и планирование потребностей потребителя. При этом также анализируются возможности того или иного поставщика в осуществлении и обеспечении всех требований потребителя.
2. Обслуживание потребителей. Логистическое выполнение обслуживания потребителей основывается, прежде всего, на выполнении договорных обязательств со стороны поставщика.
3. Управление спросом. Управление спросом предполагает регулярное исследование рынка, необходимость своевременной и адекватной реакции на предполагаемые изменения спроса у потребителей. В данном бизнес-процессе внимание фокусируется не только на постоянных клиентах, но и на потенциальных.
4. Управление выполнением заказов. Данный бизнес-процесс предполагает выполнение сроков и качества поставок с учетом договорных обязательств между поставщиками и потребителями.
5. Поддержка производственных процессов. Продукции, которая пользуется наибольшим спросом, должно быть уделено максимальное внимание.
6. Управление снабжением. Логистика снабжения и выполнение соответствующих операций должно быть при обязательном использовании логистических подходов.
7. Управление разработкой продукции. Доведение продукции до коммерческого использования. В процессе реализации данного бизнес-процесса должно происходить рациональное взаимодействие всех структурных подразделений предприятия, а также взаимодействие предприятия с внешними контрагентами.
8. Управление возвратными материальными потоками.
На каждом этапе цепи создания материального продукта происходит согласование потребностей и условий поставок между участниками хозяйственной деятельности. При этом управление цепями поставок заключается в создании необходимого баланса в рамках этого бизнес-процесса.
От степени эффективности УЦП по оценкам целого ряда специалистов зависит около 30% успеха всего бизнеса [11].
Использование современных информационных технологий и передовых подходов в условиях, формирующихся интеграции и координации действий участников цепи поставок является фундаментальным фактором достижения серьезных результатов в УЦП.
Взаимодействия производственных, торговых и других предприятий с потребителями продукции являются предметом исследования и выработки рекомендаций логистики закупок и снабжения.
Управление запасами является одним из главных элементов стратегии закупок и складской логистики.
Необходимо отметить, что политика управления закупками опирается на рациональное взаимодействие финансового, операционного и логистического видов менеджмента. При этом организация данного взаимодействия во многом зависит от конкретных условий деятельности того или иного хозяйствующего субъекта.
Определение потребности в том или ином виде материального ресурса является отправной точкой в логистике закупок и снабжения [17].
Общая стратегия управления запасами, объемами закупок и сроками поставок на предприятии опирается на данные, предоставляемые производственным отделом или отделом продаж.
Эти данные представляют собой систематизированные сведения о потребности и нормам расхода материальных ресурсов, а также рыночный спрос на товарную продукцию или оказание соответствующих услуг.
Правильно и рационально организованный учет материальных ресурсов является одной из важнейших функций управления предприятием.
В процессе учета расходования материальных ресурсов, как правило используется достаточно широкий набор средств (от бумажных карточек складского учета до компьютерных баз данных). Рациональная систематизация баз данных зависит от специфики хозяйствующего субъекта.
Управление цепями поставок – это сложный логистический процесс, который включает в себя, такие функции как: организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, как в физическом плане, так и в документальном [23].
Разделение процесса распределения продукции в рамках того или иного товарного рынка на составляющие обусловлено мероприятиями, направленными на достижение результатов подробного исследования информационной логистической системы при организации работы с поставщиками.
Подробное исследование информационной логистической системы в данном случае может включать в себя следующие факторы [26]:
- документальная организация логистического процесса;
- информационное планирование логистических операций;
- документальное регулирование действий всех служб в рамках выполнения логистического процесса;
- координация действий всех участников внутренней и внешней логистических цепей за счет правильной организации документооборота;
- документальный учет результатов выполнения каждого этапа логистического процесса;
- документальный контроль своевременности и качества выполнения этапов логистического процесса;
- анализ результатов выполнения всех задач.
Правильно и рационально организованный документооборот между всеми участниками той или иной цепи поставок является одним из важных факторов недопущения возникновения негативных событий или рисков при осуществлении хозяйственных операций.
Предприятие, организовавшее логистическую службу, способно продуктивно решать задачи, связанные со снижением затрат, распределением и хранением продукции, сокращением материальных запасов [29].
Рациональная организация логистических систем влечет за собой следующие преимущества:
- повышение эффективности производства;
- снижение себестоимости продукции;
- продуктивное использование производственных площадей;
- низкие затраты времени на переработку грузов;
– совершенствование условий труда, высокое качество обслуживания;
- соответствие запасов продукции потребностям предприятия.
Различные методы анализа логистических систем позволят более качественно реализовывать формирование последних и решить основные проблемы, которые возникают в процесс ее функционирования с меньшими трудозатратами и большей эффективностью.
С учетом специфики современных реалий каждой компании необходимо использовать логистические подходы в своей повседневной хозяйственной деятельности.
Логистические подходы подразумевают под собой комплексный подход и рациональную взаимоувязку всех отделов компании в рамках достижения общей цели – получение прибыли от своей деятельности.
Все вышеизложенное определило актуальность выбранной темы настоящего исследования.
На каждом предприятии всегда есть негативные факторы, которые мешают работать организации с максимальной эффективностью.
Основная цель логистических подходов и методов заключается в устранении этих факторов или уменьшения степени последствий их влияния на конечный результат работы компании.
Рациональный и взвешенный подход к решению назревших задач при помощи логистических подходов и методов помогает избежать различных осложнений и срывов сроков поставок, осуществления доставки ненадлежащего качества и т.д.
Логистическое управление любой организации происходит посредством функций управления.
Управление цепями поставок стремительно развивается. Данный фактор отражается, прежде всего, на росте инвестиций со стороны многих предприятий на создание рациональной организации общей логистической деятельности [13].
Для решения задач закупочной деятельности необходим квалифицированный персонал. Для того существующей персонал должен проходить регулярно курсы повышения квалификации.
Стратегия логистики закупок с целью повышения конкурентоспособности предприятия должна опираться на взаимодействие всех видов менеджмента.
Данные, предоставляемые отделом производства или службой продаж, являются основой для определения объемов закупки и выработки общей стратегии управления запасами на предприятии.
Отмеченные выше сведения, должны объективно отражать следующую информацию в зависимости от типа хозяйствующего субъекта:
- в случае производственного предприятия – расходование материалов;
- в случае торгового предприятия – рыночный спрос на товарную продукцию.
В этой связи в настоящее время все большую популярность при прогнозировании потребности в материальных ресурсах с целью повышения конкурентоспособности приобретает использование методов многофакторных корреляционно – регрессионных моделей [5].
Данные о фактическом расходе МР и его удельных нормах являются основой для выполнения соответствующих расчетов по определению потребности и последующего объема закупок МР.
Закупка – это организованное приобретение товаров и услуг от имени покупателя. Закупочная деятельность необходима для обеспечения своевременного получения необходимых товаров по разумной цене. Отдел закупок особенно необходим в производственном бизнесе, где необходимо регулярно получать большие объемы сырья и комплектующих. Основными задачами отдела закупок являются [9]:
1. Найти поставщиков, которые могут предоставить товары и услуги в соответствии с требованиями покупателя.
2. Покупать товары, которые соответствуют требованиям качества покупателя.
3. Создать поток поставок в помещения покупателя, который сводит к минимуму инвестиции в запасы сырья, но при этом обеспечивает доступность товаров по мере необходимости.
Свести к минимуму количество денежных средств, вложенных в товарно-материальные запасы. Соблюдение правильной последовательности проводимых мероприятий я является важнейшим фактором эффективного осуществления поставок.
Складская логистика во многом зависит от логистики закупок и в целом от управления цепями поставок.
Управление цепями поставок – это сложный логистический процесс, который включает в себя, такие функции как: организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, как в физическом плане, так и в документальном.
Разделение процесса распределения продукции в рамках того или иного товарного рынка на составляющие обусловлено мероприятиями, направленными на достижение результатов подробного исследования информационной логистической системы при организации работы с поставщиками.
Подробное исследование информационной логистической системы в данном случае может включать в себя следующие факторы [15]:
- документальная организация логистического процесса;
- информационное планирование логистических операций;
- документальное регулирование действий всех служб в рамках выполнения логистического процесса;
- координация действий всех участников внутренней и внешней логистических цепей за счет правильной организации документооборота;
- документальный учет результатов выполнения каждого этапа логистического процесса;
- документальный контроль своевременности и качества выполнения этапов логистического процесса;
- анализ результатов выполнения всех задач.
Правильно и рационально организованный документооборот между всеми участниками той или иной цепи поставок является одним из важных факторов недопущения возникновения негативных событий или рисков при осуществлении хозяйственных операций.
Развитие потенциала стратегической сферы взаимоотношений с поставщиками зависит как от профессионализма в этом вопросе руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы.
Предприятие, организовавшее логистическую службу, способно продуктивно решать задачи, связанные со снижением затрат, распределением и хранением продукции, сокращением материальных запасов [27].
Рациональная организация логистических систем влечет за собой следующие преимущества:
- повышение эффективности производства;
- снижение себестоимости продукции;
- продуктивное использование производственных площадей;
- низкие затраты времени на переработку грузов;
– совершенствование условий труда, высокое качество обслуживания;
- соответствие запасов продукции потребностям предприятия.
Различные методы анализа логистических систем позволят более качественно реализовывать формирование последних и решить основные проблемы, которые возникают в процесс ее функционирования с меньшими трудозатратами и большей эффективностью.
Формирование логистической системы поставок при комплексном подходе: контроль и анализ соблюдения маршрутов, выполнения условий клиентов, оценке эффективности использования транспорта и возможностей склада.
С учетом специфики современных реалий каждой компании необходимо использовать логистические подходы в своей повседневной хозяйственной деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин Б.А. Логистика. Учебник для вузов. / Под ред. Аникина Б.А. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 368 с.
2. Вергиев Н. «Склад как бедный родственник? 9 принципов складского хозяйства». // Современный склад. - 2020. - № 2.
3. Волгин В.В. Склад. - М.: Дашков и К, 2019. - 768 с.
4. Гаджинский А. М. Логистика. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2020. - 228 с.
5. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. - 396 с.
6. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика. Учебно-практическое пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2020. - 176 с.
7. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи-мл. П. Современная логистика. - 7-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2019. - 624 с.
8. Ефремов А. «WMS - фундамент эффективного склада». // Современный склад. - 2020. - № 1.
9. Казаковская Н. «Муки выбора - Российская или Западная». // Современный склад. - 2019. - № 4.
10. Капущак К. «WMS: шагнуть на новую ступень». // Современный склад. - 2019. - № 3.
11. Конан М. «Технологии складирования парфюмерии и косметики». // Современный склад. - 2019. - № 5.
12. Кузьбожев Э. Н., Тиньков С.А. Логистика. Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: КНОРУС, 2019. - 224 с.
13. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. - СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2020. - 768 с.
14. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учебное пособие. - Под ред. Л.Б. Миротина. - М.: Юристъ, 2019. - 414 с.
15. Маликов О.Б. Деловая логистика. - СПб.: Политехника, 2019. - 224 с.
16. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. - М.: Бизнес-Пресса, 2019. - 560 с.
17. Мининкова Е. «Современный склад автозапчастей: условия эффективной работы». // Современный склад. - 2020. - № 3.
18. Михайловская Я. «Внедрение без подсчетов - инвестиции без возврата». Современный склад. - 2020. - № 5.
19. Морозов О.Б. Основы логистической теории в практике успешного ведения современного бизнеса. - http://www.apmath.spbu.ru/ru/staff/morozov/
20. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. - 271 с.
21. Неруш Ю. М. Логистика в схемах и таблицах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2019. - 192 с.
22. Неруш Ю.М.Логистика. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2019. - 520 с.
23. Никифоров В.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок. - М.: ГроссМедиа, 2020. - 192с.
24. Организация складского учета. / Под общей ред. В.В. Семенихина. - М.: Эксмо, 2019. - 80 с.
25. Савин В.И. Организация складской деятельности. Справочное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2020. - 543 с.
26. Саркисов С. В.Управление логистическими цепями поставок. Учебное пособие для вузов / С.В. Саркисов. - М.: Дело, 2020. - 368 с.
27. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 2019. - 352 с.
28. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. - СПб.: Союз, 2020. - 544 с.
29. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. - М.: Инфра-М, 2020. - 798 с.
30. Сергеев В.И.Логистика в бизнесе. Учебник. - М.: Инфра-М, 2020. - 608 с.
31. Степанов В.И.Логистика. Учебник. - М.: Проспект, 2020. - 488 с.
32. Таран С. «Стеллажи и операции с товарами. На каждом складе - свои задачи». // Современный склад. - 2021. - № 2.