Фрагмент для ознакомления
2
В настоящих условиях ведения бизнеса важными вопросами является обеспечение стратегии и перспектив развития предприятия. Стратегия развития необходима для того чтобы противостоять конкурентной борьбе и повысить свои позиции на занимаемом рынке.
Стратегия развития предприятий - это способность компании к стабильномупродолжительному функционированиюна рынке, производя и реализуя продукцию [14].
Актуальность данной темы заключается в том, что стратегия развития предприятия содержит в себе перспективные направления деятельности компании с учетом развития его конкурентных преимуществ, что основано на более высоком уровне эффективности. От того, какие направления перспективного развития выберет предприятие, будет зависеть его экономический успех на рынке. Для того чтобы построить эффективную стратегию развития, необходимо учесть все факторы, которыми располагает фирма: от финансовых до человеческих ресурсов. Анализ данных факторов входит в систему стратегического планирования компании.
Изучение вопроса устойчивости предприятий и устойчивости их развития в течение долгого времени было сосредоточено преимущественно на финансовых аспектах устойчивости. И хотя интерес к финансовой устойчивости сохраняется из-за достаточной проработки и важности этого вопроса для фирм, сегодня уже говорится, что финансовая устойчивость – это необходимое, но недостаточное условие устойчивости функционирования и развития предприятий. Финансовая устойчивость – это только один из аспектов общей устойчивости предприятий, который характеризует жизнеспособность всех сфер и направлений деятельности организации.
Стратегия устойчивого развития не может идти вразрез от общественных институтов, государства в целом. Она учитывает интересы различных групп, а также социальный и экологический аспект своей деятельности. Цель данной стратегии заключается в обеспечении долгосрочного развития предприятия на рынке.
Цели устанавливаются перед организацией в целом и перед отдельными ее подразделениями. Таким образом, все цели компании устанавливаются на основе анализа влияния факторов внутренней и внешней среды на предприятие в соответствии с главной миссией компании.
Стратегия развития - это набор приоритетных действий. Она обеспечивает согласованную основу для сосредоточения инвестиций и повышения эффективности работы, а также привлечения внутренних и внешних заинтересованных сторон. Отправной точкой для любой стратегии должно быть то, почему компания находится в бизнесе.
Объект работы - АО «Почта России».
Предметом работы являются перспективные направления развития организации.
Целью работы является разработка перспектив развития АО «Почта России».
В связи с этой целью ставится ряд задач:
- раскрыть сущность стратегии развития,
- описать основные элементы развития предприятия,
-выявить факторы обеспечения развития,
- дать характеристику организации;
-осуществить финансовый анализ предприятия,
- провести анализ стратегии компании;
- выявить основные факторы перспективного развития предприятия
-оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Работа состоит из трех глав.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании основных направлений развития современных организаций.
Практическая значимость работы состоит в разработке перспективных направлений развития АО «Почта России».
1.Теоретические аспекты стратегии и процессов развития современных организаций
1.1Понятие и сущность стратегии развития организации
Стратегияразвития предприятия – это процесс определения и установления целей развития организации, которая хочет вести успешную деятельность на рынке [16].
Для того чтобы построить эффективную стратегию развития, необходимо учесть все факторы, которыми располагает фирма: от финансовых до человеческих ресурсов. Анализ данных факторов входит в систему стратегического планирования компании.
Рисунок 1.1 ̶ Общая схема проектирования стратегии предприятия [10]
Целью первой стадии стратегического планирования является сбор информации. Так, при принятии важных жизненных решений мы обязательно руководствуемся соответствующей и необходимой информацией.
Рассмотрим основные функции, которые выполняет система стратегического планирования на предприятии для сбора необходимой информации:
Сформировать условия для самоорганизации сотрудников (разработать и внедрить задачи и цели развития компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе с учетом текущего положения дел и финансовой ситуации в компании. Также важно составить нужную документацию и регламент деятельности работников, которые нацелены на достижении заявленных результатов);
Определить ключевую идею бизнеса деятельности (она проявляется в том, что предприятие хочет сделать на рынке и для общества помимо получения прибыли);
Создать систему выполнения стратегических задач компании (в рамках системы производства, кадровой политики, инвестиционного проектирования);
Организовать выполнения плана последующего развития (здесь важно проанализировать управленческие проблемы, сформировать нужные инструменты для их разрешения в быстром темпе, направить больше усилий на успех);
Установить обратную связь со своим коллективом (это важно для того, чтобы фирма понимала, достигает ли она своих целей, насколько работники понимают это).
Вторым этапом планированиястратегии развития является изучение внешней среды организации, т.е. внешний анализ. Этот этап представляет собой тщательный анализ двух «слоев» внешней среды - микросреды, или ближнего окружения организации, и макросреды, или ее дальнего окружения.
Рисунок 1.2 ̶ Разновидности стратегического анализа [10]
Вторая стадия планирования стратегии развития компании - правильный выбор наиболее оптимального курса действий в будущем на основе той информации, которая была получена при проведении стратегического анализа.
Третья стадия стратегического планирования включает одобрение выбранной стратегической альтернативы и ее практическую реализацию.
Таким образом, планирование стратегии на предприятии заключается в проведении внутреннего и внешнего анализа деятельности предприятия, выбора наиболее оптимальной стратегии поведения на основе полученной информации и непосредственная реализация стратегического менеджмента на практике [21].
Рассмотрим основные понятия стратегии развития предприятия, которые освещаются в периодических изданиях и статьях.
В статье Е.Н.Кучеровой «Теоретические основы устойчивого развития предприятия» говорится, что развитие компании впервые была обозначено в материалах II Всемирной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-¬де¬-Жанейро в 1992 г. [12] Данная концепция отвечает принципиально новой модели социально-экономического развития, которая заменяет индустриальный тип роста и учитывает жесткие экологические и природно¬-ресурсные ограничения. Требование устойчивого развития непосредственно связано с расширением понятия социальной справедливости, охватывающей взаимоотношения различных поколений людей.
Получается, что предприятие, которое преследует цель устойчивого развития, должно считаться с окружающей средой, учитывать интересы других групп.
Кучерова Е.Н. отмечает, что в эволюционном процессе концепций развития можно выделить два блока изменений. Первый из них касается изменений в содержании устойчивого развития. Они связаны с динамикой процессов развития предприятия. Второй блок развития объединяет изменения в форме и методе управления таким развитием [12].
Рисунок 1.3 – Учет факторов в концепции устойчивого развития [23]
Блохин В.Н. в своей статье «Основы устойчивого развития предприятия и его финансовой системы в современных условиях» пишет, что развитие предприятия представляет собой сбалансированный процесс преобразований, когда использование ресурсов, инвестиций, социальное развитие предприятия направлены на рациональное удовлетворение нужд и целей общества [6].
В последнее время необходимость оценки устойчивости развития предприятия приобретает все более возрастающее значение. По мнению Блохина, существует ряд методов оценки устойчивости развития предприятия, которые основываются на показателях [6]:
̶ производственно-хозяйственная деятельность;
̶ финансово-хозяйственные показатели;
̶ экологические показатели;
̶ показатели производственно-технологического потенциала;
̶конкурентная среда;
̶ оценка поставщиков и потребителей;
̶ совокупность показателей, характеризующих производственный потенциал предприятия.
Под устойчивым развитием автор статьи также понимает внутренние изменения в фирме, которые приводит к улучшению приспособленности предприятий к изменению внешних условий среды, рост количественных показателей деятельности предприятий и качественные изменения в его структуре (организационной, технико-технологической и так далее), увеличение технологий. Устойчивое развитие связывается с приоритетами будущих поколений, экономическим ростом, качественно новым. Все это означает многогранность данного понятия, отражает его комплексный характер.
Рисунок 1.4 – Концепция устойчивой компании [22]
Виноградов А.Г. в статье «Устойчивость развития предприятия: социально-экономический аспект» утверждает, что устойчивость следует трактовать как количественный аспект социально-экономической системы, которая способна противодействовать воздействию возмущений, способность существовать во времени, жизнеспособность [7].
Изучение вопросаустойчивости предприятий и устойчивости их развития в течение долгого времени было сосредоточено преимущественно на финансовых аспектах устойчивости. И хотя интерес к финансовой устойчивости сохраняется из-за достаточной проработки и важности этого вопроса для фирм, сегодня уже говорится, что финансовая устойчивость – это необходимое, но недостаточное условие устойчивости функционирования и развития предприятий.Финансовая устойчивость – это только один из аспектов общей устойчивости предприятий, который характеризует жизнеспособность всех сфер и направлений деятельности организации.
Рисунок 1.5 – Связь аспектов устойчивого развития с главной стратегией фирмы [23]
Если посмотреть статью Лысякова В.Ф. «Методологические аспекты определения направлений устойчивого развития угольного предприятия», то заметим, что реализация стратегии устойчивого развития нуждается в соответствующем теоретическом обеспечении на всех уровнях общественных взаимоотношений (на уровне предприятия, отрасли, государства) [14]. Но в настоящее время отсутствует заметное продвижение в формировании концепций устойчивого развития и соответствующей законодательной базы, что приводит кистощению природных ресурсов страны.
Рисунок 1.6 – Взаимосвязи концепции устойчивого развития [22]
Салимова Т.А. в статье «Инструментарий оценки устойчивого развития организации» говорит, что несмотрянато, чтопонятие «устойчивоеразвитие» ассоциируетсяскорпоративнойустойчивостьюиспособностью достигать успеха.
Салимова отмечает, что стратегия развития организация связана с концепцией долгосрочной реализации целей и перспектив деятельности фирм, которые вступают на рынок в конкурентную борьбу. Это происходит на разных уровнях [18].
Компания должна иметь целью не только достижение устойчивого финансового результата, максимизацию прибыли и доходов. Но и приносить какой-то социальный эффект от своей деятельности, сохранять свои позиции на рынке путем планомерной борьбы с конкурентами и улучшения своих преимуществ и сильных сторон. Это покажет, насколько фирма удовлетворяет потребности своих потребителей.
Таким образом, анализ точек зрения различных авторов на понятие стратегии развития предприятия позволяет сделать вывод, что стратегия устойчивого развития включает в себя помимо внутренних факторов предприятия, также и внешние условия, и факторы. Стратегия устойчивого развития не может идти вразрез от общественных институтов, государства в целом. Она учитывает интересы различных групп, а также социальный и экологический аспект своей деятельности. Цель данной стратегии заключается в обеспечении долгосрочного развития предприятия на рынке.
1.2Основные направления развития организации
Развитие бизнеса (BD) - это стратегия, используемая для поиска новых перспектив и их развития, чтобы способствовать росту бизнеса.
Согласно Forbes, развитие бизнеса - это «создание долгосрочной ценности для организации за счет клиентов, рынков и взаимоотношений». Это упрощенное определение, и оно по-прежнему сталкивается с препятствием, связанным с попыткой охватить огромный спектр обязанностей, которые входят в BD. Каждое усилие, направленное на развитие бизнеса, - это деятельность, которая помогает сделать бизнес лучше. Но можно было бы возразить, что это определение описывает каждое действие каждого сотрудника [11].
Самый простой способ понять развитие бизнеса - это смотреть на него как на зонт, который работает над улучшением всех других отделов. Хотя это не продажи, это помогает улучшить продажи; это не маркетинг, но это улучшает маркетинг.
Когда дело доходит до развития продаж, больше внимания уделяется исследованию и выявлению потенциальных клиентов, и продвижению их через процесс продаж для заключения сделки.Развитие бизнеса включает в себя поиск новых способов роста и формирование партнерских отношений, которые могут помочь открыть двери для новых рынков и возможностей.
Развитие нового бизнеса означает, что существующая компания разрабатывает план по внедрению нового продукта или услуги в рамках новой бизнес-модели на относительно неизвестном рынке. Это согласуется с развитием бизнеса, потому что оно направлено на расширение и получение большего дохода для компании. У этого есть свое название, потому что это может быть радикальный и рискованный подход.
В отличие от обычного развития бизнеса, развитие нового бизнеса выводит компанию за пределы ее зоны комфорта и пробует тактику, которую компания ранее не пробовала.
Сотрудники, которые работают в вашем отделе разработки бизнеса, называются представителями по развитию бизнеса, или BDR. BDR работают практически со всеми вашими подразделениями, поскольку они ищут и внедряют новые стратегии, цели, перспективы и тактику для вашей компании. Поскольку BDR работают со многими людьми и обладают различными наборами навыков, они должны подходить к столу переговоров с определенным опытом и качествами.
Учитывая широкий круг обязанностей, невозможно перечислить все виды деятельности, которые идут на развитие бизнеса. Тем не менее, вот ключевые задачи, на которых, скорее всего, сосредоточится ваша команда BD:
Изучение тенденций отрасли, истории компании, конкурентов и перспектив;
Отображение заинтересованных сторон;
Определение возможностей для роста;
Стратегии мозгового штурма;
Экспериментируя;
Лидогенерация и квалификация;
Разведка;
Межведомственное управление проектами;
Управление партнерством;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О связи» от 7.07.2003 №126-ФЗ
2. Анискин Ю.П. Управление инновациями в системе управления инновационным развитием компании: Учебник / Ю.П. Анискин. – М.: Омега-Л, 2018. – 768 с.
3. Бариленко, В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг/ В.И. Бариленко // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2018. — С.202-207.
4. Бариленко, В.И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
5. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
6. Башкатова, Ю.И. Управленческие решения/ Ю.И.Башкатова. – М: Инфра-М, 2018. – 271 с.
7. Бердников, В. Основы бизнес – анализа/ В. Бердников. – М.: КНОРУС, 2019. – 495 с.
8. Воловиков Б.П. Стратегическое бизнес-планирование на промышленном предприятии с применением динамических моделей и сценарного анализа: Монография/Б.П. Воловиков. – М.: Инфра-М, 2017. – 320 с.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент организации/ И.Н. Герчикова. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 162 с.
10. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 248 c.
11. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2018. - 432 c.
12. Дэвенпорт, Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать/ Т. Дэвенпорт. – М.: Дашков и К, 2019. – 626 с.
13. Елиферов, В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. – М.: Дашков и К, 2019. – 386 с.
14. Еремеева Н.В. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции/Н.В. Еремеева. – М.: Русайнс, 2018. – 16 с.
15. Каменски, Х. Методы стратегического анализа/ Х. Каменски. – М.: Юнити, 2021. – 332 с.
16. Конрад, К. Бизнес – анализ/ К. Конрад. – М.: Вильямс, 2018. – 576 с.
17. Минева О.К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: Учебник / О.К. Минева, И.Н. Ахунжанова, Т.А. Мордасова. – М.: Инфра-М, 2017. – 539 с.
18. Паклин, Н., Орешков В. Бизнес-аналитика. От данных к знаниям/ Н. Паклин. – М.: Дело, 2018. – 371 с.
19. Репин, В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 419 с.
20. Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2019. - 320 c.
21. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 367 c.
22. Учитель, Ю.Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации/ Ю.Г. Учитель. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 275 с.
23. Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/ И.Н. Чуев. – М.: Дашков и К, 2018. – 367 с.
24. Шуляк, П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2018. – 502 с.
25. Юсим В.Н. Управление промышленным развитием в условиях отсталой технологической среды: Монография / В.Н. Юсим, М.В. Афанасьева, А.В. Быстров. – М.: Инфра-М, 2018. – 416 с.
26. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 425 c.
27. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – URL: http://www.iiba.org/, свободный. (дата обращения: 21.04.2023)
28. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– URL:http://institutiones.com/,свободный. (дата обращения: 28.04.2023)
29. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– URL: http://www.businessanalytica.ru/,свободный. (дата обращения: 25.04.2023)
30. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– URL: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный. (дата обращения: 29.04.2023)