Фрагмент для ознакомления
2
Сущность понятия «Корпоративная культура», её функции и роль в развитии организации
Корпоративная культура появилась как явление в современных организациях разных форм хозяйствования сравнительно недавно, что было связано с развитием менеджмента.
Из-за того, что наблюдается планомерный и неизбежный рост конкуренции между фирмами и компаниями, это приводит к необходимости совершенствовать и укреплять свои конкурентные преимущества, которые связаны в том числе с эффективностью и результативностью организации внутренней среды в компании.
Корпоративная культура состоит из [21, c.632].
1.внешних факторов, которые складываются из облика предприятия, того, как оно подает себя на рынке, как сотрудники привлекают клиентов и пр.
Внешние компоненты фиксируются в документах, в правилах поведения работников.
2. функционирование внутренних компонентов, ощущение принадлежности сотрудников к сообществу.
На рисунке 1 представлена сущность и элементы корпоративной культуры.
Корпоративная культура проявляется через наличие корпоративных ценностей, которые проявляются в деятельности фирмы во внешней среде и в поведении ее сотрудников. Эти ценности соблюдаются всеми сотрудниками, и они ориентируются на них в принятии своих решений и в действиях.
Универсальные корпоративные ценности включают:
командный дух;
нацеленность на результаты;
партнерство;
ответственность.
На рисунке 2 показано место корпоративной культуры в организации.
Таким образом, корпоративная культура выражает ценности, установки и модели поведения акционеров, менеджеров и сотрудников в результате адаптации к внешней среде.
Корпоративная культура определяет способы поведения работников внутри организации. Она включает их общие убеждения и ценности, модель поведения.
В различных отраслях организационная культура может значительно различаться. Однако при этом они могут иметь общее ядро корпоративных ценностей. Например, стремление к росту и увеличению доходов, а также ориентация на команду и заботу о других.
Сильная культура создана, как правило, в самых успешных компаниях мира.
Некоторые из особенностей отражают и критерии корпоративной культуры.
Выделим основные критерии построения сильной корпоративной культуры[32]:
1.наличие консенсуса культурных приоритетов, сосредоточенность на организации.
2.наличиекорпоративной идентичности.
3. четкое понимание своих ценностей.
4.эффективный труд, высокая производительность.
Неэффективная корпоративная культура приводит к разобщенности и незаинтересованности сотрудников, высокой текучести кадров, плохим отношениям с клиентами и низкой прибыли, негативно влияя на итоговые результаты деятельности [9, c.101].
Выделим критерии формирования корпоративной культуры организаций.
1.общие ценности:
-Ориентация на результат деятельности.
-Уважительные отношения.
-Справедливость.
-Ориентация на сотрудников.
-Сотрудничество.
-Стабильность.
-Обеспечение безопасности.
-Инновационность.
-Эксперименты и риски.
-Соревновательный дух.
2.Иерархия
Здесь важно наличие традиционных каналов власти внутри организации. Здесь бывает высокая степень разделения и иерархии, что характерно для четко определенной организационной структуры; умеренная иерархия имеет определенную структуру, но сотрудники часто работают вне ее формальных каналов; для низкой степени внутренней иерархии характерны нечеткие определенные должностные инструкции.
Высокий уровень иерархии характерен для более формальных компаний.
3.Срочность
Данный показатель влияет на скорость принятия корпоративных решений и внедрения новых инноваций на предприятии.
Корпоративные культуры с высоким уровнем срочности требуют быстрое исполнение разрабатываемого компанией проекта и высокую потребность реакции на изменение рынка. Это означает, что компания быстро развивается и внедряет активный стиль менеджмента.
Низкий уровень срочности подразумевает медленную и последовательную работу внутри организации.
4.Ориентация на людей
Организация, которая сильно ориентируется на людей, как правило, при принятии решений учитывает их интересы, поскольку считает, что люди влияют на эффективность и всю производительность. Организация, ориентируемая на выполнение задач, принимает решения, не опираясь на людей. Это сильно зависит от характера деятельности и отрасли, в которой работает компания.
5.Функциональное направление
Организация фокусируется на определенных функциональных областях, например, на систему маркетинга, операций, исследований и разработку. Например, инновационная компания будет в своей деятельности ориентироваться на исследования и разработки. Гостиница сосредотачивается на качественном сервисе.
6.Организационная субкультура
Организация имеет в своей корпоративной культуре также некоторые субкультуры, которые распространяются среди отдельных лиц, располагающих собственными ценностями и традициями, которые, которые при этом не идут вразрез с ценностями самой организации.
Таким образом, корпоративная культура – это культура внутри организации, которая создает максимально комфортные условия для обеспечения сотрудничества и роста сотрудников для достижения общих целей.
1.2.Инструменты формирования корпоративной культуры
От состояния рабочей среди внутри компании зависят взаимоотношения между сотрудниками. Имеющиеся правила, процесс коммуникаций, обозначенные цели и приоритеты, степень социальной напряженности являются основными факторами при формировании корпоративной культуры.
Качественная организационная культура подразумевает сплоченный коллектив и удовлетворенный персонал. Это хорошо для бизнеса. Поэтому, вероятно, неудивительно, что исследования показывают, что позитивная корпоративная культура является источником конкурентного преимущества.
Культура компании формируется рядом материальных и нематериальных компонентов, которые в совокупности создают среду, благоприятствующую или нет хорошей работе.
Выделим некоторые из наиболее часто упоминаемых методов формирования корпоративной культуры:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой Кодекс РФ (ред. от 28.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/(дата обращения 05.14.2023).
2. Адамчука, В.В. Организация и нормирование труда. Учебное пособие/ В.В. Адамчука. – М. : Проспект, 2021. – 433 с.
3. Алавердов, А.Р. Управление человеческими ресурсами организации/ А.Р. Алавердов. – М.: Синергия, 2019. – 688 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455415
4. Беликова, И.П.Управление организационной культурой/ И.П. Беликова. – Ставрополь: СтГАУ, 2022. – 244 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=700599
5. Беликова, И.П. Организационная культура/ И.П. Беликова. – Ставрополь: Сэквойя. – 2021. – 258 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=700598
6. Блинов, А.О. Управленческое консультирование/ А.О. Блинов. – М.: Дашков и К, 2022. – 211 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=621848
7. Блинов, А.О. Управление изменениями/ А.О. Блинов. – М.: Дашков и К, 2021. – 304 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684279
8. Васильева, И.В. Психотехники и психодиагностика в управлении персоналом/ И.В. Васильева. – Тюмень: ТГУ, 2018. – 123 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=574469
9. Веселовский, Д.П. Современные тенденции в изучении феномена организационной культуры/ Д.П. Веселовский// Вестник универститета. – 2019. - №4. – с.122-125
10. Денченко, Е.В. О сущности понятия корпоративная культура/ Е.В. Денченко// Молодой ученый. – 2020. - №13. – с.227-229
11. Долгов, А.И. Теория организации/ А.И. Долгов. – М.: Флинта, 2021. – 224 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=83139
12. Егоршин, А.П. Организация труда персонала: Учебник/ А.П. Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 320 с.
13. Жуков, А.Л. Аудит человеческих ресурсов/ А.Л. Жуков. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 364 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=497388
14. Иванова, Е.А.Корпоративное управление/ Е.А. Иванова. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2020. – 174 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=614946
15. Исабекова, О.А. Исследование феномена корпоративной культуры/ О.А. Иванова// Московский экономический журнал. – 2018. - №5. – с.267-274
16. Кафидов, В.В. Современные концепции управления/ В.В. Кафидов. – М.: Креативная экономика. – 2020 с. – 442 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=599510
17. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации/ А.Я Кибанов. – М.: ИНФА-М, 2021. – 200 с.
18. Коваленко, Б.Б. Феномен корпоративной культуры: диагностика состояния и методы измерения/ Б.Б. Коваленко// НИУ ИТМО. – 2019. - №1. – с.99-103
19. Козырь, Н.С. Основные компоненты корпоративной культуры/ Н.С. Козырь// Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2020. - №7. – с.65-70
20. Кондранова, А.М. О роли корпоративной культуры/ А.М. Кондранова// Молодой ученый. – 2018. - №9. – 632-633
21. Корпоративная культура. – М.:Альпина Паблишер, 2020. – 216 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=619148
22. Лапкова, А.Г. Организационная культура/ А.Г. Лапкова. – Омск: ОмГТУ, 2019. – 124 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=682981
23. Мандель, Б.Р. Деловая культура/ Б.Р. Мандель. – Москва: Директ-Медиа, 2019. – 388 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=496625
24. Морозова, Е.А.Организационная культура/ Е.А. Морозова. – Кемерово: КГУ, 2019. – 145 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=573816
25. Нежельченко, Е.В. Корпоративная культура/ Е.В. Нежельченко. – М., Директ-Медия, 2021. – 72 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=602413
26. Нечаев, Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. – Краснодар: КубГАУ, 2022. – 266 с.
27. Организационное поведение. – М.: Директ-Медиа, 2023. – 376 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=696513
28. Пашуто, В.П. Организация и нормирование труда на предприятии/ В.П. Пашуто. – М.: Спектр, - 2019. – 312 с.
29. Пашуто, В.П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии: учебное пособие / В.П. Пашуто. - М.: КНОРУС, 2021. - 240 с.
30. Пичугин, В.Г. Психология влияния в управлении персоналом/ В.Г. Пичугин. – М.: Прометей, 2020. – 145 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=576136
31. Понуждаев, Э.А. Основы менеджмента/ Э.А. Понуждаев. – М.: Директ-Медиа, 2021 г. – 406 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=618660
32. Понуждаев, Э.А. Управление организационными изменениями/ Э.А. Понуждаев. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 458 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=595819
33. Радченко, Л.А. Организация производства на предприятиях. Учебник/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 352 с.
34. Рыбина, З.В. Корпоративная социальная ответственность/ З.П. Рыбина. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 223 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=597420
35. Современные аспекты маркетинга персонала. – М.: Директ-Медиа, 2022. – 228 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=694511
36. Тагибова, А.А. Особенности исследования корпоративной культуры/ А.А. Тагибова// Теория и практика общественного развития. – 2018. - №11. – с.23-28
37. Теория организации. – М.: Дашков и К, 2021. – 271 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684336
38. Управление персоналом. – М.: Дашков и К, 2022. – 280 с.
Доступ через: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684494
39. Шапиро, С.А. Практикум по дисциплине «Управление организационной культурой»/ С.А. Шапиро. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 59 с.
40. Шапиро, С.А. Организационное поведение/ С.А. Шапиро. – М.: Директ-Медиа, 2019. – 446 с.
41. Шевченко, И.В. Корпоративная культура как механизм корпоративного управления/ И.В. Шевченко// ЮУГУ. – 2018. - №4. – с.116-121
42. Экономика и социология труда: учебник / под общей редакцией д. э. н., проф. Р.Г. Мумладзе; Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. - 3-е изд., стр.-М.: КНОРУС, 2018. - 328 с.
43. Институт менеджмента, инноваций и бизнес – анализа http://www.refa.de/home (дата обращения: 11.04.2023)
44. НИИ труда. URL: http://www.niitruda.ru/ (дата обращения: 19.04.2023)
45. Аналитический центр по труду. URL: http://eactt.ru/ (дата обращения: 5.04.2023)
46. Экономика труда . URL: http://laboureconomics.ru/ (дата обращения: 21.04.2023)
47. Все об организации труда в компании. URL: http://www.jobgrade.ru/ (дата обращения: 16.04.2023)
48. Статьи об организации труда на предприятии. URL: http://www.jobgrade.ru (дата обращения: 23.04.2023)
49. Международная организация труда. URL: http://www.ilo.org (дата обращения: 1.04.2023)
50. Институт управления бизнесом. URL: http://investobserver.info (дата обращения: 11.04.2023)