Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1.Сущность понятия сказкотерапии в современных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2.Специфика страхов у детей дошкольного возраста 12
1.3. Потенциал применения сказкотерапии в коррекции страхов у детей дошкольного возраста 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ФГБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №53») 24
2.1. Изучение уровней проявления страхов у детей 24
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по применению метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 30
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по применению метода сказкотерапии в работе со страхами детей дошкольного возраста 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 36
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ СО СТРАХАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям, педагогам) 38
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям) 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 44
ЗAКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Фрагмент для ознакомления
2
Сущность понятия сказкотерапии в современных психолого-педагогических исследованиях
Сказкотерапия как психотерапевтические и развивающее направление предполагает работу с народными, авторскими сказками, самостоятельное сочинение терапевтических историй; применяется для улучшения взаимодействия человека с окружающими, развития творческих способностей, расширения границ внутреннего мира [21]. Сказкотерапия используется с целью психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психологического консультирования. В литературных источниках выделяют, как правило, следующие виды сказкотерапии: использование архетипа сказки, анализ и интерпретацию выбранной или сочиненной сказки, сочинение сказок (библиотерапию), медитативные сказки, рисование и драматерапию сказки, сказочное путешествие и куклы [27].
Многие люди связывают «коррекцию сказкой» с исключительно детской направленностью и малой эффективностью. Однако, подробное изучение данного метода, способно кардинально изменить о нем неверное впечатление. Метод сказкотерапии – уникален, он является самым древним в человеческой цивилизации и самым молодым в современной практике. Сказкотерапия, это распознавание знаний, которые в данный момент живут внутри и являются психотерапетическими. Иными словами, можно сказать, что метод сказкотерапии, это процесс преобразования взаимосвязи сказочного события и реальных действий [20].
По сравнению с другими методами психотерапевтической работы, выбранный данный метод коррекции детских страхов имеет сравнительно низкий порог ограничений. Для него нет возрастных рамок, каждому возрасту – свои сказки. Сказкотерапии компетентна при решении огромного спектра задач: от трудности в образовании до жизненного кризиса. Однако, необходимо учитывать особые комбинации и следовать обязательным принципам.
Главенствующий момент метода сказкотерапии в его действии и результате. Особенно последствия выбранного метода, обладают огромной силой для стимуляции развития, которое не зависит от фигур из вне [13]. В сказке все живое, одухотворенное, все живые существа (а иногда и неодушевленные) разговаривают. Это формирует в мировоззрении ребенка позитивное восприятие животных и растений, сочувствие к ним, как к живым существам. И тогда вместо негативного программирования на гнев, агрессию и разрушение ребенок получит заряд позитива, что в свою очередь также положительно влиять на саморегуляцию [26]. Формирование гуманности косвенно способствует развитию самоконтроля. Так, представляя сказочные события, ребенок учится преодолевать свои внутренние страхи. Встречается со страхом, смотреть ему в лицо и побеждает его вместе с положительными сказочными героями. Благодаря сказке ребенок переживает такие психоэмоциональные состояния, которые готовят его к реальным событиям, что могут потом случиться в жизни.
Большинство сказок, как правило, оптимистичны, сегодня это очень необходимо каждому ребенку. Сказки являются неисчерпаемым источником информации о настоящих человеческих ценностях, законах морали и правилах жизни в этом мире. Еще с древности народ придумывал и устно передал потомкам фантастические мечты о добре, правде и общечеловеческое счастье. Темой, сочетающей все народные сказки в отдельный жанр, является утверждение человека как личности, его борьба против сил, которые мешают его счастью. Выразителями основной темы сказок являются их персонажи, которые по народным верованиям делятся на добрых и злых. Сказка высмеивает глупость, лицемерие, зависть, лень, трусость, гордыню и другие пороки, демонстрирует торжество справедливости. Сказка показывает силу слова в жизненных ситуациях, его положительный или отрицательный заряд. Благодаря приобщению ребенка к сказке происходит и развитие рефлексии: понятие добра и зла в народе связывается с такими понятиями, как человек, разум, душа, тело, сердце. Передозировка сказкой невозможна – чем больше их рассказать ребенку, тем легче он уже взрослым будет преодолевать жизненные трудности [14].
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
познание разных стилей мироощущения;
осмысленное творческое взаимодействие с окружающим миром;
внутреннее ощущение силы и гармонии.
Привлекательность сказок для психокоррекции детских страхов и развития личности обусловлена факторами эффективности сказкотерапии, к которым относятся:
отсутствие в сказках дидактики, отсутствие четких персонификаций;
образность и метафоричность языка;
психологическая защищенность;
вера в чудо и возможность победы добра над злом;
наличие тайны и волшебства [16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законам и РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) – [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс –URL: http://www.c onsultant.ru
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
3. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов). – Авторефератт дисс. доктора психологических наук. – Самара: СамГУ, 2011. – 52 с.
4. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С. Введение в психологию. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2003. – 672 с.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. – 2-е электронное издание. — М.: Пер Сэ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 160 с.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова –2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
7. Бурчик, О. В. Групповая сказкотерапия в личностно-ориентированном воспитание детей / О.В. Бурчик // Вестник Житомирского государственного университета имени И. Франка. – Житомир, 2005. – № 25. – С. 203-205.
8. Воронина Л.И. Работа на песке в комплексе со сказкотерапией в коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Тула, 19–20 мая 2021 г.). — Науч. ред. С.А. Филиппова. — Чебоксары: Среда, 2021. — 276 с.- С.153-157.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2019. – 1136 с.
10. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000. – 448 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстингнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Союз, 2000. – 447 с.
13. Зубанова С.Г., Зубкова А.С. Детские страхи. – М.: Научная Книга, 2007. – 96 с.
14. Зубанова С.Г., Зубкова А.С. Детские страхи. М.: Научная Книга. – 96 с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fb2.top/detskie-strahi-373581.
15. Ильин Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
16. Иванова А.Н., Иванова М.К. Особенность страха у дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 519-520.
17. Комарова А.В. Использование средств арт-педагогики в профилактике невротических страхов у детей дошкольного возраста // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Тула, 19–20 мая 2021 г.). — Науч. ред. С.А. Филиппова. — Чебоксары: Среда, 2021. — 276 с. - С.205-208.
18. Копытин, А. И. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. / Копытин А. И., Свистовская Е. Е. – СПб. : Речь, 2010. – 256 с.
19. Куриленкова Т. Сказки для единственных и неповторимых. Сказкотерапия на каждый день. – Издательские решения, 2021. — 80 с.
20. Марш Э. Страх. Как одна эмоция объединяет. – М.: Рипол Классик, 2019. — 158 с.
21. Максименко Е.Г., Седнев В.В., Гордеева А.В., Новикова Е.В. (общ. ред.) Травматерапия. Преодоление последствий психотравмирующих событий: сценарий занятия «Использование элементов сказкотерапии в работе с тревожными детьми» (И.А. Мухина, И.С. Гомозова). – Монография. — Донецк: Фолиант, 2019. — 379 с.
22. Мартынова, Е. В. Сказкотерапия: теоретический обзор // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. науч. ст.: Вып.10. – Новочеркасск; Ростов н/Д, 2008. – с. 61 - 62.
23. Огурцова Л. Подарок из прошлого. Сказочная терапия для начинающих. – SelfPub, 2019. — 83 с.
24. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
25. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.:, 2015. – 192 с.
26. Разимова Х.А., Гончарова Т.С. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 17 мая 2022 г.). — Чебоксары: Среда, 2022. — 332 с. С.126-128.
27. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2-х т. Т. 2 / А.С. Спиваковская. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 462 с.
28. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмуртского университета: Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Вып.2, 2013. С42-51. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen.
29. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой,. – Ярославль: Издательство ГЦРО, 2011. - 108 с.
30. Фадеев С. Б. Об изучении воспитательных возможностей народных сказок в процессе формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое образование в России. - 2012. - №4. – С. 184 - 188.
31. Хлыста Е.А. Исследование страхов у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. – 2015. – № S1. – С. 181-185.
32. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology. – 2013. – № 147(6). – С. 599-617.
33. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. – N.Y., 1972. – Vol. 1. – P. 24-55.
34. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. – 1992. – Vol. 43. – P. 235-267.