- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Профессиональное самоопределение подростков в учреждении дополнительного образования на занятиях по дизайну
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Педагогика
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Профессиональное самоопределение подростков в учреждении дополнительного образования на занятиях по дизайну"?67 страниц
68 источников
Добавлена 11.07.2024
10208 ₽
20416 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1 Теоретические основы профессионального самоопределения подростков в учреждении дополнительного образования на занятиях по дизайну 8
1.1 Профессиональное самоопределение подростков как психолого-педагогическая проблема в научной литературе 8
1.2 Роль и значение дополнительного образования в профессиональном самоопределении подростков 14
1.3 Особенности профессионального самоопределения подростков на занятиях по дизайну в учреждении дополнительного образования 22
Выводы по первой главе 28
2 Опытно-экспериментальная работа по профессиональному самоопределению подростков в учреждении дополнительного образования на занятиях по дизайну 30
2.1. Состояние проблемы профессионального самоопределения подростков в учреждении дополнительного образования 30
2.2. Разработка и реализация комплекса занятий по дизайну в целях профессионального самоопределения подростков 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение 68
Фрагмент для ознакомления 2
Эти тенденции повлияли на то, что требования работодателей к молодым специалистам постоянно повышаются. Высокая конкуренция на современном рынке труда требует от молодого специалиста не только обладания определенными профессиональными знаниями и компетенциями, но и сложившейся системы профессионально-ценностных ориентаций, осознанной и четкой позиции относительно своего профессионального будущего, что для многих сейчас является непростой задачей из-за инноваций на рынке труда.
Учитывая, что квалификация специалиста напрямую зависит от правильности выбора профессии, можно утверждать, что одной из серьезных задач становится подготовка обучающихся к сознательному выбору профессии, овладение ею с учетом запросов конкретного региона. Выявление факторов, в наибольшей степени влияющих на профессиональное самоопределение обучающихся, поможет указать пути и средства повышения эффективности профконсультационной работы в частности, и профориентационной работы в целом.
В современном мире вопрос о профориентации подростков выходит на новый уровень: на данный момент от выпускников школ требуют готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.
Дополнительное образование может помочь подросткам обрести важные качества, которые пригодятся в современном мире, например, инициативность, творческое и нестандартное мышление, целеустремленность, так же система дополнительного образования может предоставить ребенку определенный поиск его профессионального пути.
В настоящее время профессия дизайнер – это обобщенное название профессии человека, способного гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов. Это одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшний день, а также она очень интересная и творческая. Именно поэтому большинство абитуриентов поступают на эту специальность.
Профессиональный дизайнер должен выявить для себя такие важные вопросы, как роль личности дизайнера в преобразовании окружающей предметно-пространственной среды, осознание способностей и творческих потребностей, в том числе в самосовершенствовании, художественном и культурном образовании, и его роль как компетентного, конкурентоспособного специалиста с художественными и проектными навыками.
Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время в системе дополнительного образования большой популярностью пользуются программы по дизайну. Однако не все связывают эти занятия с будущей профессиональной сферой. Поэтому и возникает необходимость в разработке таких занятий, которые не просто помогут освоить определенные навыки, но и настроят подростка на то, полученные навыки стали ориентиром в будущей профессиональной деятельности.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования: профессионального самоопределения подростков на занятиях по дизайну в учреждении дополнительного образования.
Цель данного исследования: выявления возможностей профессионального самоопределения подростков в учреждении дополнительного образования на занятиях по дизайну.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить профессиональное самоопределение подростков как психолого-педагогическую проблему в научной литературе;
• Выявить роль и значение дополнительного образования в профессиональном самоопределении подростков;
• Определить особенности профессионального самоопределения подростков на занятиях по дизайну в учреждении дополнительного образования;
• Проанализировать состояние проблемы профессионального самоопределения подростков в учреждении дополнительного образования;
• Разработать и реализовать комплекс занятий по дизайну в целях профессионального самоопределения подростков и определить эффективность разработанных занятий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа по профессиональному самоопределению подростков на занятиях по дизайну в учреждении дополнительного образования будет эффективна, если:
- выявить основные компоненты профессионального самоопределения подростков;
- при разработке занятий по дизайну учитывать возрастные особенности подростков.
Методологической основой исследования являются: принцип единства теоретических знаний и практических навыков; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; принцип последовательности и перманентности, определяющий подход к социальной работе как непрерывной, систематической и целенаправленной деятельности; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска.
Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы по самоопределению подростков, как выбору подростками своей роли и позиции в системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей следующих авторов: А. Г. Ковалев, Н. Б. Крылова, Г. К. Селевко, А. Г. Селевко, Ю. М. Орлов, С. И. Плаксий и др.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научной и методологической литературы, нормативно-правовой документации, методических и учебных пособий; моделирование, проектирование, экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (диагностика, анализ статистических данных, разработка и реализация); наблюдение и постановка эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:
На первом этапе (октябрь-декабрь 2022 г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания исследования, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе (январь-февраль 2023г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике дополнительного образования, изучались основные показатели и критерии, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий.
На третьем этапе (март 2023 г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса занятий.
На четвертом этапе (апрель-май 2023 г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: МБОУ ДО «Мечта», г.о. Тольятти
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практической деятельности работы педагогов дополнительного образования.
Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1 Теоретические основы профессионального самоопределения подростков в учреждении дополнительного образования на занятиях по дизайну
1.1 Профессиональное самоопределение подростков как психолого-педагогическая проблема в научной литературе
В современном мире большая часть молодых людей, при выборе профиля образования по окончанию школы, сталкивается с серьезными проблемами, что в дальнейшем влияет на качество подготовки рабочих кадров. Как показывает практика, молодым людям свойственно идеализировать свои представления о будущей профессии, что в дальнейшем вытекает в переориентацию либо деградацию профессиональных ценностей. Это проявляется, как нежелание работать, поскольку человек больше не видит в выбранной им профессии средство самореализации.
Проблема выбора профессии включает в себя много понятий. Такие как «профессиональное самоопределение», «профессиональный выбор», «психологическое сопровождение» и другие. Существует множество трактовок профессионального самоопределения у разных авторов.
В психологии под профессиональным самоопределением понимают:
1) одну из форм самоопределения личности в целом (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев и др.);
2) выбор профессии, который совершается в старшем подростковом возрасте в период обучения в школе (А.М. Кухарчук, В.Ф. Сафин и др.).
Если спросить у обычного человека, что для него значит определение «профессиональное самоопределение», то чаше всего говорят ассоциацию «выбор профессии» или же «профориентация». Это может быть из-за того, что чаше всего в психологии доминирует диагностический подход к профориентации. Суть этого подхода заключается в том, что профессиональную пригодность человека определяют задолго до вступления его в профессию. Изучаются его индивидуально-психологические черты и требования к профессии.
Несмотря на определенную критику этого подхода, его чаще всего используют на практике многие специалисты образовательных учреждений. Но есть и такие психологи, которые в рамках данного подхода пытаются разработать новые технологии профориентации и профконсультирования. На сегодняшний день в психолого-педагогической науке одной из известных теорий профессионального самоопределения считается концепция, которая была разработана Н.С. Пряжниковой. Она дает следующее определение понятию профессиональное самоопределение. Это «двусторонний процесс взаимодействия личности и профессии в широком смысле» [48].
Автор объясняет понятие таким образом, что каждый человек, развиваясь в какой-либо деятельности, одновременно меняет профессиональную среду и вносит свой вклад в профессию, создавая новые способы работы, а также творчески продумывает цели и задачи своей деятельности [48, с. 56].
М.Р. Гинзбург дает следующее определение, именно здесь происходит самостоятельный выбор ценностей, и на их основании строит собственную жизнь. Именно в период самоопределения происходит обретение внутренней наполненности и адекватной позиции себя в обществе.
В.В. Белоусова занималась изучением соотношения факторов и их влияния на профессиональное самоопределение. Она пришла к выводу, что самое большое влияние оказывают социальные факторы, которые, как правило, лежат в основе представления человека о самом себе, мире профессий. Автор пришла к такой мысли, что социальные факторы сильнее всех влияют на формирование и становление профессионального самоопределения человека [7].
Ученые выделяют две группы факторов, которые влияют на профессиональное самоопределение.
1. Внутренние, субъективные факторы, к ним относится склонности, интересы, уровень интеллектуального развития, психологические особенности личности, а также возраст и пол.
2. Объективные, внешние факторы. Ближайшее социальное окружение, семья, друзья. Престиж профессии, СМИ. Потребности на рынке труда, а также психолого-педагогические условия.
Е.А. Климов говорит о том, что профессиональное самосознание является значимым регулятором труда и построения профессиональных жизненных путей. Также является важным компонентом самосознания человека. Как правило, оно формируется постепенно, как любое психическое новообразование. Сам по себе длительный и сложный процесс, в конце которого профессиональное самосознание становится важной частью в регулирование профессионального самоопределения [23].
Акцент Е.А. Климов делает на том, что образы самосознания необходимое условие нахождения человека для наиболее подходящего места в профессиональной системе, а также условие планирования и построения профессиональных планов. Два самостоятельных процесса, самосознание и самоопределение, взаимодействуют и дополняют друг друга [23, с. 49].
Понятие «профессиональное самоопределение» Е.И. Рогова понимает как, длительный динамический процесс, включающий два важных элемента, тесно взаимодействующих друг с другом [51]. Один из таких элементов - это развитие личности человека в профессиональной среде, а также формирование его индивидуальных черт, особенностей и выбор жизненного пути. Второй элемент - творческая сторона развития, вследствие которой человек обогащается и погружается в профессиональную деятельность.
Автор Г.В. Резапкина считает, что существует несколько этапов профессионального самоопределения. Сюда включается сам выбор профессии, профессиональная подготовка, овладеют навыками, творческий потенциал, и один из важных передача опыта работы другим [51].
Сами же этапы не имеют строго разделения во времени, но зависят от многих факторов. Такие как, личностные качества, интересы, способности. И важно не забывать про благоприятные и неблагоприятные внешние обстоятельства, экономические и социально-психологические. В настоящее время существует три направления, которые были выявлены после анализа работ по изучению профессионального самоопределения.
Первое направление изучали такие авторы, как Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, Ю.К. Стрелкова. Основа заключалась в том, что определенные психологические и психофизиологические качества могли быть предпосылками к определенным профессиям. Данное направление внесло свой вклад в разработку профессиональных способностей и условий их формирования.
Второе направление профессионального самоопределения изучалась на основании отдельных сторон личности, которые могут формироваться в процессе профессионального становления, к ним относится мотивация, потребности и ценности.
Третье направление основывается на изучении процесса профессионального развития человека в ходе его трудовой деятельности и создание профессиональной типологии личности, этим занимались такие авторы как, Е.С. Романова, А.Ф. Лазурский и Э.С. Чугунова. Решая вопросы типологии индивидуальности, исследователи двигались двумя путями. Первый, от требований к специальности к свойствам индивидуальности, а второй от свойств индивидуальности к требованиям специальности. Из-за этого во многом разнятся и предложенные модификации формирования индивидуальности профессионала.
Представители этого направления в большей степени подошли к тому, что необходимо использовать целостный подход в изучении профессиональной пригодности личности. Но далеко не каждый раз они могли в полной мере реализовать данный принцип при исследовании.
Исследователи выделяют следующие критерии и конкретизирующие их показатели готовности к принятию решения о выборе профессии подростками:
1. Мотивационно-потребностный критерий, включающий такие показатели: наличие мотивов выбора профессии: положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии: наличие запасных вариантов профессионального выбора.
2. Критерий когнитивный (информированности) предполагает наличие сферы профессиональных интересов и включает показатели: представление об индивидуальных особенностях; полнота и дифференцированность знаний о мире профессий; знания о своих профессионально важных качествах и склонностях; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека.
3. Деятельностно-практический критерий содержит следующие показатели: умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения; самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии; самоконтроль и коррекция профессиональных планов; самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 2019. - 299 с.
3. Адамс, Ш. Словарь цвета для дизайнеров [Текст] / Ш. Адамс. М.: КоЛибри, 2018. - 272 c.
4. Алексеев, А. Г. Дизайн-проектирование [Текст] / А.Г. Алексеев. М.: Юрайт, 2020. - 91 c.
5. Андронова, О.А. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии [Текст] / О.А. Андронова // Вестник ТГУ. - 2007. - № 305. - С. 149-152.
6. Апробация и внедрение примерной программы воспитания: [Электронный ресурс] [офиц. сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»]. URL: http://form.instrao.ru (20.05.2023)
7. Белоусова, В.В. Профессиональное самоопределение школьников и студентов в сфере информационных технологий [Текст] / В.В. Белоусова // Информатика и образование. - 2007. - № 3. - С. 104-106
8. Билет в будущее. [Электронный ресурс] URL: http://bilet-help.worldskills.ru (20.05.2023)
9. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексии и обоснованности самооценки в зависимости от внутренней позиции школьника (млад, школьн. и подр. возраст) [Текст] / Л.Г. Бортникова: диссертация канд. психолог, наук. (19.00.07- педагогическая психология). Сургут. 2000. - 175 с.
10. Борцова, С.А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов технологического колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / С.А. Борцова; Забайкал. гос. гуманитарно-педагогический унт. - Чита 2016. - 20 с.
11. Бухнер, Н.Ю. Типы профессионального самоопределения студентов вузов: опыт социологического исследования студентов АлтГТУ: [Текст] / Н.Ю. Бухнер дис. канд. социол. наук. Барнаул.. 2008. - 161 с.
12. Бучарская, О.А., Невольниченко, Н.А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте [Текст] / О.А. Бучарская, Н.А. Неольниченко // Молодой ученый. - 2019. - № 12 (250). - С. 254-257.
13. Василенко, В. Е., Манукян, В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла [Текст] / В.Е. Василенко, В.Р. Манукян. - Санк-Петербург: Изд-во С-Петеро, ун-та, 2006. - 64 с.
14. Веселкова, Е.А. Готовность к профессиональному самоопределению [Текст] / Е.А. Веселкова // ИнтерэкспоГеоСибирь. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 256-259.
15. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст] / Б.С. Волков. - Москва: Академический проект, 2007. - 333 с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва.: Смысл. Эксмо, 2005. - 1136 с.
17. Голомбински, К., Хаген, Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и мультимедиа [Текст] / пер. с англ. Н. А. Римицан. - СПб.: Питер, 2013. - 272 c.
18. Данилова, С.Б. Общественные пространства: формула уникальности [Текст] / С.Б. Данилова // Вестник. Зодчий. 21 век. - 2018. - № 4 (69). - С. 112-115
19. Ефимова, И. Ю., Гусева, Е. Н., Варфоломеева, Т. Н., Чусавитина, Г. Н. Формирование компетенции в области управления проектами у будущих ИТ-специалистов [Текст] / И.Ю. Ефимова, Е.Н. Гусева, Т.Н. Варфоломеева, Г.Н. Чусавитина // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2019. - № 4. - С. 80–86.
20. Журавлева, О. Б., Крук, Б. И. Основы педагогического дизайна дистанционных курсов [Текст] / О.Б. Журавлева, Б.И. Крук. - М.: Горячая линия — Телеком, 2013. - 168 c.
21. Иванченко, Г.В. Стратегии профессионального самоопределения и репрезентации профессионализма [Текст] / Г.В. Иванченко // Психология. Журн. Высш. шк. экон. - 2015. - Т 2. - №2. - С.24-51.
22. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов/ Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
23. Козырь, Е. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения и профессионального просвещения [Текст] / Е. С. Козырь, А. Н. Якимова, Н. А. Амбарцумян // Инновационные идеи молодых исследователей: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Уфа, 11 мая 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 135-146.
24. Коларькова, О.Г. Мотивы профессионального самоопределения иностранных студентов в условиях педагогического вуза [Текст] / О.Г. Коларькова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 128-132.
25. Комарова, Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников: автореферат дис. канд. пс. н.: 19.00.07 [Текст] / Татьяна Константиновна Комарова. - Гродно, 1987.
26. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
27. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
28. Лаврентьев, А. Н. Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика [Текст] / А.Н. Лаврентьев. - М.: Юрайт, 2020. - 209 c.
29. Лебедева, О. В. Семантическое пространство понятий "самосознание" и "самопознание" в аспекте профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / О. В. Лебедева, О. Г. Коларькова, И. В. Калинина // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-4. – С. 373-375.
30. Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа: учебник для вузов: 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Т.В. Литвина. - М.: Юрайт, 2019. - 181 с.
31. Литвинова, О.В. Основы формирования системы благоустройства территорий [Текст] / О.В. Литвинова, А.А. Дорофеева // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2018. - Т. 8. - № 2. - С. 62-65
32. Махмутова, М. В. Непрерывное образование как условие развития современной цифровой экономики [Текст] / М.В. Махмутова // Тезисы докладов 76-й международной научно-технической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2018. - С. 462.
33. Махмутова, М. В., Махмутов, Р. Р. Развитие информационного общества страны через применение сервисов технологии дистанционного обучения [Текст] / М.В. Махмутова, Р.Р. Махмутов// Дистанционные образовательные технологии. Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Симферополь: Типография «Ариал», - 2017. - С. 52–58.
34. Махмутова, М. В., Сеничева, Е. И., Акимова, О. А. Технология разработки и применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза [Текст] / М.В. Махмутова, Е.И. Сеничева О.А. Акмиова // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 6. С. 50–58.
35. Милюкова, А.В. Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.В. Милюкова. Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - №11(3). - С.220-221.
36. Музалева, Д. А. Понятие профессионально-личностного самоопределения в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Д. А. Музалева // Научные исследования XXI века. – 2022. – № 6(20). – С. 370-374.
37. Национальный проект РФ «Образование» 2019–2024: [Электронный ресурс] [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (19.05.2023)
38. Некрасова, О. Н. Мотивы выбора профессии [Текст] /О. Н. Некрасова Вестник Прикамского социального института. - 2016. - №3 (75). - С. 121-124.
39. Павловская, Е. Э. Графический дизайн. Современные концепции [Текст] / Е.Э. Пвловская. - М.: Юрайт, 2020. - 120 c.
40. Плаксина, И.В. Жизненное самоопределение, профессиональные н личностные компетенции педагогов общеобразовательной школы [Текст] / И.В. Плаксина // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 2 (5). - С. 250-252.
41. Поваренков, Ю.П. Психологическая периодизация профессионального и карьерного развития личности: монография [Текст] / Ю.П. Поваренков. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - 179 с.
42. Подковырова М.А. Основы градостроительства и планировка населённых мест: организация и планирование аудиторной и самостоятельной работы студентов [Текст] / М.А. Подковырова, А.М. Олейник, А.А. Матвеева, Е.А. Иваненко. – Тюмень: ТИУ, 2016.
43. Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования [Текст] / Е.С. Полат // Дополнительное образование – 2002 - №4. - 24-32 с.
44. Проектория: портал проекта, 2019. URL: https://proektoria.online/
45. Профессии будущего: как изменится рынок труда и на кого учиться. [Электронный ресурс] URL: https://www.studylab.ru/digest/professii-buduschego-kak-izmenitsya-rynok-truda-i-nakogo-uchitisya (19.05.2023)
46. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: МГППИ, 1999. - 97 с.
47. Пряжников, Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. - Москва., 2002. 400 с.
48. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов [Текст] / Г.В. Резапкина. - Москва.: Генезис, 2005. 208 с.
49. Рогов, Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. [Текст] / Е.И. Рогов. - Москва.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.
50. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов [Текст] / У.С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 39-51.
51. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательств РФ.– 2003. - № 40. – Ст. 3822
52. Савченко, М.Н., Обухова, Л.А. «Управление процессом самоопределения учащихся. Культура личной работы; программно-методическое обеспечение деятельности» [Текст] / М.Н. Савченко, Л.А. Обухова – Воронеж, 2006.
53. Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб.пособие [Текст] / В.Ф. Сафин. - Сверд. пед. ин-т. Свердловск, 1986.-142 с.
54. Сафин, В.Ф., Ников, Г.П. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. - 2004. - № 4. - 122 с.
55. Семенова, Л.В. Современные проблемы благоустройства городской среды [Текст] / Л.В. Семенова // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 63. - С. 99-102.
56. Сергушина, Е. С. Понятие и сущность социально-профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Е. С. Сергушина // XLVII Огарёвские чтения: Материалы научной конференции. В 3-х частях, Саранск, 06–13 декабря 2018 года / Составитель А.В. Столяров. Ответственный за выпуск П.В. Сенин. Том Часть 3. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2019. – С. 258-264.
57. Сичинский, Е.П. Поиск стратегии развития профессионального образования на рубеже XX-XXI веков (к 80-летию создания трудовых резервов) [Текст] / Е.П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 3 (27). - С. 22-30.
58. Сорокоумова, Е.А. Психолого-педагогические условия обучения взрослых [Текст] / Е.А.Сорокоумова // Вестник Ml 1 У им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 113 -114.
59. Сорокоумова, Е.А. Экспериментальное исследование личностного самоопределения студентов в образовательной среде высшей школы [Текст] / Е.А. Сорокоумова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Т. 16. - № 2(2). - С. 363- 369.
60. Сотсков, Ф. Н. Профессиональное самоопределение. Понятие, генезис, проблемы [Текст] / Ф. Н. Сотсков // Вестник Академии управления и производства. – 2021. – № 2-3. – С. 122-134.
61. Ткачук, Н. С. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях подмены профессиональных понятий на рынке труда [Текст] / Н. С. Ткачук, Н. А. Далисова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 15–29 ноября 2021 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. – С. 324-326.
62. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
63. Хрипунова, М. Б., Литвин П. О., Головинская И. В. Эпоха цифровой экономики: цифровое образование как неотъемлемая часть цифровизации экономики [Текст] / М.Б. Хрипунова, П.О. Литвин, И.В. Головинская // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 14. - № 3 (87). - С. 159–164.
64. Чистякова, С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения [Текст] / С. Н. Чистякова// Педагогика. - 2005. - № 1.- С.19-26.
65. Чусавитина, Г. Н. Формирование компетенций в области обеспечения информационной безопасности у студентов педагогических направлений вуза [Текст] / Г.Н. Чусавитина // Информатика и образование. - 2018. - № 1. - С. 12–26.
66. Чусавитина, Г. Н. Формирование компетенций в области управления проектами у будущих учителей информатики [Текст] / Г.Н. Чусавитина // Информатика и образование. - 2020. - № 2. - С. 19–29.
67. Шевкиева, Н. Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения [Текст] / Н.Б. Шевкиева / Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. - Ставрополь: 2006.
68. Юсупова, Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения [Текст] / Б. С. Юсупова // Молодой ученый. – 2019. – № 21(259). – С. 315-317.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней