Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос совершенствования обучения школьников является предметом углубленного педагогического исследования. Значительный вклад в ее развитие внесли З. А. Абасов, М. А. Данилов, Т. И. Шамова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина [48] и другие. Эта проблема до сих пор остается наиболее важной для учебного процесса и современной педагогике в целом, так как имеет большую социальную значимость.
Усвоение умений и знаний, а также оценочное и эмоциональное отношение к результатам и процессу познания, происходит в активной познавательной деятельности. Данный процесс направлен на углубленное получение знаний учащихся о различных явлениях, а также на становления личностного отношения к самому процессу познания.
Разберем сущность понятие «активность» и «познавательная активность», особенности развитие у младших школьников, а также способы активации познавательной активности. Данные понятия были изучены авторами, такими как Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и многие др. Свои исследования они отразили в психолого-педагогической литературе. Рассматривая понятия активность и познавательна активность можно сделать выводы, что данные определения достаточно широко изучены, но однозначной трактовки этих понятий не существует. Каждый автор дает свое виденье на изучаемую проблему, и как следствие свою формулировку. Одни исследователи сравнивают активность с деятельностью, иные представляют ее как результат своей деятельности, существуют и другие мнения, например, что активность следует рассматривать с более расширенной позиции, чем деятельность [10].
Так, по А. Н. Леонтьеву [22], под активностью понимает —процесс в которым происходит изменение живых существ в движении под влиянием внешних и внутренних раздражителей.
Г. С. Костюк объясняетактивность в широком смысле и раскрывает его главную характеристику к которой относиться способность живых существ в соответствии со своими потребностями, целями и мнениями, изменять всю окружающую действительность. Е. А. Красновский дает своеобразное определение деятельности — это проявление всех сторон личности учащегося, стремление к чему-то новому, успеху, а также радость учения, постановка целей, прогрессирующее усложнение которых лежит в основе процесса обучения.
После рассмотрения точки зрения авторов на понятие «активность» стоит рассмотреть понятие «познавательная активность».
В психолого-педагогических науках нет единства в понимании феномена познавательной активности в младшем школьном возрасте. С точки зрения педагогики определение познавательной активность, которое дается в современном педагогическом словаре, «является свойством личности учащегося, проявляющимся в его положительном отношении к содержанию и процессу обучения, к эффективное овладение знаниями и способами деятельности в оптимальные сроки, при мобилизации нравственных и волевых усилий для достижения учебно-познавательных целей» [37].
Проанализировав психолого – педагогическую литературу, рассмотрев различные определения можно выделить два определения к рассмотрению познавательной активности.
Одно определение говорит, что познавательную активность является особым видом деятельности. Познавательная активность в этом подходе понимается как совокупность определяемых человеком двигательных моментов, обеспечивающих формирование, развитие, видоизменение, реализацию деятельности.
Второй подход рассматривает познавательную активность как качественное образование личности. В рамках этого подхода личность описывается как активное «Я» личности, к ним относиться смысловые образования, отношения, ориентация, которые показывают выход поведения из исходного состояния.
Еще одно виденье определение познавательной активности дает Т. И. Шамова, по ее представлениям познавательную активности необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как результат и как средство ее достижения, эти два подхода неотделимы друг от друга.
Более полное определение познавательной активности представлено в трудах Т. И. Шамова. Она описывает ее как увеличение интеллектуальная реакция на изучаемый материал, в основе которой лежит познавательной потребности. В другом определении она же описывает познавательную активность как ряд последовательных мыслительных действий школьников (как производимых самостоятельно, так и повторяющихся за действиями педагога), направленных на достижение определенного познавательного результата [45].
Познавательная активность выходит за рамки познавательной деятельности. М. А. Данилов под познавательной активностью понимал «энергичную и яркую деятельность, направленную на выполнение полученного задания».
Познавательная активность школьников включает в себя участие в исследовании, получении, применении знаний и их переработке. Для развития познавательной активность необходимо искать дополнительные приемы и средства, стимулирующие развитие общей самостоятельности, активности, творчества и личной инициативы.
Познавательная активность младших школьников обеспечивается тем, что развитие учебного процесса удовлетворяет такие важные потребности школьников, как потребность в новых знаниях, потребность в самоутверждении, потребность в творчестве, потребность в общении, потребность прожить ситуацию успех.
Понятие познавательной активности имеет множество интерпретаций. Г. И. Щукина [46] считала познавательную активностиценностным личностным образованием, которое выражается в отношении человека к деятельности. Сходна точка зрения Т. И. Шамовой [45], но она считает познавательную деятельность активным состоянием, проявляющимся в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. А В. С. Ильин понимал познавательную активностикакпроцесс преодоления противоречий между возможностямиудовлетворения познавательных потребностей ипостоянно растущими познавательными потребностями в данный момент. По мнению Т. И. Зубковой, познавательная активности— это естественное стремление человека к познанию, особенность деятельности, ее интенсивность и целостное личностное образование.
Рассмотрев понятия «активность» и «познавательная активность» в понимании разных авторов, можно сделать вывод, что познавательная активность представляет собой действие эмоционального отношения учащегося к результату и процессу познания. Это проявляется в стремлении учащегося учиться, преодолевая определенные трудности на пути приобретения знаний, прилагая наибольшее количество произвольных усилий и энергии в умственной работе.
Познание окружающего мира в младшем школьном возрасте является благоприятным возрастом. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является основной, а ее организация требует продуманности.
Д. Б. Эльконин говорил, что «учебная деятельность в младшемшкольном возрасте являетсяосновной, так как через нее реализуются основные отношения обществасребенком; осуществляет как формирование основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов».
Для этого наиболее плодотворным источником является учебная деятельность, позволяющая организовать осознанный процесс познавательнойимыслительнойдеятельности, среду проявления ее активности. Учащийся является субъектом учебно-познавательной деятельности, в которой он удовлетворяет свои потребности в развитии, успехе и свершении.
Стоит отметить еще одно важное свойство познавательной активности, в младшем школьном возрасте она вызывает рефлексию и осознание изменений в саморазвитии в учебной деятельности. В процессе обучения у учащихся развивается способность управлятьирегулироватьсвоим поведением. В основе познавательной активности детей младшего школьного возраста лежит овладение комплексом универсальных учебных действий (познавательных,коммуникативных и регулятивных), то есть овладение учащимися ключами усвоения навыков, составляющих основу умений. и способность учиться.
Существует множество взглядов исследователей на вопрос о структуре познавательной активности. Ш. А. Амонашвили, исходя из структуры деятельности, выделяет компоненты познавательной активности как: образец, являющийся движущей силой деятельности, предмет познания, имеющий дидактически организованную форму, средстваиспособыдействия с предметом для его усвоения опосредующая роль учителя между познавательными силами учащегося и объектом усвоения, а также результат познавательной активности [9].
Структура познавательной деятельности в понимании М. П. Михневича представляет собой сочетание мотивационной (наличие познавательных закономерностей), содержательной (наличие знаний и степень овладения ими), процессуальной (овладение учебными навыками) и эмоциональной (наличиеположительного эмоционального фона).
Т. Л. Павловец [28] считает, что основными компонентами познавательной активности являются познавательная потребность в саморегуляция и обучениипознавательной деятельности.
Изучив точки зрения в работах ученых на структурные компоненты познавательной активности, можно выделить наиболее общие, объединяющие все взгляды исследователей. В структуру познавательной активностивходят мотивационный компонент, отвечающий за мотивацию учебной деятельности, познавательный компонент, предполагающий наличие знаний у предмета, деятельностный, определяющий способность выполнять учебные действия на основе знаний и умений.
Большое значение имеет определение критериев познавательной активности. «Незнание показателейикритериевпознавательной деятельности дезорганизует учителя, порождает субъективизм, затрудняет объективную оценку его работы и учащихся», — говорит З. А. Абасов.
При анализе учебного опыта отмечается множество показателей активности и отсутствие их единой системы. Обратимся к тем работам ученых, которые внесли значительный вклад в разработку этой проблемы. ЛИ. К показателям познавательной деятельности Харламов относит «стремление к обучению, умственное напряжение и произвольное усилие». По мнению Т. И. Шамовой, об активизации обучения школьников «можно судить по устойчивости и направленностипознавательной деятельности, стремлению эффективно овладевать способамиизнаниямидеятельности, умственному напряжению и проявлению морально-волевых качеств учащегося» [45]. Г. И. Щукина считает, что «познавательная активность характеризуется поисковой направленностью в обучении, эмоциональным подъемомиинтересом» [48].
А.П. Канищенко относит к числу важных показателей познавательной активности: проявление повышенного интереса к предмету, стремление к глубокому осмыслению содержания учебных материалов, увлечение новым материалом, использование дополнительной информации, выбор более сложной задачи. желание выполнять задания даже с трудом.
Для оценки познавательной активности в процессе обучения учитываются как качество знаний (успеваемость), так и вопросы со стороны учащегося к учителю, а также характер этих вопросов, связанных с дополнительными учебными заданиями, и другие. Все эти особенности легко корректируются, и преподаватель может своевременно определить уровень сформированности познавательной активности учащихся.
Основной характеристикой познавательной активности является уровень ее развития. В психолого-педагогической литературе чаще всего выделяют два уровня познавательной активности: продуктивный (творческий), репродуктивный (воспроизводственный). В некоторых работах их выделяют три и более. Нет четкого разделения деятельности на созиданиеивоспроизводство. Однако в данной конкретной ситуации можно с высокой степенью уверенности говорить о преобладании того или иного уровня активности. Поэтому как теоретически, так и практически имеет смысл рассматривать уровни активности отдельно.
Выделяя уровни познавательной активности, М. И. СкаткиниГ. И. Щукинаисходят из следующих методологических и психолого-педагогических установок [48].
Понятие уровня выражает диалектический характер процесса познания — движение от простого к сложному. Процесс развития есть подчинение его уровней и форм, так как развитие можно представить как ряд различных стадий развития, связанных друг с другом таким образом, что одна есть отрицание другой. Активность субъекта развивается в деятельности. Поэтому уровни познавательной активности школьника отражают степень сформированности его учебной деятельности.
Учитывая вышеизложенные положения и особенности развития познавательной активности школьников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности. репродуктивная активность. Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, освоить способ их применения на примере. Этот уровень характеризуется неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний и отсутствием вопроса: «Зачем?».
Интерпретирующая активность. Стремление ребенка раскрыть смысл изучаемого содержания, стремление выяснить связь между процессамииявлениями, овладеть средствами применения знаний в изменяющихся условиях.
Творческая деятельность. Стремление ребенка не только глубоко проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый путь. Характерной чертой этого уровня деятельности является проявление волевых качеств ребенка, его настойчивости и настойчивости в достижении цели, устойчивыхиширокихпознавательных интересов [45].
Точно так же Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, [48] также выделяют три уровня познавательной активности младших школьников, а именно: творческий, репродуктивно-подражательный, исследовательско-исполнительский.
Стоит отметить взгляд на проявление познавательной активности, сформулированный З. А. Абасовым. В процессе обученияопределяетсяуровень познавательной активности определяется уровнем развития мотивации и логики, которая определяет еще и характерные черты личности.
Традиционная система обучения строится на развитии познавательной активности и включает в себя следующие этапа: знакомство с предметом, понимание назначения или смысла, следующий этап закрепление полученных знаний и в итоге усвоение знаний через практическое применение или использование.
Проанализировав научно педагогическую литературу и современный передовой опыт можно сделать следующий вывод о необходимости создавать определенные условия в образовании, которые способствуют развитию личности школьника, для полногосамовыражения, как субъекта образовательного процесса. деятельность, его индивидуальное «Я».
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательная активность в младшем школьном возрасте является интенсивно развивающейся чертой личности. Он сочетает в себе познавательные процессы с приоритетным уровнем развития мышления и постоянным стремлением к получению знаний, активным использованием уменийизнанийна практике на основе определенных мыслительных операций. В основе познавательной активности младших школьников лежит стремление ребенка понимать, запоминать, воспроизводить знания, изучать взаимосвязь между процессами и явлениями, а также закономерности их действия.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив разные точки зрения авторов на понятие «познавательная активность», можно выделить структурные компоненты, наиболее полно отражающие процесс развития познавательной активности младших школьников. В структуру познавательной активности входят мотивационный компонент, отвечающий за мотивацию учебной деятельности, познавательный компонент, предполагающий наличие знаний у предмета, деятельностный, определяющий способность выполнять учебные действия на основе умений и знаний.
1.2 Возрастные особенности развития познавательной активности младших школьников
К младшему школьному возрасту принято относить детей в возрасте 7-11 лет. Основная социальная ситуация развития для детей данного возраста – систематическое обучение в 1-4 классах, овладение образовательными программами начального общего образования. Этот возраст характеризуется активным развитием всех познавательных процессов (ощещения, восприятия, мышления, памяти, внимания, вооброжения, речи), для развития ценностных ориентаций и нравственных установок.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования основан на системно – деятельностном подходе, реализация которого обеспечивает «воспитание и развитие качеств личности школьников, отвечающих требованиям информационного общества»
Организация образовательной деятельности в 1 -4 классах ориентирована на развитие личности обучающихся. Главная цельи результат обучения в начальной школе- «усвоение младшими школьниками универсальных учебных действий (УУД), познание и освоение мира». Требования к результатам обучения в 1-4 классах выражены в личностных, метапредметных и предметных результатах, которые достигаются с помощью УУД, которыми должны овладеть младшие школьники. А.Г. Асмолов определяет эти дейстия как «систему учебных действий обучающегося, с помощью которых он способен самостоятельно изучать, анализировать и приобретать новые знания об окружающем мире, овладеваеть способами их применения, что повышает качество образования». Отсюда можно сделать вывод о том, что особенностью развития познавательной активности младших школьников является оладение совокупностью УУД (позновательных, коммуникативных , регулятивных), то есть учащиеся начальной школы овладевают учебными компетенциями, которые составляют основу умения учиться и процесса активного познания окружающего мира.
Еще одна особенность развития позновательной активности у младших школьников отмечена Д.Б Элькониным, который указывает , что на этом возрастном этапе «процесс познания организуется в рамках учебно-познавательной деятельности, а одной из основных задач учителя является поддержание у детей интереса к учению» Начальная школа призвана обеспечить условия для личностного развития детей, их способностей, формирования у них желания и умения учиться.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдулшехидова, Х.Э. Познавательная активность младших школьников в проектной деятельности // «Успехи современной науки и образования» - Белгород, 2016. №12
2.Абдулшехидова, Х.Э. Проектные задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности. // «Успехи современной науки и образования» - Белгород, 2016. №12.-С.
3.Активизация познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановой. -Минск: Нар. а света, 1987. - 111 с.
4.Анкин, Д.В. Теория познания: учеб. пособие / Д.В. Анкин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 192 с.
5.Балашова, Е.А. Проектная деятельность и формирование ключевых компетенций / Е.А. Балашова // Начальная школа. – 2018. – № 5. – С. 21-23.
6.Баймурзина, В.И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах Текст. / В.И.Баймурзина. — Уфа: Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. 160с.
7.Бичерова, Е. Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности / Е. Н. Бичерова, Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Брянск: БГУ, 2009. - 127 с.
8.Богданова, Р. А. Педагогическое сопровождение проектной деятельности младших школьников // Сибирский педагогический журнал. -2012.
9.Буханько, С.Ю. Использование курса «Проектная деятельность» для формирования у обучающихся начальной школы умения планировать свою деятельность и выполнять работу в соответствии с планом / С.Ю. Буханько // Образование в современной школе. – 2017. – № 3/4. – С. 6-7.
10.Возрастная периодизация психологического развития по Д.Б. Эльконину.
11.Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 2017. — 534с.
12. Гаврилова, М.А. Метод проектов как основа организации исследовательского обучения Текст. / М.А.Гаврилова // Интеграция образования. 2006. — №2. — С.165-167.
13.Деркунская, Вера Александровна Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников / Деркунская Вера Александровна. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 196 c
14.Деятельностный подход к подготовке будущих педагогов к руководству исследовательским и проектным обучением младших школьников / А. И. Савенков, А. С. Львова, О. А. Любченко, Л. Е. Осипенко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: "Педагогика и психология". – 2016. – № 2 (36) 2016. – С. 54–61.
15.Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова. - М.: Баласс, 2020. - 898 c.
16.Елизарова, Е. М. Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников: программа, занятия предметного кружка / Е.М. Елизарова. - Москва: СИНТЕГ, 2017. - 203 c.
17.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. — 5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. - 207с.
18.Зыкова, И.Р. Модель формирования познавательной активности на уроках окружающего мира / И.Р. Зыкова, В.В. Вартанова // Молодёжь. Наука. Современность. – 2017. – №4. – С. 221-225.
19.Иванова, Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе / Н.В. Иванова. - М.: АРКТИ, 2019. - 933 c
20.Измайлова, М.Н. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. Актуальные вопросы современного образования / М.Н. Измайлова, Ф.Н. Хакимова // Материалы IV Международной науч.-практ. конф. – Саратов, 2017. – С. 46-50.
21.Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 197с.
22. Кривова Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий. [текст] // Молодой ученый – 2016 – №9 – С. 50-57
23.Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.Ю. Кулагина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
24.Кузнецова, Татьяна Обучение проектно-исследовательской деятельности младших школьников / Татьяна Кузнецова. - М.: LAP LambertAcademic Publishing, 2014. - 123 c.
25.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [текст] – М.: Политиздат, 1975 -344 с.
26.Ляпина, Г.С. Проектная деятельность в начальной школе в рамках 73 реализации ФГОС НОО / Г.С. Ляпина // Форум. серия: гуманитарные и экономические науки. – 2016. – №1(7). – С.34-36. –
27.Мали, Л. Д. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения / Л. Д. Мали, Н. И. Наумова // Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 23–25. – ISSN 0027-7371.
28.Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №12. – С. 162–165.
29.Опарина, С. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности / С. А. Опарина, Е. А. Жесткова // Начальная школа. – 2018. – № 12. – С. 37–42. –
30.Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие / Коллектив авторов. - М.: Владос, 2020. - 828 c.
31.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
32.Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е.Д. Божович. – М.: МПСИ, 2000. – 204 с.
33.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. [текст] − СПБ.: Питер, 2001 – 240 с.
34.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся / Сергеев. - М.: АРКТИ; Издание 2-е, испр. и доп., 2019. - 482 c.
35.Сергеев, Игорь Станиславович Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / Сергеев Игорь Станиславович. - М.: АРКТИ, 2021. - 528 c.
36.Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1997. - 171 c.
37.Терненко В.С. Проблемы низкой обучаемости младших школьников. [текст] // Современное образование, 2015 – № 10, с. 43
38.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в начальной школе. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детствопресс», 2011 – 212 с.
39.Трасенков К.П. Метод проектов в образовательном процессе: особенности применения. М.:Эксмо, 2014 – 215 с.
40.Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е.В. Тяглова. - Москва: РГГУ, 2018. - 256 c.
41.Урбкаева С.М. Технология проектной деятельности на уроках окружающего мира в 3 классе. [текст] // Начальное образование – 2017 – №8 – С. 86-92
42.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 2. – 492 с.
43.Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты / В.Ф. Феоктистова. - М.: Учитель, 2019. - 373 c.
44.Ципелков У.Е. Перспективы использования метода проектов в начальной школе. [текст] // Вестник КГТУ – 2016 – №10 – С. 50-55
45.Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М.: Интерпакс, 1995. – 287 с.
46.Чудинова, Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности / Е.В. Чудинова. - Москва: РГГУ, 2018. - 105 c.
47.Щербакова, С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы / С.Г. Щербакова. - М.: Учитель, 2018. - 869 c.
48.Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. [текст] - М.: Педагогика, 2012 – 309 с.
49.Эркувинцев С.М. Метод творческих проектов: потенциал и особенности применения. [текст] // ЭКО – 2016 – №12 – С. 94-100
50.Юсупов С.М. Планирование проектной деятельности в школе [текст] // Вестник КГПУ – 2016 – №9 – С. 42-48
51.Якупов В.А Роль педагога в образовательном процесса: опыт применения проектной деятельности в школе. [текст] // Вестник КГУ – 2016 – №9, с. 54