Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая исследовательская работа последовательно раскрывает тему, касающуюся совершенствованию тактических действий футболистов в возрасте 15-16 лет.
Данная тема для исследования актуальна в наши дни. С каждым годом футбол в нашей стране становится все лучше и сложнее, добавляются «новшества» в построение тренировочного процесса для детей школьного возраста, возрастают требования, которым должны соответствовать дети при поступлении в различные футбольные академии нашей страны.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс футболистов 15-16 лет.
Предмет исследования – комплекс специальных упражнений, направленный на усовершенствование тактической подготовленности футболистов 15-16 лет.
Цель исследования: повышение уровня тактических навыков у футболистов в возрасте 15-16 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение упражнений с использованием игрового метода повысит эффективность обучения тактическим действиям футболистов 15-16 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать особенности тактической подготовки в футболе у юношей 15-16 лет.
2. Разработать и внедрить в процесс физического воспитания футболистов 15-16 лет комплекс упражнений для повышения тактической подготовленности;
3. Определить, насколько эффективно разработан комплекс упражнений для повышения тактической подготовленности футболистов 15-16 лет.
Методы исследования:
- метод синтеза, то есть на основе анализа литературы построение отдельных выводов; - статистический метод: обработка полученный результатов; - изучение и анализ литературных первоисточников по проблеме исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы тактической подготовки футболистов рассматривали такие авторы, как М.А. Годик, А.И. Шамардин, С.К. Кригорьев.
Совершенствование методики технико-тактической подготовки раскрыты в работах В.Д. Спринча, А.М. Тохтарова и др.. Формирование тактического мышление было изучено С.М. Марданяном.
Научная новизна состоят в том, что в работе: разработана методика с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса с юными футболистами.
Полученные в работе выводы, могут быть использованы для составления тестовых заданий, разработке плана практического занятия по учебной дисциплине «Избранный вид спорт».
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ
1.1.Теоретические основы многолетней тактической подготовки спортивного резерва в футболе
Тактическая составляющая футбольной игры вызывает все больший интерес у исследователей. В некоторых исследованиях была предпринята попытка изучить влияние позиции на тактические действия игроков, поскольку литература показывает, что позиция, занимаемая игроком на игровом поле, предполагает определенные задачи и дифференцированные действия на каждой фазе игры, оборонительной или наступательной [2].
Подготовка футболистов международного уровня начинается с детских лет и затрагивает подростковый и юношеский возраст [9].
В футболе, как и в других видах спорта, есть две команды, которые хотят победить. Борьба за победу требует от спортсменов очень сильных физических, умственных и силовых качеств. Только игроки, способные в полной мере использовать свои навыки, могут добиться успеха в индивидуальных сражениях с противником равной силы. На протяжении всей игры, когда у них есть мяч, каждая команда должна выполнять множество атакующих движений, используя различные средства и методы борьбы.
Поэтому самое главное в тактике – знать конкретные средства нападения и защиты, методологию и широкое использование их возможностей в атаке, которая обеспечит достижение цели – все это характеризует тактическую
зрелость отдельных спортсменов. Успех обучения молодых квалифицированных спортсменов подразумевают длительный тренировочный процесс, в котором все составляющие спортивного мастерства зависят от уровня развития, который в первую очередь заключается в развитии физических качеств, технической и психологической подготовки, доступной каждому спортсмену [22].
Однако самое главное в спорте, особенно в футболе — это тактическая подготовка. Суть тактики футболиста состоит в том, чтобы уметь эффективно использовать свои физические, технические, умственные способности и эффективно использовать методы переноса мяча, что помогает преодолеть сопротивление соперника за очень короткое время. Тактика – одна из самых мощных и важных составляющих современного футбола. Она медленно, но верно начала влиять на развитие игры в футбол без отклонений и стала лидером среди других составляющих.
Тактика – это не только изменение облика современного футбола, но и глубокое влияние на форму, значение и методы обучения. Это, в свою очередь, заставляет тренеров преодолевать большие расстояния, чтобы увидеть соперника перед собой, чтобы лучше понять его, а также организовывать видеозаписи игры, записывать наиболее эффективные тактические движения, записывать встречи и подробно анализировать матчи [11].
Тактическая подготовка предполагает изучение индивидуальных, групповых и командных действий в нападении и защите. На начальных этапах подготовки обучение тактике ведется в основном через подвижные игры и игровые упражнения [6].
На последующих этапах тактическая подготовленность совершенствуется преимущественно в игровых упражнениях, спортивных играх, тренировочных и календарных матчах [23].
Для обучения тактическим основам принято использовать следующие средства и методы:
1. Теоретические занятия с объяснением и разбором на макете футбольного поля тактических построений с указанием функций каждого игрока и их взаимодействий.
2. Разучивание тактических взаимодействий при различных построениях в ходе тренировок.
3. Отработка взаимодействий футболистов в различных числовых сочетаниях в облегченных условиях, т. е. без сопротивления соперника.
4. Освоение взаимодействий игроков в различных числовых сочетаниях при пассивном противоборстве, а затем и при активном противоборстве соперников (2X1, 3X1, 3X2, 1X1 и др.).
5. Совершенствование взаимодействия игроков в обороне при различном соотношении обороняющихся и атакующих игроков (1X1, 1X2, 1X3, 2X3 и др.).
6. Тренировочные игры с остановками и детальным разбором правильных и ошибочных действий.
7. Товарищеские матчи с последующим разбором видеозаписи и анализом педагогических наблюдений.
8. Календарные игры (в 8-10 лет – 5-10 игр; в 10-12 лет – 15-20 игр; в 12-4 лет – 25-35 игр; в 14-16 лет – 35-45 игр; в 17-18 лет – 50-70 игр).
Тактические навыки должны постоянно совершенствоваться с учетом индивидуальных особенностей игроков, повышения их уровня физических кондиций, технического мастерства, приобретения бойцовских качеств. Чем больше юный футболист будет смотреть матчи по хоккею старших товарищей, другие спортивные игры, читать и анализировать специальную литературу, тем богаче у него будет тактический арсенал[1].
Содержание технических навыков и умений, которыми следует овладеть во время обучения и совершенствования, реализуется в методической последовательности: первоначально в учебной, а затем в тренировочной игре в облегченных, позже - в сложных условиях.
Первый этап - тренировка большинства моторных качеств и их вариантов, нацеленных на решение тактических заданий.
Второй этап - развитие способностей, необходимых для правильного решения игровых ситуаций, т. е. умения выбирать правильный ход и его моторное исполнение в разных ситуациях и условиях.
Третий этап - развитие способностей, необходимых для правильного технического выполнения тактических заданий в различных игровых ситуациях и действиях в противоборстве с противником.
Почти во всех программах подготовки футболистов па первое место выдвигается овладение отдельными элементами техники, затем рекомендуется использовать их в условиях игры.
Тактические принципы определяются как набор правил игры, которые предоставляют игрокам возможность достичь большего при быстром тактическом решении проблем, возникающих ситуаций, с которыми они сталкиваются.
Среди них – принципы тактические, оперативные и фундаментальные, составляющие способ руководства действиями игроков и команд в наступательной и оборонительной фазах игры.
Поэтому в процессе обучения тренеры должны стремиться планировать тренировку, исходя из логики игры[18].
Таким образом, понять влияние такого обучения на тактические способности футболистов важно для того, чтобы квалифицировать процесс оценки и развитие игрока [10].
1.2. Основы формирования тактического мышления футболистов
Тактическое мышление-это мышление спортсмена, направленное на решение непосредственно конкретных задач, формируемых в ходе спортивной деятельности, деятельности, в условиях дефицита времени и умственных усилий [18].
Тактическому мышлению футболиста присущи все виды процессов мышления. В процессе мышления футболист отражает объективный мир в своем сознании, устанавливает закономерные связи и отношения между предметами и явлениями действительности».
Особенность тактического мышления в футболе заключается в том, что игрок в ходе соревнований на различные возникающие задачи должен находить мгновенный ответ (решение) и единственно правильный [3].
По мнению Р.В. Фаттахов «…основой тактических действий футболистов, является тактическое мышление, которое протекает по принципу "акцептора действия" и предполагает активно-поисковый выбор решения на основе ассоциативных связей, возникающих между опытом и текущей информацией [25].
Эффективность игровой деятельности в футболе обусловлена не только физическими возможностями и технической оснащенностью футболиста, но и тактическими способностями, проявляющаяся в развитии тактического мышления, содержанием которого является умение решать постоянно возникающие игровые задачи.
Важнейшим механизмом решения игровых задач является постоянно протекающих процесс принятия тех или иных решений, который и определяет, с одной стороны, функциональные психофизиологические возможности футболиста, а с другой - различные формы игрового поведения футболиста.
Процесс принятия решений инициируется не столько целью и задачей, а возникающим, в условиях противоборства двух команд, функциональным смыслом игровой ситуации. Вместе с тем, функциональный смысл ситуации определяется не столько ролью (амплуа) игроков, а их позицией (значением в данном эпизоде) в игровой ситуации и системой взаимодействия.
Мышление футболистов в ходе игровой деятельности имеет свои особенности (Рисунок 1)
Рисунок 1. Особенности тактического мышления футболистов
Составлено автором на основании научных источников
Основу успешных действий футболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, скорость реакции, мышление и др.), а также умение гибко использовать технические приемы. Указанные приемы тактической подготовки не окажут влияния на развитие мышления футболиста – занятия в макете, просмотр футбольных матчей на видео, групповые тренировки, различные виды квадратов, двусторонние игры и т. д.[5].
Все это, несомненно, внесет свой вклад, но во всех этих упражнениях и занятиях нет целенаправленного воздействия на анализ игровых ситуаций. Так как Футбол является событийным, ситуативным видом спорта, вся игра состоит из последовательного чередования различных игровых ситуаций, то в ходе тактической подготовки необходимо уделять основное внимание формированию умения действовать в различных игровых эпизодах.
Отметим некоторые факторы, определяющие успешность тактических действий футболиста в игре, а именно (Рисунок 2):
Рисунок 2. Факторы, определяющие успешность тактических действий футболиста в игре [7]
Составлено автором на основании научных источников
Также многие специалисты отмечают, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь воспроизводить комбинации, необходимо воспитывать в игроках изобретательность и фантазию. При этом отмечается, что если в каждом игровом положении футболист будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию, как продукт коллективного творчества игроков на поле.
Инициативность, творчество, креативность – это несомненно важные аспекты формирования тактического мышления у спортсменов но должна быть основа тактических действий на поле.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бекторов, О.Е. Тактическая подготовка юных футболистов /О.Е. Бекторов //Педагогика и психология в современном мире: Теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XXXII международной научно-практической конференции. Том 2 (32). 2020. С.117.
Можаев, Э.Л. Физическая подготовка футболистов: учебно-методическое пособие / Авторы составители Э.Л. Можаев, Р.В. Фаттахов, Д.Ю. Денисенко, М.Р Рахимов. – Казань: Отечество, 2017. – 211 с.
2. Бутаков, К. В. Оценка технико-тактической подготовки футболистов на этапе начальной подготовки /К.В. Бутаков //Передовое развитие современной науки как драйвер роста экономики и социальной сферы. 2021. С.268.
3. Годик, М.А. Организационно-методические особенности развития тактических действий юных футболистов/М.А. Годик [ и др.] // Аспекты технической подготовки спортсменов. 2018. С 32-39.
4. Григорьев, С.К. Технико-тактическая подготовка футболистов. Уч. Пособие /С.К. Григорьев [и др.]. Краснодар: КраснодарЧисло. 2019. 291 с.
5. Губа, В.П. Методология подготовки юных футболистов / В.П. Губа. — М.: «Спорт», 2015. 183 с
6. Давыдов. А. Э. Анализ технико-тактических действий игроков в футболе // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 75 – 79.
7. Данабеков, Е.А. Технико-тактические особенности подготовки футболистов /Е.А. Данабеков//CENTRAL ASIAN SCIENTIFIC JOURNAL. 2022. №1. С.37.
8. Драндров, Г.Л. Технико-тактическая подготовка юных футболистов /Г.Л., А.А. Плешаков //Современные проблемы науки и образования. 2019. №3. С.1
9. Драндров, Тактическая подготовка юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2011. № 2 (70). Ч. 2. С. 86–92.
10. Жумадилханов, А.А. Тактическая подготовка футболистов U 14-15 лет/А.А. Жумадилханов //Педагогика: История, перспектива. 2022. №3. С.13.
11. Исаев, В.З. Технико-тактическая подготовка юных футболистов с учетом разносторонности соревновательных действий : автореф. дис. … к.п.н. / В.З. Исаев. – Краснодар, 2011. 24 с.
12. Коноплева, А.Н. Подвижные игры как средство решения задач технико-тактической подготовки юных футболистов /А.Н. Коноплева, Т.Ю. Черкесов //Современные научные исследования: Теория, методологи, практика. 2022. С.130.
13. Костюкевич, В., Врублевский Е. Модели тактики игры в футболе: монография / В.М. Костюкевич,Е.П. Врублевский. – М.: Спорт, 2020. 168 с.
14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера / А.А. Кузнецов. – М.: Информационно-издательский дом «Профиздат», 2011. 408 с.
15. Лапшин О.Б. Учим играть в футбол / О.Б. Лапшин. – М.: Физкультура и спорт, 2015. 256 с.
16. Люкензи, М. Футбол. Анализ тактики атакующих действий / М. Люкензи. – М.: Изд-во «Дивизион», 2008. 236 с.
17. Манетов, Ж.Ж. Особенности тактической подготовки юных футболистов /Ж.Ж. Матенов, С.С. Жумагамбетов //Инновационные процессы в современной науке. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация. 2021. С.180-183.
18. Марданян, С.М. Формирование основ тактического мышления у юных футболистов с применением средств информационных технологий /С.М. Иарданян [и др.]//Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка.2023. №1. С.32.
19. Матенок, Ж.Ж. Технико-тактическая подготовка футболистов /Ж.Ж. Матенок //Актуальные научные исследования в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск, 2020. С.339.
20. Сильва, Б. Сравнение тактического поведения футболистов в играх «3 на 3» и «6 на 6». Дж. Хум Кинет 2014; 41: 191-202.
21. Симаков, В.И. Футбол: простые комбинации / В.И. Симаков. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 143 с.
22. Спринчак, В.Д. Методика технико-тактической подготовки футболистов 16-17 лет / В.Д. Спринчак, А.Ю. Михайлов // Наука. 2020. № 9(34). С. 40-44.
23. Тохтаров, А.М. Техническая и тактическая подготовка юных футболистов /А.М. Тохтаров //Научный потенциал. 2022. №3. С.82.
24. Умеров, Т.А. Тактическая подготовка в футболе /Т.А. Умеров, Ю.В. Яковых//MENDELEEV. NEW GENERATION. сборник материалов LIII Региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Киров, 2022. С.120.
25. Фаттахов, Р.В. Обучение юных футболистов умениям и навыкам выполнения групповых тактических действий / Р.В. Фаттахов / Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Г.Л. Драндова. – Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т. 2010. С.217-219.
26. Футбол: программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / В. П. Губа, А. В. Антипов, В. А. Блинов [и др.]; под редакцией В. П. Губа. — Москва : Издательство «Спорт», Человек, 2015. 208 c.
27. Шмагин, В.М. Направленность и содержание технико-тактической подготовки футболистов 8-10 лет на начальном этапе тренировки /В.М. Шмагин //Педагогические науки: Вопросы теории и практики. 2021. С.116.
28. Швалева, Т.А. Технико-тактическая подготовка юных футболистов на основе игровых заданий /Т.А. Швалева [и др.] //Мир науки, культуры, образования. 2020. №2. С.105.
29. Херувимова, Т.А. Методические особенности содержания технико-тактической подготовки футболистов на этапе спортивной специализации /Т.А. Херувимова, Ю.В. Ложкина //Вестник науки.2020. №10. С.23.
30. Цвях, Е.Р. К вопросу о формировании технико-тактических действий на этапе специализированной базовой подготовки юных футболистов /Е.Р. Цвях //Наука и технологии в современном обществе.2015. №1. С.58.