Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования является остроактуальной на сегодняшний день. Помимо участившихся в последнее время серьезных природных катастроф: землетрясений, наводнений, смерчей, участились также случаи техногенных катастроф, которые являются следствием активной деятельности человека.
Как и природные катастрофы, многие техногенные также являются, зачастую, неожиданными и трудно прогнозируемыми. В свете понимания сложности ситуации в современном мере возрастает значение деятельности контрольно-надзорных органов МЧС РФ.
Благодаря их профессиональной деятельности удается избежать многих проблем, так как сотрудники Министерства МЧС внимательно следят за состоянием объектов повышенной опасности, благодаря им также удается предотвратить случившиеся катастрофы с наименьшими человеческими и материальными потерями.
Однако сложность профессиональной деятельности сотрудников МЧС, многообразие объектов контроля и их разноплановость приводят к тому, что именно в этом Министерстве, как ни в каком другом, велико значение использования информационных технологий, как в вопросах оповещения служб МЧС, так и в вопросах координации деятельности различных подразделений, так и в вопросах создания информационных баз, помогающих в осуществлении деятельности Министерства.
Использование различных информационных технологий позволяет поднимать эффективность деятельности Министерства на более высокий уровень. Именно поэтому необходимо постоянное совершенствование информационного обеспечения и сопровождения деятельности МЧС РФ.
Целью ВКР является исследование информационных технологий в деятельности МЧС.
Объект исследования - деятельность надзорных органов МЧС РФ.
Предмет исследования - информационные технологии в деятельности надзорных органов МЧС.
В процессе написания ВКР были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовая основа деятельности МЧС;
- проанализировать деятельность надзорных органов МЧС, их структуру и функции;
- рассмотреть возможности программного комплекса «СтатПож 2009»;
- проанализировать возможности СПО «Автоматизированная информационная система сбора информации о противопожарном состоянии объектов надзора и исполнения административных процедур по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах надзора»;
- рассмотреть программные комплексы для определения расчетных величин «Фогард-ПР», «Fire Risks», «Riskmanager», «GREENLINE», «Z-Model»;
- проанализировать официальный сайт «Статистика пожаров» и сайты МЧС Росси;
- разработать предложения по совершенствованию информационных процессов в МЧС.
В процессе написания ВКР был использован метод анализа литературы, а также методы анализа, синтеза и сравнения.
Структура ВКР обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС
1.1. Нормативно-правовая основа деятельности МЧС
В настоящее время Перечень обязательных требований, размещенный на официальном сайте МЧС России, насчитывает порядка 90 различных нормативных актов, среди которых 25 федеральных законов, 27 актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 35 документов, принятых МЧС России, и несколько международных актов [2].
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция) стал законодательной основой Единой государственной системы.
Создание подобной системы стало жизненно необходимо. Увеличение количества природных и техногенных катастроф привело к необходимости объединения информационных, технических и технологических возможностей различных органов государственной власти для обеспечения безопасности, как всего государства, так и его регионов и граждан страны.
Принятие решения о создании подобной системы было логически обоснованным. Существовавшая до этого времени система гражданской обороны оказалась не способна справляться с новыми вызовами современного мира. Руководству страны стало понятно, что нужен новый орган, наделенный более широкими полномочиями, который получает лучшее финансирование для решения новых проблем.
Новый орган должен осуществлять комплексный подход к осуществлению мероприятий по профилактике и предотвращению опасностей различного генезиса, а также иметь постоянно обновляющуюся базу данных по всем видам происшествий, которые имели место. Эта база должна регулярно обновляться с целью того, чтобы сотрудники ведомства всегда имели под рукой актуальные статистические данные, которые позволяют понять, где находятся проблемные места, и провести мероприятия по предупреждению нежелательных событий.
Например, в период весеннего пала травы пожарные инспекторы проводят разъяснительные беседы с гражданами о недопустимости подобного рода мероприятий, которые чреваты обширными пожарами на окружающих территориях.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 29.12.2022 года). Закон устанавливает ответственность за выполнение противопожарных мероприятий в России. Согласно этому нормативному акту, в системе пожарной безопасности выделяют четыре уровня, определяются права и обязанности участников этой системы, источники финансирования, а также взаимосвязи между уровнями.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:
1. органы государственной власти;
2. органы местного самоуправления;
3.организации;
4. граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На государственном уровне, к которому можно отнести уровень субъектов, осуществляется законотворческая деятельность.
Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (последняя редакция) определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ (от 11.06.2021г.) «О гражданской обороне» (ред. от 11.06.2021 года) определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Федеральный закон от 06.05.2011г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (последняя редакция) регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и/или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и /или ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.
Одним из значимых событий для организации надзорной деятельности МЧС стало принятие в 2020 году федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2021 г.) [3].
Основная идея закона - отказ от проверки как единственного вида контрольно-надзорного мероприятия и установление семи видов профилактических мероприятий:
- информирование и обобщение правоприменительной практики,
- стимулирование добросовестности,
- профилактический визит,
- консультирование,
- направление предостережений и самообследование.
Ключевыми преимуществами федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» являются:
- применение риск-ориентированного подхода. При подобном подходе деятельность контрольно-надзорных органов осуществляется, ориентируясь на отнесение индивидуального предпринимателя или юридического лица к конкретной категории риска;
- контрольно-ревизионным органам представляется возможность самим выбирать вид контрольного мероприятия;
- согласно этому документу главным критерием оценки контрольно-ревизионных органом главными становятся не количественные показатели, которые обычно рассматривались как количество назначенных штрафов и проведенных проверок, а качественные показатели, которые устанавливаются согласно тем показателям, насколько снизился ущерб для граждан и государства от происходящих ЧС;
- подразумевается также осуществление деятельности сотрудников МЧС при котором ведущие позиции отводятся использованию возможностей информационных технологий. Информационные технологии позволяют повысить эффективность деятельности контрольно-ревизионных органов, позволит ускорить время предоставления государственных услуги МЧС;
- исключение избыточных административных издержек и снижение административного давления на бизнес, связанного с реализацией контрольно-надзорных функций государства;
- направленность регулирования на повышение эффективности обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.
Указ Президента РФ от 02.07.2021г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» содержит в себе разъяснение термина «национальная безопасность». В документе объясняется, что под национальной безопасностью понимается защищенность национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз.
Указ Президента РФ от 16.10.2019 г. № 501 «О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» поясняет, что целью развития гражданской обороны является защита населения и территорий страны от пожаров, наводнений и других чрезвычайных происшествий. Этим должен быть достигнут высокий уровень безопасности жизни населения, а также сохранение на территориях страны памятников материальной и духовной культуры, осуществлять предотвращение военных конфликтов.
Указ Президента РФ от 11.01.2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» основные направления государственной политики в области поддержания безопасности населения РФ.
В документе предложены методы осуществления необходимых для этого мероприятий. Основными из них предполагаются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также разработка сценариев, позволяющих минимизировать ущерб от чрезвычайных ситуаций, а также снижение влияния этих ситуаций на жизнь и здоровье граждан РФ.
Предусматривается проведение аналитической деятельности, результаты которой позволяют установить наиболее «проблемные» места, которые снижают уровень безопасности страны и ее граждан.
Документ акцентирует внимание на том, что комплекс запланированных к проведению мероприятий является частью осуществляемых мероприятий по осуществлению безопасности в РФ.
Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2018 года № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» гласит, что на территории РФ организована система обеспечения пожарной безопасности, которая подразумевает проведение целого комплекса мероприятий, которые направлены на проведение профилактических мер по предотвращению пожаров.
Система обеспечения пожарной является многоступенчатой. В ней задействованы органы государственной власти, органы государственной власти на региональном уровне, органы местного самоуправления, предприятия и организации, а также население.
Текущие экономические условия в Российской Федерации предопределяют необходимость внедрения инновационных методов государственного управления и развития территорий.
Среди таких инструментов государственного и муниципального управления - проектный подход, нашедший свое воплощение в виде высокоприоритетных национальных проектов, имеющих стратегическое значение для экономики страны, поскольку они направлены на обеспечение роста эффективности использования ресурсов, стимулирование инноваций и модернизацию всех уровней государственного развития.
Национальные проекты представляют собой возможность для руководства страны провести необходимые социально-экономические преобразования, которые стали насущными для развития страны в последнее время в условиях дефицита времени и финансовых ресурсов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности», основными целями внедрения проектного управления являются:
- соответствие задач реализуемых проектов целям и направлениям стратегического развития;
- прозрачность, обоснованность и своевременность решений, принимаемых на всех уровнях управления;
- разумное и эффективное использование ресурсов, включая инвестиционное обеспечение условий для своевременного достижения утвержденных целей проектов с учетом требуемое качество и существующие ресурсные ограничения;
- эффективная координация субъектов.
Национальные проекты реализуются путем выполнения всего сводного плана действий по реализации национального проекта, который состоит из совокупности планов действий по реализации на практике федеральных проектов.
Учитывая важность деятельности этого Министерства, президент РФ В.В. Путин провел консультации с главой МЧС Куренковым А.В. об участии Министерства в комплексе мероприятий, предусмотренных программой данного федерального проекта.
Итогом их консультаций стало издание приказа № 816 «О внедрении принципов клиентоцентричности в деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 25.08.2022 года.
Руководством МЧС была разработана «Концепция внедрения принципов клиентоцентричности в деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
К началу мая 2023 года в рамках реализации стратегической инициативы «Клиентоцентричность» («Государство для людей») в МЧС было выделено 380 000 тыс. рублей на осуществление следующих мероприятий:
1) разработка декларации ценностей,
2) разработка стандарта «Государство для людей»,
3) разработка стандарта «Государство для бизнеса»,
4) разработка стандарта «Стандарт для внутреннего клиента»,
5) разработка концепции фирменного стиля,
6) разработка концепции и проектного решения Профиля клиента и Реестра жизненных ситуаций,
7) разработка концепции и проектного решения системы обратной связи,
8) разработка концепции и проектного решения системы мониторинга услуг МЧС,
9) разработка концепции кадрового развития государственных служащих (система отбора, адаптации, мотивации и развития кадров государственной службы в МЧС),
10) разработка концепции индивидуальных программ развития клиентоцентричных компетенций сотрудников органов МЧС и подведомственных учреждений.
22 000 тыс. рублей было перераспределено на текущий ремонт помещений для центра разработок и лабораторий пользовательского тестирования Аналитического центра.
Таким образом, нормативно-правовая база деятельности МЧС России на сегодняшний день представляет собой обширный объем документации. Это напрямую связано с очень широким предметом ведения данного Министерства. Деятельность МЧС является многоплановой, поэтому она регулируется таким большим количеством нормативно-правовых документов.
1.2. Деятельность надзорных органов МЧС, их структура и функции
Структурные подразделения МЧС РФ занимаются осуществлением надзорно-профилактической деятельности. Согласно нормативно-правовым документам они уполномочены проводить государственный контроль (надзор). Надзорные мероприятия касаются защиты населения от ЧС техногенного и природного характера, пожарной безопасности и осуществления гражданской обороны.
Основными задачами надзорных органов МЧС России являются осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверок соблюдения организациями и гражданами обязательных требований в области:
- пожарной безопасности и гражданской обороны,
- предупреждения чрезвычайных ситуаций,
- принятие мер по результатам этих проверок.
Надзорные органы МЧС России, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций и государственный пожарный надзор
Деятельность надзорных органов МЧС России осуществляется на основе подчинения нижестоящих надзорных органов МЧС России вышестоящим. К видам государственного надзора и контроля МЧС относятся:
- федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах;
- федеральный государственный пожарный надзор;
- федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- федеральный государственный надзор в области гражданской обороны;
- лицензионный контроль.
Контрольная (надзорная) деятельность МЧС осуществляется на нескольких уровнях:
- федеральный уровень контроля;
- уровень контроля субъекта Российской Федерации;
- уровень контроля территориальных подразделений надзорной деятельности и профилактической работы и региональных отделов государственной надзорной деятельности и профилактической работы управлений по административным округам.
Органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, является МЧС России, включая его территориальные органы.
Объекты надзора относятся к одной из следующих категорий риска
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аюбов Э. Н., Жданенко И. В., Верескун А.В., Силкин А. В. Роль и место МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности государства // Технологии гражданской безопасности. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-mchs-rossii-v-sisteme-obespecheniyanatsionalnoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 01.05.2023г.).
2. Барбашин И.А., Юнцова О.С. Анализ и оценка эффективности деятельности надзорных органов МЧС России на примере ГУ МЧС Оренбургской области // Наукосфера. 2020. № 11-2. С. 304-311.
3. Баршов В. И. МЧС России в системе ее национальной безопасности // Молодой ученый. 2018. № 19 (205). С. 271-275.
4. Васильев С. Л. Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях // Молодой ученый. - 2019. - № 42 (280). С. 174-177.
5. Власов Д.С. Задачи построения системы обеспечения информационной безопасности типового объекта МЧС России //В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. Сборник научных статей V международной научно-технической и научнометодической конференции. 2016. С. 281-285.
6. Глинская Н.И., Одинокова Е.Ю. Правовой мониторинг действующей системы РСЧС и перспектив ее развития в стратегии МЧС России до 2030 г. // В сборнике: Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Э.Н. Чижикова. Составители Л.С. Муталиева, Д.К. Саймина. 2016. С. 279-282.
7. Григорьев В.Н Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в сфере деятельности МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2021. №4 (70). С.90-96. 68
8. Гриняев С.Н., Мареев П.Л., Медведев Д.А. Национальная безопасность России: сущность, виды, понятийный аппарат / Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. — М.: АНО ЦСОиП, 2021. 172 с.
9. Жукова Л.А. Определение миссии МЧС России в обеспечении национальной безопасности российской федерации // В сборнике: Advanced science. Сборник статей XV Международной научнопрактической конференции. 2020. С. 75-78.
10. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (в ред. от Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288).
11. История создания и развития МЧС России. Силы МЧС России. Войска гражданской обороны. Авиация МЧС России. ГПС и другие. // URL: https://fireman.club/conspects/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-mchs-rossii/
12. Казаков С.А. Государственная служба в системе милитаризированных органов России (на примере МЧС России): понятие, проблемы и перспективы развития//В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти. сборник научных трудов по материалам IV Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений. Саратовская государственная юридическая академия. 2018. С. 48-53.
13. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. Москва : Изд-во Юрайт, 2019. 303 с.
14. Лебедев А.В. Из истории создания, развития и совершенствования спасательных воинских формирований МЧС России //Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2017. Т. 7. № 2 (13). С. 2-14.
15. Мажажихов А.А., Дельвари Т.С., Шурупов С.Е. Экономическая безопасность образовательных организаций МЧС России в системе национальной безопасности// В сборнике: Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и технологии 69 предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. Составители А.В. Зыков, Н.В. Федорова. 2019. С. 166-168.
16. Методические рекомендации по внедрению принципов открытости в работу территориальных органов, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России (утв. МЧС России 22 дек. 2014 г. № 2-4-87-36-28). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 03.01.2020).
18. МЧС России: перспективы развития РСЧС до 2040 года. URL: http://secuteck.ru/articles2/firesec/mchs-rossii-perspektivy-razvitiya-rschs-do2040-goda (дата обращения: 03.07.2022).
19. Никитин Н.С., Тимофеев Д.С., Буданов Б.В. История развития МЧС России //Студенческий. 2019. № 7-1 (51). С. 26-28.
20. Никитина Л.К., Хохлова О.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности современной России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. №4 (87). С. 56 – 64.
21. Нильсен Я., Лоранжер Х. Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов. М.: Вильямс, 2009.
22. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федер. закон Рос. Федерации от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти: приказ Министерства экономического развития Рос. Федерации (Минэкономразвития России) от 16 нояб. 2009 г. № 470 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
24. Онищенко Ю.А., Панферова З.А. Методика обоснования оптимального оснащения спасательных формирований МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 2 (68). С. 49-52.
25. Официальный сайт МЧС России. URL: ttps://www.mchs.gov.ru
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2022г. № 1052 «О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны».
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2022г. № 1086 «О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
28. Свистунов Д.Е. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. №1 (9). C.78 – 83.
29. Симанович Л.Н. Приоритетные направления развития законодательного обеспечения деятельности МЧС России в соответствии с перспективами развития на период до 2030 года // Полицейская деятельность. 2016.№4. С. 380-384.
30. Симбура С.С. Правовое обеспечение работы с кадровым резервом в системе МЧС России: Актуальные проблемы Федерации: сборник материалов Дней науки c международным участием (1–4 июня 2021 г.) в 2 ч. / ред. колл. А. Ю. Акулов, О. Ю. Демченко, О. В. Беззапонная [и др.]. – Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2021. С. 117-122.
31. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
32. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изм. от 08.12.2022 г.).