Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки нового подхода к обеспечению адекватности системы планирования бюджетных расходов на стратегическое развитие транспортной системы Удмуртской Республики. Дорожное хозяйство является важной частью производственной инфраструктуры региона и представляет собой мощный имущественный комплекс.
Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей и услуги по транспортной переброске. Транспорт играет важную роль. Он обеспечивает рациональное размещение производительных сил, развитие и освоение новых территорий, совершенствование распределения труда не только между регионами Российской Федерации, но и в мировом хозяйстве. Для успешного развития Удмуртской Республики необходима хорошо организованная и развитая транспортная система.
Транспортная сфера включает в себя автомобильный транспорт и дорожное хозяйство, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный транспорт, сектор городского пассажирского транспорта и промышленный транспорт. Взаимодействие и конкурентные отношения между различными подсистемами делают транспорт не простым набором ветвей и листьев, а единой системой, которая обеспечивает транспортное единство страны и дает дополнительные системные эффекты для пользователей транспортных услуг.
В зависимости от назначения транспорт можно разделить на транспорт общего пользования (грузовой транспорт) и общественный транспорт, обслуживающий зону обращения, транспорт необщего пользования (внутрипромышленные перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции) и частный транспорт. В зависимости от характера работы транспорт подразделяется на пассажирский и грузовой. Продуктом транспорта является перемещение и перевозка товаров и людей. Общественный транспорт является основой экономических отношений страны.
Транспорт связывает все отрасли экономики, удовлетворяет потребность людей в передвижении и необходимость производства сырья и продукции.
Все виды транспорта в той или иной степени играют важную роль в экономике, но в последние годы особенно быстро развивается трубопроводный транспорт (нефти- и газопроводы), поскольку стоимость транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам ниже, чем по другим видам транспорта. Развитие транспорта в значительной степени зависит от финансирования, в том числе бюджетного.
Целью исследования является изучение проблем совершенствования системы бюджетных расходов на развитие транспортной системы в Удмуртской Республике на основе деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- изучить теоретические аспекты планирования бюджетных расходов на развитие транспорта в России;
- описание Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
- изучение методологии планирования бюджетных расходов на развитие транспортной системы в Удмуртской Республике;
- выявление путей совершенствования планирования бюджетных расходов на развитие транспортной системы в Удмуртской Республике.
Объектом исследования является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Цель исследования - разработка системы государственных расходов на дорожное хозяйство в Удмуртской Республике на примере национальной программы "Развитие транспортной системы в Удмуртской Республике".
Структура исследования определяется его целями.
Основными методами, использованными при написании работы, являются научная литература, изучение и использование нормативно-правовых актов Российской Федерации, анализ и синтез собранной информации, статистические методы и методы экспертных оценок.
Нормативно-правовыми аспектами темы являются: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закон Удмуртской Республики "О дорожном фонде Удмуртской Республики", Распоряжение Правительства Удмуртской Республики "Об утверждении Государственной программы Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы республики", отраженные в других нормативно-правовых актах.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и система государственных расходов на развитие транспортной системы. Во второй главе рассматривается программа государственных расходов на развитие транспортной системы в Удмуртской Республике. В третьей главе оценивается совершенствование системы государственных расходов на развитие транспортной системы в Удмуртской Республике.
1. Теоретические основы Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и системы государственных расходов на развитие транспортной системы
1.1. Основные понятия государственных программ развития транспортной системы
Основной проблемой на всех этапах исторического развития России является неудовлетворительное состояние значительной части ее дорог, общее количество которых недостаточно для обеспечения эффективного сообщения на территории самой большой страны в мире.
Одной из ключевых задач стратегического развития России является полная и эффективная модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры. Для решения этих задач и проблем с 2000-х годов принимаются и реализуются специальные федеральные программы (Федеральная целевая программа, Государственная программа) и проекты по развитию дорожно-транспортной системы:
- Федеральная целевая программа (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (Постановление Правительства РФ № 848 от 5 декабря 2001 года);
- ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" (2014-2017 годы, данная ФЦП являлась подпрограммой Государственной программы РФ "Развитие транспортной системы");
- Государственная программа РФ "Развитие транспортной системы (2014-2017 годы)" (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 319);
- Государственная программа Российской Федерации (единая программа) "Развитие транспортных систем" (Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2017 г. № 1596); I этап - 2018-2021 годы; II этап - 2022-2030 годы;
- Приоритетный проект Министерства транспорта Российской Федерации "Безопасные качественные дороги" (2017-2018 гг.), участники - 36 субъектов Российской Федерации;
- Государственный проект "Безопасные качественные дороги" (2019-2030 гг.), под названием 2019-2020 гг. - "Безопасные качественные автомобильные дороги" (84 субъекта Российской Федерации; состоит из пяти федеральных проектов Государственной программы "Развитие транспортной системы" Российской Федерации и одного федерального проекта "Автомобильные дороги Министерства обороны" Государственной программы "Обеспечение безопасности войск национальной обороны".
Таким образом, в настоящее время российский автотранспортный сектор развивается в рамках программно-целевого и проектного подходов.
В целом, национальный проект "Безопасные и качественные дороги" направлен на решение наиболее важных задач развития инфраструктуры в России:
- В частности, к 2024 году планируется построить или реконструировать 1810,6 км1 федеральных автомобильных дорог1);
- Повышение безопасности дорожного движения, качества и эффективности дорожных работ (планируется увеличить федеральный проект "Безопасность дорожного движения", федеральный проект "Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства", использование интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, установка автоматических пунктов весового контроля, увеличение количества камер фото- и видео-фиксации, контракты на применение наилучших доступных технологий и материалов, а также количество контрактов на применение новых технологий).
- Модернизация инфраструктуры пассажирского транспорта в городах (федеральный проект "Модернизация общественного транспорта в городских агломерациях" предусматривает поддержку регионов для обновления городских автобусов, троллейбусов и трамваев через механизм лизинга и позволяет транспортным компаниям приобретать транспортные средства со скидкой 60% от стоимости, (в 2021 году в 13 городских агломерациях на конкурсной основе было введено 305 новых автобусов и 107 новых троллейбусов)) [27]
Следует также отметить, что поскольку одним из ключевых направлений национального проекта является учет мнения населения страны о качестве выполненных работ, в паспорт национального проекта на 2021 год включены новые показатели оценки удовлетворенности граждан качеством и доступностью автомобильных дорог, качеством транспортных услуг и безопасностью дорожного движения.
Таким образом, впервые за многие годы в России уделяется большое внимание необходимости масштабного и системного развития автомобильных дорог как федерального, так и регионального, межмуниципального и местного значения. Увеличился объем средств, выделяемых на дорожные работы, приняты комплексные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, внедрены новые инновационные технологии управления (контракты жизненного цикла, системы "свободного потока", регистрация новых технологий и материалов, мобильные приложения) в этой сфере.
Однако сам национальный проект "Безопасные и качественные дороги" в настоящее время является лишь небольшой частью национальной программы "Развитие транспортной системы" Российской Федерации (из 29 федеральных проектов этой национальной программы в нее включены только пять). На региональном уровне национальные проекты реализуются через региональные проекты, включенные в национальные программы субъектов Российской Федерации по развитию дорожного хозяйства и транспорта. [25]
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" является инструментом реализации национальной транспортной политики. Ее приоритеты и задачи связаны с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, изложенными в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (Принятый Государственной Думой 17 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями)
2. Закон УР от 25.12.2020 № 85-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ред. от 06.04.2021) // https://docs.cntd.ru/document/571052288
3. Федеральный закон № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (Принятый Государственной Думой 15 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями)
4. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 17.01.2021)
5. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации на 2021 год.
6. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, на 2002 год.
7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года, одобренные Правительством Российской Федерации 8 июля 2004 года.
8. Транспортная стратегия Российской Федерации, одобренная на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2005 года (протокол № 17).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 «Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета» Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. № 339.
11. Постановление Правительство Удмуртской Республики от 9 февраля 2015 года N 40 «О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики» (с изменениями на 28 декабря 2022 года) - docs.cntd.ru //https://docs.cntd.ru/document/463807570
12. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики"» - docs.cntd.ru // https://docs.cntd.ru/document/463802178
13. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах» - docs.cntd.ru// https://docs.cntd.ru/document/552277878
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» - docs.cntd.ru// https://docs.cntd.ru/document/727294161
15. Бобкова О.В. и др. Комментарии к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - Система «Гарант», 2005.
16. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 568 с.
17. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2005. - 276 с.
18. Госпрограмма развития транспортной системы может получить меньше денег из бюджета - Парламентская газета https://www.pnp.ru/economics/gosprogramma-razvitiya-transportnoy-sistemy-mozhet-poluchit-menshe-deneg-iz-byudzheta.html
19. Дикова Н.Ю. Комментарий к приказу Минфина России от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" //Советник бухгалтера социальной сферы. - 2006. - № 3. - СПС «Гарант»
20. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Финансы ЮНИТИ, 2004.
21. Ковалева А.М. и др. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2005.
22. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 2005.
23. Паспорт. Информация по госпрограмме. Перечень государственных программ. Госпрограммы. Официальный портал Госпрограмм РФ Белоусов А.Р. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации // https://programs.gov.ru/Portal/program/24/passport
24. Романовский М.В. и др. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2006.
25. Тенденции, проблемы и перспективы реализации национального проекта России «Безопасные качественные дороги» // https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-problemy-i-perspektivy-realizatsii-natsionalnogo-proekta-rossii-bezopasnye-kachestvennye-dorogi/viewer
26. Официальный сайт министерства транспорта РФ www. mintrans.ru
27. Официальный сайт национального проекта «Безопасные качественные дороги». URL: https://bkdrf.ru