Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос повышения сбалансированности бюджетов бюджетной системы в последнее время приобретает особую значимость, равно как и попытки переосмыслить проблемы финансовой устойчивости бюджетов, также, в связи с этим становятся значимы и вопросы касательно качества межбюджетных отношений. На современном этапе отсутствие критериев оценки устойчивости и качества сбалансированности бюджетов является одним из недостатков существующего механизма обеспечения устойчивости бюджета и его сбалансированности. Задача обеспечения минимизации дефицита бюджетов бюджетной системы, эффективного соотношения доходов и расходов, равно как и проблема обеспечения их сбалансированности и устойчивости – требует своего решения и является актуальной и значимой.
Главная трудность системы финансирования России в настоящее время заключается в недостатке выделяемых бюджетных средств и перераспределении бюджетных финансов на проведение СВО на Украине. Поэтому были применены дополнительные источники финансирования, которые направлялись на создание совершенно новой инфраструктуры с целью обеспечения регионов необходимыми источниками финансирования. Основные проблемы как оказалось были связаны не только с нехваткой финансирования, но и не хваткой высококвалифицированных кадров. Не смотря на возникающие трудности, многие преграды были преодолены при взаимодействии Правительства и региональных органов власти с целью не допустить провальной политики в системе управления страны. Это привело и к изменению отношения не только с точки зрения государства, но и с точки зрения населения России.
Задача обеспечения минимизации дефицита бюджетов бюджетной системы, эффективного соотношения доходов и расходов, равно как и проблема обеспечения их сбалансированности и устойчивости – требует своего решения и является актуальной и значимой.
Бюджетные учреждения, финансируются из бюджетов всех звеньев бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов для покрытия своих расходов, так как они выполняют важные социальные функции. Таким образом, все расходы бюджетного учреждения становятся целевыми и ограничены установленными лимитами бюджетных обязательств, в рамках которых производятся любые расчеты.
Актуальность исследования обусловлена тем, что 2022 год оказался беспрецедентным в развитии всех отраслей страны, и особенно для финансирования бюджетных учреждений. Главная трудность системы финансирования России заключалась в недостатке выделяемых бюджетных средств и перераспределении бюджетных финансов на проведение СВО на Украине. Поэтому были применены дополнительные источники финансирования, которые направлялись на создание совершенно новой инфраструктуры с целью обеспечения регионов необходимыми источниками финансирования. Основные проблемы как оказалось были связаны не только с нехваткой финансирования, но и не хваткой высококвалифицированных кадров. Не смотря на возникающие трудности, многие преграды были преодолены при взаимодействии Правительства и региональных органов власти с целью не допустить провальной политики в системе управления страны. Это привело и к изменению отношения не только с точки зрения государства, но и с точки зрения населения России.
Данная тема мало исследована российскими специалистами в силу постоянных изменений, что предопределило ее выбор для исследования.
Целью работы является изучение теоретических аспектов и практического исследования структуры и динамики изменения расходов муниципального образования и разработки направлений повышения финансовой устойчивости этого муниципального образования.
Объектом исследования в работе является муниципальное образование – Администрация Убинского сельсовета Убинского района.
Предметом – его финансовое положение.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих ключевых задач:
1. Определение сущности и роли муниципальных бюджетов в бюджетной системе.
2. Изучение источников доходов муниципальных образований.
3. Проведение анализа динамики и структуры доходов и расходов муниципального образования.
4. Разработка предложений по оптимизации расходов муниципального образования.
Научная новизна исследования состоит в обобщении теоретических положений и выработке управленческих решений на основе использования современного инструментария оценки расходования бюджетных ресурсов муниципального образования.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в практической деятельности исследуемого муниципального образования.
В работе использованы такие общие методы исследования как: методы исследования научной литературы, системный метод и метод обобщения.
Эмпирическими методами исследования являлись - метод наблюдения, изучения документации, методы и приемы финансово-экономического анализа (сравнение, группировка, балансовый и графический методы, методы аналитических таблиц), математические методы, методы факторного анализа и др.
Методологической основой исследования в работе стала научная, методическая, специальная литература по финансово-экономическому анализу хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности на территории Российской Федерации, локальные нормативные акты муниципального образования Администрация Убинского сельсовета Убинского района, бухгалтерская и финансовая отчетность за 2020-2022 годы.
Работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком источников литературы.
1 Теоретические аспекты управления расходами в муниципальных органах
1.1 Роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации
Управление муниципальными финансами зачастую рассматривают через призму эффективного формирования местных бюджетов[20,c.15].
На рисунке 1 приведена характеристика основных особенностей местных бюджетов.
Рисунок 1. Особенности местных бюджетов[10,c.9]
Государственная и муниципальная социально-экономическая политика реализуется посредством социального и финансового планирования муниципальных финансов (рис.2).
Рисунок 2. Роль и значение местных бюджетов в бюджетном устройстве РФ[18,c.56]
В большинстве зарубежных стран собственные доходы в местных бюджетах преобладают. При этом в Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Португалии, Венгрии и Словении собственные доходы муниципалитетов в большей части формируются за счет местных налогов. В Литве, Эстонии и Чехии собственные доходы местных бюджетов в основном складываются из отчислений от общегосударственных налогов. В Финляндии 2/3 собственных доходов – средства, получаемые от муниципальных компаний, оказывающих населению коммунальные услуги [8,c.237].
На рисунке 3 приведена характеристика и особенности местных бюджетов в зарубежных странах.
Рисунок 3. Особенности местных бюджетов в зарубежных странах[14,c.55]
Уровень обеспеченности органов местного самоуправления в разрезе видов доходов в ряде зарубежных стран представлен на рисунке 4. Как видно из рисунка 2, в структуре доходных источников органов местного самоуправления в зарубежных странах преобладают налоговые и неналоговые поступления, которые в среднем составляют от 81 % до 95 % от всех источников. Исключением является Великобритания, в которой доля трансфертов составляет 70 %, однако эти трансферты в основном являются целевыми грантами на выполнение конкретных задач муниципальными органами власти [23,c.41].
Рисунок 4. Структура доходов местных бюджетов европейских стран, в % [13,c.71]
Муниципальные образования в зарубежных странах с развитой экономикой имеют возможность осуществления расходов на исполнение своих полномочий за счет собственных доходных источников, прибегая к финансовой помощи из вышестоящих бюджетов в небольшом количестве.
Источник финансирования местных бюджетов отражены на рисунке 5.
Рисунок 5. Источники финансирования местных бюджетов за рубежом[9,c.29]
Местный бюджет как социально-экономическая категория выполняет функции, соответствующие финансовым категориям в целом – распределение и контроль. Муниципальный бюджет распределяет финансирование между различными секторами национальной экономики, производственными секторами, социальной деятельностью, экономическими зонами и регионами страны.
1.2 Источники доходов муниципальных образований и направления расходования средств муниципальных бюджетов
Принципы бюджетной системы Российской Федерации закреплены главой 5 Бюджетного кодекса РФ, где в числе основополагающих можно считать принцип самостоятельности бюджетов. Согласно статье 31 БК РФ[1] (рис.6).
Рисунок 6. Принципы бюджетной системы России[1]
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах[11,c.74].
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты включают в себя следующие составляющие (рис.7).
Рисунок 7. Состав местных бюджетов РФ [1]
Нормативы зачисления налогов и сборов в указанные бюджеты установлены ст. 61–61.5 БК РФ, уточняются при необходимости в ежегодно принимаемых законах о бюджете на очередной год[13,c.34]. В настоящее время в местные бюджеты зачисляются следующие налоги и сборы (рис.8).
Рисунок 8. Характеристика налоговых поступлений в местный бюджет [15,c.42]
Местные органы власти в ряде случаев никак не могут влиять на изменение суммы налогов. Так, поступления от НДФЛ зависят от места учета работодателя, поскольку сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Получается, что не все муниципальные образования могут получить доходы от таких налогов [22,c.80].
Современное состояние бюджетной системы характеризуется, с одной стороны, децентрализацией расходных полномочий, с другой – одновременной концентрацией доходных источников на государственном уровне. Главной проблемой в сфере местных финансов является низкий уровень налоговых доходов в местных бюджетах.
В настоящее время бюджет большинства регионов и муниципальных образований имеет превышение расходов над доходами, т. е. являются дефицитными. Это является следствием неравномерного закрепления налогов между различными уровнями бюджетной системы.
Проблема дефицитности бюджетов различных уровней бюджетной системы и обусловила зарождение института межбюджетных отношений. Необходимо стимулировать субъекты РФ к наращиванию собственной доходной базы. Эта работа должна проводиться и развиваться с муниципальных образований, от эффективности работы которых зависит наличие доходной базы самих субъектов РФ.
1.3 Порядок исполнения муниципальных бюджетов
Социально-экономическая природа бюджетных расходов проявляется во многих отношениях. Каждый тип расходов имеет функцию качества и числа. Это также позволяет установить бюджетные расходы, их числовые значения, отражающие экономическую природу события. Расходы социальных и культурных программ определяется принципами сметного процесса планирования[14, c.67].
Исполнение бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета предусматривает:
– принятие бюджетных обязательств;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Консультант Плюс. СПС.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // Консультант Плюс. СПС.
3. Аллахверханов, С. К. Исследование сущности анализа финансовой устойчивости предприятия / С. К. Аллахверханов // Вектор экономики. – 2018. – No 10 (28). – С. 97-98.
4. Горшенина О. Обеспечение финансовой устойчивости местных бюджетов в современных условиях // Бюджет. 2020. № 12. С. 5-12.
5. Зырянова М.А. Оценка финансовой устойчивости бюджета региона с помощью интегрального показателя // Вестник науки и образования. 2020. №5 (7). С. 59–63.
6. Изутова О.В. Финансовая устойчивость регионов: концептуальные вопросы // Бюджет. Финансы. 2017. №2. С. 83–89.
7. Иванова К.В. Устойчивость бюджетов муниципальных образований: понятие, факторы формирования // Экономика и социум. 2016. №5. C. 20–26.
8. Коротина Н.Ю. Методика анализа финансового состояния бюджетов муниципальных образований // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. № 17 (353). С. 17–27.
9. Каратаев С.М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета // Дайджест-Финансы. 2013. №5. С. 39–46.
10. Пестерева Е.В. Комплексная динамическая оценка эффективности исполнения бюджета в части доходов // Фундаментальные исследования. 2016. №12–3. С. 683–688.
11. Паникин В.Е. Финансовая устойчивость и безопасность местных бюджетов // Вестник Волгоградского университета. 2013. №1. С. 132–137.
12. Петрова А.Н. Бюджетные риски и устойчивость федерального бюджета // Экономические науки. 2017. №17. с. 1–8.
13. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Г.Б. Поляк, Н.Д. Эриашвили, А.Е. Суглобов и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 391 с.
14. Соколова Е.Н., Масленникова А.В., Кубрак И.А. Направления совершенствования системы формирования и размещения муниципального заказа // Вестник российского нового университета. серия: человек и общество.- 2018. - No 2. - С.88-93.
15. Сигутин, Д. С. Финансовая устойчивость предприятия: понятие и сущность / Д. С. Сигутин // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – No 1 (30). – С. 943-946.
16. Тиньгаев А.М., Барашков О.А. Актуальные подходы к анализу бюджетной устойчивости региона // Экономика и эффективность организации производства. 2017. № 14. С. 61–67.
17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2012. 1168 с.
18. Шевченко, М. Эффективные методы анализа финансовой устойчивости транспортных компаний / М. Шевченко // Синергия Наук. - 2020. - No 47. - С. 100-106.