Фрагмент для ознакомления
2
Изначально нужно сказать о том, что Россия пытается выйти на нормальный показатель пенсионного обеспечения граждан страны. При этом предопределено не мало приоритетных задач, воздействующих в первую очередь на экономику России, а помимо этого тех, которые находятся в зависимости от нее. На данный момент времени в качестве значимой проблемы можно выделить вопрос относительно развития степени материального обеспечения лиц пенсионного возраста. Даже несмотря на то, что Российская Федерация ищет любые варианты для увеличения размера выплат их размер неизменно невысокий для нормальной жизнедеятельности граждан пожилого возраста.
В настоящее время наиболее пристальное внимание нужно уделять проблемам, которые, относятся к стабильности отечественной системы, которые появляются во время трансформации рынка труда в результате разнообразных сложностей в череде которых нельзя не указать проблему распространения COVID-2019, а также различные санкции не оканчивающийся в последние несколько лет финансовый кризис.
На данный момент времени отечественное пенсионное обеспечение, это авторитетный показатель рыночной экономики, имеющийся в комплексе мер социальной защиты граждан .
От системы пенсионной защиты и ее результативности находится в зависимости качество жизнедеятельности различных социально незащищенных групп, в череде которых: пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние и нетрудоспособные потерявшие кормильца и так далее.
Многие лица пенсионного возраста являются нетрудоспособными и как результат имеют единственный вариант дохода в качестве которого выступает пенсионное обеспечение, и они обеспечивают личное существование на основании данных выплат .
Если рассматривать понятие пенсионного обеспечения, то в узком определении это форма пенсионного страхования. Никаких различий эти определения не имеют даже несмотря на то, что подразделение существует и в результате можно наблюдать неполноту указанных определений и, как результат можно наблюдать некоторые задачи относительно эквивалентного, а также параллельного присутствия процессов, имеющаяся терминология, которых находится в зависимости от процесса финансирования.
Понятие пенсионного обеспечения применяют во время максимального размера выплат из бюджета, в это же время понятие пенсионного страхования применяют во время использования определенного варианта страхования.
Пенсионная система России представляет собой совокупность юридических норм, специально созданных государственных, а также частных структур, призванных обеспечивать регулярность периодических выплат гражданам, достигшим пенсионного возраста .
Можно найти не мало определений такого понятия как пенсионное обеспечение имеющих наиболее объемное определение всевозможных выплат, которые полагаются и выплачиваются и это будут различные пенсионные пособия, а также пенсионная форма страхования. Можно полагать что данное понятие наиболее правильно указывает на суть исследуемого понятия в качестве целого явления.
Является не безызвестным тот факт, что пенсионное обеспечение является стабильным развитием материального обеспечения граждан страны в результате задействования самых выгодных позиций социально незащищенных слоев населения.
Пенсионное обеспечение является лидирующей формой социального обеспечения, которая указывает на показатель устойчивого развития страны. Для нашей страны вопросы пенсионного обеспечения являются самыми актуальными в результате того, что в России в настоящее время проживает не менее сорока двух миллионов граждан, которые, являются социально незащищенными .
Для понимания такого понятия как пенсионное обеспечение стоит проанализировать всевозможные определения данного понятия. Споры между российскими учеными относительно данного понятия продолжаются уже довольно давно, и многие исследователи имеют собственное мнение на данное определение. Проанализируем самые интересные мнения относительно определения пенсионного обеспечение.
Так со слов В.Д. Роика, К.Н. Гусова и других пенсионное обеспечение является составляющим компонентом единого социального обеспечения, являющегося отношениями в области выплаты страной в лице компетентных органов пенсионного обеспечения для выполнения собственных обязательств. Стоит поддержать данное определение, которое является самым объемным и точным .
Можно встретить и иные определения, так со слов С.И. Кобзева пенсионное обеспечение, это компонент отечественной пенсионной системы который обеспечивается при помощи, межбюджетных трансфертов, которые производятся из государственного бюджета в бюджет Социального фонда России для перечисления гражданам пенсионного обеспечения. Такое понятие содержит главный смысл исследуемого понятия, довольно несложное и лаконичное .
М.Л. Захарова, О.И. Кузубова и другие авторы делают выводы о том, что пенсионное обеспечение — является комплексом мер, которые относятся к объединению средств, направленных на перечисление пенсионного обеспечения и определенного комплекса пенсионных прав. Стоит полагать, что такое понятие не менее актуальное чем рассмотренное до этого определение .
И.В. Бушуева и другие, пенсионное обеспечение является материальным вариантом обеспечения социально уязвимых категорий граждан. Стоит полагать что такое понятие не содержит всего комплекса представлений относительно исследуемого понятия .
Ученые определяют пенсионное обеспечение как государственную систему правовых, организационно-административных и экономических мер по защите граждан вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Данная система обеспечивает условия исчисления и выплаты пенсий, что зависит от уплаченных обязательных или добровольных пенсионных взносов в течение периода трудовой деятельности застрахованного лица.
С. Прилипко отмечает, что раньше чаще использовался термин «система пенсионного обеспечения». Сегодня в общественно-политической практике, а также в нормативных актах применяется понятие «пенсионная система». Такое использование новой терминологии не является случайным, оно связано с постепенным формированием смешанной трехуровневой пенсионной системы, которая должна стать основной частью социальной защиты пожилого возраста».
Понятия, «пенсия», «пенсионное обеспечение», «пенсионная система» недостаточно изучены и освещены в научной литературе или же характеризуются как схожие по содержанию термины. К определению пенсионного обеспечения в научной литературе советского времени было сформулировано три основных подхода:
- пенсионное обеспечение по мнению В.А. Ачаркана, определяется как форма распределения и перераспределения части национального дохода, которую непосредственно регулирует закон и посредством которой обеспечивается предоставление
пенсий нетрудоспособным гражданам;
- как систему экономических отношений пенсионное обеспечение рассматривал М.С. Ланцев. Данная система, по его мнению, возникает в момент распределения ресурсов, предназначенных для поддержания нормального уровня жизни только для лиц достигших пенсионного возраста;
- с точки зрения B.C. Андреева, пенсионное обеспечение – совокупность определенных экономических, социальных, государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечения нетрудоспособного населения страны.
Основными целями развития пенсионной системы являются:
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Задачи пенсионной системы:
- обеспечение адекватного коэффициента замещения утраченного заработка при необходимом страховом (трудовом) стаже;
- установление размера пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в стране;
- установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с установлением единого тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей;
- формирование гибкой и адаптивной пенсионной системы путем создания постоянно действующего механизма ее балансировки;
- формирование трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение при условии развития этих институтов);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы через развитие институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.
Принципы пенсионной системы Российской Федерации:
- максимально возможный охват пенсионной системой (совокупностью пенсионных институтов) населения;
- солидарное распределение пенсионной нагрузки между субъектами пенсионной системы – работодателями и работниками;
- обеспечение дохода в виде замещения значительной части заработка, утраченного в результате добровольного или вынужденного выхода на пенсию, всем застрахованным в случаях старости или инвалидности;
- охват социальной защитой против бедности тех категорий граждан, которые не имеют требуемого страхового стажа, а также в случае потери кормильца;
- проведение индексации пенсий с учетом совокупности факторов инфляции, роста заработной платы в стране и общего повышения качества жизни.
Пенсионная система Российской Федерации состоит из трех уровней, трех подсистем (см. рис. 1):
Рисунок 1 - Структура современной пенсионной системы России
На основании проанализированных определений, следует сделать вывод о том, что главная цель пенсионного обеспечения, это защита граждан от разнообразных рисков, которые возникают в период пенсионного возраста, а также во время появления инвалидности и при потере кормильца.
В качестве основных функций пенсионного обеспечения можно указать функции, представленные на рис. 2.
Рисунок 2 - Функции государственного пенсионного обеспечения
Проанализируем данные функции.
Экономическая функция нацелена на то что бы предоставить доход гражданам, которые вышли на пенсию, а также лицам с инвалидностью и лицам, утратившим кормильца. При помощи перечисления определенных взносов во внебюджетный фонд трудоспособными лицами для последующего перечисления пенсионного обеспечения лицам пенсионного возраста.
Социальная функция предопределяет нормальный уровень жизнедеятельности граждан пенсионного возраста.
С целью поддержания социально-стабильного уровня в стране существует политическая функция, которая направлена на исполнение гарантий в области общественной обороны, на соблюдение законодательства страны .
В комплекс пенсионного обеспечения включили финансовый показатель, который является системой экономических отношений, предопределяющих:
- рекомбинация отдельной части доходов страны для систематических перечислений пенсионного обеспечения;
- рекомбинация социально-экономических итогов личных рисков, которые находятся в зависимости от определенных показателей: старость, инвалидность, утрата кормильца в череде иных участников трудового процесса .
В отечественных нормативно-правовых актах пенсионное обеспечение является определенной выплатой гражданам для возмещения им доходов, которые были потеряны в результате окончания трудовой деятельности в результате достижения определенного возраста либо в результате инвалидности; либо в результате возмещения потери доходов лицам из числа летного состава при достижении пенсионного; либо для возмещения, убытков, которые были нанесены здоровью в результате военной службы и так далее .
Обратим внимание на то, что в соответствии с законодательством пенсия государственным гражданским служащим в отличие от пенсий военнослужащим с социально-экономической точки зрения является только компенсацией их утраченного заработка.
Пенсия входит в систему государственных гарантий на гражданской службе.
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих отличается двойственностью. С одной стороны, они являются одними из субъектов системы государственного пенсионного обеспечения, с другой – при назначении и исчисление им пенсии учитываются и положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подходя к рассмотрению пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих следует отметить, что пенсионное обеспечение является гарантией государственной гражданской службы. Государственные гарантии являются неотъемлемой составляющей правового статуса государственного гражданского служащего .
Под гарантиями государственной гражданской службы понимаются установленные законом средства, способы и условия, с помощью которых обеспечиваются права и свободы государственных гражданских служащих в сфере государственно-служебных отношений.
Как одна из важнейших социальных гарантий государственной службы для государственного служащего пенсионное обеспечение является одним из видов материального обеспечения лиц при наступлении определенных жизненных условий, которые непосредственно связаны с прекращением трудовой деятельности.
К видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются федеральным государственным гражданским служащим, относится пенсия за выслугу лет, которая представляет собой ежемесячную государственную пожизненную денежную выплату, выплачиваемую гражданам как компенсацию заработка (дохода), который был утрачен при прекращении службы при выслуге.
Также следует отметить, что пенсия за выслугу лет назначается к страховой пенсии по старости (инвалидности), которая устанавливается на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и одновременно с ней выплачивается поскольку не носит самостоятельного характера, а назначается, как правило, дополнительно.
Первоначально гражданскому служащему назначается и высчитывается страховая пенсия по старости, затем определяется общий размер пенсий, т.е. страховой пенсии и пенсии за выслугу лет, как процент от среднемесячного заработка государственного гражданского служащего.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сказать о том, что пенсионное обеспечение это один из компонентов пенсионной системы, который направлен на защиту граждан от бедности, предусматривая для них стабильные ежемесячные выплаты, которые не могут быть меньше прожиточного минимума. Главная цель пенсионного обеспечения — это защита незащищенных слоев населения от различных рисков, которые возникают в результате преклонного возраста, инвалидности, в результате утраты кормильца. Отечественная пенсионная система не мало лет функционирует в нелегкой социально-экономической ситуации. При этом показатель пенсионного обеспечения граждан, как и ранее не высокий, а бюджет Социального фонда России находится в зависимости от средств государственного бюджета. При этом для развития показателя трудящихся граждан, следует привлекать миграцию, развивать макроэкономические демографические показатели. Помимо этого, нельзя допускать роста показателя инфляции, во время которой в первую очередь происходит обесценивание пенсионных прав, а также покупательских способностей незащищенных слоев населения. Так как результативная пенсионная система имеет такие показатели как сбалансированность, а также прозрачность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // "Собрание законодательства РФ", 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // "Российская газета", N 6, 15.01.2014.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
9. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
10. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.12.2022) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328.
11. Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2000, N 7, ст. 795.
12. Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета", N 255, 19.12.2003.
13. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1044-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Владимира Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 14 и абзацем первым пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Документ опубликован не был.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1589-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Березиной Натальи Анатольевны, Иванищевой Галины Алексеевны и других на нарушение их конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 6 Закона Оренбургской области "Об установлении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Оренбургской области" // Документ опубликован не был.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 880-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Жукова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Документ опубликован не был.
16. Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2006 N 604-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беседина Геннадия Егоровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 14 и 21 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Документ опубликован не был.
17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 №11-П // "Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ", ч. 1, 2004.
18. Бураков Т.В. Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2018. - № 9. С.77.
19. Багдасарян И.А. О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих // Экономика и право. – 2019. – № 2(259). – С. 24.
20. Вшивцева Е.В. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в России и за рубежом // Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов: сборник материалов III Международной студенческой научно-практической конференции среди образовательных учреждений СПО. 2019. С. 58.
21. Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В. Формы стимулирования частных пенсионных накоплений: тенденции и перспективы // Социальное и пенсионное право. – 2021. – №3. – С.21.
22. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.106.
23. Истомина Е.А. Правовой механизм управления социальными рисками. Екатеринбург, 2018. С.73.
24. Козюлина В.И. Современные проблемы назначения и предоставления пенсии за выслугу лет // Молодежь и XXI век - 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 52.
25. Королева И.А. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих как гарантия достойной старости людей особого правового статуса // Сборник статей международной научно-практической конференции. 2020. С.43.
26. Мамий Е.А., Акопян Э.Г. Состояние и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения // Экономика устойчивого развития. – 2022. – № 31(37). – c. 38.
27. Матяшов, В.В. Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих // Актуальные вопросы военной социологии: образование, право, управленческая практика. – 2020. С.203.
28. Роик В.Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР): учебное пособие для среднего профессионального образования. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.52.
29. Синявская О.В., Ворон О.В. Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт. / Том. Выпуск 1. - М.: Изд. дом Высшей школы экономик, 2020. – c. 13.
30. Савин И.Г. Пенсия за выслугу лет // Право в вооруженных силах – военно–правовое обозрение. – 2018. – № 11. – С. 22.
31. Смирнов В.М. Некоторые вопросы социального обеспечения государственных гражданских служащих // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 6. – С. 90-94.
32. Савенко А.Д. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Аллея науки. – 2018. – Том 1. – № 11(27). – С. 688.
33. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. – 2021. – № 4. – С. 59.
34. Хмелевская С.А., Есаулкова Т.С. В поисках новой конфигурации российской пенсионной системы: реформирование института накопительной пенсии // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 4. – С.36.
35. Чугунова Е.С. Проблемы развития пенсионной системы РФ // World science: problems and innovations: Сборник статей XLV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 августа 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 97.
36. Широких С.В. Обзор изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в Российской Федерации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. № 1 (11). С.133.
37. Шугаева, И.В. Коэффициент замещения как экономический показатель эффективности пенсионной системы // Власть и управление на Востоке России. – 2022. – №1 (90). – С. 24.
38. Щербакова Е.М. Старшие поколения населения России // Демоскоп Weekly. – 2019. – №797-798. С. 117.