Фрагмент для ознакомления
2
Среди существующих сегодня чрезвычайных ситуаций различного характера, одной из самых опасных является дорожно-транспортное происшествие. Основываясь на Федеральном законе от 10.12.1995 № 196 (ред.от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения», принципами обеспечения безопасности дорожного движения будут являться: важность жизни и здоровья граждан, которые так или иначе участвуют в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности: первое место также занимает ответственность государства за гарантию безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, которые принимают участие в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Детские дошкольные учреждения должны заложить им основы знаний о собственной безопасности, при этом важно сочетать развитие у детей самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение на дороге. В дошкольном возрасте еще возможно усовершенствовать знания ребенка о безопасном поведении на дорогах, максимальная эффективность будет достигнута в том случае, когда знания будут заключаться не только в теории, но и будут присутствовать практические занятия в образовательных учреждениях, поскольку, ввиду психологических особенностей дошкольников, они больше всего подвержены опасным поступкам. Наблюдаются деформированные представления о реальных угрозах, а также отсутствие страха перед попаданием в опасную дорожно-транспортную ситуацию .
В современном мире очень остро стоит вопрос сохранения жизни детей. Жизнь и здоровье ребенка в руках взрослого человека. Нас всех окружает улица, дорога, автомобили. Дети гуляют, ходят в сад, в школу, с родителями в магазин. К сожалению, мы, взрослые, забываем об их безопасности. Взрослые забывают, что дети наше зеркальное отражение: они берут пример с нас, с родителей. Взрослые объясняют детям правила, но, к сожалению, часто сами нарушают правила дорожного движения. Движение на уличных дорогах делает дороги все более опасными для детей. А из всех участников движения самые недисциплинированные и невоспитанные – пешеходы.
Причина несчастных случаев с дошкольниками на дорогах заключается в незнании ими правил дорожного движения, а также в непонимании последствий нарушения этих правил. Соответственно, жизненно важно у детей с дошкольного возраста формировать навыки соблюдения правил поведения и правил дорожного движения на улице, дороге. Особенно важно формировать у дошкольников ответственность за собственное поведение на дороге и довести соблюдение правил дорожного движения до автоматизма. Только таким образом можно снизить несчастные случаи, происходящие с детьми.
В последние годы произошло резкое возрастание автомобилизации в крупных городах, и в свою очередь, это породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм принимает глобальные масштабы, и приобрело название «национальная катастрофа». Такое определение дали на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья и безопасности детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Несмотря на серьёзные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения безопасности детей, на практике ещё недостаточно устранены причины несчастных случаев с детьми дошкольного возраста, а также наблюдается низкий уровень охраны их здоровья и жизни. Особую обеспокоенность вызывает безопасность на дороге детей дошкольного возраста, которые составляют группу повышенного риска и поэтому нуждаются в особом внимании со стороны других участников дорожного движения.
Согласно статистике ГИБДД, дети в возрасте до 7 лет попадают под колеса автомобиля в качестве пешеходов. Так, в 2022 году 45 % несчастных случаев с детьми произошло на пешеходных переходах. В силу особенностей своего возраста дошкольники не могут полноценно оценить дорожную ситуацию, не могут предвидеть опасность, неправильно оценивают расстояние до приближающейся машины, подвергая свою жизнь чрезмерному риску.
Это в большей степени связано с их возрастными особенностями (недостаточный объем внимания, повышенная импульсивность, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения).
Стратегия развития системы образования рассматривает безопасное поведение детей как одну из актуальных задач сохранения здоровья подрастающего поколения и как условие формирования культуры ответственного и безопасного образа жизни.
Период дошкольного детства является основополагающим в становлении опыта безопасного поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит увеличение физических возможностей ребенка и нарастание его двигательной активности, сопровождающиеся повышенной любознательностью и самостоятельностью, приводящие к возникновению опасных травматических ситуаций. В связи с этим важным моментом в развитии и воспитании детей является развитие навыков безопасного поведения у старших дошкольников.
В современной психолого-педагогической науке проблема формирования у детей основ безопасного поведения на дороге рассматривается как одна из важных сторон развития ребёнка-дошкольника.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет и недостаточным включением метода проектов в педагогическую деятельность МБДОУ № 5 г. Березовский.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какое содержание проекта «Наш друг - светофор» будет способствовать формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет МБДОУ № 5 г. Березовский.
В качестве объекта исследования мы избрали процесс формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет
Предмет исследования – содержание проекта «Наш друг - светофор», направленное на формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет МБДОУ № 5 г. Березовский.
Цель исследования разработка и реализация содержания проекта «Наш друг - светофор», направленного на формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет МБДОУ № 5 г. Березовский.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) изучить психолого-педагогические особенности детей 5-6 лет;
2) рассмотреть особенности формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
3) описать технологию проектной деятельности в работе по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста;
4) реализовать проект «Наш друг - светофор», направленный на формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет МБДОУ № 5 г. Березовский;
5) описать результаты реализации проекта.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретические: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
• эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы воспитателей, проектирование.
Развитием навыков безопасного поведения на дорогах у детей занимались такие отечественные ученые как Н.Н. Авдеева, Н.С. Аникина, Р.Ш. Ахмедиева, А.В. Гостюшин, Т.И. Данилова, Н.Л. Князева, Е.А. Козырева, Н.И. Клочанов, М.М. Котик, Т.А. Пухова, О.А. Скоролупова, Р.Б. Стеркина, Е.И. Шалаева, Т.А. Шорыгина, В.Л. Шмундяк, С.Н. Черепанова и др.
Общие вопросы безопасности человека были рассмотрены М.В. Погодаевой, А.И. Садретдиновой, О.В. Чермашенцевой и другими.
С целью формирования безопасного образа жизни, необходимо обучение детей системе навыков поведения, позволяющих обезопасить их от рискованных поступков и необдуманных действий .
О.В. Чермашенцева опираясь на словарь С.И. Ожегова характеризует термин «безопасность» как состояние, при котором не происходит угрожающей опасности, присутствует защита от опасности .
Анализируя трактовку понятия «безопасность» в психолого-педагогических исследованиях, мы определили, что в педагогике под «безопасностью» принято понимать такое состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия, которое уберегает от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие подобного рода угроз .
Марчук Н.Ю. предлагает психологическую модель безопасного поведения, включающую следующие компоненты:
1. Идентификацию опасности;
2. Принятие когнитивной ориентации;
3. Реактивность в определенной ситуации.
С понятием «безопасность» тесно связано понятие «безопасное поведение». А.И. Садретдинова считает, что безопасное поведение человека представляет собой целеполагающую систему последовательных действий, направленных на безопасный контакт индивида с окружающим миром, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных интересов и достижение значимых целей .
Дошкольный возраст является одним из активных периодов для обогащения опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, повышения интереса к окружающему миру, а именно к средствам передвижения.
Предлагаемые в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят неэффективный характер, поскольку такие принципы основаны лишь на общих рекомендациях и советах, и. как следствие, не приводят к первичной профилактике.
Чтобы достичь наиболее успешного результата, любая система профилактики должна включать в себя несколько компонентов, объектов, воздействия которых будет являться:
• социум (например, окружающая среда в целях снижения ее травмобезопаснссти);
• коллектив (например, дошкольное детское образовательное учреждение, учреждения выходного дня. школа):
• семья .
Вторая подсистема на данном этапе является наиболее реальной, эффективной и гуманной. Именно ДДОУ, учреждения выходного дня, школа, как наиболее целостные системы, могут решать задачи, приводящие к первичной профилактике травм. Актуальность темы состоит в ее социальной остроте, необходимости совершенствования и активизации всех детских образовательных учреждений, а также разработки и внедрения в систему основного обучения, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества дорожных происшествий, с участием детей.
Таким образом, очевидны противоречия:
• необходимостью систематизации знаний о безопасном дорожном движении у детей дошкольного возраста;
• отсутствием системы профилактических мероприятий о правилах дорожного движения в детских дошкольных учреждениях.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и разработке проекта «Наш друг – светофор» как условие формирования основ безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет.
Образовательная деятельность по формированию основ безопасного поведения у дошкольников является неотъемлемой частью профессиональной педагогической деятельности в детском саду, ведь именно безопасное поведение является основой сохранения здоровья человека. На наш взгляд, начинать формировать основы безопасного поведения необходимо с дошкольного возраста, ведь именно детство является таким периодом жизни, когда человек получает знания, умения и навыки, которые будет использовать на протяжении всей жизни, и именно в этом возрасте они усваиваются и закрепляются лучше всего. Кроме того, такая деятельность должна планироваться и проводиться не только образовательной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова Ж.Д. Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения / Ж.Д. Абросимова // Молодой ученый. – 2017. – №11 – С. 1–4.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста»: Просвещение, 2014
3. Безопасность дошкольника при чрезвычайных ситуациях: Парциальная программа. -Б.: 2011
4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику. – М.: Детство, 2006. – 210 с.
5. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД. – Набережные Челны: Б.и., 2006. – 75 с.
6. Васильев, В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие уровня познания. – Народное образование. М., 2000, № 9, C. 177-180.
7. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Балас, 2003. – 304 с.
8. Воронкова, О.Б. Интерактивные технологии в образовании. Методы; Феникс – Москва, 2010. 320 c.
9. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения / Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 132 с.
10. Калитин, С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в ДОУ; Солон-Пресс – Москва, 2013. 192 c.
11. Кириллов Г.Н. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. – 2004. – № 1 (10). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dpr.ru/pravo/pravo_7_10.htm.
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: Карапуз-дидактика, 2008. – 144 с.
13. Майорова Ф.С. «Изучаем дорожную азбуку», М., «Издательство Скрипторий 2003», 2015.
14. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография; М-во образования Рос. Федерации. Барнаул. гос. пед. ун-т. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 315 с.
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. Текст: электронный // Информационноправовой портал Гарант.РУ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/#review
16. Ознакомление дошкольников и младших школьников с ПДД - М.: Издательские решения, - 2017
17. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации /Авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, - 2008
18. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Фетодова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
19. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
20. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
21. Чернобровкин, В.А., Кувшинова, И.А., Бачурин, И.В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 205-209. URL: http://toptechnologies.ru/ru/article/view?id=37792
22. Чернобровкин, В.А., Тупикина, Д.В., Карлова, Ю.В., Повайба, С.А. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста / В.А. Чернобровкин, Д.В. Тупикина, Ю.В. Карлова, С.А. Повайба // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
23. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.