Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность.На современном этапе задача экологического воспитания приобретает особую актуальность. Одна из важнейших характеристик экологической культуры – ее социальное содержание.
Экологическое воспитание включает: формирование бережного отношения к природе, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, развитие системы знаний об окружающей среде, формирование потребности в сохранении и использовании природных ресурсов.
Учреждения дошкольного образования, выступая начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет защитниками природы и ее богатств.
В последние годы отмечается интерес научных исследований в области повышения экологической культуры населения, экологического образования и экологического воспитания, которые направлены на привитие любви к природе, окружающей среде с дошкольного возраста посредством формирования определенной системы знаний, а также навыков бережного отношения к природе.
Вопросы экологического воспитания отражены в работах многих известных психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, М.М. Подьяков, С.Л. Рубинштейн, С.А. Веретенникова, М.М. Марковская, С.Н. Николаева, А.А. Рыжова, П.С. Федосеева и другие.
Проблема развития познавательной активности дошкольников занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Опираясь на ФГОС ДО дошкольника должен быть: самостоятельным, инициативным, любознательным, с формированной культурой безопасного образа его жизни мира [5].
Опыты являются одним из видов познавательной деятельностью у дошкольников.
Дошкольный возраст определяется начальным этапом формирования будущей личности ребенка. Именно в этот период закладываются основные ценности, формируются новые мотивы и потребности, большим изменениям подвергается развитие всех психических функций. У дошкольника формируется система ценностей, а также самооценка и самосознание, выстраивается новая система взаимодействия с окружающим миром. Вследствие этого, средний дошкольный возраст характеризуется как благоприятный для заложения основ экологического воспитания, развития экологической культуры.
Для эффективной организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование экологического воспитания как личностной направленности, педагогам детских образовательных учреждений необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами. Следовательно, одной из значимых задач экологического воспитания выступает систематическая, целенаправленная деятельность педагога по формированию у детей представлений, знаний и навыков о взаимодействии с природой.
Изучение проблемы организации элементарных опытов с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы выявило противоречие: с одной стороны, неоспоримая важность формирования экологической культуры молодого поколения, начиная с раннего детства, с другой, недостаточность методических разработок, направленных на формирование экологических представлений, знаний и отношения детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического познания природы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: элементарные опыты с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы.
Цель исследования – изучить особенности организации элементарных опытов с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы.
Для достижения цели и проверки гипотезы были обозначены следующие задачи исследования:
1. Изучить элементарные опыты как метод обучения дошкольников.
2. Рассмотреть виды опытов, требования к их проведению.
3. Выделить методику проведения элементарных опытов со старшими дошкольниками как одно из средств познания природы.
4. Рассмотреть особенности знаний о природе у старших дошкольников.
5. Предложить педагогические условия организации элементарных опытов со старшими дошкольниками как одно из средств познания природы.
6. Проанализировать результативность использования элементарных опытов со старшими дошкольниками как одно из средств познания природы.
В ходе реализации задач были использованы:
1) теоретические методы – теоретический анализ, синтез, обобщение, классификация;
2) эмпирические – наблюдение, беседа, измерение, сравнение, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад «Аленушка, в общем количестве 40 человек (11 девочек и 9 мальчиков в первой группе и 12 девочек и 8 мальчиков во второй). Возраст детей 4-5 лет.
Практическая значимость. Разработаны научно-методические рекомендации по организации элементарных опытов с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы, реализация которых способствует регуляции деятельности по овладению детьми основами практико-ориентированных знаний о неживой природе.
Научная значимость исследования определяется систематизацией знаний о проблеме организации элементарных опытов со старшими дошкольниками.
Структура работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Особенности организации элементарных опытов с детьми старшего дошкольного возраста как одно из средств познания природы
1.1. Элементарные опыты как метод обучения дошкольников
Исследовательская деятельность помогает развивать коммуникативное общение и протекает в творческом процессе взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Именно на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику ДОУ.
Элементарные опыты – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлением взаимосвязей и закономерностей [6].
Главное достоинство элементарных опытов в том, что происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения.
В ходе элементарных опытов дошкольники проявляют свою активность на получение новых знаний и впечатлений, что является необходимостью для детского творчества [5, с.13].
Элементарные опыты – это изучение объекта, выявление его свойств и особенностей через тактильные ощущения, используя разные методы. В педагогической литературе «детское экспериментирование» является методом обучения, применяется для передачи детям новых знаний и используется как вид познавательной деятельности дошкольников [4, с.26].
Развитие познавательной активности дошкольников – одна из важных актуальных проблем.
Элементарные опыты вызывает у дошкольников любознательность и познавательный интерес, активизируя восприятие учебного материала [3, с.113].
Необходимо поддерживать интерес к элементарным опытам, поощрять позицию дошкольников к познанию окружающего мира, не критиковать и избегать отрицательной оценки.
При экспериментировании следовать определенному алгоритму:
⋅ выявить проблему, которую будем исследовать, увидеть в обычном что-то новое – необычное;
⋅ выбрать тему экспериментирования;
⋅ определиться с целями и задачами экспериментирования; ⋅ сформулировать гипотезу;
⋅ составить план действий экспериментирования;
⋅ проведение эксперимента;
⋅ наблюдение, подтверждение или опровергнуть гипотезу, сделать выводы; ⋅ найти дальнейшие пути изучение выбранной проблемы.
Поддьяков А. Н. считает, что детское экспериментирование создает условие для познавательного развития, что разворачивалось как процесс саморазвития [5, с.13].
Чтобы избежать развития у детей умственной пассивности нужно формировать у детей дошкольного возраста продуктивные формы мышления. Одним из действенных способов считается поисковая работа, а именно - элементарные опыты [1]. В целевом ориентире ФГОС ДО говорится, что у детей на завершении дошкольного возраста необходимо формировать интерес к причинно-следственными связям.
А также склонность к наблюдению и опытам [2-6].
"Элементарные опыты" - метод, введенный Н.Н. Поддьяковым, является главным шагом, основанным на развитии познавательной активности, характеризующейся интенсивностью усвоения всевозможных методов достижения результата, творчеством, ориентированным на практическое освоение знаний в повседневной жизни.
Противоречия между сформировавшимися знаниями, умениями, навыками и усвоенным путем проб и ошибок опытом и новыми познавательными задачами, появившимися в ходе элементарных опытов и достижения цели, считаются основой экспериментирования [7].
А. И. Савенкова. считает, что элементарные опыты - способ знания, с помощью которого изучаются предметы, действия или явления действительности.
Элементарные опыты идет на основе теории, с постановкой задач и выявление его итогов [8]. В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольном образовательном учреждении.
Л.М. Шипицына рассматривает сопровождение как метод, в базе которого лежит единство четырех функций: исследование появившихся ошибок; информации о путях вероятного решения ошибок; консультации на фазе принятия решения и разработки плана решения ошибок; осуществление поддержки при реализации плана решения [10].
А.В. Новикова наиболее дает определение методическому сопровождению - это:
- планирование,
- разработка -создание учебно-методического комплекса [11].
По мнению И.А. Липского методическому сопровождению педагогической деятельности можно дать характеристику как организованной деятельности по информационному обеспечению педагогов учреждения и внедрению передовых методик в их деятельность [12].
По мнению С.Н. Митина, П.И. Третьякова именно методическое сопровождение педагога может считаться наиболее эффективным методом и способом по организации элементарных опытов [13].
Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина Л.Б. Особенности организации экологического воспитания дошкольников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobenosti-organizatsii-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2023)
2. Абдулшехидова Х.Э. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. - 2019. - Т. 25. - № 3(27). - С. 37-39.
3. Алферьева-Термсикос В.Б. Технология case-study как способ организации исследовательской деятельности младших школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 3-1(66). - С. 15-17.
4. Алферьева-Термсикос, В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - №87-5. - С. 11-13.
5. Алябьева Е.А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе / Е.А. Алябьева. – М.: Сфера, печ. 2017. – 128 с.
6. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста. Перспективы науки и образования. – 2018; – № 6 (36). – С. 114 - 121.
7. Бородченко М.П. Развитие познавательной активности дошкольника в процессе опытно-экспериментальной деятельности // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2020. - Т. 2. - № 12-2. - С. 214-218.
8. Бочкина Е.В. Связь представлений о цикличности пространственно-временных процессов с когнитивным развитием у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы психологической науки: Сборник статей и выступлений международной научной конференции. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр», 2019. - С. 193-195.
9. Бочкина Е.В. Экспериментальная деятельность как путь развития одаренности / Е. В. Бочкина // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции. - М.: 2020. - С. 87¬ 91.
10. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская // Начальная школа. – 2018. – №2 6. – С. 34-38.
11. Бурлакова Т. Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дисс. . к. пед. н. М., 2018. – 158 с.
12. Дементьева Н.Н. Использование педагогических и информационных технологий в духовно-нравственном развитии обучающихся // Поволжский педагогический поиск. - 2014. - № 3(9). - С. 60-62.
13. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-Пресс, 2019. – 128 с.
14. Зенина Т. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы [Текст] / Т.Зенина, А.Туркина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 7. – С. 27-35.
15. Казарчик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Казарчик Г. Н.// Дошкольная педагогика. – 2020. – № 1. – С. 33-37.
16. Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников. / М.И. Лисина, А.И. Силвестру. Кишинев: Штиинце, 2017. – 112 с.
17. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – Изд-е 2-е. М.: Амрита-Русь, 2018. – 256 с.
18. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2021. – 133 с.
19. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с.
20. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2018. – 184 с.
21. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 224 с.
22. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 14-18.
23. Осокина В.Н. Педагогические технологии в экологическом образовании бакалавров // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. – С. 149-152.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2016. – 705 с.
25. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». Москва: «Карапуз-Дидактика», 2015. – 189 с.
26. Рыжова Н.А. Территория детского сада как образовательное пространство. / Н.А. Рыжова. // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. – 2019. – 233 с.
27. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. / Н.А. Рыжова, М: Карапуз-дидактика, 2016. – 431 с.
28. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н. А.; науч. ред. Г.А. Ягодин. – М.Изд. дом «Карапуз», 2017. – С. 432.
29. Саид С.Т., Осокина В.Н. Ведущие методы экологического воспитания дошкольников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-metody-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2023)
30. Серебрякова Е.М. Исследовательская деятельность в ДОО как средство развития познавательной активности дошкольников // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 39-1. - С. 35-37.
31. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) – Педагогика / Т.А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
32. Ситак Л.А. Развитие представлений о взаимодействии человека с природой Социально-гуманитарные знания. –2020. – №12. – Часть 1. – С. 78-87.
33. Скиф О.В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – № 1. – С. 60 - 68.
34. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М., 2018. – 245 с.
35. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2017. – 247 с.
36. Филиппова М.Е. Экологическое воспитание дошкольников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-1 (дата обращения: 28.04.2023)
37. Черняева И.Е., Косова В.Н., Окунева Д.В. Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования постер-технологии // Вестник Белгородского института развития образования. - 2020. - Т. 7. - № 3(17). - С. 58¬ 64
38. Шлычкова Д.С. Профессиональные задачи экологического воспитания дошкольников. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-zadachi-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 28.04.2023)