- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Кадемизм у татар и башкир Волго-Уральского региона в начале 20 века
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Кадемизм у татар и башкир Волго-Уральского региона в начале 20 века "?61 страница
52 источника
Добавлена 11.07.2024
10455 ₽
20910 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КАДИМИЗМА У ТАТАР И БАШКИР ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РАЙОНА 12
1.1. Происхождение и развитие кадимизма в Волго-Уральском регионе 12
1.2. Влияние кадимизма на социально-культурную жизнь татар и башкир в начале XX века 22
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КАДИМИЗМА У ТАТАР И БАШКИР ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РАЙОНА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 32
2.1. Особенности вероучения и ритуалов кадимизма среди татар и башкир Волго-Уральского района 32
2.2. Взаимодействие и влияние кадимизма на другие религиозные течения в данном регионе 39
Выводы по главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Фрагмент для ознакомления 2
Большинство народов, которые проживают в Волго-Уральском районе, на сегодняшний день исповедуют ислам, однако история его возникновения и развития на данной территории достаточно сложна, поскольку местный ислам был вынужден постоянно контактировать и даже соперничать с православной культурой, принятой в русском государстве как основной.
Кроме того, исламская культура башкир и татар, которые проживали на территории Волго-Уральского района, включала в себя ни одно течение. Часть населения в большей степени стремилось к традиционному пониманию религии, однако другая часть хотела жить по новым религиозным заветам, которые в большей степени соответствовали трансформации культуры и мировоззрения.
Современный взгляд на религию и ее значение для общества далек от кадимистских представлений, поскольку трансформация религиозных воззрений – это естественный процесс для истории, в том числе и религиозной.
При этом на протяжении рассматриваемого исторического периода многие кадимисты во многом приветствовали идеи джадидизма, поскольку несмотря на их противоречие в отношении принятой им системы воззрений, они являлись новаторскими и давали возможность совершенствовать многие общественные процессы, что было важно для исламских регионов России в конце XIX – начале XX века.
Суть настоящего исследования заключается в том, что, несмотря на острые противоречия между компонентами расколовшегося в конце XIX – начале XX века ислама в Волжско-Уральском регионе России, существуют некие важные моменты, которые все равно делают ислам единой религией и не позволяют российской мусульманской общине подвергаться серьезному расслоению, т.к., с концептуальной точки зрения, для ислама это нехарактерное явление и невозможное с позиции веры в Аллаха.
В настоящее время существует недостаточное количество научных исследований, которые посвящены кадимизму как религиозному течению. Это, скорее всего, связано с тем, что консервативные представления о религии у современных мусульман Волго-Уральского региона практически полностью заместились джадидизмом, которому посвящена масса научных работ.
Цель исследования – провести анализ кадимизма у татар и башкир Волго-Уральского региона в начале XX века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Проследить происхождение и развитие кадимизма в Волго-Уральском регионе.
2. Определить влияние кадимизма на социально-культурную жизнь татар и башкир в начале XX века.
3. Выявить особенности вероучения и ритуалов кадимизма среди татар и башкир Волго-Уральского района.
4. Проанализировать взаимодействие и влияние кадимизма на другие религиозные течения в данном регионе.
Объект исследования – кадимизм.
Предмет исследования – проявления кадимизма у татар и башкир Волго-Уральского региона в начале XX века.
Методология исследования:
– анализ научной литературы;
– историографический, исторический и хронологический;
– описательный;
– обобщение и классификация;
– моделирование.
Источниковая база исследования:
– Коран;
– труды исламских просветителей.
Теоретическая основа исследования и степень изученности темы:
1. «История народов Волго-Уральского региона» С.К. Белых .
2. «Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX века)» А.А. Гафарова .
3. «Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. Волжская Булгария и Великая степь» И.Л. Измайлова .
4. «Ислам в истории России» Р.Г. Ланда .
5. «Проблемы татарского просветительства в XIX – начале XX веков в историко-политическом измерении» Ф.А. Жестовской .
6. «Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана» С.Х. Мухаметгалиевой .
7. «Ислам в Башкортостане: история, состояние и перспективы развития» А.Б. Юнусовой .
8. «Взаимоотношения мусульманского духовенства с прихожанами в Казанской губернии в конце XIX – начала XX веках» Р.И. Маликова .
9. «Документальные источники Национального Архива Республики Татарстан по истории мусульманского духовенства» Л.З. Хасаншиной .
Научная новизна исследования состоит в проведении сравнительного анализа взглядов кадимистов и джадидистов на различные аспекты и сферы общественной жизни. Подобный анализ не встречался ранее в научной литературе, а потому является новшеством для данного исследования.
Теоретическая значимость исследования связана проведением анализа научной литературы по проблеме распространения кадимизма среди татар и башкир в Волго-Уральском регионе в рассматриваемый исторический период. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы для составления методических указаний для преподавания истории религии в различных духовных учреждениях Волго-Уральского региона.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
В первой главе, «Исторический контекст кадимизма у татар и башкир Волго-Уральского района», раскрываются такие вопросы как происхождение и развитие кадимизма в Волго-Уральском регионе, а также влияние кадимизма на социально-культурную жизнь татар и башкир в начале XX века.
Во второй главе, «Особенности проявления кадимизма у татар и башкир Волго-Уральского района в начале XX века», выявляются особенности вероучения и ритуалов кадимизма среди татар и башкир Волго-Уральского района, а также анализируется взаимодействие и влияние кадимизма на другие религиозные течения в данном регионе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Волго-Уральский регион представляет собой средоточие мусульманской культуры, которое выражается во всех сферах жизни населения. Исторически здесь была принята традиционная исламская религия, которая характеризуется как кадимизм, однако на современном этапе данное религиозное течение в некоторой степени трансформировалось и получило совершенно новые черты, которые обусловлены культурными и социальными изменениями, происходящими на территории региона с течением времени.
2. Истоки кадимизма в Волго-Уральском регионе были сформированы еще много веков назад, и долгое время традиционная исламская культура была превалирующей в народов, которые проживали на данной территории. Религия у народов Поволжья была тесно связано с политическим устройством, с деятельностью различных социально-политических институтов, в частности, разного рода общин, которые осуществляли свою деятельность на основе религиозных традиций. Даже законы формулировались таким образом, чтобы они существенно не отличались от суровых заветов кадимизма, т.е. Волго-Уральский регион в процессе своего исторического развития был той территорией, где преобладала религиозная обусловленность политической системы.
3. В татарской богословской литературе имя Ишмухамета Динмухаметова рассматривается в отрицательном ключе, поскольку его идеи были крайне радикальны и борьба за консервативную исламскую идеологию – слишком жесткой. В его богословских трактатах было очень много внимания уделено строгим правилам, по которым должно жить исламское общество, в частности, семья, где все обязанности дифференцировались по строгим принципам, от которых члены семьи не имели права отступать. Также он придерживался для себя аскетического принципа существования: его жилище и личные вещи были очень примитивны, он отказывал себе в ряде удовольствий и считал, что его последователи должны в полной мере принимать его традиции. Важное место в идеологии Ишмухамета Динмухаметова занимала критика новых методов обучения, которые пытались в тот исторический период вводить джадаисты, в частности, звуковой метод, который богослов жестко высмеивал в своих богословских трактатах.
4. Башкирская культура исторически формировалась на основе общемусульманских традиций, которые имели консервативный характер и широко распространялись по всей территории Поволжья. Многие бытовые привычки, предметы повседневной жизни, фольклор и искусство башкир на протяжении многих веков были основаны на принципах кадимизма. Приверженность вере была для башкир начала XX века одним из главных дел всей их жизни, они старались ни в чем не отступать от существующих канонов, соответствовать образцу идеального человека, который был презентован кадимизмом.
5. Татарская культура начала XX века в полной мере зависела от традиций и религиозных обрядов кадимизма. Многие татары в этот исторический период были фактически религиозными фанатиками, однако, несмотря на высокий уровень приверженности исламским традициям, они очень лояльно относились к тому, что проживают на территории православного государства и позитивно взаимодействовали с представителями православной культуры. Это было связано с тем, что кадимизм, несмотря на свою жесткость и безапелляционность во многих вопросах, учитывал вероятность проживания своих последователей на иноконфессиональных территориях.
6. Раскрывая проблему изучения особенностей вероучения и ритуалов кадимизма среди татар и башкир Волго-Уральского района, важно, прежде всего, сказать о том, что в данное религиозное течение постоянно вело борьбу за сохранение исторических ценностей, традиций и обычаев, которые сформировались на протяжении многих веков и определяли специфику духовности и повседневной жизни русских мусульман. В бытовом плане татарские и башкирские кадимисты категорически отрицали европейское влияние, которое выражалось в трансформации внешнего облика человека за счет одежды, определенных украшений, причесок и т.д. Все это кадимисты считали грехом и запрещали своим последователям.
7. Татары и башкиры представляли собой разные этнические группы, которые не могли одинаково воспринимать догмы кадимизма, поскольку имели специфические культуры, аутентичные традиции, не похожие друг на друга. Поэтому применение принципов вероучения и ритуалов кадимизма у этих двух народов осуществлялось совершенно по-разному. Надо отметить,ч то татары были более склонны к четкому следованию традициями кадимизма, нежели башкиры, которые добавляли собственные представления об организации жизни и быта в соответствии со своей национальной культурой.
8. На сегодняшний день известно, что в начале XX века кадимизм стал притесняться другим течением ислама, которое называлось джадидизмом. В связи с этим обстоятельством, в регионе началась непримиримая религиозная борьба, которая стала причиной расколе в духовном мире Волго-Уральского региона и поводом для осуществления разного рода столкновений а рамках проводимых акций, которые реализовывались в рамках «проекта», связанного с противоборством защитников старины. Джадидисты яростно защищали свои права и провозглашали новую религию, отказываясь от традиционных ценностей ислама, которые были выработаны веками.
9. Представители кадимизма выстраивали более конструктивные и дружелюбные отношения с православными, нежели джадидисты, которые боролись на чистоту своей религии и не допускали иноверцев к своим традициям и обычаям. Традиционная исламская культура имела более интегративный характер, который обусловил качественное развитие всех сфер жизни татар и башкир, которые проживали в тот исторический период в Волго-Уральском регионе. При этом важно отметить, что интеграция двух религиозных культур, представители которых проживали на территории рассматриваемого региона, привела к гармонизации ряда нравственных и духовных ценностей, важных для обеспечения безопасности и миропорядка, однако джадидизм впоследствии разрушил эти тесные связи, что стало общенациональной проблемой для России в XX столетии.
10. Проведенное исследование показало, что в национальных культурах татарского и башкирского этносов, которые в начале XX века проживали на территории Волго-Уральского региона, кадимизм занимал особенное место и взаимодействовал с местными традициями и обычаями, оставаясь, однако, доминирующим сводом правил существования рассматриваемых народов. Кадимизм не только как религиозное течение, являющееся компонентом исламской культуры, но и как философская идеология, оказал серьезное влияние на жизнь и социальное развитие башкирского и татарского общества начала XX века. Возникающие оппозиционные религиозные течения в некоторой степени разрушили ту существующую на этих территориях социально-культурную гармонию, которая обуславливала высокий уровень развития образования, различных социальных институтов.
11. В ходе исследования было выявлено то обстоятельство, что, несмотря на острые противоречия кадимизма и джадидизма, которые возникли в конце XIX – начале XX века, два этих религиозных течения, существовавших в один исторический период, могли бы гармонично существовать друг с другом, однако религиозный конфликт имеет концептуальное значение для развития мировоззрения общества, поэтому возникновение кадимизма как ответа на внедряемое новаторство было сопряжено с необходимым для нормального исторического развития расколом мусульманской общины.
12. Фактически можно сказать, что кадимизм – явление искусственное, он фактически повторяет заветы и принципы классического ислама и фактически существует только в контексте религиозного столкновения с джадидизмом, который возник на фоне общего революционного настроения российского общества. При этом получается так, что кадимизм и джадидизм являются калькой с революционных противостояний в светской части российского общества и также символизируют старые и новые взгляды, которые постоянно находятся в столкновении между собой.
13. Проведенное исследование подтверждает наличие существенных противоречий между двуями религиозными течениями ислама в конце XIX – начале XX столетия, однако опровергает их самостоятельность в историческом контексте, что говорит о том, что ислам является цельной и гармоничной религией, а его распространение в Волжско-Уральском регионе России представляет собой большой научный интерес, связанный с поиском отличительных черт в вероисповедании, традициях и обычаях верующих, которые формировались, с одной стороны, на основе историко-культурных факторов, с другой – социально-экономических преобразований и культурных связей России рассматриваемого исторического периода.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ КАДИМИЗМА У ТАТАР И БАШКИР ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РАЙОНА
1.1. Происхождение и развитие кадимизма в Волго-Уральском регионе
Еще в 1552 году, когда Иван IV захватил Казанское ханство, большая часть мусульман с данных территорий была вынуждена переселиться в Крым, Турцию и Дагестан. Однако через некоторое время часть сбежавших мусульман вынуждена была вернуться на Родину. При этом эта часть мусульман привезла с собой различные материальные ценности, в том числе книги, по которым они проходили обучение в период своей эмиграции.
Некоторые мусульмане в тот момент получили образование в Бухаре, другие – в Дагестане, однако в самом Казанском ханстве стройная образовательная система на тот момент полностью отсутствовала.
При этом исследователи отмечают, что большую пользу для жителей Казанского ханства, которые вернулись на свои территории, на которой было утрачено значимое для нее мусульманство как идеология и религия, принесло именно дагестанское образование, при этом получение знаний в Бухаре принесло казанским мусульманам фактический вред.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я.Г. Абдуллин. – Казань: Татарское книжное издательство, 1976. – 319 с.
2. Белых, С.К. История народов Волго-Уральского региона. Учебное пособие / С.К. Белых. – Ижевск, 2006. – 129 с.
3. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар (до 1917 года) / Дж. Валидов. – М.– Пгд, 1923. – 168 с.
4. Гафаров, А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX – начало XX века) / А.А. Гафаров. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2014. – 564 с.
5. Дюдуаньон, С.А. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII – начало XX веков) / С.А. Дюдуаньон. – Казань, 1997. – 356 с.
6. Измайлов, И.Л. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. Волжская Булгария и Великая степь / И.Л. Измайлов. – Казань: Рухил, 2006. – 1080 с.
7. Исхаков, Д. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению / Д. Исхаков. – Казань: Иман, 1997. – 80 с.
8. Ланда, Р.Г. Ислам в истории России / Р.Г. Ланда. – М.: Восточная литература, 1995. – 311 с.
9. Мухаметзянова, Д.С. Кадимистская система образования в историческом и педагогическом контекстах / Д.С. Мухаметзянова. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2008. – 216 с.
10. Насыров, И.Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция) / И.Р. Насыров. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 552 с.
11. Шарафутдинов, З.Т., Ханбиков, Я.И. История педагогики Татарстана / З.Т. Шарафутдинов, Я.И. Ханбиков. – Казань, 1998. – 460 с.
II. Диссертации
12. Алексеев, И.Л. Ислам в общественно-политической жизни России: XIX – начало XX века. Дисс. на соиск. уч .ст. к. истор. н. / И.Л. Алексеев. – М., 2002. – 218 с.
13. Антонов, И.В. Этнокультурная история Волго-Уральского региона в XIII – начале XV века. Дисс. на соиск. уч. ст. к. истор. н. / И.В. Антонов. – Уфа, 2000. – 284 с.
14. Брилева, Д.С. Общественные дискуссии про вопросам социальных реформ в татарской прессе начала XX века (на материалах журнала «Шура» 1908–1917). Дисс. на соиск. уч. ст. к. истор. н. / Д.С. Брилева. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2012. – 164 с.
15. Жестовская, Ф.А. Проблемы татарского просветительства в XIX – начале XX веков в историко-политическом измерении. Дисс. на соиск. уч. ст. к. истор. н. / Ф.А. Жестовская. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – 178 с.
16. Кадымова, Р.Р. Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX – начала XX веков. Дисс. на соиск. уч. ст. к.истор.н. / Р.Р. Кадымова. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2013. – 205 с.
17. Мухаметгалиева, С.Х. Ислам в современном социально-культурном развитии Татарстана. Дисс. на соиск. уч. ст. к. истор. н. / С.Х. Мухаметгалиева. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 1999. – 204 с.
18. Юнусова, А.Б. Ислам в Башкортостане: история, состояние и перспективы развития. Дисс. на соиск. уч. ст. д. истор. н. / А.Б. Юнусова. – М., 1997. – 342 с.
III. Научные статьи и материалы конференций
19. Абсалямова, Ю.А. «Аулия зыяраты»: к вопросу о культе святых у башкир (на материале восточного Оренбуржья) / Ю.А. Абсалясова // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008 С. 207–210.
20. Абсалямова, Ю.А. Некоторые проявления культа святых у башкир / Ю.А. Абсалямова // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья. – Уфа, 2008. – С. 64–70.
21. Александровская, И.М., Шилоносова, Е.Н., Гриднева, О.В. Исследования историко-культурных аспектов развития поволжских земель в конце XIX – начала XX века: религиозные и социальные особенности жизни народов Поволжья, теоретические и методологические аспекты исследования / И.М. Александровская, Е.Н. Шилоносова, О.В. Гриднева // Материалы международной научно-практической конференции «История и современное состояние регионов Российской Федерации». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2022. – С. 50–64.
22. Ахметзянова, Л.Р. История изучения религиозного мировоззрения башкир в ХVIII–XIX веках / Л.Р. Ахметзянова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Гилем, 2006. – С. 213–216.
23. Гайсина, Ф. Изучение религиозного фольклора башкир / Ф. Гайсина // Вестник религиоведения. – 2021. – № 4. – С. 194–198.
24. Губмольтова, Е.П., Сарафанова, Е.Н., Грицко, О.А. Современные научные представления о кадимизме и его распространении в некоторых регионах России в конце XIX – начале XX века: теория и методология исследования / Е.П. Губмольтова, Е.Н. Сарафанова, О.А. Грицко // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. История религии и современное религиоведение. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2023. – С. 99–116.
25. Кадимитская и джадидская система образования в Дагестане: взгляд на преподавание арабского языка и ислама в ХХ веке // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2018. – № 6. – С. 105–123.
26. Маликов Р.И. Взаимоотношения мусульманского духовенства с прихожанами в Казанской губернии в конце XIX – начала XX веках / Р.И. Маликов // Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX века). Сборник статей. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; Издательствово «Яз», 2014. – С. 113–122.
27. Миннибаева, З.И. О посохе мусульманских святых у башкир / З.И. Минибаева // Материальная культура башкир и народов Поволжья. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Уфа, 2008 – С.144–148.
28. Сейтахметова, Н. Мусульманский модернизм и евроислам / Н. Сейтахметова // Мир человека. – 2012. – № 4. – С. 98–105.
29. Сенюткина, О.Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки) / О.Н. Сенюткина // Исламоведение. – 2018. – № 2. – С. 15–29.
30. Хасаншина Л.З. Документальные источники Национального Архива Республики Татарстан по истории мусульманского духовенства / Л.З. Хасаншина // Мусульманские духовные лица в социальном и духовном развитии татарского народа (XVII – начало XX века). Сборник статей. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; Издательствово «Яз», 2014. – С. 165–172.
31. Хисамитдинова, Ф.Г. Ислам и башкирская мифология / Ф.Г. Хисамитдинова // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2008. – С. 149–157.
32. Ястребинская, П.А., Мельникова, И.П., Шелагина, А.А. Исламские влияния на российскую культуру и их отражение в культурной и повседневной жизни народов Поволжья: история и современность / П.А. Ястребинская, И.П. Мельникова, А.А. Шелагина // Вестник Ижевского государственного университета. – 2022. – № 5. – С. 46–59.
IV. Интернет-ресурсы
33. Башкирия. Этничность и религиозное возрождение: возможности и риски для социальной интеграции : исламский путь // Россия и мусульманский мир. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bashkiriya-etnichnost-i-religioznoe-vozrozhdenie-vozmozhnosti-i-riski-dlya-sotsialnoy-integratsii-islamskiy-put (дата обращения: 16.06.2023).
34. Буканова, Р.Г. Историческая динамика фронтирной зоны Волжско-Уральского региона в XVII–XVIII веках / Р.Г. Буканова // Проблемы востоковедения. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-dinamika-frontirnoy-zony-volzhsko-uralskogo-regiona-v-xvii-xviii-vv (дата обращения: 16.06.2023).
35. Галлямов, Д.Ф. Исторические дискурсы тюрко-мусульманской идеологии второй половины XIX – начала XX столетий / Д.Ф. Галлямов // Проблемы востоковедения. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-diskursy-tyurko-musulmanskoy-ideologii-vtoroy-poloviny-xix-nachala-hh-stoletiy (дата обращения: 16.06.2023).
36. Гарипов, Н.К. Кадимисты о ваххабизме (Предисловие к переводу статьи «Кто они ваххабиты?» из журнала «Дин ва магыйшат» за 1910 год) / Н.К. Гарипов // Мусульманский мир. –2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadimisty-o-vahhabizme-predislovie-k-perevodu-stati-kto-oni-vahhabity-iz-zhurnala-din-va-magyi-shat-za-1910-god (дата обращения: 16.06.2023).
37. Емшанова, А. Кадимизм и джадизим – в чем разница / А. Емшанова // Посреди России. – 2016. – URL: https://posredi.ru/kadimizm-i-dzhadidizm.html (дата обращения: 16.06.2023).
38. Житенев, Т.Е. Ислам в России: вехи истории / Т.Е. Житенев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islam-v-rossii-vehi-istorii (дата обращения: 16.06.2023).
39. Иткулова, Л.А. Ислам и мировоззрение башкирского этноса / Л.А. Иткулова // Манускрипт. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islam-i-mirovozzrenie-bashkirskogo-etnosa (дата обращения: 16.06.2023).
40. Крайсман, Н.В. Формирование культурно-просветительского религиозного возрождения татар как феномен национальной культуры / Н.В. Крайсман // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-prosvetitelskogo-religioznogo-vozrozhdeniya-tatar-kak-fenomen-natsionalnoy-kultury (дата обращения: 16.06.2023).
41. Макаева, Г.З. Исламский фактор в социодинамике башкирской культуры / Г.З. Макаева // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/islamskiy-faktor-v-sotsiodinamike-bashkirskoy-kultury (дата обращения: 16.06.2023).
42. Максютова, Г. Кадимизм: размывание ярлыков / Г. Максютова // Материалы научной конференции «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи». – 2012. – URL: https://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1271.html?curPos=8 (дата обращения: 16.06.2023).
43. Марифов, Х.С. Реформаторско-просветительская деятельность татарских богословов для сохранения духовно-культурных традиций российского мусульманского общества / Х.С. Марифов // Молодой ученый. – 2023. – № 4 (451). – URL: https://moluch.ru/archive/451/99395/ (дата обращения: 16.06.2023).
44. Мухаметшин, Р.М. Кадимизм / Р.М. Мухаметшин // Tatarica. Татарская энциклопедия. – 2020. – URL: https://tatarica.org/ru/razdely/religiya/islam/kadimizm (дата обращения: 16.06.2023).
45. Мухаметшин, Р.М. Кадимизм и джадидизм / Р.М. Мухаметшин // Islam Today. – 2016. – URL: https://islam-today.ru/blogi/rafik-muhametsin/kadimizm-i-dzadidizm/ (дата обращения: 16.06.2023).
46. Нурмухаметова, Р.С., Сатарова, М.Р. Взаимосвязь духовной и материальной культуры татар: отпечатки религии в традиционном питании / Р.С. Нурмухаметова, М.Р. Сатарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 3). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23358 (дата обращения: 16.06.2023).
47. Растамханова, С.Н., Фазлетдинова, А.Р., Хафизова, Р.Р. Мавзолеи и другие памятники в истории башкирского народа / С.Н. Растамханова, А.Р. Фазлетдинова, Р.Р. Хафизова // Молодой ученый. – 2017. – № 2 (136). – URL: https://moluch.ru/archive/136/38227/ (дата обращения: 16.06.2023).
48. Рахимова, Я.Р. Роль татарских тафсиров в развитии исторических и культурных традиций татар (конец XIX – начало XX века) / Я.Р. Рахимова // Эхо веков. Научно-документальный журнал. – 2021. – URL: https://echovek.ru/ru/article/ya-r-rahimova-rol-tatarskih-tafsirov-v-razvitii-istoricheskih-i-kulturnyh-tradiciy-tatar (дата обращения: 16.06.2023).
49. Рахматуллин, Р.Ю. Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках / Р.Ю. Рахматуллин // Молодой ученый. – 2016. – № 16 (120). – URL: https://moluch.ru/archive/120/33270/ (дата обращения: 16.06.2023).
50. Сафин А.Г. Поэт, историк, богослов: Жизнь и творческое наследие Мухаммад-Садыка Иманкулый (1870-1932) / А.Г. Сафин // Миллиард татар. – 2022. – URL: https://milliard.tatar/news/velicina-v-tatarskom-kadimizme-zizn-i-tvorcestvo-muxammad-sadyka-imankulyi-1867 (дата обращения: 16.06.2023).
51. Студенков, К.О. Становление исламского теологического образования в России (конец XX – начало XXI века) / К.О. Студенков // Молодой ученый. – 2023. – № 8 (455). – URL: https://moluch.ru/archive/455/100351/ (дата обращения: 16.06.2023).
52. Ямаева, Л.А. Особенности религиозной культуры современных башкир-мусульман / Л.А. Ямаева // Проблемы востоковедения. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-religioznoy-kultury-sovremennyh-bashkir-musulman (дата обращения: 16.06.2023).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней