Фрагмент для ознакомления
2
Социометрический статус и мотивация к обучению - два важных измерения, которые влияют на адаптацию и успешность подростков в учебных группах. Изучение взаимосвязи между этими измерениями может помочь педагогам и родителям понять, как помочь подросткам повысить мотивацию к обучению и улучшить их социометрический статус в популяции. В данном исследовании рассматривается, как связаны учебная мотивация и социометрический статус, какие методы и стратегии могут быть использованы для улучшения социометрического статуса, а также как родители и учителя могут поддержать учебную мотивацию подростков.
Актуальность исследования взаимосвязи мотивации к обучению и социометрического статуса обусловлена важностью этих двух факторов в жизни молодых людей и их взаимосвязью. Мотивация к обучению является важным фактором, влияющим на академические успехи и будущую карьеру молодых людей. Социометрический статус также отражает отношения между подростками и окружающими их людьми, что может повлиять на их самооценку и самоидентификацию.
Кроме того, эта тема актуальна для практики, где учителя и психологи могут использовать эти знания для оптимизации учебного процесса и помощи подросткам в установлении контактов с окружающими. Оптимизация мотивации к обучению и улучшение социометрического статуса может помочь подросткам развить социальные навыки, повысить их самооценку и, в свою очередь, способствовать лучшей социальной адаптации.
Целью данного исследования было изучить взаимосвязь между желанием учиться и социометрическим статусом исследуемых подростков.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи
1. проанализировать существующую литературу о взаимосвязи между мотивацией к обучению и социометрическим статусом
2. выявить уровень учебной мотивации и социометрический статус учащихся; и
3. выявить взаимосвязь между мотивацией к обучению и социометрическим статусом; и
4. определить факторы учебной мотивации, оказывающие наибольшее влияние на социометрический статус подростков; 4. определить факторы учебной мотивации, оказывающие наибольшее влияние на социометрический статус подростков
Объектом исследования является взаимосвязь между мотивацией к обучению и социометрическим статусом подростков в одной учебной группе.
Предметом исследования являются особенности учебной мотивации и социометрического статуса подростков, входящих в исследуемую группу, их взаимосвязь и влияние на процесс обучения и социальную адаптацию подростков.
Методология исследования включает в себя ряд методов, направленных на изучение взаимосвязи между желанием учиться и социальным статусом подростков, входящих в исследуемую группу. К основным методам можно отнести анкетирование, наблюдение, интервью, анализ документов и методы статистической обработки данных.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем изучалась взаимосвязь между мотивацией к обучению и социально-метрическим статусом исследуемых молодых людей.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в определении взаимосвязи между мотивацией к обучению и социометрическим статусом молодежи исследуемой группы.
Результаты данного исследования могут иметь практическое значение для учителей, воспитателей и родителей, работающих с молодежью. Они могут использовать полученные знания для создания более эффективной образовательной среды и поддержки социальной адаптации молодых людей в школах.
Глава 1. Теоретический анализ связи мотивации и социометрического статуса
1.1. Понятие учебной мотивации и ее роль в обучении
Учебная мотивация играет важную роль в процессе обучения, поскольку она направляет поведение учеников и определяет их отношение к учебной деятельности. Если у учеников высокая мотивация к обучению, они будут более активны и заинтересованы в процессе обучения, лучше усваивают новый материал и стараются совершенствовать свои навыки. Ученики с высокой мотивацией к обучению также будут более уверенными в себе и смогут справиться с трудными заданиями.
Однако ученики, не имеющие мотивации к обучению, будут негативно относиться к учебной деятельности. Они могут чувствовать скуку, тревогу и неуспех, не находить смысла в учебе и не пытаться добиться успеха. В результате ученики с низкой мотивацией к обучению могут показывать низкие результаты, отставать от своих сверстников, испытывать стресс и разочарование [28].
Учебная мотивация может различаться по своей природе и происхождению. Например, существует два типа мотивации: внутренняя мотивация, которая исходит от самого человека и его/ее интереса к учебе, и внешняя мотивация, которая зависит от внешних факторов, таких как похвала, вознаграждение или страх наказания. Кроме того, существует "социальная мотивация", которая определяется социальными нормами, ценностями и ожиданиями группы [16].
Роль учебной мотивации в обучении заключается в том, что она является основным механизмом, направляющим поведение учащегося в процессе обучения. Без учебной мотивации учащиеся могут проявлять пассивное отношение, неохотно учиться и не пытаться достичь своих учебных целей. И наоборот, когда учащиеся мотивированы, они активно заинтересованы в обучении и стремятся достичь поставленных целей, что приводит к более эффективному обучению.
Исследования показывают, что мотивация к обучению связана с целым рядом факторов, включая возраст, пол, социально-экономический статус и уровень образования родителей. Однако мотивация к обучению также зависит от социально-экономического статуса учеников в группе. Поэтому этот фактор следует учитывать при оценке мотивации и разработке стратегий по ее повышению.
1.2. Социометрический статус в учебной группе: определение и виды
Социометрический статус - это показатель социальной популярности ученика в учебной группе, определяемый на основе его взаимоотношений с другими людьми. Социометрический статус выражается в количественных показателях: число сторонников и число отвергающих.
Существуют различные типы социометрического статуса в учебной группе, как по количеству отношений с одноклассниками, так и по их качеству. В частности, выделяются следующие типы социометрического статуса:
1. Популярные: ученики, пользующиеся большой популярностью среди одноклассников. Они способны влиять на сверстников, завоевывать их доверие и уважение.
2. Непопулярные ученики - ученики, которые менее популярны среди своих сверстников. Они могут чувствовать себя изолированными и испытывать трудности во взаимодействии с одноклассниками.
3. Нормальные ученики - это те, кто не выделяется среди своих сверстников ни положительно, ни отрицательно. Они прячутся в тени, и их поведение не привлекает особого внимания.
4. Конфликтные ученики - это те, у кого часто возникают конфликты со сверстниками. Их отношения с другими учениками носят негативный характер и могут вызывать обиду и агрессию.
5. Избранные ученики - это ученики с выдающимися талантами, например, в спорте или в учебе. Они обычно пользуются большой популярностью среди сверстников, но их статус может быть ограничен областью их таланта.
Важно отметить, что социометрический статус может меняться в зависимости от обстоятельств и времени. Социометрический статус может также взаимодействовать с мотивацией ученика к обучению. Например, дети с высоким социометрическим статусом могут чувствовать себя более уверенно и быть более мотивированными к обучению. И наоборот, дети с низким социометрическим статусом могут чувствовать себя изолированными и неважными, что может негативно повлиять на их мотивацию к обучению [25].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – С.176.
2. Бадмаева Н. Ц. Роль коммуникативной мотивации в умственной деятельности / Н. Ц. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 69-73.
3. Балашова И. Г. Изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации в учебной группе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 1999. 20 с.
4. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития : возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 91-99.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. - №4 - 1979. - с.22-23
6. Вартанова И.И., Домахина И.А. Структура мотивационной сферы и перспектива будущего старшеклассников // 125 лет московскому психологическому сообществу: юбилейный сборник РПО: в 4-х тт. – Т.2./ Отв.редактор Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. – М.: МАКС-Пресс. – 2011. – с. 260-262
7. Вачков И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 44 с.
8. Возрастная психология и педагогика / Под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 1984. – с. 209
9. Глухова В. А., Баранова Е. М. Соотношение социометрического статуса с интеллектуально-творческими способностями и личностными особенностями одаренных подростков / В. А. Глухова, Е. М. Баранова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2016. - Т. 9, № 2. - С. 82-90.
10. Голубева Г. Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Alma mater (Вестн. Высшей школы). 2017. № 4. С. 37-39.
11. Гребенникова О. В. Социальная идентификация современных подростков и юношей // Вестн. РГГУ Сер. Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). С. 119-132.
12. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для детей заочной и дистанционной форм обучения.- 2-е изд.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – с. 198
13. Журавлев А. Л. Коллективный субъект : основные признаки, уровни и психологические типы // Психол. журн. 2009. Т. 30, № 5. С. 72-80.
14. Ивошина Т.Г. Влияние уровня сформированности межличностных отношений на успеваемость детей // Психологические аспекты социальных отношений личности / Под ред. Грибанова В.П. – Рязань: 1980. – С.60 – 63.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997. – с. 119
16. Кондратьев М. Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности / М. Д. Кондратьев // Социальная психология и общество.
17. Котик С.А. Изменения влияния успеваемости на межличностные отношения в академических группах // Измерения в исследовании проблем воспитания: Сб. ст. Тарту, 1973. С. 251-274.
18. Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений: учеб. пособие. М., 2007. 208 с.
19. Куимова Н. Н., Иванова И. А., Тарасюк А. А. К вопросу взаимосвязи понимания дружбы и образа себя в подростковом возрасте // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 10, № 12. С. 140-143.
20. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития /И. Ю. Кулагина. - М., 2011.
21. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
22. Марковская И. М. Социометрические методы в психологии: учеб. пособие. Челябинск, 1999. 46 с.
23. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.- 46 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. – с. 61
25. Поварницына Л.А. К исследованию трудностей общения у детей // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: межвузовский сборник научных трудов. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1986. – С.130 – 139
26. Полина А. В. Особенности доверительных отношений подростка и их влияние на социометрический статус в классе // Форум. Сер. Гуманитарные и экономические науки. 2015. № 2 (5). С. 92-97.
27. Рац У., Михайлова Н. Б. Новый метод диагностики языковой компетентности: Ц-тест // Иностранная психология. 1995. Т. 3, № 5. С. 72-78.
28. Сачкова М. Е. Социальная психология среднестатус-ного учащегося в современном российском образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012. 46 с.
29. Стрелкова И.Э. Социально-психологические особенности дружеского общения детей // Вопросы
30. ХлыбоваЕ. В. Особенности социометрического статуса младших и старших подростков // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 1. С. 166-169.
31. Чернов Д. Н. Опыт создания квазиязыкового материала для языкового обучения в среднем школьном возрасте // Психолог. 2018. № 1. С. 25-38.