Фрагмент для ознакомления
2
Психологическое консультирование как отрасль практической психологии возникло сравнительно недавно, в 1950-хгодах, то есть позже других отраслей практической психологии: психологической диагностики, психокоррекции и психотерапии. Вместе с тем, разграничить психологическое консультирование, психотерапию и психокоррекцию достаточно сложно, так как их цели, задачи и методы тесно связаны друг с другом. Существует множество определений психокоррекции, но наиболее распространенное из них определяет психокоррекцию как деятельность психологов, направленную на исправление отклонений в психологическом развитии, несоответствующих установленной оптимальной модели согласно принятой системе стандартов [1]. Психотерапия – более узкое понятие, чем психокоррекция, и понимается как метод лечения психических и психосоматических (т.е. возникающих в следствие психических расстройств) заболеваний.
Если же говорить про современное общество, это понятие становится более распространенным, и данная модель психотерапии (в отличие от медицинской) подразумевает оказание психологической помощи людям в самых разных ситуациях психологического дистресса (например, конфликты внутри себя, тревожность, нарушения коммуникации или адаптации в социуме в целом). Если рассматривать с этой стороны, то психотерапия очень тесно связана с психологической коррекцией, либо с консультированием и неудивительно, что некоторые психологи отождествляют эти понятия.
Цель психологического консультирования – выработать у клиента консультанта новые осознанные варианты действий в проблемных ситуациях. Однако предполагается, что клиент консультанта – психически и психологически здоровый человек, способный взять на себя ответственность за собственное поведение и проанализировать ситуацию. Поэтому в психотерапии и психокоррекции от клиента (пациента) можно не ожидать такой способности. Однако в действительности «абсолютно здоровых» клиентов не бывает, и консультант в какой–то мере является психотерапевтом.
В целом, психологическое консультирование имеет свои особенности, как в специфике целей, так и в методах, которые используются. С его помощью не решаются важные, глубокие и значимые трудности (как в психотерапии или психокоррекции), а решаются проблемы адаптации к ситуации. Психолог помогает консультируемому увидеть проблему по-новому, отойти от привычного поведения, реакций и поступков или выбрать определенный способ поведения. По сути, задача психолога не в том, чтобы исправить патологические симптомы, а помочь клиенту в личностном развитии или установить особые терапевтические отношения.
По мнению Юлии Алешиной, основная цель психолога-консультанта –помочь клиенту увидеть свои трудности и жизненные проблемы с другой стороны, а также выяснить и обсудить те аспекты взаимоотношений, которые часто не осознаются и не контролируются, которые являются причиной трудностей. В основе этого вида воздействия лежит изменение отношения клиента к другим людям и формам взаимодействия с ними [2].
Отличительной особенностью метода психологического консультирования, является важность применения в процессе работы. Если сравнивать с психотерапией и психокоррекцией, во время консультации психолог маленькую часть времени отдаёт на выслушивание (в психотерапии это занимает больше времени), в основном комментирует, больше информирует и предоставляет большое количество советов и указаний (а, в психотерапии, исключая редкие случаи, предоставление советов и указаний не даётся). Консультирование менее регулярно, по сравнению с психотерапией или психокоррекцией, и обычно имеет меньшую продолжительность.
В зависимости от типа возникшей проблемы существуют различные виды психологического консультирования:
• психолого-педагогическое (например, корректировка детско-родительских отношений, оказание помощи при выборе направления в воспитании);
• семейное (например, консультирование пар с супружескими проблемами, детей с нарушениями развития, семей с алкоголизмом, наркоманией и т.д.);
• личные (предоставление помощи в решении личных трудностей, самопознании и достижении поставленный целей личностного роста);
• возрастные психологические (наблюдение за психическим развитием детей);
• профессиональные (помощь в самоопределении в профессиональном плане);
• деловые (помощь менеджерам в организации работы рабочих групп и создание контакте между сотрудниками).
Эта классификация условна, на практике психологи объединяют разные виды консультирования. Консультирование может принимать форму как группового, так и индивидуального консультирования. Позиции психологов в консультировании различны. Принято, выделять три точных позиции:
• Консультант, дающий советы. Консультант сообщает о волнующих его вопросах и дает конкретные, практические советы.
• Консультант как помощник. Он или она не дает советов; его или ее основная цель – помочь клиенту мобилизовать его или ее внутренние ресурсы.
• Консультант как профессионал. Тут главная задача психолога –представить множественные варианты решения проблемной ситуации, дать оценку их эффективности вместе с клиентом и выбрать наиболее подходящий вариант.
Вторая модель является наиболее распространенной, но на практике консультанты часто занимают разные позиции.
1.2. Этапы психологического консультирования
Консультативная психология - это отрасль современной науки, занимающаяся изучением механизмов, структур и моделей консультированиям [3].
Указанная выше психология является специальной отраслью практической психологии и признана самостоятельной сферой деятельности в одном ряду с обычной-традиционной работой психологов (психологическое исследование, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая профилактика, тренинги и т.д.).
Профессиональная подготовка консультантов имеет большое значение в современной России. Во многих зарубежный странах, статус консультанта определяется путём получения лицензии, которая даёт право к проведению профессиональной деятельности. Для получения данной лицензии, человек должен иметь высшее образование, иметь практику, под внимание уже имеющего профессионала лицензию, в течении различного периода времени, и ещё должен присутствовать определенный опыт в данной профессии. Получение такой лицензии, прямым ходом ограничивает путь в эту профессию не квалифицированным специалистам. В нашем государстве традиция подготовки консультантов продолжает развиваться [12].
Подготовка консультантов имеет решающее значение. Она требует обширных знаний по различным дисциплинам, связанным с психологией (например, психологии личности и групп, социальной психологии, психологии общения, семейной психологии, психологии старения, психологии образования и т.д.). Без чёткого понимания логики формирования личности и группы, а также механизмов психологии, лежащих в основе различных трудностей, невозможно оказать соответствующую помощь. Кроме того, консультант должен постоянно развивать имеющийся спектр профессиональных навыков и компетенций. К таким навыкам можно отнести живое слушание, анализированние услышанных высказываний, резюмирование, правильная постановка вопросов, толкование фактов, высказывание своих мыслей о чувствах, предложение поддержки, эмпатии и информации.
Проведенные исследования, которые оценивали эффективность работы психологов, указали, что личность психолога является самым важным фактором успешного консультирования. Во взаимодействии с клиентом учитываются характеристика личностного плана, такие как, прожитый жизненный и опыт в профессиональном плане, количество лет, половая принадлежность, ценности и установки. Эффективность в работе консультанта напрямую зависит от того как он развит, что он знает о мире, какова глубина его саморазвития, имеющиеся навыки и умения. Консультирование – это довольно-таки, молодая область психологической практики. Профессия консультанта возникла из-за требований людей без медицинских нарушений в психологической помощи. В результате в сфере консультирования чаще всего приходится сталкиваться с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Это могут быть экзистенциальные проблемы, межличностные конфликты, семейные трудности или профессиональный выбор [4].
У консультирования нет чётких границ, оно охватывает довольно широкой спектр вопросов. Начали создавать профессиональные ассоциации, устанавливаются квалификации и стандарты для практики консультантов, очерчиваются границы разных стилей консультирования.
Консультирование – это профессиональная помощь клиентам в разрешении проблемных ситуаций, или по-другому описать особенные отношения между людьми. В этом контексте общение используется для того, чтобы дать возможность другому человеку изучить имеющиеся чувства, мысли и поведение, активизировать ресурсы внутри себя и найти, и открыть свои сильные стороны. Консультирование оказывает помощь клиентам, в вопросе принятия правильных решений и в уверенности действий, помогает улучшать управление собственной жизнью. Главное – признать проблему и быть готовым вложить ресурсы в ее решение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамс Дж.Л. Модель личностных черт «Большая пятерка» // Дж. Л. Адамс / Элитариум: центр дистанционного образования. – 2019. – 180
2. Алешина Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. . —— Изд. 2-е. — М.: 2019. — 208 с
3. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сост. И общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. — М.: АСТ МОСКВА;СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2019. – 811с
4. Вагин М.Н. Психология семьи и брака в современной России / М.Н. Вагин. — М.: АСТ, 2018. — 352 c
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С.Глэддинг, – 4-е изд., – СПб.: Питер, 2020. – 736 с. – С. 40
6. Дж. Бьюдженталь. Искусство психотерапевта. 3-е международное издание, Питер, Санкт-Петербург. 2021- 294 с
7. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Психологическое консультирование: учебное пособие / Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 286 c
8. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 283 с.
9. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: пер. с лит. В. Матулявичене. – М.: Академический Проект, 2020. – 464 с.
10. Мальцева Т. В., Реуцкая И. Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция» / Электрон. текстовые данные. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 143 c.
11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: пер. с англ. М. Будыниной, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, 2020. – 256 с.
12. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / Наследов А. Д. — СПб.: Речь, 2017. — С. 206
13. Олехнович Б.Е., Самыгин С.И., Олехнович И.Б., Олехнович Б.Б. Актуальные социально¬правовые аспекты существования рынка психолого-психотерапевтических услуг // Вестник Донского государственного технического университета . 2017, № 12(3), с. 78-86
14. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика. – Минск: Тесей, 2018. – 264 с.
15. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 190 с