Фрагмент для ознакомления
2
Одной из основных проблем, с которой сталкивается пенсионная система в России, является ее финансовая устойчивость. В связи с демографическим кризисом, ухудшением экономической ситуации и другими факторами, в последние годы пенсионная система стала испытывать дефициты, что приводит к увеличению возраста выхода на пенсию, уменьшению размеров пенсий и другим негативным последствиям.
Однако, несмотря на это, пенсионные фонды продолжают развиваться и усовершенствоваться. Введение новых форм пенсионного обеспечения, например, индивидуальных пенсионных счетов и накопительных систем, а также улучшение инвестиционной политики позволяют повышать доходность пенсионных фондов и обеспечивать более высокий уровень пенсионного обеспечения в будущем.
В настоящее время существует несколько проблем, связанных с функционированием Пенсионного фонда Республики Коми, которые необходимо рассмотреть и проанализировать. Некоторые из этих проблем являются общероссийскими, некоторые – специфичными для региона.
Недостаточный уровень финансирования Одной из основных проблем, с которой сталкивается Пенсионный фонд Республики Коми, является недостаточный уровень финансирования. Несмотря на то, что средства на выплату пенсий поступают от работодателей и государства, они недостаточны для обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров.
Демографические проблемы Еще одной проблемой являются демографические тенденции в регионе, которые негативно влияют на функционирование Пенсионного фонда. Сокращение численности трудоспособного населения, увеличение продолжительности жизни и другие факторы приводят к тому, что количество пенсионеров растет, а количество работающих граждан снижается.
Неравномерность выплат пенсий Еще одной проблемой является неравномерность выплат пенсий в зависимости от места жительства и типа пенсии. Например, пенсионеры, проживающие в малонаселенных районах, получают меньшие пенсии, чем жители крупных городов. Также существует различный размер пенсий в зависимости от типа пенсии (трудовой, социальной, возрастной и т.д.).
Недостаточный контроль за выплатами пенсий Недостаточный контроль за выплатами пенсий также является проблемой в работе Пенсионного фонда Республики Коми. Нередко случаются ситуации, когда пенсии выплачиваются незаконно или слишком высокие выплаты производятся по ошибке.
Трудности взыскания задолженностей по страховым взносам Еще одной проблемой являются трудности взыскания задолженностей по страховым взносам. Некоторые работодатели, у которых имеются задолженности перед Пенсионным фондом, просто не оплачивают их, ссылаясь на различные трудности, которые, по их мнению, возникают в процессе уплаты взносов. В результате, Пенсионный фонд Республики Коми испытывает недостаток средств, что может привести к задержкам выплат пенсий и других социальных выплат.
Несвоевременная индексация пенсий Другой проблемой, связанной с Пенсионным фондом Республики Коми, является несвоевременная индексация пенсий. Индексация – это механизм пересмотра размеров пенсий в соответствии с ростом цен и тарифов на жизненно необходимые товары и услуги. В России данный процесс происходит ежегодно в августе месяце, но не всегда своевременно и полностью учитывает фактический рост цен.
Кроме того, в условиях инфляции пенсии быстро теряют свою покупательную способность, что может стать причиной серьезных социальных проблем для пенсионеров.
Еще одной серьезной проблемой, связанной с функционированием Пенсионного фонда Республики Коми, является недостаточное финансирование. Несмотря на то, что с 2019 года Российская Федерация обязуется ежегодно индексировать страховые взносы, их размеры не всегда позволяют Пенсионному фонду обеспечивать полноценное функционирование.
Это может привести к тому, что Пенсионный фонд Республики Коми не сможет выплачивать пенсии и другие социальные выплаты в полном объеме, а также не будет иметь возможности финансировать меры по улучшению работы и развитию своей инфраструктуры.
Анализ текущей ситуации с доходами и расходами ПФР Коми позволяет оценить финансовое состояние фонда и выявить возможности для его улучшения. В этой главе рассмотрим основные показатели доходов и расходов ПФР Коми за последние годы и проанализируем, какие факторы влияют на их изменение.
1. Доходы ПФР Коми
Основными источниками доходов ПФР Коми являются страховые взносы работодателей и работников, а также доходы от инвестиционной деятельности. Рассмотрим каждый источник доходов подробнее:
• Страховые взносы работодателей и работников. В 2020 году доходы ПФР Коми от страховых взносов составили более 30 миллиардов рублей, что на 1,4% выше, чем в 2019 году. В то же время, в первом квартале 2021 года доходы от страховых взносов увеличились на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано с ростом заработной платы и численности застрахованных лиц.
• Доходы от инвестиционной деятельности. В 2020 году доходы ПФР Коми от инвестиционной деятельности составили около 3 миллиардов рублей. Это на 19% меньше, чем в 2019 году, что связано с неблагоприятной экономической ситуацией из-за пандемии COVID-19. Однако, в первом квартале 2021 года доходы от инвестиционной деятельности увеличились на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
2. Расходы ПФР Коми
Основными расходами ПФР Коми являются выплаты пенсий и других социальных выплат, а также административные расходы. Рассмотрим каждый вид расходов подробнее:
• Выплаты пенсий и других социальных выплат. В 2020 году расходы ПФР Коми на выплаты пенсий и другие социальные выплаты составили более 27 миллиардов рублей, что на 6,5% больше, чем в ...2019 году. Большая часть этих расходов приходится на выплаты пенсий, которые являются основным направлением деятельности ПФР. В 2020 году на выплаты пенсий было потрачено около 26 миллиардов рублей.
• Административные расходы. Как и любая организация, ПФР Коми несет расходы на свою деятельность. Эти расходы включают в себя зарплаты сотрудников, аренду помещений, коммунальные услуги, расходы на обслуживание техники и другие текущие расходы. В 2020 году административные расходы ПФР Коми составили более 1 миллиарда рублей.
• Расходы на формирование резервов. ПФР Коми обязан формировать резервы для обеспечения выплат пенсий и социальных выплат в случае нехватки средств на балансе. В 2020 году расходы на формирование резервов составили около 112 миллионов рублей.
• Расходы на капитальные вложения. ПФР Коми также осуществляет капитальные вложения в развитие своей деятельности. Эти расходы включают в себя строительство и ремонт зданий, закупку техники и оборудования. В 2020 году на капитальные вложения было потрачено более 75 миллионов рублей.
Анализ доходов и расходов ПФР Коми за последние годы показывает, что общие расходы ПФР Коми постоянно растут, в основном за счет увеличения выплат пенсий и других социальных выплат. При этом доходы ПФР Коми увеличиваются медленнее, что приводит к уменьшению его финансовой устойчивости.
В процессе анализа текущей ситуации с доходами и расходами ПФР Коми выявлены ряд проблем и вызовов, которые оказывают негативное влияние на работу фонда. Рассмотрим основные из них:
1. Недостаточность доходов. В связи с ростом числа пенсионеров и увеличением размеров пенсий возрастает нагрузка на бюджет ПФР Коми. Однако, по данным анализа, доходы фонда не всегда покрывают расходы, что может привести к дефициту бюджета и задержкам в выплатах.
2. Недостаточная эффективность взыскания задолженностей. Как уже отмечалось, проблемы с взысканием задолженностей по страховым взносам снижают доходы ПФР Коми. В этом контексте важно усилить контроль за уплатой страховых взносов со стороны работодателей и совершенствовать процедуры взыскания задолженностей.
3. Рост числа пенсионеров. Как уже отмечалось, рост числа пенсионеров сопровождается увеличением расходов на выплаты пенсий. Кроме того, этот фактор может повлиять на долгосрочную устойчивость ПФР Коми, поскольку количество работающих граждан, уплачивающих страховые взносы, может снижаться.
4. Низкий уровень доходности инвестиций. ПФР Коми вкладывает часть своих средств в различные инвестиционные проекты с целью получения дохода. Однако, по данным анализа, уровень доходности инвестиций недостаточен, что оказывает негативное влияние на финансовое положение фонда.
5. Административные проблемы. Работа ПФР Коми также затрудняется в связи с некоторыми административными проблемами, такими как нехватка кадров, устаревшие технологии и процедуры, а также отсутствие эффективной системы управления и контроля.
Рассмотрение вопросов, связанных с выплатой пенсий и социальных выплат, является одним из основных аспектов работы Пенсионного фонда Республики Коми. Данный вопрос имеет большое значение для многих людей, особенно для пожилых граждан, для которых пенсия является единственным источником дохода.
Одной из главных задач ПФР Коми является своевременная и достаточная выплата пенсий и других социальных выплат. Каждый год фонд осуществляет выплату пенсий более чем 500 тысячам пенсионеров в республике.
Однако, несмотря на усилия фонда, существуют определенные проблемы, связанные с выплатой пенсий и социальных выплат. Одной из основных проблем является недостаточная величина выплат, которая не всегда позволяет обеспечить достаточный уровень жизни пенсионеров.
Также возникают проблемы со своевременной выплатой пенсий и социальных выплат. Некоторые пенсионеры вынуждены ждать выплаты несколько месяцев, что для них является серьезной проблемой, особенно при отсутствии других источников дохода.
Одной из возможных причин задержек в выплате пенсий является неправильное заполнение заявлений о выдаче пенсии, а также неправильно предоставленные документы. Это может привести к дополнительным проверкам со стороны ПФР Коми и, как следствие, к задержкам выплаты пенсии.
Также проблемы могут возникать из-за технических сбоев в работе информационных систем фонда. В случае сбоя, возможны задержки в обработке информации и, как следствие, в выплате пенсий и социальных выплат.
В целом, выплата пенсий и социальных выплат является важным аспектом работы Пенсионного фонда Республики Коми. Несмотря на определенные проблемы, связанные с этой сферой деятельности, фонд продолжает работать над их устранением и обеспечением достаточной и своевременной выплаты пенсий и социальных выплат.
3.2. Перспективы развития Пенсионного фонда Республики Коми
Пенсионный фонд Республики Коми предоставляет различные социальные выплаты и льготы для граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации или нуждаются в дополнительной поддержке. Например, в рамках реализации государственной программы "Доступная среда" ПФР Коми осуществляет выплаты на приобретение жилых помещений, а также на проведение ремонтных работ в собственном жилье. Также существуют выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, на погребение и т.д.
В целом, анализируя пенсионное обеспечение граждан Республики Коми, можно сделать вывод, что оно имеет свои проблемы, но находится на достаточно высоком уровне по сравнению с некоторыми другими регионами России. Бюджет ПФР Коми в 2021 году был сосредоточен на обеспечении выплат пенсий и социальных льгот, а также на совершенствовании системы пенсионного обеспечения в целом. Кроме того, в рамках реализации национального проекта "Демография" были приняты меры по улучшению качества жизни пенсионеров, увеличению социальной защищенности и повышению уровня доходов.
В свою очередь, Пенсионный фонд Республики Коми осуществляет целый ряд мер по поддержке граждан, нуждающихся в дополнительной социальной помощи, в том числе выплаты социальных доплат к пенсии и другие социальные выплаты. В целом, можно сказать, что Пенсионный фонд Республики Коми выполняет свои функции в полной мере, обеспечивая достойный уровень жизни для пенсионеров и нуждающихся в социальной поддержке граждан. Однако, в целях дальнейшего улучшения пенсионного обеспечения граждан Республики Коми, необходимо продолжать работу по улучшению системы социальной защиты населения и обеспечению более высокого уровня.
Несмотря на то, что программы дополнительного пенсионного обеспечения находятся на ранней стадии развития, они могут стать дополнительным источником доходов для пенсионеров. Одним из таких программ является добровольное накопительное пенсионное страхование (ДНПС). Оно позволяет гражданам накапливать дополнительные средства на пенсию, которые будут выплачены в виде единовременной выплаты или ежемесячного пенсионного дохода.
На территории Республики Коми функционируют различные компании, предоставляющие услуги ДНПС. Например, ООО "Юниаструм Банк", ООО "АльфаСтрахование" и другие. Как показывает статистика, количество граждан, заключивших договора ДНПС в Республике Коми, постепенно увеличивается. Так, в 2019 году на конец года было заключено 13 663 договоров ДНПС на сумму 269,7 млн рублей. В 2020 году количество договоров увеличилось до 17 632, а сумма накоплений достигла 418,2 млн рублей.
Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение граждан в Республике Коми находится на стабильном уровне. Бюджет ПФР регулярно направляет значительные средства на выплаты пенсий и социальных пособий, что способствует улучшению социального положения населения. В то же время, программы дополнительного пенсионного обеспечения могут стать важным инструментом для тех, кто желает дополнительно обеспечить свой финансовый статус в период пенсионного возраста.
Пенсионная система России, включая Пенсионный фонд Республики Коми, сталкивается с различными вызовами и проблемами, связанными с демографической ситуацией, уровнем экономического развития и финансовой устойчивостью. Однако, на фоне реализации государственных программ по повышению благосостояния населения, социальной защиты и развитию экономики, ПФР Республики Коми имеет потенциал для дальнейшего улучшения качества жизни пенсионеров и развития своей деятельности.
Один из главных вызовов, стоящих перед ПФР Республики Коми, - это старение населения. В соответствии с прогнозами Росстата, доля пенсионеров в общей численности населения будет увеличиваться в ближайшие годы. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет ПФР и требует более эффективной работы по улучшению пенсионной системы.
Одним из способов решения этой проблемы является развитие дополнительных пенсионных программ, включая ДНПС и другие, которые могут помочь пенсионерам получить дополнительный доход и облегчить финансовое положение в период пенсионного возраста. Важно отметить, что развитие таких программ требует участия государства и бизнеса, а также повышения уровня финансовой грамотности населения.
Кроме того, одной из задач ПФР Республики Коми является улучшение качества обслуживания пенсионеров и увеличение доступности информации об их правах и возможностях. В настоящее время ПФР активно развивает электронные сервисы, которые позволяют ускорить процесс предоставления услуг и сократить время на обращение в офис.
В целом, Пенсионный фонд Республики Коми продолжает работать над повышением эффективности своей деятельности и улучшением условий пенсионного обеспечения для жителей республики. Важным направлением работы является укрепление финансовой устойчивости ПФР Коми и обеспечение достаточного уровня финансирования пенсий и других социальных выплат. Для этого важно продолжать работу по оптимизации расходов и улучшению управления фондом.
Кроме того, ПФР Коми активно взаимодействует с органами исполнительной власти и местными органами самоуправления в решении вопросов социального обеспечения и улучшения социально-экономического положения региона. Важным направлением работы является также информирование населения о возможностях и условиях получения пенсий и других социальных выплат, а также повышение уровня качества обслуживания пенсионеров.
Таким образом, Пенсионный фонд Республики Коми является важным институтом социальной защиты населения и имеет все шансы на дальнейшее развитие и улучшение качества своей деятельности. Важно продолжать работу по повышению эффективности управления фондом, укреплению его финансовой устойчивости и улучшению уровня социального обеспечения жителей региона.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 №7- ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/
3. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421786/
4. Аркадьева, О. Г. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации : учебное пособие / О.Г. Аркадьева, Н.В. Березина ; под науч. ред. Н.В. Морозовой. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 225 с.
5. Ветрова, Е. А. Государственные и муниципальные финансы : учебно-методическое пособие / Е. А. Ветрова, Е. Е. Кабанова. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 208 с.
6. Глотова, И. И. Порядок формирования доходов и расходов бюджета пенсионного фонда РФ и перспективы его развития / И. И. Глотова, А. М. Абрекова, А. Э. Бакасова // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, 25 октября 2019 года. – Кишинев: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 35-38.
7. Дидишвили, А. Г. Оценка деятельности Пенсионного фонда РФ в контексте оперативного взаимодействия с субъектами предпринимательства (научно-исследовательский проект) / А. Г. Дидишвили // Путь в науку. Современная национальная экономика: молодые ученые - новый взгляд : Материалы Всероссийской очно-заочной олимпиады студенческих научных проектов, Орёл, 23–24 мая 2019 года / Под общей редакцией Е.П. Лидинфа. – Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2019. – С. 103-109.
8. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2015. – 501 с.
9. Иванова М., Балаев А., Гурвич Е. Повышение пенсионного возраста и рынок труда // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 22-39.
10. Информация для получателей региональной социальной доплаты к пенсии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://socialsysola.rkomi.ru/informaciya-dlya-poluchateley-regionalnoy-socialnoy-doplaty-k-pensii
11. Исламов, Ф. Ф. Современная пенсионная система: проблемы и противоречия / Ф. Ф. Исламов // Республика Башкортостан: 100 лет по пути созидания : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нефтекамск, 10 октября 2018 года. – Нефтекамск: Башкирский государственный университет, 2018. – С. 169-173.
12. Казова, З. М. Анализ основных показателей бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации / З. М. Казова // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. – 2017. – № 3(17). – С. 114-119.
13. Капелюшников, Р. И. Феномен старения населения: экономические эффекты (Окончание) / Р. И. Капелюшников // Экономическая политика. – 2019. – Т. 14, № 3. – С. 8-53. – DOI 10.18288/1994-5124-2019-3-8-53.
14. Кобылинская, С.В., Попова, П.Е. Накопительная пенсия: проблемы и перспективы развития / С.В. Кобылинская, П.Е. Попова // Полиматис. - 2016. - №1. - С. 5-9.
15. Конципко Н.В. Исторические основы зарождения пенсионного обеспечения в России // Инновационная парадигма развития современной науки: сборник статей II Международной научно-практической конференции (5 августа 2021 г.) – Петрозаводск, 2021. – 154 с. С.37-43.
16. Конципко, Н. В. Исторические аспекты становления и особенности территориальных органов пенсионного фонда / Н. В. Конципко // Современная наука и образование в эпоху глобальной трансформации : монография. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 135-151.
17. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
18. Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности на 01.01.2021 г. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sfr.gov.ru/files/branches/komi/Poyasnitelnaya_zapiska.pdf (Дата обращения 10.05.2023)
19. Роик, В. Д. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 155 с.
20. Садило, Т. Е. Внебюджетные фонды в современной экономике России / Т. Е. Садило, В. Р. Тахмазян, И. А. Неводова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 6-2. – С. 109-113.
21. Сафонов, А. Л. Факторы финансовой несбалансированности обязательной системы пенсионного страхования: анализ российской практики / А. Л. Сафонов, Ю. В. Долженкова // Финансы: теория и практика. – 2020. – Т. 24, № 6. – С. 108-122.
22. Семенова О.В. Анализ проблем и пути их решения в системе пенсионного обеспечения (на примере Российской Федерации) [Текст] / О.В. Семенова // Вестн. молодых ученых специалистов Самарского гос. ун-та. ‒ 2016. ‒ № 1. ‒ С. 122-126.
23. Соловьев, А. К. Проблемы оценки эффективности индивидуально-накопительной модели пенсионного страхования / А. К. Соловьев // Финансы: теория и практика. – 2018. – Т. 22, № 2(104). – С. 90-105.
24. Состояние бюджетов субъектов Российской Федерации и межбюджетные отношения по итогам 2021 года : монография / Д. Ю. Землянский, В. В. Климано, А. Н. Дерюгин [и др.] ; под ред. Д. Ю. Землянского, В. В. Климанова. - Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. - 56 с.
25. Финансы России. Под ред. И.Н. Шаповал, М.М. Афонин, Е.А. Васильева, В.Н. Засько, Т.А. Зачиняева, Г.Н. Кириллова, О.А. Коновалова, Г.А. Манаева, А.В. Навой: Стат.сб./ Росстат. - М., 2022. - 392 c
26. Черкасова, Ю.И. Внебюджетные фонды : учеб. пособие / Ю.И. Черкасова, М.И. Мигунова, С.А. Козлова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 328 с
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/