Фрагмент для ознакомления
2
Формирование высокого уровня правового воспитания, культуры и традиций безусловного уважения к закону, несомненно, имеет актуальность в настоящее время. На первый взгляд может показаться, что это довольно специальная область знаний, но это далеко не так. Немного найдется в обществе людей, которые не знают, что нельзя обижать слабых и больных, да и что вообще нельзя обижать людей, что нужно жить по правде, что нехорошо присваивать себе чужое, относиться к людям безнравственно и т.д.
Представления о нравственном и безнравственном человеческом поведении сохраняются и передаются из поколения в поколения. Человек, начиная с малолетнего возраста, приходит к постижению вечных нравственно - правовых ценностей. Период детства – наиболее благодатное и благоприятное время для формирования правовой культуры. Дети постигают смысл, значение и ценность правового поведения и культуры, уже в дошкольном возрасте начинают понимать и воспринимать информацию о правах, свободах и законах.
Правовое воспитание дошкольника должно развивать личность, для которой уважение к законам государства, понимание прав, свобод и законных интересов станет неотъемлемой частью жизни, неким жизненным вектором. В наше время малолетний ребенок достаточно рано соприкасается с реалиями мира, получает много информации, которая еще не должна быть доступна в его возрасте. Однако фильтровать информацию и контролировать доступ к ней сложно.
Практически у каждого дошкольника имеется сенсорный телефон с выходом в интернет, где доступны такие социальные сети как https: // www.instagram.com / (заблокирован с марта 2022 года) и развлекательный сервис https: // www.tiktok.com / – для создания коротких видео. Конечно, данные сервисы осуществляют запреты на видео, которые не могут попасть в сеть за явные нарушения правил, разработанных видеосообществом.
Тем не менее, часто видео, попадающие в интернет, содержат сцены с нецензурной лексикой, непристойным и недопустимым поведением людей, разлагающими детскую психику. В интернет - пространстве можно наткнуться на ролики, которые содержат сцены насилия, жестокого обращения и пр. Встает вопрос: каким образом оградить и защитить ребенка с несформировавшейся психикой от зла и безнравственности, как сформировать у него нравственно - правовые ориентиры, которыми он станет руководствоваться в своей жизни?
Первые уроки правового воспитания ребенок получает в семье. Интересны в этом плане религиозно - философские представления В.В. Розанова о семье и семейном воспитании, который утверждал, что только семья может создать для ребенка среду, в которой он будет чувствовать себя спокойно и уверенно, в ней он формирует морально - нравственные ценности, сохраняет традиции, приобретает жизненный опыт. Он писал, что «школа дает только посох человеку, которого формирует семья» [4].
К сожалению, статистика свидетельствует о росте числа родителей, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, участились случаи жестокого обращения с малолетними. Особенно тяжело детям, которые прошли через самоуправство и жесткое обращение родителей, прочувствовали незащищенность. У них формируется неверное представление о жизни, неправильное принятие ее законов, правовых норм.
Дети могут не говорить о физических наказаниях, принимая их за норму, а родители «избивание» ребенка выдают за метод воспитания, мотивируя это тем, что в детстве их тоже били, и что это «пошло на пользу». А маленький ребенок даже и не знает, что физические наказания, унижение достоинства ребенка, оскорбления являются незаконными, противоправными действиями, что его права защищены на международном уровне («Конвенция ООН о правах ребенка»).
Иоанн Златоуст указывал, что «если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность» [1]. Эти слова несут глубокий смысл, который необходимо понять родителям при воспитании ребенка. Однако правовым воспитанием должны заниматься не только родители, но и общеобразовательные организации. Начиная с дошкольного возраста, необходимо доносить до сознания ребенка правовые нормы, разъяснять, что такое право, как люди должны соблюдать и уважать законодательство Российской Федерации, какие поступки являются противоправными и влекут за собой ответственность. Проблемой правового воспитания детей в разные периоды занимались педагоги, психологи, юристы.
Анализ психолого - педагогических исследований, методических работ позволил выделить основные теоретические подходы к проблеме правового воспитания детей.
А.С. Макаренко в своих работах подчеркивал важность, трудность воспитания «совести», как он писал: «Я понял, что легко научить человека поступать правильно в моем присутствии, в присутствии коллектива, а вот научить его поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает – это очень трудно…». Также отмечал, что не может быть «уединенного средства», т.е., нельзя все задачи решить одним средством. По его мнению, прежде всего, существует не проблема воспитания правонарушителей, а проблема воспитания вообще [3].
По мнению С.А. Козловой, постепенное понимание и осознание своих прав способствует тому, что ребенок приучается быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др. считали, что правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, к трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка ориентирами для подражания. Вместе с тем у него должно быть сформировано понимание того, что хорошо и что плохо; почему одни поступки скверные, а другие заслуживают одобрения. Исследователи подчеркивали, что первые представления о правах человека приобретаются в дошкольном детстве. В этом возрасте у детей дошкольного возраста начинают наиболее активно формироваться взгляды, жизненные позиции и убеждения [8].
Е.В. Татаринцева выделила важнейшие позиции, которые занимает Европейский суд, вытекающие из правоотношений по воспитанию ребенка в семье и путей гармонизации отношений, выделила направления правовой воспитательной работы и пути её совершенствования [5].
Интересны работы и публикации Т.А. Шорыгиной, в которых автор предлагает беседы с детьми старшего дошкольного возраста по правовому и нравственному воспитанию в доступной и интересной форме, с использованием стихов, сказок, рассказов. В 2022 году утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования, компонентом которой является Программа воспитания.
В Программе под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [6].
В своем исследовании мы исходим из понимания, что правовое воспитание следует рассматривать как один из содержательных компонентов воспитания в дошкольной образовательной организации. Это совместная деятельность воспитателя и воспитуемых, направленная на формирование правовой личности, создание условий для ее правовой социализации на основе принятых в обществе норм правомерного поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, предполагающая формирование свойств и качеств личности, образующих правосознание и выступающих внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах жизнедеятельности, регулируемых нормами права.
В результате анализа научно - педагогической деятельности, исследований и образовательной практики по вопросам правового воспитания выявляется противоречие между осознанием исследователями и педагогами - практиками необходимости правового воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических рекомендаций для осуществления правового воспитания в дошкольной образовательной организации.
1.2. Формы, методы, средства правового воспитания детей старшего
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
По содержанию смысл и цель правового воспитания заключается в повышении индивидуального или группового правосознания до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация и опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть предложены соответствующими средствами, формами и методами сознанию образованных. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
В процессе правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях могут применяться различные организационные формы и методы работы [35, с. 108].
Соответственно, перед педагогами ставится задача донести до своего сознания «Конвенцию о правах ребенка» в доступной форме. Большинство дошкольных образовательных учреждений считают правовое воспитание одним из приоритетных направлений своей деятельности.
При организации работы по юридическому воспитанию предлагается опираться на игровую и художественно-производственную деятельность. И организовать работу по 3 направлениям: с воспитателями, с родителями, с детьми.
Правовое воспитание в детском саду проходит в форме игровых и познавательных ситуаций, которые способствуют пониманию детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, толерантности и уважения ко всем людям.
Например, серия образовательных мероприятий «Приключения маленького человека»; настольные, напольные и настенные игры-путешествия по земному шару, по географической карте мира, ковровой карте; этические беседы; просмотр иллюстраций из книг, отражающих морально-правовую тематику. В работе широко используются хороводные игры, «игры на братание» и «игры на похвалу». Желательно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, они закрепляют мысль о том, что каждый ребенок может иметь личные вещи (игрушки, книги и т. д.), учиться бережно относиться к своим и чужим вещам. Когда проходит выставка, они всем рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога [21, с. 41]. Формами правового воспитания являются: индивидуальная, коллективная, групповая.
Формы работы с родителями: общая, групповая (дни открытых дверей, презентации дошкольного образования, конкурсы, выставки, анкетирование, встречи, консультации, вечера вопросов и ответов, круглые столы и др., информационные и тематические стенды, фотомонтажи) проектные), индивидуальные (беседы, консультации, задания родителям и др.)
Методы (совокупность приемов и способов воздействия для достижения целей) играют важную роль в юридическом воспитании. К основным методам правового воспитания относятся: убеждение, поощрение, принуждение, пример, упражнения, конкурсы, наблюдения [31].
Метод убеждения обеспечивает воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитанников невербальными и вербальными средствами с целью формирования у них активной позиции и положительных личностных качеств.
Метод поощрения представляет собой совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования наилучших результатов разносторонней деятельности человека, ее успехов в учебе.
Метод принуждения охватывает систему приемов и методов, с помощью которых воспитатель заставляет питомца развивать и совершенствовать его лучшие качества, отказываться от вредных привычек.
Метод примера – это целенаправленное, планомерное, планомерное и планомерное воздействие на сознание и поведение человека набором положительных личных примеров воспитателей, а также всеми другими видами положительных примеров.
Метод соревнования в правильной воспитательной работе позволяет создать атмосферу здоровой конкуренции, выравнивания с руководителями, стимулируя сотрудничество между всеми участниками правильного воспитательного процесса, а также, что очень важно, обеспечивает сплоченность, взаимоуважение и взаимопонимание в команда.
Метод наблюдения предполагает целенаправленную, планомерную и планомерную, по заранее разработанным планам или программам, фиксацию тех явлений, явлений, которые интересуют учителя, с целью их обработки, исследования, анализа и дальнейшего использования в практической учебной деятельности.
Начиная работу с детьми по правовому воспитанию, выделяют ряд проблем:
– какие статьи Конвенции следует изучать с детьми, какие права можно и нужно реализовывать в дошкольном учреждении;
– как сделать содержание этих статей и их смысл более понятным и доступным для детей;
– через какие формы работы с детьми целесообразнее осуществлять эту деятельность [32, с. 34].
Работу по правовому воспитанию старших дошкольников следует вести по трем направлениям:
– подача информационного материала;
– практическое участие детей в специально организованных ситуациях;
– контроль за самостоятельным переносом полученных знаний и умений на практику.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.Г. Психологические аспекты правового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Управление образованием: теория и практика. 2022. №1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-pravovogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.05.2023).
2. Андрушишин Р.А. Этапы организации правового воспитания в современном обществе // Закон и Жизнь. 2015. №1 (277). С. 31-34.
3. Бичева И.Б., Гладкова Н.Е. Актуальность правового воспитания в дошкольной образовательной организации // Перспективы Науки и Образования, 2017. №5 (29). С. 45 – 49
4. Бунегина В.А. Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.А. Бунегина // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами: сб. материалов Междунар. педагогич. форума. - 2017. - С. 134-137.
5. Вахрушева, Л.Н., Мокеева, С.В. Формирование представлений о правах у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры // Вестник ВятГУ: науч. электрон. журн. – 2018. – С. 81–90.
6. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
7. Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. – 2009. – № 1. – С. 63–65.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. 10 дек. URL: http://referatwork.ru/spisok_literaturi/oformlenie_spiska_ literaturi_ gost_7-1-2003_7-0-5-2008_2014.html (дата обращения: 17.05.2023).
9. Гуменюк М.Н. Правовое воспитание детей дошкольного возраста / М.Н. Гуменюк, М.Г. Ходаева, С.А. Трубицына // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сб. материалов XIV Междунар. научно- практ. конф. - 2019. - С. 12- 15.
10. Данилина, Т.А., Лагода, Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева, – 4 – е изд. испр. и доп. – М.: АРК-ТИ, 2006. – 112 с.
11. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
12. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
13. Житаева, Е. В. Правовое воспитание старших дошкольников в современном мире / Е. В. Житаева, В. В. Доронихина // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 10–11 ноября 2022 года / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 167-168. – EDN TYRYOM.
14. Козлова, С.А. Мы имеем право!: учеб.-метод. пособие для пед. коллективов детских дошк. учрежд. М.: Обруч, 2010. 208 с.
15. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 17.05.2023).
16. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: Творческий центр Сфера, 2007. – 72 с.
17. Кочергина, В. Правовое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6. – С. 2 –25.
18. Масесьянц Е.П. Правовое воспитание детей, как предпосылки к формированию правовой грамотности / Е.П. Масесьянц // Вопросы педагогики. - 2017. - No 10. - С. 52 - 56.
19. Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
20. Мокеева, С.В., Вахрушева, Л.Н. Развитие представлений о правах детей 5–6 лет в процессе познавательной беседы // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. – 2017. – Т. 29. – С. 237–242.
21. Никитин, А. Ф. Обучение правам человека. – М., 1990. – С. 54–56.
22. Никитин, А. Ф. Педагогика прав человека. Пособие для учителей. – М., 1993. – С. 41.
23. Пидюрова, В. А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правовой культурой / В. А. Пидюрова // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ современной педагогики и психологии : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 марта 2022 года. – Петрозаводcк: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 172-177. – EDN HRKAJM.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 17.05.2023).
25. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методика. – М.: Высшая школа, 1990. – 174 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.10.2013 г. URL: http//www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 18.05.2023).
27. Федотова С.В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека // Современное образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - Москва, 1998. - С. 94-96.
28. Шорыгина, Т.А. Беседы о правах ребенка: метод. пособие для занятий с детьми 5–10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.