Фрагмент для ознакомления
2
Развлечения и праздники ставят своей целью и задачей развитие эмоциональной сферы, учат тонкости, чувствам и переживаниям, формируют при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.
.Для музыкальной педагогики знание особенностей эмоциональной жизни ребенка имеет особое значение. Это связано с тем, что эмоциональная жизнь является естественным выражением определенных качеств личности и ее развивающего потенциала.
Праздники и развлечения в дошкольном учреждении направлены на приобщение детей к музыкальному искусству. Они занимают приоритетное место в организации творческой деятельности и рассматриваются как основа формирования общей культуры.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
Развлечения и праздники носят компенсационный характер, так как возмещают рутину однообразной обстановки. Праздник должен быть красочным моментом в жизни ребенка, так как его цель – обогатить впечатления и развить творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор и знания об окружающем мире. Кроме того, развлечения играют особую роль в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети - непосредственные участники, участниками являются и взрослые и дети.
Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
Праздник формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через праздники и развлечения.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-рассмотреть роль праздников в развитии и воспитании дошкольников;
-изучить организацию праздников и развлечений в ДОУ;
-раскрыть методики организации проведения праздников и развлечений;
-подготовить сценарий к проведению праздника на примере ДОУ;
-провести праздничное мероприятие в ДОУ;
-изучить методические приёмы и рекомендации при организации развлечений и праздников в ДОУ.
Объект исследования - тематические занятия и праздники для детей дошкольного возраста ДОУ.
Предмет исследования специфика организации и проведения праздников и развлечений.
Методы исследования: изучение опыта, наблюдение, теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент.
Практическая значимость: результаты исследования могут представлять интерес специалистов в области дошкольного образования и воспитания, родителям и воспитанникам.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ПРАЗДНИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Роль праздников в развитии и воспитании дошкольников
Впечатления детства часто надолго остаются в памяти. Яркость их и богатство согревают и украшают душу человека на долгие годы. В цепочку радостных событий, незабываемых эмоций детства, особые чувства и переживания вносят именно праздники и развлечения.
Особой формой организации детской художественной деятельности для детей дошкольного возраста являются праздники и развлечения. Именно праздники оказывают большое влияние на чувства детей.
Для малышей, посещающих детские сады, регулярно проводят праздники, утренники, развлечения, посвященные различным праздничным датам. Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни это далеко не отдых. Утренники, развлечения в детском саду - это важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьезную эстетическую и моральную нагрузку.
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.
В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.
Меняется история Отечества, а вместе с ней меняется календарь праздников, но остаются неизменными христианские праздники.
Знание истоков культуры страны, обычаев и привычек ее народа ведет к пониманию истории своей страны и судьбы ее поколений. Праздники всегда выполняют важную социальную функцию и имеют глубокий смысл, который позволяет людям чувствовать себя людьми и частью группы. Внутри группы все формы и виды культурных проявлений, от принятых способов поведения до демонстрации одежды и исполнения традиционных ритуалов, происходят через праздники.
Очевидно, что каждый праздник несёт в себе функциональную нагрузку: воспитательную, информационную, развивающую, эстетическую, межличностную.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: "Без праздников не бывает детства!"
Праздники духовно обогащают детей, расширяют их знания об окружающем мире, помогают восстановить старые и добрые традиции, объединяют их, стимулируют творческую активность.
При подготовке праздника учителям, воспитателям и родителям необходимо руководствоваться интересами соответствующих детей и групп детей, готовящих праздник. Основными критериями при выборе материалов здесь являются развлекательность, жизнерадостность и веселье.
Праздники - это прекрасная ситуация для активизации языка и его коммуникативных функций. Детям нужна языковая среда. Она открывает богатые возможности для целостного развития ребенка. С первых лет жизни дети бессознательно тянутся к ярким, привлекательным предметам и получают удовольствие от блестящих игрушек, красочных цветов и предметов. Эти вещи вызывают радость и интерес.
В процессе эстетического воспитания происходит переход от безответственной реакции на яркие и красивые вещи к сознательному признанию красоты. Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.
Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое чувство тесно связано с эмоциями и переживаниями. Эстетика характеризуется бескорыстным удовольствием, легким эмоциональным возбуждением, возникающим при встрече с чем-то прекрасным. Воспитателю необходимо вести ребенка от восприятия красоты и эмоциональной реакции на красоту к формированию и пониманию эстетических идей, суждений и оценок.
Это требует от педагога умения систематически и тонко внедрять красоту в жизнь ребенка и всячески украшать окружающее пространство.
Праздники могут быть радостью общения, творчества и со-творчества, самовыражения, освобождения и самореализации. В любом празднике присутствует множество различных видов искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима и т.д.
Таким образом, праздник - это синтез практически всех видов искусства. Кроме того, широкое использование искусства в работе с глухими детьми позволяет расширить их кругозор, сформировать взгляды и поведенческие нормы, развить творческие способности.
В разнообразных видах деятельности проявляется мотивация детей, формируются определенные навыки и умения. На мероприятиях дети не только разговаривают, но и танцуют, поют, рисуют. Дети учатся согласовывать свои движения с ритмом музыки, различать темп музыки, отражать его в своих движениях и игре, сопровождать его речью.
Праздничная атмосфера, красота обстановки, костюмы, хорошо подобранный репертуар и красочность выступлений детей являются важными элементами эстетического воспитания. Участие детей в песнях, играх, хороводах и танцах укрепляет и развивает их организм, улучшает координацию движений.
Праздники и развлечения – веселые и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетание различных видов искусства оказывает значительное влияние на чувства и сознание детей.
П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей:
-они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;
- произведение фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства;
- участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.
Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается, прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду».
При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников.
Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.
1.2 Организация праздников и развлечений в ДОУ
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, цель которых - порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе, рассказать поучительные истории о взаимоотношениях между самыми разными ее обитателями.
Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия).
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка.
Одна из основных целей праздничных мероприятий в ДОУ – создание у ребенка радостного настроения, формирование положительного эмоционального подъема и сформированности праздничной культуры. Поэтому важно не допустить формализма и однообразия при их проведении, необходимо продумать художественные элементы праздника и тщательно отобрать песни, стихи, музыку, игры, танцы.
Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.
Основную идею праздника следует доносить до детей в образной форме, а его содержание должно позволить каждому ребенку проявить творческую инициативу в разнообразной художественной деятельности. Взаимосвязь различных видов искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства, танцев, театрализованной деятельности) обогащает эмоциональную атмосферу праздника, развивает у детей эстетические чувства и эстетическое мировосприятие.
Музыка, являясь ведущим компонентом праздника, объединяет все виды искусства, способствует созданию у детей настроения, соответствующего тематике праздника.
Формы развлечений и праздников могут быть многообразны, вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности.
Многообразие форм и видов праздников и развлечений позволяет спланировать их таким образом, чтобы нагрузка на подготовку и проведение равномерно распределялась между музыкальным руководителем, воспитателями и между детьми. Необходимо иметь график проведения развлечений в каждой возрастной группе и общий для детского сада. Он и поможет распределить обязанности по организации развлечений с учетом разнообразия форм и видов, доступности содержания для детей данной возрастной группы.
Детский праздник может проводиться в разных формах:
1) утренника, во время которого дети исполняют заранее выученный
репертуар в соответствии с темой праздника – стихи, песни, танцы, игры и т.п.;
2) как музыкально-литературная композиция или театрализованное
действие на основе определенного сюжета;
3) праздничного концерта, в котором основными участниками становятся дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями);
4) комплексных или тематических занятий, например, День защитника детей;
5) спектакля на основе литературного или музыкального произведения;
6) на основе фольклорного материала, при проведении которого важны знания детей о народных традициях.
Праздники не должны напоминать показательные отчетные мероприятия, предназначенные для демонстрации родителям достижений детей. Дети должны обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию.
В детском празднике как одном из видов творческой дея¬тельности необходимо учесть заранее запланированные моменты и возможность импровизации. Для того чтобы праздник получился, необходимо составить четкий план организации и проведения праздника, в котором необходимо учесть все организационные, методические, психолого-педагогические, музыкально-эстетические критерии, выстроить его структуру, определить тематику и продумать содержание.
В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены педагогического коллектива, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы.
Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая стихотворения, инсценировки и сюрпризы. В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.
Перспективное планирование позволяет без спешки подготовиться к празднику. Праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия за 1,5-2 месяца до праздника.
Распределение музыкального репертуара позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им нужно объяснить, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.
Далее начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.
Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.
К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука.
Лучше всего отшлифовать программу праздника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную (техническую) репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.
Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он как бы объединяет детей и взрослых, создает хорошее настроение, быстро ориентируется в том, что происходит, и оживляет весь праздник. Ведущий должен владеть хорошей литературной речью, уметь шутить и, что особенно
Показать больше