Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы определяется тем, что умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Большое значение играет развитие и наблюдение объектов живой природы у детей дошкольного учреждения – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть, которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических знаний.
Значимость экологического образования дошкольников подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, примерными программами, рекомендованными к применению в дошкольных образовательных организациях. В этой связи, одним из важных направлений умственного развития дошкольников выступает формирование системных системных знаний о природе посредством наблюдения.
Системные экологические знания – это знания, включающие совокупность объективных существенных связей: целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая методическая значимость в формирование экологических системных знаний у детей, определили тему дипломной работы: «Формирование системных знаний о природе у старших дошкольников в процессе организации наблюдений».
Цель дипломной работы: теоретическое обоснование и организация опытно- практической деятельности, направленной на формирование системных знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами метода наблюдения.
Объект исследования: возможности метода наблюдения в развитии детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование экологических системных знаний у детей старшего дошкольного возраста через метод наблюдения.
Задачи дипломной работы:
1. Выявить сущность экологических системных знаний.
2. Рассмотреть сущность понятия метода наблюдения.
3. Изучить особенности использования метода наблюдения за объектами живой природы в старшем дошкольном возрасте.
4. Организация и проведение опытно-практической деятельности, направленной на формирование системных знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами метода наблюдения.
5. Обобщение результатов, рефлексия.
Теоретическая значимость: теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических и методических подходов по проблеме формирования системных системных знаний о природе посредством наблюдения за объектами живой природы у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая значимость: организация и проведение опытно-практической деятельности, направленной на формирование системных знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами метода наблюдения.
Методы дипломной работы: анализ педагогической литературы, обобщение, классификация, наблюдение, сравнение.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-практической), заключения. Списка информационных источников, приложений.
1. Теоретические основы проблемы формирования системных знаний о природе у детей дошкольного возраста
1.1 Формирование системных знаний как основа экологического образования детей дошкольного возраста
Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей природой осуществляется в образовательной среде «Познавательное развитие» и направлен на решение следующих педагогических задач:
получение дошкольниками первичных знаний о явлениях и объектах живой и неживой природы;
привитие детям созидательной, благожелательной, заботливой манеры поведения по отношению к окружающей природе. Как следует из ФГОС ДО, экологическое воспитание детей в дошкольных организациях заключается в постоянном развитии личности воспитанников и привитии им основ экологической культуры.
Многие специалисты в области педагогики и экологии склонны отождествлять в своих исследованиях понятия экологической культуры и экологического воспитания. Другие же исследователи полагают, что развитие экологической культуры является конечной целью воспитательной деятельности и критерий развитого экологического сознания [1-4].
Формирование экологической культуры осуществляется постепенно и занимает многие годы обучения и развития индивида. Точкой отсчета в процессе развития экологической культуры человека является дошкольный возраст – период закладывания базовых знаний и знаний ребенка об окружающем мире, а также интенсивного предметного взаимодействия с природной средой.
Показателями высокой экологической культуры у дошкольников являются:
наличие фундаментальных знаний об окружающей среде и имеющихся природных взаимосвязях;
проявление заботы по отношению к природным объектам;
знание и соблюдение основ здорового образа жизни;
обладание морально-поведенческими экологическими стандартами; проявление сочувствия и сострадания по отношению к живым природным объектам;
умение получать положительные эмоции от созерцания природных объектов и явлений;
способность вести самостоятельную познавательную деятельность в природной среде.
Дошкольный возраст является очень важным периодом, поскольку от рождения до достижения семи лет у ребенка формируется его уникальная личность – дети активно развиваются, совершенствуют свои физические и нравственные способности.
Результатом интенсивного роста и развития в течение семи первых лет становится формирование самосознания, и выражается это в таких аспектах, как отделении своей личности от остального мира, осознание своей значимости и роли в процессе взаимодействия с окружающими и близкими, сознательное ориентирование в предметно-природной среде и осознание ее ценности [6-10].
Для периода дошкольного детства характерна яркая эмоциональная реакция на изучаемый материал, преимущественное образное и чувственное восприятие внешнего мира, а также склонность к правополушарному образу действий. В дошкольном возрасте очень важная роль отводится систематическому общению детей с природой, основанному на наглядносенсорном восприятии. Основной задачей работы педагога с детьми дошкольного возраста при организации деятельности по экологическому воспитанию является развитие экологической культуры.
Это означает и передачу воспитанникам экологических знаний, и стимулирование заинтересованности дошкольников в сохранении и преумножении природного богатства, и привитие культуры поведения по отношению к окружающему миру, и закрепление будущей личной мотивации детей следовать экологическим поведенческим принципам. Становление экологической культуры дошкольников – весьма сложный и многогранный процесс, эффективность которого определяется степенью развитости экологической культуры окружающих ребенка взрослых (родителей, педагогов, родственников и др.), личным практическим опытом деятельности в природной среде, а также экологической направленностью информационного потока, идущего из Интернета, книг и СМИ.
Современный подход к воспитанию детей дошкольного возраста, и в частности, к формированию экологической культуры ребенка, основывается на всестороннем изучении данной проблемы (Н.Ф. Винокурова, Н.С. Дежникова, 85 Б.Т. Лихачев, С.Н. Николаева, В.Н. Осокина, Н.А. Рыжова, Л.П. Симонова, В.А. Ясвина и пр.) Например, известный отечественный педагог и психолог Б.Т. Лихачев полагал, что экологическая культура есть не что иное, как результат развития экологического сознания, которое, в свою очередь, способствует привитию истинной интеллигентности.
Согласно Б.Т. Лихачеву, экологическая культура должна основываться на знаниях о природе, обогащать морально-эстетические чувства и эмоции от взаимодействия с природными объектами, а также содержать сильную мотивацию к целесообразной экологической деятельности. Таким образом, если совместить представленные выше подходы к проблеме экологической культуры, то она включает в себя полученные сведения о природных закономерностях, осознанное решение о необходимости ориентироваться на данные закономерности при взаимодействии с окружающим миром, формирование ответственности за свое поведение при регулировании взаимоотношений с природой и понимание о воздействии на здоровье окружающих.
Иными словами, термин «экологическая культура» призван объединить в себе умственные, эстетические, нравственные и поведенческие аспекты жизни общества, бытовую и трудовую практическую деятельность человека. Как считали О.М. Газина и В.Г.
Фокина, главная задача экологически направленного педагогического воздействия в дошкольных организациях – это привитие первоначальных элементов экологической культуры, чье развитие может быть охарактеризовано: накопленными экологическими знаниями, а также поведенческая и чувственная культура личности [5].
Решение данной задачи основывается на определении содержания системных знаний о природе и структуры экологических навыков гуманного и высоконравственного свойства. Основная цель экологического воспитания может быть уточнена в поставленных исследователями задачах: обогащение природоведческих знаний; расширение когнитивных навыков; привитие ответственного отношения к природным объектам, гуманного поведения в бытовой и трудовой деятельности; эстетическое восприятие природной среды; привитие культурных стандартов поведения в природе.
Не стоит также забывать, что развитие экологической культуры неразрывно связано с получением актуальной информации об экологической обстановке, осознания экологических проблем и постановки глобальных экологических задач. Знакомство подопечных с природоохранными мероприятиями и потребностью в них, возникающей на местном, государственном и глобальном уровне, а также осознание важных экологических проблем должно стать причиной возникновения у детей озабоченности в ситуации и интереса к экологическому воспитанию, что станет гражданским фундаментом для проводимого в дальнейшем направленного педагогического воздействия. Таким образом, закладываются предпосылки для развития экологического мировоззрения, оказывающего определяющее влияние на специфику будущего поведения, облегчающего глубокое восприятие экологических целей и задач воспитательной работы с дошкольниками.
Старшее дошкольное детство является очень ценным периодом для организации деятельности, направленной на привитие ребенку экологических стандартов поведения, поскольку психика детей этого возраста претерпевает бурные изменения, способные оказать сильное влияние на процесс развития экологической культуры индивида.
Качественные психические преобразования отражаются в более осознанном взаимодействии с внешним миром, окончании отождествления себя с природой, обособлении себя от остального мира, самоидентификации. Дети старшего дошкольного возраста перестают столь остро ощущать единство с природой, круг их интересов перемещается на общество и свое окружение – на друзей и знакомых.
В старшей дошкольной группе дошкольники имеют уже достаточно обширный багаж знаний природоведческого и природоохранного характера, умеют ухаживать за объектами живой природы (растениях, животных, птицах). В связи с этим, в этом возрасте основной задачей педагога является формирование у подопечных общих знаний о сезонах, природных явлениях, привитию элементарных основ экологической безопасности. Старшие дошкольники демонстрируют более осознанное следование усвоенным правилам экологического поведения, у них усиливается заинтересованность в конкретных видах деятельности, умение давать мотивированную оценку действиям окружающих в природной среде, эмоциональная реакция и общая осознанность.
В ходе развития экологической культуры старших дошкольников, как правило, выделяются три основных этапа, различающихся между собой уровнем накопленных теоретических и практических знаний и главными характеристиками экологического мировоззрения:
успешное овладение стандартами экологической безопасности, привитие привычек созидательного взаимодействия с окружающей средой;
возникновение потребности в расширении знаний и опыта природоохранного характера, дальнейшее применение их на практике;
усиление заинтересованности во взаимодействии с объектами живой природы, сопереживание и сострадание к людям и живым существам;
заботливое поведение в отношении окружающего мира;
получение эмоционального отклика от эстетического любования природой, потребность в творческом самовыражении;
инициативность при поиске решений проблемных экологических ситуаций. Дети старшей дошкольной группы способны обогащать свой природоведческий комплекс знаний и опыта благодаря:
взаимодействию с объектами живой природы, получению новых чувственных переживаний;
наблюдению за природными явлениями, проясняемыми со стороны взрослого;
элементарным нравственным оценкам поступков (плохо или хорошо); следованию предлагаемым воспитателем нормам поведения;
получению удовлетворения от красоты окружающей среды;
творческой реализации полученных переживаний в рисунках и рассказах;
мотивации к экологическому образованию;
бережной деятельности с предметно-вещественной средой;
наблюдениям за бытовой, трудовой и природоохранной деятельностью окружающих, участие в этой деятельности. Совершенствование экологической культуры дошкольников, развитие у ребенка умений бережливого применения природных богатств, привитие активного экологического мировоззрения и чувства ответственности за будущее состояние мира – вот главные задачи экологического воспитания детей.
Для осуществления процесса педагогического воздействия в среде старших дошкольников требуется грамотная организация нравственного и экологического образования, способствующего освоению принципов регулирования взаимоотношений с природой.
Экологическое воспитание – это одно из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Экологическое воспитание является одним из важных средств всестороннего развития ребенка- дошкольника в формировании системы знаний о природе и воспитании осознанного отношения к ней. Базовой основой экологического воспитания является программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл данного раздела состоит в том, чтобы научить дошкольников ориентироваться в различных явлениях природы, которые главным образом доступны непосредственному наблюдению, т.е. научить различать растения и животных, давать им отдельные характеристики, если возможно устанавливать причинно-следственные связи.
В классической экологии центральными понятиями являются:
1. Взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. /сост. С.Н.Николаева – Ниж. Новгород, 2016., с. 85., 93.
2. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В "Природа и творчество в семейных мастерских". // ЭКОС-Информ, N6. Стр. 65-68.
3. Асланиди К.Б,. Потапова. Т.В. "Рекомендации по созданию эколого-образовательного Центра". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 1995. Стр. 112-115.
4. Асланиди К.Б. Потапова. Т.В. "Опыт разработки экологического образования программ негосударственным предприятием". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 2021. Стр. 104-112.
5. Асланиди К.Б. Потапова. Т.В. "Развитие знаний о содержании, формам и методах экологического образования в России конца 20 века". // Сб. "Вместе со всей планетой". Пущино. ОНТИ НЦБИ 2021. стр. 14-30.
6. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2016. N 5. С. 80-82.
7. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. – № 7. – С. 36-42.
8. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии– Ч.2.– М.,1981/
9. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1994., с. 202.
10. Взаимодействие общество и природы: философско-методологические аспекты экологической проблемы. /Отв. ред. Е.Т. Фаддеев. – М., 1986.
11. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5.
12. Воронкова А.В. Методики и эксперименты по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: МГУ. – 2008 – 113 с. 2. Трохина Г.Г. Наблюдение на прогулке. Воспитатель. – №1. – 2007. – с. 41–43.
13. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//История совет¬ской дошкольной педагогики: Хрестоматия.-М.: Просвещение, 1988
14. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей., изд-во Сфера. М.:2019, с. 245
15. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2016. N 7. С. 31-34.
16. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2021. N 7. С.7-9
17. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 56 с.
18. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2013
19. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев И.О. Экологическое знание и сознание. – Новосибирск, 2020
20. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2013. - 319 с.
21. Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2017. – 325с.
22. Роль наблюдений в развитии младших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-nablyudenii-v-razvitimladshih-doshkolnikov.html
23. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2021. N 7. С. 26-34.