- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Конституционная защита социальных прав и свобод личности
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Право социального обеспечения
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Конституционная защита социальных прав и свобод личности"?59 страниц
60 источников
Добавлена 12.07.2024
11225 ₽
22450 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Актуальные вопросы осуществления конституционной защиты прав и свобод личности
1.1 Понятие конституционной защита социальных прав и свобод
1.2 Система обеспечения и защиты прав и свобод личности
1.3 Особенности осуществления конституционной защиты социальных прав и свобод личности
Глава 2. Теоретические аспекты закрепления и защиты социальных прав и свобод личности
2.1 Анализ закрепления прав и свобод человека в Конституции РФ
2.2 Социальные права и свободы личности в системе конституционных прав и свобод граждан
2.3 Конституционные гарантии защиты социальных прав и свобод личности
Заключение
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления 2
объективным – это значит, что спор о правах реально существует;
субъективным – это значит, что стороны не могут договориться без помощи третьей стороны.
Понятие «правовая защита» трактуется различными источниками по-разному. К примеру, А.В. Мауль писал: «судебная безопасность — это государственная защита прав и свобод человека» [59].
Установленное законом право на получение судебной защиты реализуется во всех сферах правовой деятельности.
Независимо от формы деятельности: конституционной, уголовной, гражданской и других, действия всех ее участников должны быть направлены на защиту прав и свобод человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что конституционная защита прав и свобод личности является частью судебной защиты таких прав.
К основным характеристикам конституционной защиты можно отнести следующие особенности, закрепленные в Конституции нашей страны:
1. Право на такую защиту невозможно регулировать или отозвать;
2. Все граждане Российской Федерации имеют право на такую защиту.
Судебная защита – ключевое направление в методике защиты прав и свобод личности.
В качестве элементов судебной защиты следует рассматривать не только деятельность судов общей юрисдикции, но также и Конституционного суда РФ и субъектов федерации. Здесь следует говорить, в том числе, о правотворческой функции, которой наделен данный суд.
В судебном порядке решаются разного рода споры, относящиеся к вопросам нарушения конституционных прав.
Многие исследователи посвящали свои труды вопросам защиты прав и свобод личности, среди которых можно выделить следующих: А.Н. Головистик, И.И. Лукашук, А.Ф. Романенков, A.M. Потапов и других. Не смотря на достаточно большое количество исследований в этой области, некоторые вопросы, касающиеся конституционной защиты прав и свобод, являются не решенными. Поэтому на современном этапе тема исследования остается актуальной.
Далее перейдем к определению понятия конституционной защиты. Ряд авторов приравнивают понятие конституционной защиты социальных прав к деятельности Конституционного суда РФ по защите социальных прав и свобод граждан (конституционного судопроизводства).
Рассматривая понятие конституционного судопроизводства, следует отметить, что на сегодняшний день в научной среде не сложилось единого подхода относительно того, что следует понимать под феноменом конституционного судопроизводства. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ в нашей стране оно осуществляется системой государственных судов строго в определенных действующим законодательством процессуальных формах.
В качестве первой такой формы значится конституционное судопроизводство, что дает возможность говорить о нем, как о самостоятельном и ставить в один ряд с судопроизводством по другим видам дел.
При этом конституционное судопроизводство представляет собой особую разновидность государственной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Без всякого сомнения Конституционный Суд, наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами, осуществляет государственную защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов граждан нашей страны. Рядом авторов, к числу которых относится Е.А. Ершова было высказано мнение о том, что Конституционный Суд следует рассматривать, как специализированный суд [45; 41]. Данное мнение весьма противоречиво, ведь специализированные суды, в соответствии со ст. 3 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» [5] «надлежит включать в систему судов общей юрисдикции». В таком случае можно подразумевать военные суды, либо же включать в систему арбитражных судов. В качестве такого примера следует привести суд по интеллектуальным правам. При этом Конституционный Суд РФ следует рассматривать в качестве независимого и полностью самостоятельного органа судебной власти, который именовать специализированным не представляется возможным.
Кроме того следует отметить, что, говоря о компетенции Конституционного Суда не следует ограничивать ее лишь рамками Конституции РФ, либо ФЗ «О Конституционном Суде РФ» [6].Таким образом, принимая во внимание характер деятельности Конституционного Суда, следует признать, что его следует рассматривать в качестве органа правосудия, обладающего самой широкой и высокой юрисдикцией.
В то же время следует согласиться с мнением тех авторов, которые, комментируя положения Конституции РФ указывают, что в связи с наличием особого статуса Конституционный суд следует рассматривать в качестве основного звена в механизме конституционного контроля. В.Д. Зорькин также отмечает, что Конституционный суд является высшим конституционным органом, который находится на одном уровне с федеральными институтами президентской, законодательной и исполнительной властей. Сравнивая с иными судебными органами только компетенция Конституционного суда , также как и компетенция Президента и Правительства РФ, определена в статьях Конституции РФ. В соответствии с положениями Конституции РФ установлено, что «полномочия, образование и деятельность Конституционного Суда установлены в соответствии с Законом о нем» [41;2].
Также говоря от полномочиях Конституционного Суда следует отметить, что круг данных полномочий достаточно широк, и в него входят в том числе вопросы защиты частных и публичных прав и интересов, а также вопросы толкования Конституции РФ, равно как вопросы, касающиеся проверки конституционности законов различных уровней. Таким образом, с помощью широкого объема полномочий, предоставленных в соответствии с действующим законодательством Конституционному Суду РФ, происходит процесс, позволяющий обеспечить незыблемость основ конституционного строя нашей страны. Исходя из этого, мы приходим к верному выводу, что предоставленная Конституционному Суду компетенция намного шире, чем компетенция иных судов различных уровней. К ней относится не только вопросы защиты прав, свобод и законных интересов граждан, но также вопросы судебного контроля за деятельностью законодательной и исполнительной властей [49;23].
Таким образом, в процессе конституционного производства Конституционным Судом осуществляется правосудие. Исходя из этого, можно сделать вывод, что конституционное правосудие имеет признаки самостоятельной процессуальной формы защиты. К таким признакам можно отнести то, что рассмотрение дела происходит в соответствии с правилами, которые обладают императивный характер, кроме того, результат судебной деятельности обеспечен возможностью применения мер государственного принуждения. В Постановлении КС РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации [17] также отмечено, что конституционное судопроизводство является специфической формой осуществления правосудия [48;32].
Таким образом, конституционное судопроизводство следует считать проявлением одной из процессуальных форм защиты социальных прав, граждан, а также его следует рассматривать в качестве средства отправления правосудия. В соответствии с положениями Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на защиту социальных прав и свобод, которое является неотчуждаемым.
Интерес научного сообщества к феномену конституционной защиты социальных прав повысился в связи с появлением в Конституции РФ положений, которые конкретизируют отдельные параметры системы социальной защиты. В качестве примера приведем тот факт, что на сегодняшний день в нашей стране предусмотрено формирование в системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержка ее эффективного функционирования, осуществление индексации пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом; гарантируется в соответствии с федеральным законом обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
В литературе высказаны различные оценки приведенных новелл. Так, М.В. Пресняков поддерживает конституционализацию принципа солидарности поколений применительно к организации пенсионной системы, а в отношении индексации социальных выплат полагает необходимым установить в Конституции не просто ее обязательность, но и ее критерий, в качестве которого избрать индекс роста потребительских цен [58;51].
Отметим, что доктринальный аспект конституционной защиты социальных прав отражает влияние правовых позиций Конституционного Суда на углубление современных научных представлений о сущности социальных прав и способах их защиты. Специфика Конституционного Судопроизводства обусловливает одновременно и необходимость, и возможность всестороннего и детального исследования правовой проблемы, поставленной в обращении. Необходимость такого подхода предопределяется статусом Конституционного Суда как высшего судебного органа конституционного контроля, включая его полномочия по оценке конституционности законов и некоторых иных нормативных актов. В данном контексте следует указать также на юридическую силу решений Конституционного Суда, включая их непосредственное действие, обязательность исполнения и окончательный характер.
Таким образом, на конституционном уровне предусмотрен эффективный механизм защиты социальных прав и свобод личности.
Подводя итог исследования вопроса, связанного с разрытием понятия конституционной формы защиты социальных прав и свобод необходимо отметить, что механизм защиты основан на различных способах защиты, основной из которой выступает судебная форма защиты. При этом реализация судебной формы защиты основывается на нормах Конституции РФ и включает в себя защиту прав в рамках гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства. При этом Конституционный суд обладает полномочием выносить решения, которые впоследствии могут изменить и отменять некоторые нормы федеральных законов по причине несоответствия их Конституции в области реализации социальных прав личности.
1.2 Система обеспечения и защиты прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации
Рассматривая вопрос, касающийся форм конституционно – правовой защиты социальных прав и свобод личности, считаем необходимым в первую очередь рассмотреть вопрос, касающийся определения понятия форм защиты социальных прав и свобод граждан. Так, в качестве названных форм следовать рассматривать определенный комплекс процедур и мер, которые законодательно регламентированы и осуществляются со стороны определенных органов, которые были созданы в соответствии с нормами Конституцией РФ, и применимы гражданами страны в рамках реализации правозащитного процесса. Данные формы имеют своей целью восстановление нарушенного права. Говоря о процедуре выбора определенной формы защиты, следует отметить, что подлежащая форма защиты должна быть выбрана в зависимости от того, какой право было нарушено и может переделяться:
1. Характером социальных прав, которые подлежат защите;
2. Особенностями и компетенцией органов, рассматривающих данное требование;
3. Особенностями порядка рассмотрения требования;
4. Конкретно существующими юридическими или фактическими условиями, в которых оказались лица, чьи социальные права были нарушены.
Говоря о формах конституционно-правовой защиты социальных прав, следует привести мнение О.Е. Кутафина, который отмечал, что на сегодняшний день в сложившейся действительности наблюдается рост преступности, происходит процесс «обнищания», а также происходит нарушение прав человека. Все это обуславливает особую важность признания прав и свобод человека высшей ценностью. Однако заложенный в нормах конституционного права демократический потенциал служит основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство» [35;48].
Согласно Конституции Российская Федерация является социально-правовым государством, деятельность учреждений и должностных лиц которого направлена на всеобщее благо. Они отвечают, в том числе, за полную реализацию и защиту различных видов прав, принадлежащих гражданам Российской Федерации, к которым в полной мере относятся и социальные права, и свободы личности. Права человека признаются высшей ценностью, должны соблюдаться и подлежат защите. Все это является обязанностью государства [36;51].
Следует обратить внимание на тот факт, что ряд авторов, в том числе Е.И. Козлова акцентировала внимание на том, что основой конституционного строя РФ является социальная государственность. Обратимся также к мнению О.Е. Кутафина, в соответствии с которым были проанализированы первостепенные задачи, которые присущи социальной государственности. Так, в качестве основного призвания социального государства рассматривается оказание всесторонней помощи слабым членам общества, а также оказание определенного влияния на распределение экономических благ, основой реализации которого является принцип социальной справедливости. Основной целью данного процесса признается обеспечение каждого члена общества достойного уровня жизни [37;102].
В статье 7 Конституции РФ содержатся положения, которые раскрывают характеристику социальной государственности нашей страны, и, кроме того, в рамках основного закона закреплена охрана социальных прав, в том числе права на труд и здоровье. Охрана социальных прав должна осуществляться не только органами власти, но и другими субъектами правоотношений в пределах их компетенции. Данная обязанность заключается в раскрытии фактов или обстоятельств, создающих угрозу нарушения рассматриваемых прав.
Примером реализации права на охрану здоровья являются положения ст. 42 Конституции, которые утверждают право гражданина возмещать ущерб, причиненный его здоровью в последствии экологического преступления.
К тому же, с целью реализации защиты социальных прав и гарантии безопасности граждан в рамках федерального законодательства могут вводится некоторые ограничения.
Основными составляющими правовых механизмов защиты прав и свобод граждан РФ являются следующие элементы:
1. Все социальные права не могут отчуждаться, так как согласно статьям Основного Закона человек, а также его права и свободы – это высшая ценность для государства;
2. Признание здоровья гражданина как объекта субъективного конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь;
3. Признание предметом и целью деятельности государства соблюдение и защиту социальных прав [12].
В Российской Федерации происходят планомерные демократические и социальные преобразования, которые своим действием охватывают, в том числе, и реализацию конституционной защиты социальных прав и свобод личности.
Социальные права, равно как и их защиты приобретают приоритетное значение, как со стороны общества, так и со стороны государства; формируется понимание того факта, что реализация социальной политики, построение правового, демократического и социального государства невозможно без обеспечения должного уровня защиты существующих социальных прав. Различные формы защиты должны быть реализованы и обеспечены, в том числе, со стороны государственных органов.
Говоря о таком праве, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприятную окружающую среду жизни граждан в цивилизованном обществе выступают в качестве основных ценностей, их защита имеет приоритетное значение и подлежит всесторонней защите.
Переходя к рассмотрению различных форм защиты социальных прав, отметим, что, принимая во внимание отраслевое деление следует выделять такие формы защиты, как конституционные, гражданско-правовые, административные, уголовные и иные [54;16].
Разнообразие этих форм способствуют формированию у граждан права выбора наиболее эффективного способа защиты своих прав и свобод. Подтверждением этому служит цитата из разъяснения к определению от 02.07.2013 N 1054-О, которая гласит: «федеральному законодателю необходимо проявлять стремление к тому, чтобы вводимые им правовые механизмы обеспечивали гражданам максимально возможные гарантии защиты их прав [26].
Ведущую роль занимает, все-таки, конституционная защита. Со стороны Конституционного Суда был признан и официально привнесен в российское законодательство принцип социальной справедливости. В дальнейшем данный принцип нашел свое отражение и активно использовался при рассмотрении дел о защите социальных прав граждан.
Говоря о таком социальном праве, как право на здоровье, следует отметить, что принцип социальной справдливости также активно применяется и действует.
Говоря о формах конституционной защиты социальных прав, отдельно рассмотрим область реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основным регулирующими документом в данной области является Федеральный Закон N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Данный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Право оказания медицинской помощи распространяется на государственные и муниципальные медучреждения, а также на частные медицинские организации. Это находит подтверждение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 447-О от 14.12.2004. В соответствии с данным Определением исполнение предписаний, касающихся предоставления гражданам права на охрану здоровья и медицинскую помощь и о развитии государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения должно обеспечиваться всеми возможными способами, которые направлены на создание условий для эффективного, качественного и оперативного предоставления гражданам медицинских услуг, в связи с чем различные формы собственности в сфере здравоохранения должны быть рассмотрены на равных основаниях.
Данный подход позволяет оказывать достойную квалифицированную медицинскую помощь гражданам независимо от статуса организации. кроме того рассматриваемый подход дает возможность гражданам реализовать их социальное право на охрану здоровья различными способами, что создает дополнительные гарантии реализации данного права.
В результате введения конституционной реформы в 2020 году некоторые общие полномочия федеральных органов власти и власти субъектов в области здравоохранения были подвергнуты корректировке, а именно: «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение» [19].
Многоступенчатый процесс по реализации различных форм конституционно-правовой защиты социальных прав граждан включает в себя мероприятия правового, организационного, идеологического и экономического характера, способствующие формированию достаточного уровня эффективности в данном вопросе.
Подводя итоги, рассмотрения системы конституционной защиты социальных прав и свобод личности необходимо отметить, что в настоящее время существуют разнообразные элементы данной системы, включая различные субъекты защиты, в первую очередь это суды общей юрисдикции и конституционные суды, а так же органы государственной власти. Нормативной основой данной системы выступают положения Конституции РФ, а так же соответствующие нормы законодательства. В данную систему входят различные общественные отношения, в том числе отношения связанные с охраной здоровья граждан, отношения связанные с пенсионным обеспечением и иные отношения. В данную систему так же включаются вопросы развития защиты социальный прав и совершенствование данной защиты в связи с проведением Конституционной реформы.
1.3 Особенности осуществления конституционной защиты социальных прав и свобод личности
Вступление в силу Конституции РФ ознаменовало собой мощный толчок развития отраслевого законодательства, в том числе регламентирующего реализацию социальных прав и свобод граждан. Наряду с этим правовое регулирование защиты социальных прав и свобод граждан должно было соответствовать конституционным принципам и предписаниям, часть из которых были впервые сформулированы в Конституции 1993 г.
Идеология социального государства обязывает Российскую Федерацию проводить политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституционная защита социальных прав и свобод имеет специфические особенности. Согласно ст.7 Конституции РФ защита социальных прав и свобод включает в себя определенные гарантии, такие как: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия.
Фрагмент для ознакомления 3
1. "Всеобщая декларация прав человека" // Российская газета", 10.12.1998
2. "Международный пакт о гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 2020. N 144
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) "О судебной системе РФ" СЗ РФ 1994. N 13 Ст. 1447
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) "О Конституционном Суде РФ" //
7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" // "Российская газета", N 139, 21.07.1999.
9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.05.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // "Российская газета", N 248, 27.12.1996.
10. Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // СЗ РФ 2014 г. N 30 (часть I) ст. 4209
11. Федеральный закон 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". // СЗ РФ 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6907
12. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212
Судебная практика
13. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007) // Электронный ресурс] – Гарант. ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/ (дата обращения: 29.05.2023).
14. Постановление ЕСПЧ от 7 октября 2010 г. "Дело "Константин Маркин (Konstantin Markin) против России" (жалоба N 30078/06) [англ.] // Постановление получено с сервера Европейского суда по правам человека. URL: http://www.echr.coe.int.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 2404-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мехдиева Фамила Фахреддина оглы на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 и 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/
16. Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 1518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лукьяницы Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав и конституционных прав его несовершеннолетних детей Лукьяницы Владимира Александровича и Лукьяницы Николая Александровича положениями статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ" // [Электронный ресурс] –https:// online3.consultant.ru/ (дата обращения: 05.05.2023)
18. Определение Конституционного Суда РФ О принятии к рассмотрению запросов Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани о проверке конституционности пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. N 2.
19. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 447-О "По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 14. Ст. 1272.
20. Постановление Пленума ВС СССР от 03.07.1963 "О судебной практике по гражданским делам о взыскании излишне выплаченных сумм государственных пенсий"// "Бюллетень Верховного Суда СССР", N 4, 1963
21. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой" // Российская газета", N 113, 16.06.2001,
22. Постановления КС РФ от 24.02.1998 N 7-П, от 29.01.2004 N 2-П, от 23.12.2004 N 19-П, от 10.07.2007 N 9-П. // [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/
23. Постановления КС РФ от 15.07.2009 N 13-П, от 20.10.2010 N 18-П, от 17.05.2011 N 8-П// [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/
24. Определения КС РФ от 28.01.2016 N 61-О, от 06.06.2016 N 1155-О, от 19.12.2017 N 2929-О.// [Электронный ресурс]. URL: https://online3.consultant.ru/
25. Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1085-О-П "По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Колковой Валентины Евгеньевны частью четвертой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Российская газета", N 70, 22.04.2009
26. Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О "По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан Стародубова Ильи Александровича и Шишова Владимира Николаевича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 6, 2005
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 N 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина // Вестник Конституционного Суда РФ", N 1, 2011
Учебная и монографическая литература
28. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. М.: Юрист, 2005. 719 с
29. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 6 изд. М.: Норма, 2023. 704 с
30. Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.02 - Конституционное право; Муниципальное право / К.Б. Бароцкая; Науч. рук. В.И. Майоров. Челябинск,2006. 26 с
31. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. М.: Книжный мир, 2010. 848
32. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. М.: Эксмо, 2011. 560 с.
33. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 109
34. Глухарева Л.И. Методологические основы теории прав человека. М.: Логос, 2010. С. 32-33
35. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристь, 2001. С. 64.
36. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. С. 154.
37. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2008. С. 156.
38. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. 9-е изд., перераб. и доп. М : Издательство Юрайт, 2023. 528 с.
39. Неверов, А. Я. Конституционное право : учебное пособие для вузов / А. Я. Неверов. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 367 с.
Периодические издания
40. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 61 - 91.
41. Блохин П.Д. Участие Конституционного Суда РФ в деле формирования единообразной судебной практики // Закон. 2020. N 1. С. 85 - 97.
42. Зорькин В.Д. Обеспечение социальной справедливости и защита социальных прав граждан в конституционном правосудии // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 3. С. 2.
43. Пресняков М.В. Проблема содержательной определенности и конституционной защиты социальных прав // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 6. С. 16, 19
44. Варламова Н. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 4(71). С. 152 – 166
45. Гусева A. Механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ: к постановке проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 60–62.
46. Ершова Е.А. Правовая природа постановлений и определений Конституционного Суда РФ// Трудовое право. 2009. N 3.
47. Карташкин В.А., Вихрян А.П. Конституция России: права и свободы человека // Современное право. 2018. N 12. С. 20 - 28.
48. Кравцова Е.А.Социальная составляющая конституционного права на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 2. С. 50 – 52
49. Кудрявцев М. Порядок обращения в Конституционный Суд РФ// Законодательство и практика масс-медиа. 2003. N 9
50. Михайлова Е.В. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма защиты нарушенных прав // Российский судья", 2023, №1
51. Малютин Н.С. Тенденции модернизации конституционного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 3. С. 63 - 68.
52. Нелюбина Е.В. Понятие и место социальных прав в системе прав человека и гражданина / Е.В. Нелюбина // Государство и право. 2009. – № 8. – С. 101.
53. Подоплелова О.Г. Гендерные стереотипы в конституционном праве России: ловушка "особого отношения"? // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. N 3. С. 73 - 91.
54. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 2(24). С. 36 - 42.
55. Тимофеев И.В. О содержании права каждого на доступную и качественную медицинскую помощь в Конституции РФ, федеральном законодательстве и конституциях (уставах) субъектов РФ // Российское право: образование, практика, наука. 2019. N 1 (109). С. 14 - 19.
56. Тимофеев И.В. Внесудебные формы защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. N 2. С. 179 - 183.
57. Татаринов С.А. Некоторые особенности деятельности Конституционного Суда Российской Федерации в сфере осуществления нормоконтроля // Российское правосудие. 2010. N 7. С. 41
58. Тарибо Е.В. Судебный конституционный нормоконтроль: осмысление российского опыта. М., 2018.
59. Федорова М.Ю. Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты // Закон. 2020. N 12. С. 74 - 85.
60. Мауль А. В. Проблемы реализации судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / А. В. Мауль // Студенческий форум. – 2021. – № 8(144). – С. 53-55.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней