Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время договор аренды транспортных средств является одним из наиболее распространенных гражданско-правовых договоров в России: в хозяйственной деятельности многие предприятия используют транспортные средства для различных целей.
Обособление правовых норм, регулирующих отношения из договора аренды транспортного средства в отдельный параграф гл. 34 ГК РФ, и его выделение в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора: транспортные средства, являющиеся предметом данных договоров, могут использоваться только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа.
Так как совершается значительное количество сделок по аренде транспортных средств то появляется и множество самых разнообразных споров в исследуемой области. Причина таких споров кроется, прежде всего, в непонимании природы договора аренды транспортных средств и его существенных условий. Все это обуславливает необходимость изучения и совершенствования теории и практики использования правовых норм в области отношений, связанных с арендой транспортных средств.
Резюмируя все выше сказанное можно сделать определенные выводы об ее актуальности:
- повсеместно возникающие сложности при заключении и оформлении данного вида гражданско-правового договора;
- несовершенство законодательства, которое регулирует договор аренды транспортных средств;
- возрастающая потребность общества в обеспечении устойчивых гарантий защиты имущественных интересов участников гражданского оборота, в том числе, в сфере аренды транспортных средств.
Теоретической основой исследования договоров аренды транспортных средств занимались многие отечественные ученые, в том числе, Г.Ф. Шершеневич, П.П. Цитович, А.Ф. Федоров, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, K.M. Анненков, А.П. Башилов, Ю.С. Гамбаров, С.Ю. Рябиков, Л.В. Санникова, Н.В. Власова, С.В. Николюкин, Ю.В. Романец, Г.Е. Авилов, М.Н. Илюшина, А.Ф. Майфат и др. На сегодняшний день актуальными проблемами договоров аренды транспортных средств занимаются такие авторы как Е.А. Суханов, А.М. Эрделевский, И.Н. Галушина. Некоторые вопросы правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа рассматриваются в работах таких цивилистов как Г.Г. Иванов, Е.Л. Писаревский, В.П. Васькевич, М.Ю. Челышев.
В работах В.В. Шапошникова, Е.В. Поповой, А.С. Шаповаленко рассматриваются такие вопросы, как место договоров аренды транспортных средств в системе договоров, в системе сделок, договор аренды транспортных средств в сравнительно-правовом аспекте и др. Отдельные аспекты договоров аренды с экипажем и без экипажа затрагивались в научных исследованиях А.В. Егорова, М.В. Карпычева, К.С. Свиридова, И.Г. Абраменковой, Д.И. Степанова.
Анализ научной литературы по проблематике договоров аренды с экипажем и без экипажа показывает, что тема остается востребованной, она еще недостаточно раскрыта, требует более детального изучения. Этим определяется актуальность сравнительно-правовой характеристики договоров аренды с экипажем и без экипажа.
Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа в российской правовой системе, определение сущности исследуемой правовой конструкции, изучение имеющихся в этой отрасли правоотношений и, как итог, установление наиболее значимых теоретико-практических проблем в данной сфере.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие основные задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие и правовое значение договора аренды транспортных средств.
2) Выявить особенности предмета договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа.
3) Проанализировать соотношение договора аренды транспортных средств с иными договорами о пользовании имуществом.
4) Изучить понятие и содержание договора аренды транспортных средств с экипажем.
5) Выявить особенности ответственности сторон по договору аренды транспортных средств с экипажем.
6) Рассмотреть понятие и содержание договора аренды транспортных средств без экипажа.
7) Раскрыть особенности ответственности сторон по договору аренды транспортных средств без экипажа.
Объект исследования. В качестве объекта исследования определены общественные отношения в сфере правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа.
Предметом исследования выступают нормы законодательства, относящиеся к вопросам правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа; метода системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную проблематику и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Нормативная база работы состоит из Конституции РФ , Гражданского кодекса РФ , а также иных нормативных правовых актов, которые регламентируют договор аренды с экипажем и без экипажа.
Теоретическая основа исследования будет состоять из положений и выводов, которые разработаны юридической наукой, и прежде всего гражданским, транспортным правом.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В исследовании содержится теоретический анализ, предложения и выводы о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа, что обуславливает ценность проведенного исследования. Предложения автора могут быть учтены при внесении коррективов в действующие нормативные акты и использованы при совершенствовании действующего законодательства.
Практическая значимость исследования, направлена на устранение пробелов в законодательстве об договорах аренды с экипажем и без экипажа. Выводы, к которым пришёл автор, могут быть использованы при дальнейшем исследовании отдельных аспектов правового регулирования договоров аренды с экипажем и без экипажа.
Научная новизна состоит в том, что в работе проанализированы различные точки зрения авторов относительно конструкции и предмета договоров аренды с экипажем и без экипажа. Проанализировано правовое положение сторон в договоре, их права и обязанности. Нормы о предмете договора аренды: с экипажем и без экипажа нуждаются в уточнении и, возможно, качественной корректировке в зависимости от того, какие действия (юридические и/или фактические) востребованы практикой в составе предмета договора аренды: с экипажем и без экипажа, а также позиции законодателя на этот счет.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии.
1. Сущность и виды договора аренды транспортных средств
1.1 Понятие и правовое значение договора аренды транспортных средств
Аренда в своих проявлениях многолика и разнообразна, ее широко используют во взаимоотношениях юридических и физических лиц между собой. В качестве разновидности договора аренды Гражданский кодекс РФ выделяет договор аренды транспортных средств (§ 3 главы 34). Такой договор обладает особенностями правового регулирования.
Прежде всего, следует указать на специфический объект аренды – транспортное средство. При этом гражданское законодательство не содержит четкого указания на то, что должно признаваться транспортным средством. В иных правовых актах содержатся различные определения указанного понятия.
Так, согласно пп. 11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортные средства – это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.
Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под транспортным средством понимает наземное самоходное устройство категорий "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп).
В примечании к ст. 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В ст. 358 Налогового кодекса РФ транспортными средствами в качестве объектов налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Существуют и иные нормативно-правовые акты, определяющие, что же можно отнести к категории «транспортное средство». При этом каждый из приведенных актов устанавливает дефиницию исследуемого понятия применительно к тому кругу общественных отношений, который им регулируется.
В судебной практике также неоднозначно определяется круг того имущества, которое можно относить к категории «транспортное средство» применительно к арендным отношениям.
Полагаем, что следует определить и закрепить на уровне закона понятие транспортного средства для целей применения § 3 гл. 34 Гражданского кодекса РФ «Аренда транспортных средств». Это позволит однозначно идентифицировать объект такого вида аренды для целей правоприменения.
Аренда транспортного средства предполагает две разновидности договора – договор аренды транспортного средства с экипажем и договор аренды транспортного средства без экипажа. Согласно ст. 632 ГК РФ «по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации».
Таким образом, современное законодательство регулирует комбинированное обязательство, во-первых, обязывающее арендодателя передать арендатору транспортное средство во временное владение и пользование, во-вторых, оказывать ему услуги по управлению транспортным средством, в-третьих, услуги по технической эксплуатации.
Показать больше