Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный танец – это гражданская позиция. Данное утверждение, пожалуй, определяет специфику современного танца среди других разновидностей хореографического искусства. Центральное отличие обусловлено отношением к политическому и социально-экономическому контексту.
Ни балет, ни эстрадное танцевальное шоу не ставят во главу угла трансляцию гражданской позиции. В силу близости к власти балет регулярно использовался как средство политической пропаганды, транслируя официальную политическую повестку.
Эстрадный танец и популярные танцевальные шоу ставят акцент на зрелищности и виртуозности; содержательная же сторона постановок в этом случае оказывается вторичной и не обременяет зрителя сложными смысловыми конструкциями: незатейливый сюжет как оправдание для каскада трюков. И только современный танец соотносит себя со спецификой времени и среды, в которых он развивается, в связи с этим актуальным направлением является исследование современного (модерн) танца.
Цель – определить разновидности, основные принципы техники исполнения современного (модерн) танца. Задачи:
исследовать общетеоретические основы изучения методов и приёмов современного (модерн) танца;
изучить методику изучения более сложных движений современного (модерн) танца.
Объект современный (модерн) танец.
Предмет разновидности, основные принципы техники исполнения современного (модерн) танца.
Глава I. Общетеоретические основы изучения методов и приёмов современного (модерн) танца
1.1. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного (модерн) танца
При проведении занятия по современным танцам, изучаемая техника будет варьироваться в зависимости от предпочтений преподавателя. Поскольку это такой эмоциональный жанр танца, студенты могут освоить множество разновидностей, занимаясь у разных инструкторов. Однако есть некоторые движения и хореография, которые являются единообразными в студиях, и этими современными шагами можно овладеть .
Движения вверх и вниз и вверх
Начиная с первой позиции джаза (ступни параллельны и обращены вперед), руки по бокам, а взгляд направлен вниз, медленно прогибать позвоночник, стараясь не прогибаться в талии. Когда ученик опустится наполовину на пол, нужно согнуть ноги в коленях и продолжать «скручиваться». Инструктор может посоветовать сгибать вниз по одному позвонку за раз, а затем «отращивать обратно вверх», снова по одному участку позвоночника за раз .
Взмахи ногами.
Снова встав сначала параллельно, перевести руки во второе положение. Выдвиньте правую ногу вперед с заостренным носком, затем она должна коснуться первой позиции и проследовать назад, слегка сгибая колено. Это часто используется в качестве переходного движения в сочетании хореографии .
Плоская спинка
Это звучит достаточно просто, но правильно выполненная плоская спина требует определенной дисциплины и гибкости. После того как ученик наклонился, сохраняя позвоночник как можно более прямым, нужно поднять руки в высоту ладонями внутрь. Поднять туловище обратно вверх одновременно с руками единым плавным движением. Этот шаг замечательное проявление грации и контроля над телом, почти унаследованное от прародителя - балета .
Тенду
При сухожилии стопа сначала направлена вперед, а затем назад параллельно друг другу. Затем можно повторить это положение в сторону и на спину, чередуя в определенном ритме. Обычно это упражнение выполняется в партере, но также может использоваться у станка.
Пропасть.
Шассе - это простой прыжок, часто встречающийся в современном танце. Стоя с переносом веса на одну ногу, ученик переносит вес, находясь в стойке плие, а затем прыгает так, чтобы обе ноги были вертикально вместе в воздухе. Этим движением можно перемещаться по комнате, добавляя высоту и вращение для придания более продвинутого вида .
Никаких границ
Общее правило заключается в том, что все современные танцевальные па, по сути, являются производными от чего-то другого. Будь то классический балет или дерево за окном в исключительно ветреный день, современные танцоры находят источники хореографии в каждом движении, свидетелем которого они становятся в жизни, и их способность делать это ошеломляет.
Следует создавать танцевальные па из воздуха, так как результаты могут быть просто потрясающими и, безусловно, полезными.
1.2. Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце
На принципы и технику исполнения в стиле джаз-модерн влияют различные танцевальные системы. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца, модерна, а также из академического балета. Вот некоторые из наиболее распространенных из них :
1. Использование позы коллапса в танце. Поза коллапса это своеобразное положение тела, когда нет напряжения и вытягивания вверх. Тело расслаблено, колени слегка согнуты, позвоночник мягкий и пластичный, туловище и голова слегка наклонены вперед.
Одним из главных отличий джаз-модерна от классического танца является положение позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, то в джазовом танце он мягкий и расслабленный. Главная задача на первом этапе обучения джаз-модерну - добиться достаточной свободы позвоночника, научиться расслаблять его для того, чтобы выполнять движения различными его частями.
2. Изолирующие и полицентрические методы. Изоляция - это основная техника, с которой начинается обучение джазовому модерну. Наше тело состоит из отдельных частей-центров: головы и шеи, плечевого пояса, груди, бедер, рук, ног. Кисти и ступни, в свою очередь, состоят из отдельных суставов (кистей, предплечий, ступней и лодыжек). Все эти части могут быть изолированы и перемещаться независимо от других центров. Это принцип полицентричности .
На первый взгляд задача не такая уж сложная, но начинающему танцору выполнить ее будет непросто, так как все центры нашего тела анатомически связаны друг с другом. Таким образом, движение, например, головы, непроизвольно вызывает напряжение в плечевом поясе или грудной клетке .
3. Принцип полиметрии. В джаз-модернизме разные части тела могут двигаться не только в разных пространственных направлениях, но и в разных ритмах. Современная музыка, в том числе джазовая, довольно сложна по ритмической структуре, поэтому странный размер, необычный для эстетики классического балета, может вызвать особые трудности у танцора. Это требует особого внимания к развитию ритмического восприятия учащихся.
4. Понятие умножения также связано с ритмом и означает распределение одного движения на его составные части. Однако увеличение количества танцевальных акцентов происходит без увеличения музыкального такта. Другими словами, в одном такте делается несколько акцентов в интервалах между основными частями такта.
Шаг включает в себя не только движение, связанное с перемещением в пространстве, но и перенос веса с одной ноги на другую. При умножении во время шага выполняется несколько движений, но только одно из них связано с переносом веса тела .
5. Когда несколько центров перемещаются одновременно, их необходимо координировать. Оно осуществляется двумя способами: параллелизм - движение нескольких центров в одном направлении (например, головы и тазобедренной части вперед-назад); противопоставление - в противоположных направлениях (например, голова вперед, таз - назад).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипин В.В. Современная хореография в подготовке артистов балета: особенности организации и проведения занятий // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021. № 3 (74). С. 73-90.
2. Виноградова О.А. Танец модерн: смена модели классического мышления // Художественное образование и наука. 2019. № 2. С. 115-121.
3. Выскребенцева А.В., Руденко Н.А. Формирование и развитие контемпорари джаз-танца // Интерактивная наука. 2023. № 2 (78). С. 14-16.
4. Дудина М.К. Современный танец: границы, определения, особенности организации образовательного процесса // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 58-69.
5. Использование модерн-джаз танца в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов-танцоров / Алифанов А.Е., Дегтярева Д.И., Прописнова Е.П. // В сборнике: Актуальные проблемы и тенденции развития гимнастики, современного фитнеса и танцевального спорта. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой. Москва, 2021. С. 136-140.
6. Климова И.А., Осьминина Т.Н. Импровизация в современном танце как фактор развития телесности // Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 5-1 (42). С. 139-142.
7. Координационные способности: определение, основные подходы к изучению, современные средства и методы развития / Серикова Ю.Н., Александрова В.А., Нечаева А.Ю. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 224-231.
8. Кумченко Д.О. Развитие творческого кругозора будущего педагога-хореографа посредством овладения техниками джаз танца // В сборнике: Творчество в объективе научных исследований. Сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Ответственные редакторы Н.И. Исаева, С.И. Маматова. 2019. С. 111-116.
9. Кушакова К.С., Сидоров А.А. Импровизация как стимул развития исполнительских навыков артиста-танцовщика ансамбля современного танца // В сборнике: Культура и искусство: поиски и открытия. Сборник научных статей. Кемерово, 2020. С. 127-132.
10. Лаврентьева А.В. Танец модерн как фундаментальная техника танцевально-двигательной терапии // В сборнике: Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей и взрослых различных нозологических групп. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. Э.Г Эйдемиллера, Н.Ю. Оганесян. 2019. С. 25-29.
11. Нихейма-Кутузова Д.В. Импровизация в современном танце первой половины XX века // В сборнике: Художественные практики современного танца. Пространство телесного. Сборник статей. Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой; Составитель и научный редактор Л. А. Меньшиков. Санкт-Петербург, 2021. С. 114-126.
12. Опыт применения средств модерн-джаз танца при подготовке исполнителей различных танцевальных направлений / Дегтярева Д.И., Прописнова Е.П., Кондратьева Л.В. // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития современных танцевальных направлений. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции. 2021. С. 20-24.
13. Проблемы и способы развития импровизации в современном танце / Шерегова В.А., Бакланова О.А., Галимова К.Т. // Евразийский союз ученых. 2021. № 1-1 (82). С. 4-8.
14. Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность // материалы V международной научно-практической конференции / 2018.
15. Рыжанкова О.В., Акоева Н.Б. Эпистемологический анализ концептуального содержания и референтности понятий «современность» и «постмодерн» в актуальном исследовательском дискурсе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57. С. 36-44.
16. Современные направления в хореографии: учебно-методическое пособие / Том Часть 1. Барнаул, 2023.
17. Современные направления хореографического искусства: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине для специальности 1-03 01 07 Музыкальное искусство, ритмика и хореография / Витебск, 2022.
18. Хореографическая подготовка в техно-эстетических видах спорта / Пармузина Ю.В., Прописнова Е.П., Горбанева Е.П., Пармузина Н.В. / Волгоград, 2019.
19. Христолюбов В.Н. Контактная импровизация, как форма современного танца // В сборнике: инновационные механизмы решения проблем научного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 161-164.
20. Чернова А.А. Импровизация как метод работы педагога-хореографа в коллективе современного танца / В книге: Развитие социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика. материалы VIII межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции. Алтайский государственный институт культуры. 2020. С. 280-282.
21. Шульц В.Ш. Импровизация как методологическая основа современного танца // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 120-124.
22. Шульц Д.В. Зарождение и развитие импровизации как метода танцевального мышления в современном танце: культурологические и методологические аспекты // Вестник культуры и искусств. 2021. № 2 (66). С. 108-115.
23. Шульц Д.В. Импровизация в системе современного танца: истоки и современное теоретическое осмысление // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 115-119.
24. Modernity: человек и культура // Сборник материалов XXV научно-практической конференции / Санкт-Петербург, 2023.