Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ценностные ориентиры были важными и основополагающими в обществе на протяжении многих веков. Они передавались из поколения в поколение как ориентиры, определяющие мировоззрение и поведение человека.
Передача ценностных ориентиров от старшего поколения к младшему происходит в основном в семье. В настоящее время развитие личности ребенка может протекать в неблагоприятных семейных условиях, что порождает внутренние конфликты ребенка, проблемы его взаимодействия с обществом, такие как агрессия, изоляция, непослушание.
На формирование личности ребенка оказывают влияние средства массовой информации, которые во многом определяют нормы и правила поведения человека в обществе. Но в наибольшей степени формирование личности происходит в школе в процессе взаимодействия со сверстниками и учителями.
Начальная школа играет особую роль в воспитании школьников, поскольку именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к требованиям, предъявляемым к ним взрослыми, склонны подражать старшим. Дети начинают глубже познавать мир, осваивают человеческие отношения: дружбу, привязанность, любовь, познают суть добра и зла, справедливости и несправедливости.
Необходимость педагогической работы по формированию ценностных ориентиров младших школьников обусловлена ФГОС, в основе которого лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблемы нравственного развития подрастающего поколения стали главными темами научных работ, статей, монографий многих педагогов, философов, деятелей культуры. Так, изучением специфики младшего школьного возраста и разработки новых методов их воспитания занимались А. Бурова, А. Долинная, Л. Просандаева, Т. Загороднюк, А. Шемшурина, Л. Кулагина и другие.
Таким образом актуальность проблемы обусловлена современными социальными условиями, социальной системой общества, недостаточной развитостью в теории сущности процесса формирования ценностных ориентиров младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования ценностных ориентиров младших школьников на примере этической беседы.
Предметом исследования являются рекомендации по использованию этической беседы в воспитательной работе учителя младших классов.
Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование формирования ценностных ориентиров младших школьников на примере этической беседы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание», «ценностные ориентиры», «ценностные ориентации» в теории педагогики.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать возможности метода «этическая беседа» в формировании ценностных ориентиров младших школьников.
4. Провести и описать результаты диагностики ценностных ориентаций у младших школьников.
5. Создать рекомендации по использованию этической беседы в воспитательной работе учителя младших классов.
Методы исследования: анализ психологической литературы по теме исследования, педагогическая диагностика, анализ продуктов деятельности учащихся, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования:
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие «нравственное воспитание», «ценностные ориентиры», «ценностные ориентации» в теории педагогики.
Сегодня проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В условиях дегуманизации общественных отношений, подчинения их потребностям общества, утраты ценностных идеалов, отчуждения людей друг от друга важно искать эффективные формы, методы и средства нравственного воспитания детей.
Научная проблема нравственного воспитания строится на понятии "мораль", "нравственность".
Понятия "мораль" и "нравственность" (от лат. mor, moris-нравственность, нравы, обычаи) как совокупность норм поведения, общения и отношений, которые принимаются в обществе, имеют фундаментальное значение для теории нравственного воспитания. Мораль - это одна из форм общественного сознания, система идей, взглядов, ценностных ориентаций, норм, регулирующих деятельность людей. По выражению О.А. Павловской, мораль – это совокупность ценностей, которые ориентируют людей в практических отношениях [26].
Согласно Й.Д. Беху, мораль - это "форма общественного сознания в отношении двух сфер, мира людей и мира вещей, она может действовать как субъект-субъект и как субъект-объектное отношение". Таким образом, в данном определении нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, которые отражают уровень развития личности и народа в целом. Будучи стержнем личности, мораль определяет характер жизненной позиции человека и результаты его деятельности [6].
Основой нравственного воспитания является этика – это философская наука о морали, ее природе, структуре и особенностях происхождения и развития моральных норм и отношений между людьми. Она исследует моральные категории, в которых воплощены моральные принципы, нормы, оценки и правила поведения [28].
Проблема нравственного воспитания личности является предметом психологических и педагогических исследований. Поэтому мы рассматриваем нравственное воспитание в педагогическом и психологическом аспектах. М.И. Вишневский, подчеркивая важность нравственного воспитания для общества, отметил, что путь к успеху в современном образовании ведет только через нравственное возрождение, и практическая задача педагога - это улучшение среды, в которой живет ребенок (отношения в семье, школе, институте; содержание образования; методы обучения), а также в "демонстрации" собственного отношения к миру. Ученый отметил, что необходимо постараться вовремя оказать моральную помощь своим советом и примером [10].
Т.Л. Белоусова рассматривала нравственное воспитание как специально организованное межличностное взаимодействие учителя с учеником на основе норм и принципов гуманизма. Под гуманизацией образования учитель понимал гуманизацию отношений, которая обеспечит морально-эмоциональную атмосферу взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, бескорыстное отношение к каждому человеку не как к средству достижения собственных интересов, а как к цели. «В этом случае, - подчеркивает педагог, - другой воспринимается как высшая жизненная ценность, вызывающая адекватное восприятие отношения к себе» [3].
Проанализировав последние исследования, мы пришли к выводу, что термин «нравственное воспитание» рассматривается как «социальное явление, подчиняющееся законам социального развития»; «процесс, специфические функции которого выполняются в соответствии с его собственными правилами и законами»; «преднамеренное влияние со стороны старшего поколения над младшим, чтобы развить в нем устойчивые моральные качества»; «основа гармоничного развития личности»; «способ трансформации опыта и степень реализации моральной культуры человека»; «коррекция поведения, коррекция желаний и чувств, культивирование добродетелей на уровне мотивов деятельности»; «воспитание моральных качеств, развитие навыков и умений нравственного поведения, формирование человеческих отношений» [7].
Нравственное воспитание личности направлено на формирование нравственного воспитания, которое предполагает систему моральных знаний, умений, навыков, убеждений, мнений, норм. Мы определяем задачи нравственного воспитания как процесс трансформации социально значимых норм, принципов, регулирующих отношения, общечеловеческих моральных ценностей в индивидуальные качества и формирование на этой основе соответствующих моральных качеств.
Таким образом, мы определили нравственное воспитание личности как сложный динамический процесс, который обеспечивается непрерывным ростом качественных изменений личности до уровня, отвечающего потребностям современного общества. Как целеустремленный процесс он оптимален, когда организован педагогом с учетом взаимодействия субъективных и объективных факторов и осуществляется в процессе нравственной деятельности, направленной на утверждение моральных принципов, норм, регулирующих нравственные отношения.
Раскрывая сущность ценностных ориентиров, отмечаем, что – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний [8].
Исторически сложилось так, что понятие «ценностные ориентиры» личности развивалось как понятие, раскрывающее связь «индивидуального» и «социального» в человеческом сознании, как единство познавательных и аффективных процессов. Система ценностных ориентиров образует содержательную основу для мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений индивида с реальностью [16].
Под ценностными ориентирами понимаются: «цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм» (Ольшанский В. Б.), «установка определенных ценностей материальной и духовной культуры общества» (Здравомыслов А. Г., Ядов В. А.), «конкретное отношение к окружающей среде» (В. В. Водзинская), «мораль личности» (Зотова О. И., Бобнев М. И.), «сложные обобщенные системы ценностных представлений» (Попова И. М., Моин В. Б.), «основной источник трансформации культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» (Алексеева В. Г.).
Ценностный ориентир начального образования определяют личностный, социальный и государственный порядок системы образования, выраженный в требованиях к результатам разработки основной образовательной программы, и отражают следующие цели системы общего начального образования [12]:
1. формирование гражданской идентичности на основе:
- чувство принадлежности и гордости за Родину, народ и историю, осознание человеческой ответственности за благополучие общества;
- восприятие мира как единого целого с многообразием культур, национальностей, религий; отказ от деления на " своих "и" чужих"; уважение к истории и культуре каждого народа;
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброй воли, доверия и заботы о людях, готовность к сотрудничеству и дружбе, помощь тем, кто в ней нуждается;
- уважение к другим-умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе универсальных принципов морали и гуманизма;
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и приверженность их соблюдению;
- ориентация на нравственное содержание и смысл собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов нравственного поведения;
- формирование чувства красоты и эстетических ощущений через знакомство с мировой и национальной художественной культурой;
4. развивать способность учиться как первый шаг к самообразованию и самообразованию;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любопытства, стремления к знаниям и творчеству;
- развивать потенциал для организации своей учебной деятельности (планирование, мониторинг, оценка);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условий ее самореализации:
- формирование самооценки и эмоционально-позитивного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности своих поступков и поступков, ответственности за их результаты;
- развитие решимости и настойчивости в достижении целей, готовности преодолевать трудности и жизненного оптимизма;
- развивать нетерпимость и способность противостоять действиям и влияниям, которые представляют угрозу жизни, здоровью и безопасности людей и общества, в пределах своих возможностей.
Реализация общеобразовательных ценностных ориентиров в единстве учебно - воспитательного процесса, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общеобразовательных навыков, обобщенных способов действий обеспечивает высокую эффективность в решении жизненных и образовательных задач, возможности саморазвития учащихся.
Ценностные ориентиры – это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательное и преференциальное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, то есть выражают общую ориентацию индивида на определенные виды социальных ценностей. Ценностные ориентиры не всегда реализуются непосредственно в деятельности, управляя общим и "стратегическим" подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя исходные критерии принятия человеком жизненно важных решений. От установок их отличает прежде всего уровень обобщенности объекта размещения. Ценностные ориентиры вырабатываются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются формированием идейно-объективного плана. Его проявление находится в вербализованных программах и реальном поведении личности [31].
Система устойчивых ценностных ориентиров личности является показателем того, чего можно ожидать от индивида. О духовном мире личности можно судить по достижению тех ценностей, на которые она направляет свои усилия, какие объекты для нее наиболее значимы, то есть ценностные ориентации выступают обобщающим показателем направленности интересов, потребностей, запросов личности, социального положения и уровень духовного развития.
Рассматривая ценностные ориентации, хотим отметить, что – это социально-психологическое понятие, характеризующее направленность и содержание деятельности личности, являющееся неотъемлемой частью системы личностных отношений, определяющее общий подход человека к миру, к самому себе, придающее смысл и направленность действиями на личные позиции, поведение и действия [36].
Ценностные ориентации – это, во-первых, избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженных в сознании и поведении, и, во-вторых, то, как человек различает объекты по их значимости [22].
Ценностные ориентации отражают идеологические, политические, моральные, эстетические экономические знания, и представления, которые формируются в период полового созревания [36].
Ценностные ориентации являются важнейшей составляющей сознания, оказывают существенное влияние на восприятие и оценку действия, на отношение к окружающей среде и обществу, а также на представления индивида о себе, о своей гендерной идентичности.
Являясь элементом структуры личности, ценностные ориентации манипулируют внутренней готовностью человека к действию, задают вектор поведения во всех сферах деятельности [20].
Ценностные ориентации формируются постепенно. В процессе развития личности социальная информация проникает в индивидуальный мир человека. Формирование системы ценностных ориентаций – это процесс социализации, формирования личности.
В формировании ценностей есть два основных компонента: предметный и процессуальный. Предметный аспект реализуется через усвоение человеком норм и правил поведения, способность к примирению, осознание необходимости определенного типа поведения в соответствии с ценностями общества и готовность действовать в соответствии с имеющимися знаниями. Процессуальный аспект состоит из этапов развития моральных ценностей (от понимания смысловой нагрузки моральных норм до их реализации в повседневной жизни) [12].
Н. В. Космачева выделяет три уровня развития морально-ценностных ориентаций у детей:
1) пропедевтический (начальный: частичные представления о моральных качествах и нормах, считается правильным то, что привлекательно, в поведении руководствуется желаниями);
2) идентификационный (средний: неполные представления о моральных качествах и нормах, адекватные, но плохо выраженные эмоциональные реакции на моральные и аморальные поступки, идентификация с привлекательным примером;
3) рефлексивный (высокий: полные представления о моральных качествах и нормах, яркие и адекватные эмоциональные реакции на моральные и аморальные поступки, способность критически относиться к своим действиям, желание помочь) [19].
На формирование ценностных ориентаций в самом раннем школьном возрасте влияют два типа факторов: объективные и субъективные. Объективные факторы относятся к обстоятельствам ближайшего окружения, материально-техническая база. Под субъективным: психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и целей.
Ценностные ориентации у младших школьников улучшаются по мере их обучения. К концу первого класса школьники уже имеют достаточный опыт взаимоотношений со сверстниками, совместной работы на уроках.
В возрасте 8-9 лет второклассники оценивают людей, природу и личные события не только на основе "хорошо или плохо для меня", но и "хорошо" или "плохо" для всех людей [20].
В 9-10 лет дети сами пытаются разрешить конфликты, возникающие на уроках, они больше не нуждаются в ежеминутной опеке учителя. Важную роль в этом вопросе играет осознание младшими учениками этической значимости своих действий [8].
В концепции духовно-нравственного развития личности Л. М. Аболина духовность и нравственность детей рассматривает как системно-интегративное качество, влияющее не только на отдельные составляющие деятельности, но и на ряд параметров. Л. М. Аболин видит важнейший путь этического развития личности в непосредственном общении с духовно-нравственной личностью, которая является для ребенка критерием общения, этической оценки, суждений, поведения [1].
У детей быстро развиваются эмоциональные переживания и эмоциональное отношение к ситуациям ценностного выбора, и мальчики и девочки могут совершать соответствующие действия и поступки.
На моральные суждения учащихся начальных классов влияет их непосредственное социальное окружение, в первую очередь члены семьи. Поэтому более добросовестными и прилежными являются дети из тех семей, в которых сами взрослые обладают высокими моральными качествами, отдают себе отчет в работе и обязанностях, а также доступным способом объясняют детям смысл своего поведения [8].
Ценностные ориентации – это субъективное внутриличностное воспитание, которое формируется в результате интернализации ценностей и норм социальной среды. Они фиксируются на индивидуальном жизненном опыте человека, отделяя значимое для него от несущественного, существенное от неважного.
Показать больше