Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Важнейшим периодом в становлении и развитии ребенка является ранний возраст. В этот период наиболее активно происходит потенциальное желание ребенка к выстраиванию новых отношений со сверстниками, расширяется круг общения с незнакомыми взрослыми и совершается трудный процесс интеграции прежнего, сложившегося мира в новый мир человеческих отношений. В связи в чем, адаптация при поступлении в дошкольную образовательную организацию детей, проходит наиболее остро и часто сопровождается психологическими срывами или болезненными состояниями.
В большинстве случаев поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию (далее − ДОО) сопряжено с тем, что дети, попадая в новую для них социальную среду, сталкиваются с правилами и нормами жизни в ней отличными от тех, к которым они привыкли жить в семье. Поэтому с адаптацией к непривычной для ребят среде сталкиваются все без исключения дошкольники.
Чтобы привыкание ребенка проходило более адекватно и не вызывало бы проблем в психическом и физическом состоянии его здоровья, необходимо создать комфортные условия для каждого, учитывая его индивидуальные особенности, условия проживания ребенка в семье и специфику возраста.
Проблемы адаптации связаны с попаданием человека в новые для него условия и традиционно рассматриваются как в социологии, так и в психологии. Изучению данного феномена в отечественной психологии посвящены труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна; в зарубежной психологии – труды Дж. Г. Мида, М. Монтессори, Э. Эриксона. Социально-психологическая адаптация как приспособление человека к социальной среде рассматривается в научных работах Ж. Пиаже, А.А. Реана, Т. Парсонса. Адаптация к образовательному учреждению изучается Б.Г. Ананьевым, Д.А. Андреевой, Т.А. Голубевой, исследования Л.А. Венгера, Е.А. Лисиной, Л.А. Ясюковой – посвящены адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
К сожалению, не всегда при поступлении ребенка в ДОО педагогами и психологами проводится опрос родителей по проблемам, связанным с умением ребенка взаимодействовать со сверстниками и другими взрослыми вне семьи, а первая встреча происходит, когда его уже приводят в группу.
В успешной адаптации ребенка к ДОО огромное значение приобретают рисование, лепка, конструирование, музыка. Изобразительная деятельность в раннем возрасте носит эмоциональный, творческий характер.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы позволил определить противоречие между необходимостью успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и недостаточным использованием изобразительной деятельности в этом процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности изобразительной деятельности в формировании у детей раннего возраста адаптации к условиям детского сада.
Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования – адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности будет возможна, если:
– подобраны задания с нетрадиционными техниками рисования для детей раннего возраста;
– организованы адаптационные занятия по изобразительной деятельности, направленные на повышение мотивации детей раннего возраста к пребыванию в детском саду
– включены родители воспитанников в образовательную деятельность.
Задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать проблему адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности.
2. Выявить уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
3. Определить и апробировать содержание работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности.
4. Проследить динамику адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Теоретико-методологическая основа исследования.
– исследования в области адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации (М.М. Безруких, Е.Ю. Беликова, Н.В. Дубровинская, А.И. Захаров, Е.В. Сазонова, Д.А. Фарбер);
– методические разработки по организации адаптационного периода (Д.Н. Бежаева, Л.В. Белкина Е.А. Гайнанова, И.Н. Гордиенко, О.Г. Заводчикова);
– психолого-педагогические аспекты процесса адаптации к условиям ДОО рассматриваются в исследованиях (В.В. Долганина, Я.А. Облова).
Методы исследования:
– теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к детскому саду);
– эмпирические (эксперимент, состоящий из контрольного, формирующего и констатирующего этапов);
– методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад «Лель» № 61 Ханты-Мансийский Автономный округ, город Сургут.
Новизна исследования: состоит в том, обоснована возможность использования изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании комплекса занятий изобразительной деятельностью, направленных на формирование адаптации к условиям детского сада у детей раннего возраста.
Практическая значимость исследования: представленный и апробированный комплекс занятий изобразительной деятельностью может быть использован в практической работе с детьми раннего возраста педагогами и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы ( наименования), приложений. Для иллюстрации текста используются рисунков. Основной текст работы изложен на странице.
Глава 1 Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
В современном дошкольном образовании сложились основные тренды образования:
‒ создается вариативность педагогических подходов к воспитанию и обучению дошкольников;
‒ открываются различные типы учреждений дошкольного образования, работающих по авторским программам;
‒ у родителей появилась возможность самостоятельно выбирать систему обучения и воспитания детей.
Тем не менее, теория и практика дошкольного образования столкнулась с проблемой эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста [11]. В особой ситуации риска находятся дети раннего возраста, впервые поступающие в группы раннего возраста: адаптироваться к новым для них условиям – требованиям ДОО, при физически незрелом организме.
Причинами эмоционального неблагополучия у таких детей может быть неправильное построение режима дня ребенка, отсутствие необходимых условий для игры, неправильные воспитательные приемы, неспособность самой справиться с учебной нагрузкой, неприятие детским коллективом.
Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации связана для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить совместными усилиями семьи и педагогов. Большое количество неблагоприятных факторов, обусловленных социальной нестабильностью, негативно влияют на ребенка раннего возраста, и может затормозить развитие потенциальных возможностей личности. При таких условиях в обществе очень остро встает проблема социально-психологической адаптации и сохранения психического здоровья личности [1].
Д.Н. Бежаева [2] отмечает, что трудности адаптационного периода приводят к долговременным нарушениям эмоционального состояния детей. Другая особенность связана с необходимостью выстраивания педагогом индивидуальной траектории развития ребенка.
Термин «адаптация» означает приспособление. Под адаптацией понимается универсальное явление всего живого к приспособлению изменяющихся условий. Адаптация – процесс привыкания организма, что происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психическом и психологическом. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, которые выполняют все реакции приспособления.
И.Н. Гордиенко указывает на значимый аспект механизмов адаптации [6]. Адаптация включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от семейных отношений, от условий пребывания в дошкольной образовательной организации. Для того, чтобы ребенок раннего возраста адаптировался, необходимы некоторые внутренние условия и соответствующие внешние воздействия. В то же время для некоторых детей дошкольная образовательная организация остается долгое время чуждой и довольно сложной средой, вследствие чего в процессе адаптации возникают определенные отклонения в поведении.
Н.А Меринова отмечает, что нарушения в поведении ребенка могут наступать в разные возрастные периоды, однако наиболее уязвимым считается раннее детство [16].
Н.А. Вершинина в своем исследовании отмечает, что в среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с мамой и стать более независимым [3].
Для того чтобы адаптационный период прошел легко, а также с целью значительного снижения эмоционального напряжения, по утверждению В.В. Долганина очень важна работа с родителями детей, которые только планируют посещать учреждения дошкольного образования [9].
На этом этапе работы необходимо слаженное сотрудничество педагога-психолога, воспитателя группы раннего возраста, которые проведут консультации для родителей, целью которых является оказать посильную помощь семье в воспитании ребенка и повысить педагогическую компетентность родителей. Задачей первой консультации является не только диагностика уровня развития ребенка, но и определение особенностей семейного воспитания, выяснение уровня психолого-педагогических знаний родителей о жизнедеятельности ребенка в дошкольной образовательной организации.
В процессе изучения семьи и семейного воспитания, как отмечает М.Р. Кадиева целесообразно применять такие формы работы, которые способствуют формированию у родителей умений анализировать, объективно оценивать свои воспитательные возможности и применять полученные педагогические знания на практике [11].
При поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию, работа с родителями продолжается и сводится к следующим действиям, представленным на рисунке 1.
Рисунок 1 – Работа с родителями при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию
Кроме групповых форм работы с родителями широко используются индивидуальные формы ‒ вводное анкетирование, собеседование, посещение семьи; наглядно-информационные формы – родительские уголки, тематические стенды, выставки, Интернет-сопровождение, социальные сети; письменные формы ‒ анкетирование, приглашение, поздравление.
Одним из главных направлений работы современной дошкольной образовательной организации является активное привлечение семьи к образовательно-воспитательному процессу. А это, в свою очередь, по утверждению М.Р. Кадиевой побуждает к поиску, расширению и обновлению форм совместной работы дошкольной образовательной организации и семьи [11].
Успешное окончание адаптационного процесса ребенка в условиях дошкольной образовательной организации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Признаки успешного окончания адаптационного процесса ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
Показателями налаженного сотрудничества воспитателя и родителей можно считать:
‒ степень соучастия родителей в жизни группы;
‒ позитивный тон взаимоотношений родителей и воспитателей;
‒ желание посещать дошкольную образовательную организацию.
По наблюдениям психологов Л.В. Горина, И.В. Кощиенко, М.А. Ратникова средний срок адаптации в дошкольной образовательной организации имеет свои временные рамки. Каждый ребенок по-разному реагирует на новые ситуации, однако есть общие черты. С особыми трудностями протекает адаптационный период для детей групп раннего возраста или детей, чрезмерно опекаемых родителями, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенным в себе.
Таким образом, определив сущностную характеристику центрального понятия «адаптация», мы позиционируем его как способность организма приспосабливаться к новой обстановке. Успешность адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО обеспечивается преемственностью в работе педагога и родителей ребенка.
1.2 Возможности изобразительной деятельности для адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Дети дошкольного возраста при попадании в незнакомую им среду могут замкнуться в себе и не идти на контакт ни с детьми, ни с воспитателем. Для того, чтобы ребенка вывести на контакт, ему можно предложить порисовать. Изобразительная деятельность имеет большое значение для общего развития ребенка. С помощью рисования ребенок может передать свои как положительные, так и отрицательные эмоции. Художественное творчество поможет ребенку забыть о своих переживаниях. С помощью творчества малыш может преодолеть свои страхи в чужой для него среде, а это для ребенка очень важно. Каждый воспитанник для себя с помощью рисования узнает что-то новое и интересное в детском саду.
Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте возникают предпосылки к игре и рисованию. Т.Г. Казакова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина в своих исследованиях отмечают тесную взаимосвязь игры и изобразительной деятельности у детей раннего возраста.
Затрагивая изобразительное искусство необходимо понимать его значение. В широком смысле оно подразумевает продукт, который приносит человеку духовное умиротворение.
В большой советской энциклопедии дано определение искусства, как одной из форм общественного сознания, важнейшей составляющей культуры человечества.
По мнению Н.А. Бердяева, постановка проблемы творчества будет носить в себе заключение всей мировой жизни и мировой культуры. По словам К. Маркса, творчество у него связано с сущностью человеческой жизни.
Философы приходят к мнению, что творческая деятельность – это процесс, состоящий из множества компонентов, который направлен на создание новых реальностей и ценностей.
Аристотель утверждал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Также об этом писали и известные педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, И.Г. Песталоцци). В их работах говорится о том, что художественно-творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, помогает отвлечься от грустных мыслей, развивает у ребенка внимание и наглядное мышление. Поэтому важно включить изобразительную деятельность в процесс воспитания и обучения ребенка.
В процессе освоения изобразительной деятельности, ребенок формируется как субъект этой деятельности в системе разнообразных отношений.
Л.С. Выготский считает, что в процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта [4].
Т.С. Комарова и Н.П. Сакулина отмечают, что рисование, как, и другие виды изобразительного искусства, способствует умственному развитию ребенка, так как овладение умением изображать объекты становится гораздо более сложным без расширения целенаправленного зрительного восприятия ‒ наблюдения. Ведь чтобы нарисовать какой-либо предмет, необходимо предварительно хорошо с ним познакомиться, запомнить его величину и форму, конструкцию и расположение частей, а также цвет [13].
Н.П. Сакулина выделяет во время рисования детей свойственные игре выразительные средства – движения, мимику, звукоподражание, речь.
Дети, благодаря игре, в своих первых примитивных рисунках видят гораздо больше, чем они могут нарисовать.
Есть несколько теорий появления в раннем детстве изобразительной деятельности. По мнению В.С. Мухиной, «черкание на начальных этапах – проявление общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка, которая формируется в процессе овладения предметной деятельности и общения со взрослыми» [19].
Мнение Т.Г. Казаковой заключается в том, что «ребенок начинает рисовать, когда видит аналогичную деятельность взрослых и просто начинает ей подражать» [12].
Именно рисование является первым доступным видом продуктивной деятельности для ребенка раннего возраста.
Ребенок обследует все предметы изобразительной деятельности, как и все остальные новые предметы, то есть может бросать карандаши, пробовать их на вкус, рвать бумагу и рисовать пальчиковыми красками, не пытаясь что-либо изобразить. Если отсутствует умелое руководство взрослого, манипулятивный характер этой деятельности может затянуться до конца второго года жизни.
Ребёнок, наблюдая за взрослым, пытается подражать его действиям. Так постепенно он усваивает функцию карандаша, так начинает рисовать свои первые линии и каракули. Если раньше он брал карандаш как попало и рисовал что получится, при этом заходя за рамки листа, то наблюдая за действиями взрослого, у ребёнка хаотичные линии превращаются в более плавные, движения руки становятся более координированными, и изображения чаще компактно размещены в нескольких местах на листе. Ребенок сосредотачивается уже не только на внимании взрослого к его деятельности, но и на том, как правильно держать карандаш, потому что ему важно оставить след на бумаге.
Когда объектом деятельности ребенка становится изобразительный материал и способы его использования, тогда общение со взрослым
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архарова Н. В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. Мосальск, «Воспитатель года», 2006. 30 с.
2. Бежаева Д. Н., Зиновенко О. А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). СПб. : Свое издательство, 2016. С. 34–37.
3. Вершинина Н. А., Лагутина Ю. В. Педагогическая поддержка как основное условие развития познавательной самостоятельности дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 1. С. 125–136.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 93 с.
5. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М. : ТЦ «Сфера», 2000. 80 с.
6. Гордиенко И. Н., Степанюк Н. М. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок // Молодой ученый. 2019. № 9.1 (247.1). С. 45–51.
7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. : Скрипторий, 2003. 80 с.
8. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2005. 25 с.
9. Долганина В. В. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации // Психологические науки: теория и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М. : БукиВеди, 2015. С. 1–3.
10. Дубовец С. Развитие эмоций у детей //Дошкольное воспитание. 2008. № 1. С. 59–63.
11. Кадиева М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и детского сада как условие социализации личности дошкольника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 2. С. 57–61.
12. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. 157 с.
13. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2006. 192 с.
14. Лыкова И. А Экспериментирование в изобразительной деятельности // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции / Отв. ред. В. Т. Кудрявцев, Л. А. Парамонова. М. : Аванти, 2000. С.157–158.
15. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. М. : ТЦ «Сфера», 2007. 208 с.
16. Меринова Н. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО // Молодой ученый. 2022. № 20 (415). С. 221–224.
17. Монина Г. Б. Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. С-Петербург. М : Речь, 2002. 238 с.
18. Морозова Е. Н. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С.10–14.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям. Москва: Academia, 2006, 606 с.
20. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., Просвещение, 1981. 133 c.
21. Немов Р. С. Психология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 608 с.
22. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников / под ред. Коротких О. В. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. 320 с.
23. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. М. : Скрипторий, 2008. 56 с.
24. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. : Книголюб, 2003. 350 с.
25. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. М.: АРКТИ, 2006. 275 с.
26. Смирнова Е. О Ребёнок-взрослый-сверстник (Методическое рекомендации). Изд-во МГППУ, 2004. 315 с.
27. Теплюк С.Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3-4. С. 46–51.
28. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : «Академия», 2007. 336 с.
29. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. 96 с.
30. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М. : Учпедгиз, 1956. 160 с.
31. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. М. : ЮНИТИ, 2007. 290 с.
32. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Владос, 2006. 144 с.