Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема формирования мышления у детей представляется объектом научного изыскания психологов и педагогов в течение многих лет. Нынешняя теория общего образования устанавливает мысль формирования личности ребенка, становление его творческих возможностей, воспитания значимых качеств личности.
Многие педагоги и психологи отмечают рост числа детей с общим умственным развитием, а их способности исследовать сложный современный окружающий мир проявляются рано – в 3-4 года.
Период жизни ребёнка от рождения до зачисления в школу является возрастом наиболее быстрого психологического и физического развития дошкольника, первоначального формирования психологических и физических качеств, нужных человеку в течение всей последующей жизни, свойств и качеств, делающих его человеком.
Детство – небольшой отрезок времени в жизни, но именно в это время ребёнок приобретает намного больше, чем за всю дальнейшую жизнь. «Программа» дошкольного детства велика: освоение речи, развитие мышления, воображения, восприятия и т. п. И это очень значимо, так как школа предъявляет к ребёнку массу серьезных требований. С самых первых дней учебы дети обязаны относиться к ней ответственно, соблюдать условия и правила школьной жизни, обязан владеть развитыми волевыми качествами - без них он не сможет сознательно регулировать собственные действия, подчинять его решению образовательных задач, собранно вести себя на занятии. Произвольным и управляемым является внешнее поведение и интеллектуальная деятельность ребёнка – это внимание, память, мышление.
Детям необходимо уметь добиваться верного исполнения поставленной учителем задачи, наблюдать, воспринимать, запоминать. А также постепенно овладевать концепцией понятий, а для этого необходимо развитие логического и абстрактного мышления. К тому же в начальной школе наибольшие трудности ощущают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста неполный объем навыков и знаний, а те, которые выражают интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует привычка и желание решать задачи, думать, рассуждать. Этот фундамент закладывается в дошкольном и раннем детстве.
На протяжении первых семи лет ребенка происходит стремительное психическое развитие, происходящие в нем изменения как количественные, так и качественные. От того, какой фундамент будет заложен в детстве, зависит дальнейшего психическое развитие ребенка.
Ведущей деятельностью в дошкольный период является игра. Изучением в области теории игры и руководства игровой деятельностью в отечественной психологии занимались такие исследователи, как Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконини др.
Дети играют с предметами – средствами познания социальной действительности, в результате которых ребенок накапливает социальный опыт, является участником событий, преобразователем. Игра дает возможность ребенку испытать доступные для него способы моделирования окружающей жизни. Роль в игре определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Ребенок в игре искренне переживает все то, что воображает в ней. Ребенок играет роль «созидателя».
Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему работы «Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» актуальной.
Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса дидактических игр, направленного на развитие мышления старших дошкольников.
Задачи исследования.
1) выявить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть развитие мышления старших дошкольников посредством дидактических игр;
3) проанализировать современные программы ДОО и изучить опыт работы воспитателей с точки зрения развития мышления старших дошкольников;
4) провести диагностику развития мышления у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие мышления старших;
6) проанализировать результаты, полученные в ходе экспериментальной работы.
7) составить психолого-педагогические рекомендации по развитию мышления у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: если в воспитательно-образовательный процесс ввести комплекс дидактических игр соответствующий возрастным особенностям дошкольников, то можно ожидать повышение уровня развития мышления старших дошкольников при следующих условиях:
• наличие у взрослых знаний о мышлении ребёнка и необходимости его развития;
• развитие педагогами у детей мышления посредством дидактических игр;
• учет возрастных особенностей дошкольников;
• вовлечение педагогами семьи в процесс развития мышления дошкольников.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, опыта работы воспитателей, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр дополняют имеющиеся научные данные в области развития мышления у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного комплекса дидактических игр воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а также студентами в написании исследований различного уровня по вопросам развития мышления старших дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия мышление в современных психолого-педагогических исследованиях
Мышление – психический процесс отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека [23].
Оно представляет собой появление нового знания, активную форму перестройки человеком созидательного отражения и реальности. Мышление рождает такой результат, какого ни у субъекта, ни в самой действительности на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать, как творческое преобразование существующих представлений, приобретение новых знаний.
Мышление даёт возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую целенаправленную деятельность.
В отечественной психологической науке процесс мышления в свете деятельностного подхода получил новую трактовку - как особого вида познавательной деятельности. Мышление в теории деятельности – это способность к решению всевозможных задач и преобразованию действительности, которая развивается в течении всей жизни человека и позволяет открыть скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны.
Ещё в 1930-е годы основоположник отечественной детской психологии Л.С. Выготский показал, что анализ и обобщение, есть основа мыслительного акта, зависят от смысла слова и что значение слова, составляющие основу понятий, формируются в детском возрасте.
Человек - субъект мышления, если он овладел языком и понятиями. Суть его концепция мышления заключается, в том, что между структурами мышления внешней - поведением и внутренней-деятельности есть отношения аналогии. Структуры являются производными одной от другой и имеют одинаковое строение - отдельные действия, операции, при этом все элементы деятельности взаимозаменяемы.
В работах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. вопрос о структуре мышления разрабатывался на основе концепции строения активной психологической деятельности.
Эти исследования помогли создать чёткие представлений о мышлении как конкретной психической деятельности и выделить составные части, которые можно проследить во всех видах мышления.
Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций, что характеризует мышление как опосредованное отражение действительности.
Запас знаний, накопленные в памяти представления, слова, необходимые для формирования определений, и являются тем, на что опирается процесс мышления.
Главная особенность мышления состоит в том, что раскрыть сущность явления можно только включив его в различные системы. Мышление обусловлено общественно - исторически, что проявляется в познание действительности, человек опирается на опыт, предшествующих поколений, обобщая, выражая, и сохраняя результаты деятельности познания людей.
От уровня исторического развития человеческого общества и индивидуальных возможностей человека зависит широта обобщения и глубина раскрытия сущности явлений.
Таким образом, мышление каждого человека - это процесс его собственной активной познавательной деятельности, но характер и содержание мышления зависит от уровня познания на данном этапе развития общества. Это положение и позволяет сделать вывод, что мышление - продукт общественно - исторического развития.
В психологии выделено три вида мышления:
• Наглядно - действенное;
• наглядно-образное;
• словесно-логическое.
Отличительная черта наглядно - действенного мышления - это решение мыслительной задачи в процессе деятельности. В онтогенезе это самый ранний вид мышления. Что отнюдь не позволяет думать о нем, как о примитивной форме мышления. Так как, этот вид мышления необходим и незаменим в процессе практической деятельности для решения мыслительной задачи.
Многое можно решить более продуктивно и экономично в процессе практической деятельности наглядно-действенного мышления.
Основной вид в дошкольном детстве - это образное мышление. Детям трудно дается понимание словесных инструкций, а, действуя с предметами, усваивается лишь названия и только применительно к данному конкретному материалу, и возникают трудности переноса на другие случаи.
Таким образом, образное мышление, при определенных условиях обучения - это основа для усвоения дошкольниками обобщенных знаний.
Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, при котором используются логических конструкции и понятия, а также формируются различный виды обобщений. Это мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.
Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в вербальной форме. Это дает возможность оперировать отвлеченными понятиями, что в свою очередь, позволяет установить общие закономерности развития природы и общества и самого человека.
Выделяют также следующие виды мышления: эмпирическое, интуитивное, теоретическое, практическое, репродуктивное, аутистическое (связанное с уходом от реальности во внутренние переживания), продуктивное, реалистическое.
Теоретическое мышление – вид мышления, сформированный на анализе и выделении главного исходного противоречия решаемой задачи или изучаемой ситуации. Данный вид мышления характерен для научной деятельности.
Практическое мышление – процедура мышления, происходящая в течение фактической работы. В отличие от теоретического мышления, сконцентрированного в разрешении абстрактных теоретических задач, опосредованно объединенных с практикой, мышление практическое включено в решение практических задач. Данный вид мышления может иметь сложную и элементарную формы.
Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи выполняется с помощью реального, опробования свойств объектов, физического преобразования ситуации. Элементарные формы наглядно - действенного мышления, наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым, В. Келлером, М.К. Мамардашвили и др.
Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, которое связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью наглядно-образного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие разнообразных фактических характеристик объекта.
Синтез и анализ в мышлении взаимосвязаны: анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также неосуществим синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В построении мышления некоторых людей встречается склонность – у одних к синтезу, у других к анализу.
Сравнение – одна из логических операций мышления, которая заключается в соотнесении явлений и предметов с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение вскрывает единство и различие вещей. Итогом сравнения можно считать классификацию. Зачастую она представляется первичной формой абстрактного и практического познания.
Классификация – один из основных приемов, используемых психологами для описания отличий между людьми.
Обобщение (или генерализация) – отклонение отдельных свойств, но с сохранением единых, с выявлением существенных взаимосвязей. Обобщение может произойти путем сравнения, при выделении общих качеств. Таким образов совершается обобщение в элементарных формах мышления. В наиболее высших конфигурациях мышления обобщение совершается путем выявления связей, отношений и закономерностей.
Аналогия – закономерно вытекающее заключение в процессе мышления от частного к частному на основании некоторых элементов сходства.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному общему положению или понятию. Мы уже не абстрагируемся от различных свойств или признаков предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти явления или предметы в существенном богатстве их признаков.
На практике все виды мышления неразрывно взаимосвязаны и переходят из одного вида в другое.
Иногда просто невозможно разграничить наглядно - образное и словесно - логическое мышление в случае, когда содержание задачи - это различные графики, схемы и символы. Поэтому необходимо обеспечить развитие всех видов мышления в комплексе, что в сою очередь даст возможность правильно и достаточно полно отразить действительность человеком.
Участвуя в жизни общества, занимаясь какой-либо деятельностью, каждый человек обогащает своё мышление не только в результате практического опыта, но и путём общения с окружающими людьми при посредстве языка.
Именно язык, являясь средством обмена мыслями между людьми, представляет собой вместе с тем орудие человеческого мышления.
Познание действительности начинается с ощущения и восприятия окружающего мира, которое даёт нам знание об отдельных конкретных предметах, о внешних отношениях, существующих между ними.
Затем идёт мысленная переработка данных, полученных путём ощущений и воспитаний, которая позволяет нам понять общие закономерности, существующие в окружающей действительности.
Такое обобщение отражение действительности возможно лишь при помощи языка, лишь на основе словесных формулировок. Можно, например, непосредственно видеть или наглядно представить, как какой-либо отдельный конкретный предмет, лишённый опоры, падает на землю. Но для того чтобы человек понял общую закономерность, которая обнаруживается в ряде подобных случаев, необходимо при помощи слова обобщить наблюдавшиеся явления, сформулировать в речи физический закон тяготения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева, Н.П. Игра. Воспитание. Личность [Текст]: Монография / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: НГПУ, 2017. – 201 с.
2. Белова, Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников / Психологическая диагностика. – 2015. – № 3. – С. 81-94.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: избранные психологические труды [Текст]: Учебное пособие / П.П. Блонский; Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2018. - 632 с.
4. Бокова О.А, Рыбин Д.Н., Никурдина И.И. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр: результаты опытно-экспериментальной деятельности дошкольного учреждения / О.А. Бокова, Д.Н. Рыбина, И.И. Никурдина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 2 (87). - С. 260-264.
5. Большой психологический словарь [Текст]: для специалистов в области психологии / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. - 811 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2017. – 160 с.
7. Бочарова, С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека – оператора - Психол. журн. №3, 2018.
8. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение /А.В. Брушлинский. – М.: ИКЦ «МарТ», 2016. – 336 с.
9. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психолого-педагогической диагностике: учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – Казань: Наука, 2014. – 171 с.
10. Вершинина Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников / Н.В. Вершинина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4 (12). - С. 23-26.
11. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. - Т.3. - М.: Педагогика, 2013.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2004. – 219 с.
13. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста. [Текст]/ Дошкольное воспитание. — 2007. — № 7. – с. 25 – 29.
14. Гомезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гомезо, И.А. Домашненко. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2013. – 129 с.
15. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации Пособие для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 с.
16. Гурова, Л.Л. Психология мышления : учебное пособие / Л.Л. Гурова. – Москва : ПЕР СЭ, 2005
17. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. [Текст] / Н.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. - 184с.
18. Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР). Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Н.Б. Венгер, О.М. Дьяченко, А.Ф. Говоркова, Т. В. Лаврентьева, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская. [Текст]— М.: Педагогика, 1978.- 248 с.
19. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). [Текст]/ Е.В. Доценко. - Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 297 с.
20. Дошкольная педагогика [Текст]/ учебник для студ. сред.проф.учеб. заведений. Козлова С.А., Куликова Т.А. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.
21. Дьячко, М.И. Психологический словарь – справочник. [Текст]/ М.И. Дьячко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2004. – 576 с.
22. Игра дошкольника. [Текст]/ Под ред. С.Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.— 286 с.
23. Ильясов, И. И. Исследование развития познавательной деятельности / И.И. Ильясов - М.: Просвещение, 2016
24. Калмыкова, З.И. Мышление как основа обучаемости: монография / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2009. – 200 с.
25. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 2017
26. Коджаспирова, Г.М. Психологический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2018. – 176 с.
27. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста. [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск: Университэцкае, 1999. – 316с.
28. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. Для учителя. [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 190с.
29. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева. – Казань: «Университетское», 2015. – 212 с.
30. Кордуэлл, М. Психология от А до Я: Словарь-справочник. [Текст]/ М.Кордуэлл. -М.: Флинта, 2000.
31. Лаврентьева, Г. П. Практическая психология для воспитателя / Г. П. Лаврентьева, Т. П. Титаренко - Киев, 2012
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст]/ А.Н. Леонтьев. - М., 1975.- 227 с.
33. Леонтьев, А.Н. Мышление: монография / А.Н, Леонтьев. – М.: Дрофа, 2001. – 311 с.
34. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. - М., 2017
35. Маклаков, А.Г. Общая психология Текст: Книга по психологии / А. Г. Маклаков. СПб.: КАРО, 2018. – с. 61
36. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления /М.К. Мамардашвили. - М.: Высшая школа, 2010
37. Машин, Л.Н. Развивающие игры. [Текст] / Л.Н. Машин, Е.Л. Мадышева.- Х.: Фолио, 2007. – 413 с.
38. Недоспасова В.А. Растем играя: Сред. и ст. дошк. возраст Текст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Недоспасова. М.: Просвещение, 2016
39. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 575 с.
40. Никитина, Т.Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко Текст: Спец. курс для тренировки памяти / Т.Б. Никитина. М.: АСТПресс Книга, 2016.
41. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / Под ред. М.Г. Ярошевского. - СПб.: Питер, 2008.
42. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2015.
43. Путляева, Л. О развитии мышления: психолог советует / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 5. – с. 35-38
44. Рубинштейн, С.Л. Мышление // Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Спб.: Питер, 2010.
45. Селиверстов, В.И. Основы психического развития детей старшего дошкольного возраста: пособие для логопедов и воспитателей детсадов / В. И. Селиверстов. – М.: Просвещение, 2016. – 389 с.
46. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду Текст: Методическое пособие для воспитателя / А.И. Сорокина. – М., 1982.
47. Теплов, Б.М. Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам. - В кн.: Теплов Б.М. Избр. труды. В 2-х т. - Т.1. - М.: Просвещение, 2005
48. Трифонова, Е.В. Многообразие определений понятия «мышление»: уточнение или утрата исходного значения? / Е.В. Трифонова, Е.П. Федорова // Проблемы современного образования. – 2019. – № 5 – С. 26-30.
49. Тупикина Д.В., Мартынова Н.В., Гурьянова И.В. Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Тупикина, Н.В. Мартынова, И.В. Гурьянова // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 98-102.
50. Тюрина, К.В. Проблема развития мышления в психологии и педагогике / К.В. Тюрина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №42. – С. 145-146.
51. Урунтаева, Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. Заведений./ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Издательский центр Академия, 2011.
52. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / Н.Н. Шерешик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-2. - С. 111-114.
53. Якобсон, С.Г. Старший дошкольный возраст. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателей детского сада / С.Г. Якобсон. – М.: Дрофа, 2014. – 176 с.
54. Яшкова, Н.В. Наглядно-действенное мышление // Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. – М.: Педагогика, 2001. – 189 с.