Фрагмент для ознакомления
2
Сущность понятия оптической дисграфии
Необходимо кратко рассмотреть в данном параграфе определение понятия «дисграфия».
Дисграфия является частичным нарушением письменного процесса, в котором наблюдается стойкая и повторяющаяся ошибка: искажение и замена букв, искажение звуковой и слоговой структуры слов, нарушение слитного написания некоторых слов, наличие аграмматизмов на письме.
Р.И. Лалаева считает, что дисграфия является частичным нарушением процесса письма, которое проявляется в устойчивых, повторяющихся ошибках, каждая из которых обусловлена несформированными высшими психическими функциями, которые участвуют в процессе писем [32].
А.Н. Корнев считает дисграфию неспособностью освоить навыки письма в соответствии с правилами графики, хотя интеллектуальное и речевое развитие обладает достаточным уровнем, а также отсутствием грубых нарушений слуха и зрения [28].
И.Н. Садовникова утверждает, что дисграфия является частичным расстройством письма, в котором основной симптом - наличие устойчивых специфических нарушений, не связанных с нарушением слухового, зрительного и интеллектуального развития [48].
Следовательно, можно утверждать, что дисграфия является частичным нарушением письменного процесса на этапе школьного обучения, когда фиксируется стойкость повторяющихся ошибок, выявляется отсутствие способности овладения графическими правилами, которые обусловлены дисфункцией коры головного мозга, появляются как результат несформированности высших психических функций, задействованных в письменном процессе, но при сохранности зрения, слуха и интеллектуального развития.
О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии, из них - оптическую, вызываемую нарушением или недоразвитием оптических систем речи в головном мозге [36].
По мнению Р.Е. Левиной, оптическая дисграфия является наиболее распространенной формой дисграфии среди учеников младших классов [32].
Оптическая дисграфия является нарушением письма, обусловленное несформированностью определенных процессов: зрительного, пространственного, моторного.
Важно приведенное Р.И. Лалаевой умозаключение - «наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Согласно этому взгляду, механизмом нарушений чтения и письма является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота» [32].
У детей с оптической дисграфией происходят частые замены
- сходных графически рукописных букв с одинаковыми элементами, но с разным пространственным расположением (в-д, т-ш);
- в буквах с одинаковыми компонентами, но различными дополнительными элементами (и-ш, л-м, п-т, х-ж);
- в зеркальном написании букв; в пропуске элементов, в особенностях при соединении букв с одинаковым элементом, в добавлении лишних и неправильных в пространственном расположении элементов.
Б.Г. Ананьев акцентировал внимание на том, что у многих детей с выраженной дисграфией отражается незрелость сложных форм зрительно-моторной координации [2].
Особая группа детей, имеющих оптическую дисграфию, представлена младшими школьниками от 7 до 9 лет. Большинство оптических ошибок у данных детей имеют физиологический характер, постепенно пропадают, т.е. это явление наблюдается на определенной стадии формирования графических моторных навыков письма у младших школьников. Часть детей приобретает устойчивый характер оптических ошибок в течение всего обучающего процесса письму.
Специфика пространственного и зрительного представления у младших школьников отрицательно сказывается на их психической и учебной деятельности, а также на:
- на процессе выработки устной речь (неправильность понимания и использования предлогов и наречий, которые выражают пространственные связи и сложные грамматические конструкции языка);
- на освоении процесса письма (неспособность ориентироваться в пространстве листа: несоответствие расположении записи на тетрадном листе, трудности соотнесения букв с линиями тетради, несоблюдение границ полей листа; смешение букв оптически сходных, зеркальные изображения букв);
- на усвоении чтения (сужен круг различимых пространств строчек, затрудняющий переход на беглое чтение, трудность различения похожих букв по форме, неправильность направления чтения);
- на овладении математическими представлениями (ошибки в написании цифр, неспособность располагать симметрично примеры в тетради, метрические ошибки, сложность понимания в разрядном строении числа, освоении счетных операций и отношений сравнения);
- на выработке изобразительных навыков (отсутствие сформированности умения расположения рисунка в пространстве листа, наличие метрических, координатных и топологических ошибок);
- на организации деятельности на уроках (присутствие пространственных ошибок при выполнении расположения учебных дисциплин на столе и требований учителя по направлению движения ребенка).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Ажермачева, З. Н. Развитие зрительно-моторной координации как главный фактор готовности ребёнка к школе / З. Н. Ажермачева, О. О. Волкова // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314).
2. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение/ Б.Г. Ананьев. - Л., 1955.
3. Анварова, И.И. Кнопки мозга. Развитие умственных способностей ребенка/ И.И. Анварова, А.А. Калябина, Л.В. Михляева. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2018.-106 с.
4. Бардычевская А. А. Кинезиологические упражнения как средство интеллектуального развития ребенка // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики: электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. НИЦ «НаукоПолис», 2019. С. 302–307.
5. Белова, И.В. Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда / И.В. Белова. - Педагог. 2019. С. 1-9
6. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова -Просвещение, 1991. – 176 с.
7. Бессонова, Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: методические рекомендации / Т.П. Бессонова, - М.: АРКТИ, 2016. – 74 с.
8. Васильева, Л.Ф. Теоретические основы прикладной кинезиологии/ Л.Ф. Васильева. М.: ТЦ Сфера, 2007. 156 с.
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ, 2005. – 64 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2017. – 277 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 199 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2017. – 240 с.
13. Выготский, Л.С. Анализ знаковых операций ребенка // Орудие и знак в развитии ребенка / Л.С. Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО–Пресс, 2000. С. 868.
14. Глозман, Ж. М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе/ Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева. – М.: Смысл, 2017. – 544 с.
15. Голованова, Т.Н. Теоретические предпосылки использования кинезиологических техник в развитии моторной сферы детей с общим недоразвитием речи/ Т.Н. Голованова, Е.Ю. Медведева // Инновационная наука. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predposylki-ispolzovaniya-kineziologicheskih-tehnik-v-razvitii-motornoy-sfery-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.10.2023).
16. Грегори, Ричард Лангтон. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори ; Предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия и В. П. Зинченко. - Москва: Прогресс, 1970. - 269 с.
17. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие / К. М. Гуревич ; под ред. Е. М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 2017. – 286 с.
18. Деннисон, П. Гимнастика мозга / перевод С. М. Масгутовой. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997.-
19. Дружинина, Л.А. Психолого-педагогическое изучение развития ребенка дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – 170 с.
20. Дудьев, В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В. П. Дудьев. - Москва: Владос, 2008. - 366 с.
21. Ефименкова, Л.М. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ Л.М.Ефименкова. Москва: Союз, 2003.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб.И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2017. – 464 с.
23. Зрительно-моторная координация. Младшие школьники (1-4 классы). 22.02.14. URL: https://ismart.by/motornaja-koordinacija (дата обращения: 13.10.23).
24. Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы: пособие для учителя/ О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова.- М.: Просвещение, 2014 .- 126 с.
25. Каморина, Е.А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству/ Е.А. Каморина. Журнал «Логопед». № 2. – 2007. – 14 с.
26. Китаева, Н. Н. Особенности зрительно-моторных функций у младших школьников с оптической дисграфией/ Н.Н. Китаева, М.Б. Андреева, А.С. Корюковец, В.С. Крутихина // Специальное образование: мат. XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2015 г.) / под общ. ред. В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина. СПб., 2015.
27. Кондракова, О.Г. Готовность к школе: зрительно-моторная координация/ О.Г. Кондракова. – М., 2012
28. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
29. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.
30. Крупенчук, О. И. Движение и речь: кинезиология в коррекции детской речи / О. И. Крупенчук, О. В. Витязева. - Санкт-Петербург: Литера, 2019. - 45 с.
31. Лазарева, Л.В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи/ Л.В. Лазарева // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 47-50
32. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. СПб.: Союз, 2001. С. 3-88.
33. Левина, Р. Е. Основы теории и практики по логопедии/ под. ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2016. – 127 с.
34. Леонова, С.В. Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии / С.В. Леонова, С.П. Воронина. Логопедия. 2005. № 5.
35. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - 8-е изд. - Ленанд, 2020. – 216 с.
36. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. Волковой. —5-еизд., перераб. и доп. — М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.
37. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М.: Изд. центр Академия, 2017. – 352 с.
38. Любимова, Н. Кинезиология, или природная мудрость тела / Н. Любимова. - Невский проспект, СПб.: 2012. - 148 с.
39. Любимова В. Кинезиология. Второй уровень познания тела / Н. Любимова. - Невский проспект, СПб, 2012. – 146 с.
40. Мазанова, Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.
41. Мазанова, Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5 / Е. В. Мазанова. – Москва: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 72 с.
42. Максимишина, С. А. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников / С. А. Максимишина // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 182-183.
43. Нейропсихологическая диагностика, обследования письма и чтения младших школьников /под общ.ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.- М.: Сфера, 2013. - 128с.
44. Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных [Текст] / И.П. Павлов. ЁЁ Медиа, 2012. - 662 с.
45. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. –– М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.
46. Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Попул. пособие для родителей и педагогов / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. - Ярославль : Акад. развития, 1997. - 185 с.
47. Розова, Ю. Е. Преодоление оптической дисграфии у школьников/ Ю.Е. Розова. М.: Редкая птица, 2021. 190с.
48. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н. Садовникова. - Москва: Владос.1995.
49. Сазонов, В.Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов / РГПУ. –Рязань, 2000. – 48 с.
50. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте/ А.В. Семенович. - М.: Академия, 2002. - 232 с.
51. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие/ А.В.Семенович. — М.: Генезис, 2007. - 474 с.
52. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практ. руководство для учителей и родителей / А.Л. Сиротюк. - Москва : Сфера, 2000. - 122 с.
53. Смирнова, Н. Н. Рекомендации тифлопедагогам по развитию зрительного восприятия и зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения / Н. Н. Смирнова // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 445-446
54. Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ) (23-25 марта 2017 г., г. Пермь) / Общественная организация "Счастье жить", ФГБОУ ВО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет" [и др.] ; [редкол.: Ворошнина Ольга Руховна (науч. ред.) и др.]. - Пермь : ПГГПУ, 2017. - 427 с.
55. Феоктистова, В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения / В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова, А.М. Витковская. – СПб.: Образование, 1995 – 147 с.
56. Теплова, И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И. С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 49-52.
57. Теоретические аспекты кинезиологии в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста// М.Э. Бабаян http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/06/teoreticheskie-aspekty-kineziologii-v-oblasti
58. Тригер, Р.Д. Я учусь писать. Рабочая тетрадь. 1 класс/ Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова, Т.А. Мещерякова. - ВЛАДОС, 2012. – 87 с.
59. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Л. С. Цветкова. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – 304 с.
60. Шанина, Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков / Г.Е. Шанина. - М., ВНИИФК, 2018. – 39 с.
61. Кинезиология. Психология. Астропсихология. [Электронный ресурс] // URL: http://kinesiovita.com/kineziologiya/gimnastika-mozga- obrazovatelnaya-kineziologiya (дата обращения: 23.10.2023).