Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «учебная мотивация» в психолого-педагогической литературе
Для рассмотрения учебной мотивации обратимся к изучению понятия «мотивация» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке.
В зарубежных исследованиях вопросы мотивации рассматривались Дж. Аткинсоном, Ф. Герцбергом, Д. Макклелландом, А. Маслоу, Х. Хекхаузеном, Г. Холлом и другими.
А. Маслоу разработал теорию уровневого строения мотивации личности, в структуре которой были выделены различные виды потребностей и мотивов. Основу мотивации составляют потребности низшего порядка, или базовые потребности в пище, безопасности. Высшие потребности – это стремление к самореализации и самообразованию. Данные потребности, по мнению А. Маслоу, являются движущими силами, которые определяют поведение и деятельность человека, и составляют основу мотивации личности [37].
Д. Маклелланд под мотивацией считает совокупность потребностей и мотивов, которые направляют личность на достижение успеха. Стремление к успеху становится основой поведения личности. Данные виды потребностей взаимосвязаны между собой и проявляются в процессе деятельности, но один из мотивов может быть доминирующим. В соответствии с этим в основе мотивации лежит потребность человека добиться заявленных целей, то есть достичь успеха в определенной сфере деятельности [34].
Дж. Аткинсон также определяет мотивацию как комплекс движущих сил, которые ориентируют личность на достижение успеха. Успех понимается как возможность реализации поставленной цели, получение удовлетворения от выполняемой деятельности, испытание чувства гордости за свои достижения. По мнению Дж. Аткинсона, успех – это самый главный побудитель деятельности личности, в том числе в учебной сфере [62].
В отечественной психологии мотивация рассматривается более широко, не только как комплекс базовых и высших потребностей и мотивов достижения успеха. Например, В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Кондратьева отмечают, что мотивация – это совокупность мотивов, побудителей, которые формируются в результате возникновения противоречия между влечением в реализации определенной потребности и необходимостью действий, которые позволят удовлетворить ее. Мотивация при этом может быть как положительно, так и отрицательно ориентированной. Первый вид мотивации в своей основе имеет стремление к удовлетворению потребности, побуждению к действию, второй – наоборот, к избеганию [15].
Ю.Н. Казаков, Ю.С. Меркушева рассматривают мотивацию как регулятор поведения и деятельности человека, совокупность процессов, которые определяют направленность личности на достижение поставленных целей в определенных сферах жизни. Мотивация занимает важное место в структуре личности, является средством побуждения и активности, выбора целенаправленных и избирательных действий, необходимых для выполнения поставленных задач. Мотивация может быть как внутренней, осознанной, так и внешней, формирующей под влиянием внешних условий [23].
Е.В. Карпова, Е.Г. Изотова считают, что мотивация – это совокупность мотивов. Мотив – это, с одной стороны, потребность, с другой стороны, принятие стимула. Не всякая потребность или стимул становятся мотивами, для этого необходимы определенные условия, например, принятие личностью данного стимула как важного. Только в случае осознания и принятия стимула он становится мотивом и движущей силой поведения и деятельности. В развитии мотива выделяются такие этапы, как осознание потребности, далее идет формирование стимула, принятие или непринятие данного стимула, формирование мотива в случае принятия и осознания стимула [24].
А.Н. Леонтьев рассматривает мотивацию через категорию деятельности. По его мнению, в основе любой деятельности лежит комплекс мотивов, который направляет поведение личности, его действия. Выделяется мотивация таких видов деятельности, как общение, игра, учение, труд. В каждом виде деятельности формируется свой комплекс мотивов, при этом на каждом возрастном этапе доминирует определенный вид мотивов. Например, в общении в раннем возрасте формируются ситуативно-познавательные мотивы, в старшем дошкольном возрасте – внеситуативно-личностные [31].
Через понятие установки раскрывает мотивацию Д.Н. Узнадзе. По его мнению, мотивация – это определенный сложивший тип установки личности, которая закрепилась в поведении и деятельности человека. Мотивация направляет личность, определяет выбор тех или иных действий, которые соответствуют установке [57]. В точки зрения управления поведением мотивацию рассматривают О.С. Виханский, А.И Наумов, которые считают, что мотивы – это внутренние и внешние движущие силы, которые побуждают к деятельности и ориентируют личность на достижение поставленных целей [6].
Е.П. Ильин выделяет особенности мотивации различных видов деятельности. Одним из них является учебная мотивация, которая заключается в осознании потребности, нужды, желанности в выполнении учебных действий и побуждает активность личности на достижение учебных целей и задач. В структуре учебной мотивации выделяются как внутренние мотивы в виде собственных потребностей человека, так и внешние мотивы [20].
Т.А. Кононова, Т.Б. Жакупов, Е.В. Соломатин отмечают, что для побуждения личности в процессе учебной деятельности необходимо принятие потребности, ее осознание. Только в этих условиях потребность трансформируется в мотив и способствует формированию направленности обучающихся на учебную деятельность. В процессе учения обучающиеся прикладывают определенные усилия, выполняют учебные действия, которые способствуют реализации учебных мотивов [26].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
2. Апиш, М. Н. Использование игровых интерактивных технологий в начальной школе / М. Н. Апиш, З. С. Короп // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12-2. – С. 20–23.
3. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – Москва: Когито-Центр, 2019. – 282 с.
4. Борисова, Т. М. Развитие познавательных учебных действий младших школьников посредством игровой технологии / Т. М. Борисова, А. И. Казакова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4 (15). – С. 243–245.
5. Будникова, Е. С. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова. – Челябинск: Цицеро, 2017 – 110 с.
6. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2023. – 669 с.
7. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости : логические схемы и таблицы / Б. С. Волков. – Москва: ВЛАДОС, 2013. – 511 с.
8. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – Москва: Перспектива, 2022. – 148 с.
9. Гармаева, Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков / Т. В. Гармаева, Н. Н. Климентьева, О. А. Пестерева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. – 186 с.
10. Глумова, Н. Н. Игровые технологии в процессе обучения в начальной школе / Н. Н. Глумова // Современные проблемы образования обучающихся с нарушениями интеллекта / Е. С. Кузьмина, И. Н. Нурлыгаянов. – Москва, 2018. – С. 13–18.
11. Гонина, О. О. Психология младшего школьного возраста / О. О. Гонина. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 271 с.
12. Гревцева, Г. Я. Педагогические технологии / Г. Я. Гревцева, Р. А. Литвак. – Челябинск: Изд-во ЧГИК, 2018. – 177 с.
13. Гусева, Л. А. Обучение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Гусева, Л. Ю. Сысуева. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. – 95 с.
14. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учебник / М. Н. Гуслова. – Москва: Академия, 2019. – 317 с.
15. Долгова, В. И. Формирование учебно-профессиональной мотивации субъектов образовательной среды: монография / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева. – Москва: Перо, 2021. – 142 с.
16. Золотарева, А. А. Игровые технологии в образовательном процессе / А. А. Золотарева, Т. В. Емельянова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 9 (25). – С. 466–468.
17. Золотова, А. С. Использование игровых технологий в обучении младших школьников / А. С. Золотова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10 (27). – С. 370–371.
18. Игровые технологии в художественно-образовательной сфере: монография / А. И. Щербакова, Н. И. Ануфриева, Е. А. Ануфриев. – Москва: Буки-веди, 2016. – 352 с.
19. Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся / М. С. Айдемирова, С. Л. Беляев, А. А. Зарипова. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 64 с.
20. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 508 с.
21. Инклюзивное образование: настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалёв, А. В. Захарова. – Москва: ВЛАДОС, 2023. – 166 с.
22. Инклюзивное образование в начальной школе: пособие для учителей начальной школы / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, Г. А. Османова. – Москва: Парнас, 2018. – 71 с.
23. Казаков, Ю. Н. Психологическая оценка учебной и профессиональной мотивации студента / Ю. Н. Казаков, Ю. С. Меркушева. – Москва: РАСН, 2015. – 52 с.
24. Карпова, Е. В. Мотивация учебной и внеучебной деятельности школьников / Е. В. Карпова, Е. Г. Изотова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2021. – 179 с.
25. Каширский, Д. В. Мотивация учебной деятельности и трудности в обучении учащихся профильных и предпрофильных классов / Д. В. Каширский. – Москва: Белый ветер, 2020. – 157 с.
26. Кононова, Т. А. Мотивация учебной деятельности: психологические средства её оптимизации: монография / Т. А. Кононова, Т. Б. Жакупов, Е. В. Соломатин. – Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск им. И. К. Яковлева МВД России, 2013. – 86 с.
27. Кузьмичева, Т. В. Индивидуализация в инклюзивном образовании: методология и педагогические инструменты: коллективная монография / Т. В. Кузьмичева, Ю. А. Афонькина, Д. А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 112 с.
28. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. – Москва: Трикста : Академический Проект, 2013. – 302 с.
29. Левитес, Д. Г. Педагогические технологии: учебник / Д. Г. Левитес. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 401 с.
30. Леньшина, Л. А. Обучение без стресса, или Гармоничное развитие дошкольников и детей младшего школьного возраста: настольная книга для каждого учителя, воспитателя, родителя / Л. А. Леньшина, Е. Н. Герасина, Н. В. Леньшина. – Саратов: Десятая Муза, 2016. – 119 с.
31. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев; под редакцией и с предисловием Д. А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2020. – 526 с.
32. Личностные факторы развития позиции субъекта учения / Е. Д. Божович, А. С. Буга, Г. А. Вайзер; под редакцией Е. Д. Божович. – Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020. – 366 с.
33. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 320 с.
34. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд; науч. ред. пер. Е. П. Ильина; пер. с англ. А. Богачев и др. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 669 с.
35. Максимова, М. В. Практико-ориентированная образовательная среда как средство развития учебной мотивации обучающихся колледжа: монография / М. В. Максимова. – Москва: МФЮА, 2019. – 195 с.
36. Мамажонова, М. О. Игровые технологии как вид педагогических технологий / М. О. Мамажонова // Экономика и социум. – 2019. – № 11 (66). – С. 443–445.
37. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу; пер. с англ. О. Чекчурина. – Санкт-Петербург: Питер, 2020. – 444 с.
38. Медведева, Е. А. Формирование личности младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественного направления: монография / Е. А. Медведева, А. С. Павлова. – Москва: Перо, 2018. – 159 с.
39. Медникова, Л. А. Педагогические технологии в начальном образовании / Л. А. Медникова, А. Р. Лопатин. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2015. – 267 с.
40. Мезенцева, О. И. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / О. И. Мезенцева. – Новосибирск: Немо Пресс, 2018. – 140 с.
41. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 / сост. и науч. ред. : С. Д. Мухаметрахимова. – Уфа: Мир печати, 2014. – 71 с.
42. Мурюкина, Е. В. Игровые технологии: теория и практика / Е. В. Мурюкина, И. В. Челышева, Н. П. Рыжих. – Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт, 2013. – 187 с.
43. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. – Москва: Наука, 2022. – 671 с.
44. Немов, Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва: Владос, 2020. – 687 с.
45. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: коллективная монография / под ред. Н. А. Палиевой. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. – 140 с.
46. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. З. М. Большакова, Г. Я. Гревцева, Н. Н. Тулькибаева. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2014. – 282 с.
47. Повышение учебной мотивации средствами формирующего оценивания: методические рекомендации / А. Л. Холоднова, Н. Е. Икина, М. Б. Крылова. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. – 139 с.
48. Подласый, И. П. Педагогика: учебник: в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика / И. П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2013. – 777 с.
49. Попова, И. М. Психология дошкольника и младшего школьника: учебно-метод. пособие / И. М. Попова. – Иркутск: Иркут, 2017. – 123 с.
50. Приходько, В. Е. Формирование личности в младшем школьном возрасте: монография / В. Е. Приходько. – Москва: Перо, 2019. – 152 с.
51. Психология развития детских возрастов: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст: коллективная монография / Д. А. Донцов. – Москва: Liteo, 2015. – 174 с.
52. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва: Юрайт, 2023. – 412 с.
53. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 720 с.
54. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников / И. С. Сергеева. – Москва: КНОРУС, 2016. – 230 с.
55. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина. – Москва: Юрайт, 2019. – 171 с.
56. Танцюра, С. Ю. Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ: метод. рекомендации / С. Ю. Танцюра, С. М. Мартыненко. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 61 с.
57. Узнадзе, Д. Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / Д. Н. Узнадзе. – Москва: Смысл, 2014. – 365 с.
58. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов / сост.: Н. Е. Скрипова, Е. А. Мартьянов. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 219 с.
59. Фастова, Е. И. Инновационные педагогические технологии / Е. И. Фастова, О. Л. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 79 с.
60. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – Москва: Вако, 2022. – 160 с.
61. Фетисова, А. А. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / А. А. Фетисова, Н. А. Спичко. – Москва: Диона, 2020. – 93 с.
62. Формула успеха Дж. Аткинсона // История менеджмента / А. И. Кравченко. – Москва: Академический Проект, 2009. – 560 с.
63. Царапкина, Ю. М. Педагогические технологии в образовательной среде: учеб. пособие / Ю. М. Царапкина. – Москва: Росинформагротех, 2017. – 196 с.
64. Шерешик, И. Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / И. Н. Шерешик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 5-2. – С. 111–114.
65. Шляпникова, О. А. Мотивация образовательной деятельности / О. А. Шляпникова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 122 с.
66. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2014. – 384 с.