Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном обществе происходят значительные социально-политические и экономические преобразования, которые существенно влияют на образовательную сферу. Эти преобразования выступают в роли мощного толчка, который влияет на образовательные требования, в результате чего возникает потребность в изменении и пересмотре существующих стандартов. Сегодня, первостепенную значимость приобретает такое преобразование образовательного процесса, которое обеспечит выпускникам не только определенный уровень знания, но и коммуникативную готовность. Именно это качество и определяет готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности и переводит акцент с количественных показателей образования к качественным характеристикам [1; с.73].
В связи с этим немаловажную роль в методике преподавания имеет грамотное планирование курса. Проблема составления и проектирования методического обеспечения учебной дисциплины в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с переходом обучения от традиционно-урочной системы к личностно-ориентированной и компетентностной системе. При этом главную роль приобретает заинтересованное вовлечение студентов в процесс обучения, сотрудничество преподавателя с учащимися, ориентация на приобретение не набора знаний, а комплекса компетенций.
Современные педагогические технологии ориентируют на применение активных методов обучения, на оснащение учебного процесса современными средствами обучения, методическими материалами. Наиболее перспективными из них являются специально разработанные по конкретной дисциплине учебно-методические комплексы, успешно применяемые при любой форме обучения.
Применение дидактического материала способствует лучшему усвоению студентом полученных знаний, наглядности, иллюстративности преподаваемой информации. У студента появляется возможность проанализировать материал, проследить возможности применения теоретических аспектов на практике, проработать конкретные ситуации и разработать пути их решения.
Современный подход к обучению подразумевает реализацию основных принциповобразования. При этом содержание курса должно быть «доступным», необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов в процессе обучения, придерживаться последовательности и систематичности в обучении. Также важно применение нетрадиционных форм организации занятий.
Современные педагоги, планируя занятия, включают различные мультимедийные средства. Широко используются возможности сети Интернет, электронной почты для обучения. Современное общество предъявляет высокие требования к высшему образованию и поэтому преподаватель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности студентов, но и развивать потенциал их личности.
Формирование интересов, потребности личности студента осуществляется различными средствами.
Для становления развитой личности преподаватель должен так организовать свою работу, чтобы студенту было интересно на занятии, чтобы он мог проявить своё творчество, свою самостоятельность, при необходимости организовать работу и привести её к результату. Большие возможности для самореализации студентов дают коллективные способы обучения.
Проблема исследования – поиск педагогических условий в поисках оптимального коллективного способа обучения студентов на занятиях.
Объект исследования – коллективный способ обучения в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования – особенности организации коллективных форм обучения.
Цель исследования – изучить и охарактеризовать коллективные способы обучения: истоки и современное применение.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу, выявить понятие коллективных способов обучения в историческом аспекте.
2. Раскрыть особенности развития коллективных способов обучения в процессе преподавания.
3. Выявить особенности коллективного способа обучения на примере уроков английского языка.
Методы исследования: анализ психолого – педагогической и научно – методической, учебной литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация.
Структура работы. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Психолого-педагогические основы коллективного способа обучения
1.1. История развития коллективного способа обучения
В настоящее время в образовательной сфере происходят существенные изменения. В первую очередь они относятся к системе преподавания, а также к самой системе обучения. Основные положения современного образования прописаны в ФГОСе.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) является основным образовательным стандартом, регламентирующим деятельность в области высшего образования. Не является исключением и иностранный язык. ФГОС является совокупностью требований, которые необходимо применять при проведении занятий, планировании программы, разработке методики проведения занятий. ФГОС распространяется на образовательные учреждения, действующие в рамках государственной программы и имеющие государственную аккредитацию. В основе документа лежит анализ основных психолого-педагогических трудов, культурологических, педагогических психологических и социологических концепций и теорий [3].
Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации, поэтому в таких меняющихся условиях особую необходимость и значимость приобретает такой нормативно - правовой акт, который направляет и определяет ход образовательного процесса. Новый ФГОС характеризуется тем, что в нем не сформулированы конкретные цели и задачи, имеющие отношение к конкретному предмету. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у студентов умение общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию.
В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Таких результатов мы достигаем благодаря развитию основных компетенций [4].
В процессе самоактуализации личностного роста студентов происходит их самосовершенствование путем естественной самореализации в коллективе через овладение основными компетенциями при изучении различных предметов.
На любом предмете благодаря правильно построенной модели его фактического преподавания преподавателем происходит формирование всех компетенций. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов компетенций, в других акцент делается на формировании других видов компетенций, что позволяет тренировать навыки не только понятийного аппарата изучаемого материала, но и способствует фактическому построению личностного роста посредством самовыражения себя в усвоении материала по отношению к коллективу. Следует заметить, что сегодня целью преподавателей является формирование всех видов компетенций [6].
Под традиционной педагогикой, как системой научного знания, подразумевают науку, отражающую основные закономерности образования, которое включает обучение и воспитание детей. Потребности общества растут и видоизменяются, с связи с чем, постепенно изменилась и суть педагогики. Существенно расширились ее границы [1]. Это связано в первую очередь, с возрастающими потребностями населения в получении образования. Кроме того, появилась потребность в обучении не только детей, но и взрослых, что стало основание для появления системы непрерывного образования.
Сегодня педагогика стала столь обширной наукой, что ее нельзя ограничить таким определением, как наука об обучении детей. Это понятие включается более широкий, глубинный смысл. Сегодня в сферу педагогики входит также поиск новых способов, методов, форм обучения, как детей, так и взрослых, в том числе, людей пожилого и преклонного возраста. В современных условиях педагогика тесно взаимосвязана с другими науками, изучающими особенности становления и развития человека. Содержание и суть педагогики менялись в различные времена. Также широко варьируют и взгляды различных ученых на этот вопрос [2].
Так
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития : Инновационный курс: учеб. Пособие [Текст] / В. И Андреев. - Казань: КГУ, 2014. - 526 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
3. Аристова Л.И. Активность учения школьника [Текст] / Л.И. Аристова. - M.: Просвещение 2014. - 139 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы [Текст] / Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
5. Безрукова В.С. Педагогика: учебник [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: СИПИ, 2014. - 340 с.
6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 239 с.
7. Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: методиче¬ское пособие [Текст] / Н.В. Белобородов. - М.: АРКТИ, 2014. - 104 с.
8. БогоявленскаяД.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская. – М.: Знание, 2013. – 173 с.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2012. – 320с.
10. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б.Богоявленская. – М.: Знание, 2015. – 96 с.
11. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2015. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителей [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2015. – 193 с.
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие [Текст] / В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА-М,2012. – 256 с.
14. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
15. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2016. - 223 с.
16. Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8947/ (дата обращения: 06.12.2017).
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.
18. Классное руководство в современной школе: Практическое пособие [Текст] / сост. Н.В. Щебланина. – М.: АРКТИ, 2013. - 104 с.
19. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие [Текст] / под ред. М.И.Рожкова. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2015. - 280 с.
20. Краткий психологический словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, - 2 изд., расш., исп. и доп. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2014. - 512 с.
21. Кулюткин Ю.Н., Сухобская, Г.С. Развитие творческого мышления школьников [Текст] / Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобовская. – Л.: Знание, 2015. – 167 с.
22. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения : книга для учителя : из опыта работы [Текст] / С. Н. Лысенкова. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.
23. Мадорский Л.Р. Глазами детей младшего школьного возраста. Книга для учителя [Текст] / Л.Р. Мадорский, А.З. Зак. - М.Просвещение, 2014. – 96 с.
24. Манеева О.Г. О развитии творчества учащихся на уроках// Одаренный ребенок. – 2014,. - №4. – с.12-15.
25. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии [Текст] / Л.С.Рубинштейн. - Спб.: Питер: 2015. – 720с.
26. Творчество и социальное познание: [Сборник статей] / А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. - М.: Издательство Московского университета, 2012.- 256 с.
27. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. – Л. , 2012. – 91 с.
28. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике [Текст] / Д.В.Ушаков – М.: Пер Сэ, 2015. – 124с.
29. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? [Текст] : пособие для учителя / А.В.Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. - 383 с.
30. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской// Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2012. – 488 с.
31. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения [Текст] / А.В.Хуторской – М.: Владос, 2015. – 320с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
33. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И.Шамова. – М.: