Фрагмент для ознакомления
2
3 Анализ эффективности использования основных средств в ГУП «Петербургский метрополитен»
3.1 Анализ наличия, движения и технического состояния основных средств в ГУП «Петербургский метрополитен»
Для оценки динамики основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» за 2015-2017 гг. воспользуемся данными таблицы 3.1.
Из таблицы 3.1 видно, что стоимость основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» в период 2015-2017 гг. возросла следующими темпами: в 2016 году – на 7,9% к уровню 2015 года, в 2017 году – на 26,5% к уровню 2016 года. В целом стоимость основных средств предприятия увеличилась со 107 850 671 тыс. руб. до 147 150 921 тыс. руб. за период 2015-2017 гг.
По всем составляющим основных средств предприятия наблюдается прирост, за исключением прочих видов основных средств. Их стоимость в анализируемом периоде сократилась с 529 тыс. руб. до 466 тыс. руб.
Наибольшее увеличение в 2016 году к уровню 2015 года наблюдалось по зданиями и сооружениям (35,2%) и по инструменту, инвентарю и принадлежностям (32,2%).
В 2017 году к уровню 2016 года наибольший прирост произошел по зданиям и сооружениям (25,8%), передаточным устройствам (55,3%), транспортным средствам (24,6%).
Представим динамику и структуру основных средств на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Динамика и структура основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» за 2015-2017 гг.
Проанализируем структуру основных средств (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Анализ структуры основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» за 2015-2017 гг.
По данным таблицы 3.2 видно, что в структуре основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» наибольший удельный вес занимают передаточные устройства (37,1% на конец 2017 года). В 2016 году доля данной категории основных средств снизилась с 30,6 до 30,2% или на 0,4%, а в 2017 году к уровню 2016 года наблюдалось увеличение на 6,9%.
Также значительный удельный вес, сопоставимый с передаточными устройствами, занимают машины и оборудование, что обоснованно, поскольку объект исследования является транспортным предприятием. Их доля составила 39,2% в 2015 году, затем возросла до 39,6% в 2016 году (на 0,4%), в 2017 году снизилась на 6,4% и составила 33,2%, что ниже уровня 2015 года. Предположительно, часть машин и оборудования в данном периоде было переведено по отчетности в категорию «передаточные устройства».
Доля транспортных средств составила 26,3% в 2015 году, затем снизилась до 25,4% в 2016 году (на 0,9%), в 2017 году снизилась на 0,4% и составила 25,1%, что ниже уровня 2015 года.
Остальные основные средства занимают незначительный удельный вес в общей стоимости основных средств предприятия.
Вышеописанные структурные сдвиги основных средств привели к изменению их активной и пассивной части.
Доля пассивной части возросла с 34,1% в 2015году до 41,4% в 2017 году. Общий прирост пассивной части основных средств составил за анализируемый период 7,2%. К пассивной части относятся здания, сооружения, транспортные средства, инвентарь.
Пассивная часть основных фондов создает условия для производства, но прямо не влияет ни на величину производственной мощности, ни на фактический выпуск продукции.
Доля активной части основных средств, напротив, снизилась с 65,9% в 2015 году до 58,6% в 2017 году. К активной части основных фондов относятся такие элементы, как силовые, рабочие машины и оборудование, передаточные устройства, регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника.
Активной части основных средств является негативным моментом, поскольку активная часть основных средств - это та часть материально-вещественной базы предприятия, которая «наиболее активно» участвует в производственном процессе. В этой связи снижение удельного веса активной части основных средств является отрицательной тенденцией.
В процессе жизненного цикла товаров происходит движение основных средств. Для оценки движения основных средств воспользуемся данными таблицы 3.3.
Таблица 3.3 – Движение основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» за 2015-2017 гг.
Из таблицы 3.3 видно, что наиболее благоприятным периодом был 2017 год, когда сумма поступивших основных средств в ГУП «Петербургский метрополитен» составила 37 388 090 тыс. руб., больше, чем во всех остальных периодах, а выбытие основных средств составило 717 482 тыс. руб. Таким образом разница между поступившими основными средствами и выбывшими значительно выше в данном периоде, чем в 2015-2016 гг.
На протяжении всего анализируемого периода наблюдается значительное превышение стоимости поступивших основных средств над суммой выбывших, в результате чего их величина на конец 2017 года составила 183 821 529 тыс. руб., что выше, чем на начало 2015 года.
Сумма начисленной амортизации нарастала на протяжении всего анализируемого периода. В 2017 году сумма начисленной амортизации составила 54 344 508 тыс. руб.
Для более глубокой оценки движения основных средств рассчитаем показатели их движения (таблица 3.4).
Таблица 3.4 – Динамика показателей движения основных средств ГУП «Петербургский метрополитен» за 2015-2017 гг.
Коэффициент обновления основных средств увеличился с 0,07 в 2015 году до 0,2 – в 2016-2017 гг. Данный показатель характеризует затраты, направленные на расширение и замену одних средств другими. Таким образом, затраты на расширение и замену основных средств возросли в анализируемом периоде. Это произошло за счет увеличения сумм средств, направляемых на обновление основных средств и может быть связано не только с улучшением финансовых возможностей организации, но и с увеличением суммы субсидий, которые предоставляются ГУП «Петербургский метрополитен» Комитетом по транспорту.
Коэффициент выбытия по причине небольшой стоимости выбывших основных средств) в 2015-2017 гг. остался без изменений 0,005 п. Невысокое значение показателя, с одной стороны, является положительной тенденцией, говоря об относительно невысокой стоимости выбывших основных средств и соответствии выбывших основных средств к уровню поступивших. Однако, с другой стороны, невысокий удельный вес и несвоевременность выбывания основных средств может говорить об увеличении их износа.
Коэффициент прироста основных средств предприятия увеличился в течение анализируемого периода с 0,07 до 0,25, что еще раз говорит об увеличении объемов обновления основных средств. Увеличение стоимости основных средств может происходить в результате приобретения за плату, аренды, постройки (создания), получения безвозмездно или по договору мены, оприходования по результатам инвентаризации.
Коэффициент замены снизился на протяжении 2015-2017гг. – суммарно с 0,07 в 2015году до 0,02 – в 2017 году, что является положительной тенденцией, поскольку говорит о превышении стоимости поступивших основных средств над выбывшими.
Коэффициент расширения парка машин и оборудования, напротив, увеличился с 0,93 в 2015 году до 0,98 в 2016-2017 гг.
Коэффициент износа в 2015 году был равен 0,42, в 2016 году снизился на 0,01 п. и составил 0,43, а в 2017 году – возрос на 0,06 п. и составил 0,37. Снижение коэффициента говорит о высоких темпах обновления основных средств, перевыполнении плана по вводу в действие основных средств и модернизации производства.
Показать больше