Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы развития творчества изобразительном искусстве, заключается в противоречии между значимостью занятий и недостатком методических разработок, а также педагогических рекомендаций. В дошкольном возрасте, одной из составляющих в развитии личности ребёнка, является развитие творчества. Начиная с раннего возраста, закладываются основы формирования художественной культуры, эстетическое сознание и духовное развитие человека. У ребёнка появляется потребность в творческой деятельности и очень важно, какое содержание и формы будут применены для их обогащения. Поэтому формирование этих знаний, является важным направление в работе дошкольного учреждения.
Изучением данного психического процесса занимались такие учёные как Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин и многие другие. Все они отмечали важность развития творческих способностей, однако разные психологи определяли этот процесс по-своему.
Многие исследователи такие как, З.А. Богатеева, И.Л. Гусарова, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева и др. занимались разработкой приёмов и методов обучения детей с различными материалами. Все они носят локальный характер. Комплексной системы занятий нет. Не учитываются взаимосвязь и особенность материалов. Исследователи часто не используют возможности взаимодействия материалов и техник для развития творчества у детей, начиная с дошкольного возраста.
Проблема исследования – каковы педагогические условия развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рисования акварелью?
Цель исследования – выявление педагогических условий развития художественно-творческих способностей у детей 5-6 лет в рисования акварелью.
Объект исследования – процесс развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития художественно-творческих способностей при занятии рисованием акварелью у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование художественно-творческих способностей в рисования акварелью у детей 5-6 лет будет эффективным при следующих педагогических условиях:
накоплении и расширении объема знаний старших дошкольников в области изобразительного искусства;
использовании техники рисования акварелью;
разработки серии занятий по формированию художественно-творческих способностей в рисования акварелью у старших дошкольников, направленной на развитие художественно-творческих способностей и интерпретацию их в работах.
Для подтверждения выдвинутого предположения поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические подходы исследователей к проблеме формирования у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей;
2. Определить критерии сформированности художественно-творческих способностей при занятии рисованием акварелью у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития творческих способностей у детей 5-6 лет;
4. Определить эффективность проведенного эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы; диагностика дошкольников; педагогический эксперимент.
Глава I. Теоретические основы исследования художественно– изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1.Особенности развития изобразительных способностей
На современном этапе развития общества, проблема эстетического воспитания является актуальной для полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент личностных качеств ребенка, его ценностные и эстетические установки. Велико значение этого возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности, воспитании художественного вкуса и эстетического восприятия.
Основные направления развития детей включают художественно-эстетическое развитие, предполагающее развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального и, конечно же, изобразительного.
Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она является одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения и рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами изобразительного искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная на отражение впечатлений, полученных в жизни, и на выражение своего отношения к изображаемому. Развитие творческого потенциала в изобразительной деятельности будет эффективным лишь при формировании изобразительных умений детей. Можно определить изобразительные умения как освоенные субъектом способы действий по передаче в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому.
В педагогической психологии имеется ряд фундаментальных работ, посвященных изучению изобразительных умений детей. Общие вопросы определения сущности изобразительных умений, их характеристика рассматривалась в трудах Д.Б. Богоявленской, Д. Гилфорда, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Г В. Лабунской, Н.С. Лейтеса, К.С. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.
Проблемой изучения особенностей формирования изобразительных умений у детей дошкольного возраста, занимались многие педагоги и психологи такие, как: З.А. Богатеева, С.Е. Гаврина, Г.Г. Григорьева, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и другие.
Декоративное рисование заключает в себе большие возможности для развития изобразительных умений детей дошкольного возраста. Вопросами обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию занимались: Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина и др. В рисовании дошкольники осваивают изобразительные умения, связанные с передачей формы, пропорций, цвета рисунка. А.В. Потемкина, отмечая большую значимость декоративного рисования в развитии изобразительных умений, отметила умение детей продумывать орнамент, заранее определять содержание, способы рисования. Дети старшего дошкольного возраста осваивают технические навыки и умения в передаче элементов орнамента, владения кистью, карандашом.
Здесь можно выделить задачи:
1. Развивать умение детей изображать увиденные предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их по средствам изображаемого рисунка (пропорции, форма, расположение на листе бумаги). Что бы научить детей передавать свои переживания, свое видение окружающего мира, необходимо правильно научить детей передавать цвета изображаемого, формы, размеры предметов, расположение в пространстве, научить вычленять части предметов и объединять их в целое.
2. Развивать технику изображения. Продолжать совершенствовать точность движения руки, правильность держания предмета рисования и все это должно происходить под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
3. Совершенствовать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
4. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
5. Подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (серо-голубой, желто-зеленый) или уподобленных природным (персиковый, малиновый и т.п.) нужно и важно постепенно, что бы дети понимали и оставляя отпечаток в их памяти и душах от полученного опыта. Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие красные). Так же детей нужно учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погодных явлений (небо голубое в солнечный день и серое, хмурое в пасмурный день). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
6. Закреплять умение детей различать и передавать оттенки цветов в рисунке; способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, развивать восприятие явлений.
Представления о прекрасном у старших дошкольников формируются в процессе цветового восприятия окружающей действительности во всем ее многообразии, а также при восприятии искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Значение занятий
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Л.В. Учись, играя: Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Томирис, 2015. – 112 с.
2. Базанова, Е. Стихия воды и краски // Сборник по техникам изобразительного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 2008.
3. Басина, Н. Э., Суслова, О. А. «С кисточкой и музыкой в ладошке»: хрестоматия / Н. Э. Басина, О. А. Суслова. - М.:Линка-Пресс, 2012, - 231 с.
4. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5. Бобровцева, Т. М. Живопись акварельными красками : учеб.метод. пособие / Т. М. Бобровцева, Л. Л. Чуракова. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009.
6. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2011. – 112 с.
7. Боровик, О.В. Учись, играя. Развитие воображения: методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ЦГЛ Рон, 2010. – 112 с.
8. Бреслав Г.Э. Цветомедитация: механизмы и техники коррекции. СПб.: Речь, 2007.
9. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.
10. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков // Электронная библиотека razym.ru. URL: http://www.razym.ru/71896cvetvzhivopisi.html
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 305 с.
12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
13. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 7. – С. 45-50.
14. Герд И.Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов. СПб., 1888
15. Голяева, Л. А Словарь-справочник учителя изобразительного искусства / Л. А. Голяева, Н. Г. Сюзева, Т. А. Швырева. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005.
16. Дубровская Н. В., Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Журнал Дошкольная педагогика. 2013. № 6. С. 21-26.
17. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114.
18. Запорожец А. В., Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. М, 2015.
19. Люблинская, Г.О. Детская психология / Г.О. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2014. – C. 89-97.
20. Медкова, Е. Обманчивая простота вещного мира / Е. Медкова // Жанры в искусстве. 2006. № 6. С. 24.
21. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 18-23.
22. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
23. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование. - 2007. - № 5. - С. 52-60.
24. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. - М.: ООО «Образовательные проекты», ООО «Обруч», 2013.
25. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987.
26. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с
27. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. - 2 - е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
28. Сомкова О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.
29. Страшнова Е. Игра и дошкольник //Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. - С. 115-118.
30. Ценёва М.А. Влияние изобразительной деятельности на развитие у детей раннего возраста сенсорных способностей // Научное отражение. 2016. №1 (1). С. 42-44.
31. Ценёва М.А. Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Вестник научных конференций. 2017, № 2-4 (18). С. 115-119.
32. Чуракова, Л. Л. Мир культуры: теория и феномены: межвузовский сборник научных работ / Л. Л. Чуракова // Живописные средства в создании художественного образа. Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011.