Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что между качеством продукции и эффективностью предприятия существует прямая зависимость. В условиях рыночной экономики качество продукции играет важную роль в интенсификации материального производства. Улучшение качества продукции снижает затраты на различные доделки изготавливаемой продукции, а также эксплуатационные расходы. Рост производительности труда, надежности, долговечности изделий при улучшении качества равнозначен увеличению объемов их выпуска без наращивания затрат на материальные и трудовые ресурсы. Высокое качество предметов потребления способствует достижению более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Качество продукции имеет также решающее значение для поддержания и повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Основные показатели эффективности производства: производительность труда, снижение себестоимости определяются качеством труда, средствами производства, качеством предметов труда. Кроме того, эффективность производства определяется материалоемкостью продукции, которая зависит как от качества техники и технологии, так и от качества опытного образца продукции, качества конструкторской и технологической документации.
Качество продукции охватывает все основные стороны хозяйственной деятельности предприятия и включает широкий круг технических, экономических, организационных и социальных вопросов, которые подлежат управлению при изготовлении продукции.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает управления качеством.
Предметом выпускной квалификационной работы являются экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу повышения эффективности управления качеством на предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка управленческих решений по совершенствованию показателей управления качеством на предприятии ООО «РУСАЛ-Саянская фольга».
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть содержание, формы и принципы экономической модели управления качеством на предприятии;
выявить особенности экономической модели управления качеством на предприятии;
выбрать альтернативный алгоритм оценки экономической модели управления качеством на предприятии;
провести расчёт экономической модели управления качеством на предприятии;
проанализировать тенденции показателей управления качеством на предприятии;
выявить технологию разработки управленческого решения по повышению эффективности управления качеством на предприятии;
спрогнозировать результаты принятого управленческого решения на 2018-2020 гг.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций на практике реального предприятия.
Научная новизна выпускной квалификационной работы: состоит в рассмотрении не только теоретико-методологических аспектов, необходимых для понимания и раскрытия означенной проблематики, но также использованию предложенных мероприятий на практике отечественных предприятий.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют: сравнительный, аналитический анализ, изучение нормативно–правовой базы, изучение монографических статей и публикаций, анализ научной специализированной литературы по управлению качеством на предприятиях.
Анализ источников и литературы: к числу основной специализированной литературы следует отнести учебник по управлению качеством Мазур И.И.., который раскрывает понятие управление качеством на предприятии [20, с. 15].
Адлер Ю. в своем издании «От качества до качества без лихачества» раскрывает принципы важности управления качеством, как в стране, так и на предприятии в целом [11, с. 26].
Грибов B. и Грузинов B. В своем издании «Управление качеством» приводят примеры системы менеджмента качества на отечественных и зарубежных предприятиях, тем самым, выявляя недостатки менеджмента качества на российских предприятиях [14, с.12].
Особенностью книги Круглова М. Г. и Шишкова Г. М. «Менеджмент качества как он есть» является подход к рассмотрению менеджмента качества, его структуры и правильного внедрения на предприятие [16, с.26].
Учебное пособие Логаниновой В. И., Карповой О. В. и Тарасова Р. В. «Разработка системы менеджмента качества на предприятиях» детально описывает организационные вопросы, возникающие в малой фирме, по вопросам внедрения системы и управления ею [19, с. 78].
Весьма полезной в прикладном плане также является книга Маслова Д., Пол Ватсона, Эрнеста Белокоровина «Всеобщее управление качеством» дающая представление о сложном механизме управления качеством на предприятии. Среди основных вопросов, рассматриваемых автором, можно выделить следующие: теоретические основы менеджмента качества, особенности планирования его деятельности, подходы к построению структуры управления, формирование кадрового потенциала, оценка, мотивация и стимулирование труда персонала, контроль в системе управления качеством, руководитель в системе управления менеджментом качества [15, с. 26].
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, вывода и рекомендации, списка используемой литературы, глоссария и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Содержание, формы, принципы экономической модели управления качеством на предприятии
Движущей силой индивидуального обслуживания выступает качество, которое оказывает всестороннее влияние на многие стороны финансово–хозяйственной деятельности.
В современной экономической литературе представлено достаточно много трактовок определения управления качеством, однако, ни одно из них не может точно охарактеризовать данное определение.
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
По мнению В. Грибова «управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой» [15, с. 62]. В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.
По мнению В. Баронова «управление качеством это система элементов, направленная на повышение конкурентоспособности продукции предприятия» [13, с. 11].
М. Круглов считает, что, «управление качеством это движущая сила производства продукции, товаров и услуг» [17, с. 32].
По мнению. С.А. Степанов, качество система критериев, соблюдение которых позволяет предприятию повысить свои производственные показатели [27, с.20]. «Управление качеством базируется на применении и разработке стандартов, которые опережают достигнутый уровень, и позволяют подготавливать компоненты измерительных средств с новыми, наиболее высокими показателями качества. Одной из важнейших целей управления качеством является уменьшение затрат на качество. Затраты на качество формируются из затрат изготовителя и иных расходов. Расходы изготовителя состоят из расходов, которые связаны с планированием, созданием и внедрением систем качества, разработкой требований методик и производственных процессов; расходов на оценку качества; издержек вследствие внешних и внутренних отказов, которые образуются из-за потерь качества», это мнение Е.П. Фролова[28, с. 61].
Философия, методы и средства менеджмента качества не возникли внезапно в виде свода знаний, которыми в настоящее время располагает человечество. Они непрерывно развивались. Деятельность в области управления качеством и глубокое понимание современных методов менеджмента качества невозможны без изучения эволюции этой деятельности.
Истоки развития менеджмента качества начинаются в 1905 году, когда Тейлор предложил первую систему управления качеством, которая предполагала установление технических и производственных параметров, которым должна была соответствовать выпускаемая продукция. Это способствовало выявлению дефектных изделий, то есть брака в производстве. Так до 1950 –х годов, управление качеством сводилось к инженерно-техническим аспектам, когда уже проблема менеджмента качества была с ярко выраженными оттенками организационного характера и социально-психологическим состоянием персонала [3].
Следующим этапом стала группа Р.ЛюДжонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Статистическое управление включает в себя контрольные карты В.Шухарта, понятия и таблицы выборочного контроля, которые были впервые предложены Г.Доджем и Г.Ромингом, и положившие начало статистическим методам управления качеством, далее они были сильно распространены благодаря Демингу.
Одной из первых работ в области управления качествам стала работа Шухарта, которым был предложен метод статистического контроля на основе контрольных карт. Контрольная карта представляет собой линейчатый график, который строится на основе данных измерений показателей процесса или продукта в разные периоды времени. График, построенный на основе этих данных, позволяет воссоздать динамику изменений выбранного показателя, и за счет этого контролировать процесс [5].
От самых простых линейных графиков контрольная карта Шухарта отличается только лишь дополнительными двумя горизонтальными линиями, которые определяют верхнюю и нижнюю контрольные границы статистически приемлемых отклонений контролируемой, измеряемой величины, а также среднее значение всего объема измерений.
Развитие идей Шухарта стало фундаментом первых работ Деминга. Деминг в своих исследованиях не ограничился развитием и применением статистических методов контроля качества. Им было предложено применение системного подхода. Позже подход, предложенный ученым, получил название «Цикл Деминга» или «PDCA», что означает Plan, Do, Check, Action (планирование, осуществление, контроль и действие).
Огромную роль в формировании управления качеством внес знамениты американский специалист Дж. Джуран. Его труд «Справочник по управлению качеством» положил начало понятию «управление качеством». Он первый ученый обосновавший трансформацию контроля качества в управление качеством. Он создал вневременную пространственную модель, получившую название «спираль качества». Разработанная Джураном модель определяла основные этапы непрерывных работ по управлению качеством. Эта модель стала прототипом множества моделей, появившихся позже [3].
По мнению Деминга, оценка заданий и результатов работы способствовали формированию атмосферы страха, не настраивает работников на долгосрочные задачи, а также вносит разлад в командную работу. Учитывая мнение Деминга, дж.Джуран ввел термин качества «соответствия требованиям потребителя», который в какой-то степени был ориентирован на требования потребителей. Он показал ответственность менеджмента за хронические последствия несоответствий и дополнил статистические методы контроля качества систематическими методами решения проблем качества.
Джуран автор концепции AQI (Annual Quality Improvement) — концепции ежегодного улучшения качества. Главную роль в этой концепции играют стратегические решения, высокая конкурентоспособность и долгосрочные результаты. Филип Кросби описал последовательность действий по обеспечению качества на предприятии, которые наиболее известны как 14 принципов.
Также Кросби является идеологом системы «ноль дефектов». Он является автором универсального способа оценки степени компетентности предприятия в решении проблемы качества. Всемирно-известным американским ученым Армандом В. Фейгенбаумом была разработана концепция тотального управления качеством (TQC)[2].
Основой концепции стало положение и всеохватности управления качеством, затрагивающим все этапы выпуска продукции и все ступени иерархии управления фирмы при осуществлении технических, экономических, организационных и социально-психологических мероприятий. Для того чтобы предложенная концепция имела положительный эффект, необходимо проектировать его и осуществлять на ранних этапах производства продукции. Качество необходимо планировать, в организации должен вестись строгий учет затрат на качество. По мнению самого ученого тотальное управление качеством является стилем руководства, которое порождает новейшую культуру управления компанией [3].
Исикава создал японский вариант комплексного управления качеством, специфическими особенностями которого являются: всеобъемлющее участие сотрудников в управлении качеством, внедрение систематических внутриорганизационных проверок работы системы качества, постоянное обучение работников, массовое введение статистических методов контроля качества.
Исикава является создателем кружков качества, именно по его инициативе начиная с 1962 года сотрудники стали собираться для обсуждения вопросов качества. Исикава ввел в мировую практику графический метод анализа причинно-следственных связей, который был назван по фамилии автора, диаграмма Исикавы, иногда эту диаграмму называют «рыбий скелет». Диаграмма Исикавы вошла в состав семи простых инструментов контроля качества. Диаграмма применяется для решения почти всех проблем в области управления качеством.
Генити Тагути сформировал и дал развитие математической статистики, которая относится к статистическим методам планирования, эксперимента и контроля качества. Методы Тагути или «инжиниринг качества» являются новым подходом к управлению качеством. Главное в концепции ученого повышение качества с одновременным сокращением издержек. Качество и экономические показатели необходимо подвергать анализу совместно. Заслуга Тагути заключается в том, что он нашел относительно простые и достаточно убедительные аргументы и приемы, сделавшие планирование эксперимента в сфере обеспечения качества реальными [5].
Следующим шагом развития системы менеджмента качества стала концепция всеобщего управления качеством: TQC, которая была предложена известным американским ученым в области качества А.Фейгенбаум. его статья была опубликована в 1957 году, которая называлась «Комплексное управление качеством». Главными задачами, относящимися к TQC являются [6]:
запрограммированное устранение потенциальных несоответствий на начальной стадии разработки;
проверка качества закупаемых товаров;
проверка качества поставляемых комплектующих и материалов;
управление производством;
управление сервисным обслуживанием;
надзор за соблюдением норм, предъявляемых к качеству.
Стоит отметить, что Фейгенбаум является первым ученым, который предложил обращать внимание на значение учета затрат на качество.
Япония является страной, которая одной из первых применяла различные идеи управления качеством на своих предприятиях, так и в случае с TQC, которые были приняты с восторгом, а затем получили развитие в исследованиях известного ученого К.Исикавы, который видел качество – как задачу менеджмента. Исикава предлагал участия всех сотрудников в повышении качества, а также впервые ввел термин «отношения потребитель-поставщик»[7, с. 11].
В 80-е гг. тотальный контроль качества перешел к тотальному менеджменту качества (TQM). В этот период были написаны международные стандарты качества – ИСО серии 9000 (1987 г.), которые сильно повлияли на менеджмент и обеспечение качества. Далее в 1994 году вышла новая версия стандарта, которая включала четыре серии, в них охватывался большой спектр вопросов, большой акцент также в них делался вопросам посвященным обеспечению качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, а также услугам.
Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие и становление управления качеством, все они являются основоположниками основных методов в области управления качеством. На сегодняшний день основными положениями в области управления качества являются следующие нормативные документы: ИСО 9001-2015, ИСО 9000-2015, ИСО 9004-2010 и другие стандарты ИСО.
Конкурентная среда современного мира неустанно склоняет руководителей различных организаций к обращению к вопросам качества продукции, товаров, услуг. Это является одним из наиважнейших направлений в повышении эффективности рыночной деятельности организации. Качество продукции является крайне действенным инструментом, как удержания, так и увеличения рыночной доли организации и конкурентной борьбы с завоеванием новых сегментов рынка. Помимо влияния спроса на качество товара, оно само может преобразовать спрос и сделать его более требовательным.
Управление качеством подразумевает под собой управление рыночной эффективностью, и наоборот. Понятие качества товара означает характеристику профессионализма принятия решений по проблемам клиентов направленные на удовлетворение их потребностей. В настоящее время, предприятия желающие быть эффективными и конкурентоспособными, активно применяют идеологию управления качеством.
Функционирование в условиях рыночной экономики, формируют вопросы управления качеством на предприятии таким образом, чтобы оно затрагивало каждого сотрудника, а не только непосредственного качества производимого товара. Командная работа по управлению качеством – ключевая особенность управления в системе менеджмента качества.
Понятие качественной продукции, означает её соответствие следующим характеристикам: продукция отвечает строго определённым требованиям, сфере применения и назначению; качественная продукция удовлетворяет требования своего потребителя; такая продукция отвечает действующему законодательству, а также иным требованиям общества; она вписывается в рамки конкурентоспособных цен; качественная продукция всегда направлена либо на получение прибыли, либо на выход из кризиса.
Управление качеством продукции невозможно представить без системного подхода. Система управления качеством, функционирующая в организации, представляет собой определённую организационную структуру, которая распределяет ответственность, процессы, процедуры и ресурсы, с целью обеспечения заданных параметров итоговой продукции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1 Концепция развития отечественной системы стандартизации РФ на период до 2020 года.
2 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2018).
3 Федеральный закон N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 07.09.2018).
4 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2016 Система менеджмента качества. Требования.
5 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 – 2016 г. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
6 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 19.03.2018).
Научная и учебная литература
7 Аристов О.В. Управление качеством: Пособие / О.В. Аристов - М.: ИНФРА-М, 2009. –с. 71-147
8 Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качество/ 2017. № 13.
9 Калита, П.Я. От процессов управления качеством к технологи постоянного совершенствования предприятия / П.Я. Калита // Качество и стандарты. 2017. № 1.
10 Лавренц, Р. Управление качеством // Качество и стандарты. 2017. №5.
11 Поршнева, О. Маркетинг на предприятии: плюсы и минусы / О. Поршнева // Новые рынки. 2017. №7.
12 Руководство для предприятий–участников конкурса 2017 года // Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества. – Госстандарт России, 2016.
13 Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее – себе // Секрет фирмы. - 2016. № 12.
14 Адлер Ю. От качества до качества без лихачества / Сб. тезисов докладов Международной конференции «Созвездие качества»/ Ю. Адлер. - М., 2016. – с. 26.
15 Баронов В. Всеобщее управление качеством: зачем оно нужно?/ В. Баронов, И.Титовский. - М., 2016.
16 Белокоровин Э.А. Пути развития малого бизнеса/ Э.А. Белокоровин, Д.В. Маслов. - Архангельск, 2017. – с. 26
17 Грибов B. Управления качеством/ В.Гpибoв, В.Гpyзинoв. - М., 2017. – с. 12-62.
18 Каплан Р.Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р.Каплан, Д.Нортон. - М., 2016.
19 Круглов М. Г. Менеджмент качества как он есть / М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. - М., 2017. – с. 26-32.
20 Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. Пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе. - СПб., 2017.
21 Контроллинг: методологические основания системной концепции: монография / Л. В. Сластихина, И. В. Левина, Е. А. Рауш и др. ; под общ. ред. Л. В. Сластихиной ; М–во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин–т – фил. ГОУ ВПО «С.–Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова». - Сыктывкар, 2017.
22 Логанина В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях / В. И. Логанинова, О.В. Карпова, Р.В.Тарасов. - М., 2017. – с. 78.
23 Мазур И.И. Управление качеством: пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М., 2017. – с. 15.
24 Методы менеджмента качества. Качество и стандарты. - 2017. № 8.
25 Маслов Д. Всеобщее управление качеством / Д. Маслов, П. Ватсон, Э. Белокоровин. - М., 2016. – с. 26.
26 Подлипаев Л. Д. Технология преобразования организационной системы предприятия к требованиям международных стандартов системы менеджмента качества / Л. Д. Подлипаев, В. В. Ивлиев, И. Н. Панин. - М., 2016.
27 Пунгина, В. С. Оценка конкурентоспособности предприятий монография / науч. ред. Н. М. Большаков; М–во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин–т – фил. ГОУ ВПО «С.–Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова». Сыктывкар, 2016.
28 Ребрин Ю.И. Управление качеством. Пособие. - Таганрог , 2017.
29 Степанов С.А, Щербаков А.Ю., Ященко В.В Системы менеджмента качества. – СПб, 2016. – с. 20.
30 Фролов Е.П. Методика «8D» принципы работы. - М., 2016. – с. 61.
31 Горбашко Е.А. Управление качеством. Пособие. – М., 2016.
32 Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2014.
33 Басовский, Л.Е. Управление качеством: Пособие / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
34 Беляев, С.Ю. Управление качеством: Пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2013. – с. 381.
35 Гембрис, С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. - М.: СмартБук, 2013.
36 Разумов, В.А. Управление качеством: Пособие / В.А. Разумов. - М.: ИНФРА-М, 2013.
37 Тебекин, А.В. Управление качеством: Краткий курс лекций / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013.
38 Управление качеством/ под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2016. – с. 287.
39 Марыганова, Е.А. Управление качеством производственных процессов (для бакалавров) / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2013.
40 Овсянко Д. В. Управление качеством; Высшая школа менеджмента - Москва, 2014.
41 Смирнов Э. А. Управление качеством; РИОР, Инфра-М - Москва, 2013.
42 Тепман, Л.Н. Управление качеством: Пособие / Л.Н. Тепман. - М.: ЮНИТИ, 2013.
43 Окрепилов, В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. – М: Экономика, 2014.
44 В. Г. Версан И. И. Чайка Системы управления качеством продукции. — М.: Издательство стандартов, 2015.