Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
При переходе российской экономики от директивно-планового типа к рыночному типу цель деятельности предприятий кардинально изменилась. Если раньше цель деятельности организации заключалась в выполнении государственного плана, а, следовательно, основным показателем являлась количественная результативность, то теперь целью работы предприятий является быть конкурентоспособными и эффективными.
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.
Несомненно, рыночная экономика дала неоспоримые плюсы для развития предпринимательства, и, в первую очередь, для развития малого и среднего бизнеса. Но, с другой стороны, большинство предприятий не имели гарантированного будущего при потере государственной поддержки (за исключением объектов стратегического назначения). Теперь при наличии серьезной конкуренции оценка эффективности финансовой деятельности стала гораздо актуальнее, чем в «госплановские» времена, и вследствие этого в оценке эффективности нуждается достаточно большой круг лиц, куда, в первую очередь, включаем стратегических партнеров по бизнесу и инвесторов, собственников, также кредитные отделы коммерческих банков, персонал, налоговые службы и государственные органы.
Современное состояние российской экономики характеризуется высоким уровнем турбулентности, а также ограниченностью экономических ресурсов, в том числе из-за действующих экономических санкций против России. В такой ситуации встает проблема анализа и определения мероприятий по существенному увеличению эффективности предприятий различных сфер деятельности. Характеристика эффективности производится по конечным результатам функционирования предприятия или структурных подразделений и всецело воспроизводит уровень организационно-управленческой деятельности.
Экономическая эффективность является важнейшей характеристикой финансово-хозяйственной деятельности при оценке деятельности предприятия. Показатели экономической эффективности в полной мере определяют конкурентоспособность и потенциал организации при осуществлении делового сотрудничества. Они дают возможность оценить гарантии интересов предприятия и его контрагентов в экономическом отношении при осуществлении предпринимательской деятельности.
Основной задачей анализа экономической эффективности является определение состояния предприятия, приемлемых параметров деятельности и их поддержание на сформированном уровне, выявление негативных тенденций в деятельности предприятия, которые требуют немедленного вмешательства.
В процессе анализа эффективности выявляются и характеризуются не только основные факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность, но и измеряется их влияние.
Таким образом, актуальность темы, выбранной для написания выпускной квалификационной работы, состоит в том, что в условиях рыночной экономики вопросы определения эффективности деятельности любого предприятия являются жизненно необходимыми.
Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.
В ходе выполнения работы должны быть решены следующие задачи:
1. изучение сущности понятия экономической эффективности деятельности предприятия;
2. рассмотрение показателей эффективности деятельности предприятия, а также резервов ее повышения;
3. анализ эффективности деятельности на примере конкретного предприятия;
4. разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности исследуемого предприятия.
Объектом исследования работы является экономическая эффективность деятельности предприятия.
Предметом исследования является инструментарий повышения эффективности деятельности предприятия.
В качестве исследуемого предприятия выступает торговое предприятие магазин «Уровень» (г. Комсомольск-на-Амуре), специализирующийся на реализации строительных и отделочных материалов и оборудования.
Понятие эффективности достаточно подробно исследовано в зарубежной и отечественной литературе. Так, впервые данный термин был введен в экономическую науку Гаррингтоном Эмерсоном. Помимо него проблематика эффективности предприятий была исследована в трудах таких известных зарубежных экономистов, как К.Р. Макконелл и С.Л. Брю. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы проблемам экономической эффективности, следует отметить М.И. Туган-Барановского, А.В. Чаянова, В.А. Соболева, П.Г. Бунича, Л.И. Абалкина и др.
Помимо работ названных авторов теоретическую и методологическую основу данного исследования составили законодательные и нормативные документы, а также материалы периодической печати по тематике выпускной квалификационной работы.
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская и управленческая отчетность магазина «Уровень».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность экономической эффективности предприятия и необходимость ее исследования
Всякий эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как выполнена работа по производству товара или услуги, удовлетворяет она потребителя или нет, будет ли она продана, по какой цене ее можно продать, какова возможная прибыль? При оценке эффекта сравниваются фактические и ожидаемые показатели с установленным стандартом, эталоном, заранее принятой целью или другими экономическими данными.
В общем виде под экономическим эффектом понимают различие между итогами предпринимательской деятельности и затратами, произведенными с целью их получения. В частности, в торговой сфере эффект может выражаться посредством таких показателей, как валовой доход и прибыль [4].
Показатели экономической эффективности предприятия характеризуют соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.
Относительно экономической эффективности в современной научной литературе существует множество теорий, суждений и точек зрения.
Экономическую эффективность некоторые современные исследователи рассматривает как результативность деятельности, программ и мероприятий. Она оценивается количественным соотношением обретенного результата к затратам экономических ресурсов и факторов производства, обусловившим получение настоящего результата и достижение максимального масштаба деятельности с применением ресурсов установленной стоимости [23].
Другие исследователи под экономической эффективностью деятельности подразумевают способность достижения запланированных целей по важным направлениям с непременным соблюдением установленных количественных критериев и показателей эффективности. Это могут быть максимизация полезного эффекта или минимизация затрат на достижение [16].
Производство продукции невозможно без затрат овеществленного и живого труда. Всегда и везде, в любой сфере хозяйства, для производства продукции необходимы как единовременные, так и текущие затраты. При этом величина затрат зависит от множества обстоятельств и факторов. Каждый вид продукции может быть произведен из различных видов сырья и материалов, с помощью различных технических средств, на предприятиях, различающихся по размерам, профилю, структуре, при различных формах организации труда и производства.
Очевидно, что при выборе путей и способов удовлетворения потребностей в необходимой продукции – народнохозяйственных и индивидуальных – следует исходить из наименьших затрат общественного труда на ее производство, т.е. добиваться, чтобы эти затраты производились с наибольшей экономической эффективностью.
Особый интерес в любой экономической ситуации вызывает соотношение между затратами и результатами деятельности организации. Объективная необходимость всемерной экономии общественного труда определяется в значительной мере тем, что общественные потребности в каждый данный отрезок времени превышают имеющиеся в распоряжении общества ресурсы – материальные, трудовые, финансовые. Отсюда и вытекает сущность экономической эффективности, заключающаяся в необходимости при данных ресурсах, путем их всемерной экономии обеспечивать в наибольшей степени увеличивающиеся общественные потребности.
Таким образом, большинство экономистов трактуют сущность экономической эффективности производства как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение экономической эффективности производства должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.
Экономическая эффективность нередко обусловливается соотношением обретенного результата в стоимостном выражении с затратами различных ресурсов (информационных, материальных, трудовых, финансовых) по его непосредственному достижению. Таким образом, в данном случае речь идет об уровне эффективности использования ресурсов [16].
В рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. Технические и экономические аспекты эффективности характеризуют развитие основных факторов производства и результативность их использования.
В практической части данной работы исследование будет проводиться на примере торгового предприятия.
К центральному показателю экономической эффективности деятельности торговли относится розничный оборот, под которым в экономическом аспекте подразумевают передачу товаров непосредственно конечным потребителям домашним хозяйствам в целях удовлетворения личных нужд и потребностей. Нормативно-правовым актами под розничным оборотом соответственно понимается объем продажи товаров и оказания услуг домашним хозяйствам для личных, семейных и домашних.
Процесс обращения товара или услуги на этом этапе завершается. Продукция определяется в сферу конечного потребления и перестает быть товаром.
Экономическая сущность показателя розничного товарооборота, таким образом, обнаруживается в коммерческих взаимоотношениях, обусловленных обменом располагаемых денежных доходов домохозяйств на товары [25].
В качестве ключевого экономического признака розничный оборот отражает стоимостную величину товарной массы, которая переходит в область потребления в обмен на располагаемые денежные доходы домохозяйств. Он характеризует, с одной стороны, денежную выручку сферы торговли, с другой – денежную сумму расходов населения на покупку потребительских товаров.
Структура товарооборота розничной торговли воспроизводит пропорции между сферами производства и потребления, потребность компаний в разнообразных ресурсах, определяет развитие торговой отрасли.
Масштаб розничного товарооборота во многом характеризует состояние дел в национальной экономике, целиком и полностью отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, динамику благосостояния домашних хозяйств.
Следует отметить тот факт, что аналитический показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика оборота отображает масштаб реализации в стоимостном выражении, качественная – связана со структурой оборота. Структура (ассортиментный состав) оборота представляет собой удельный вес отдельных товарных групп в совокупном объеме реализации [25].
Структура складывается из многообразных разновидностей продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной компанией в банк или кассу, масштаба мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам компании) [25].
К ключевым признакам, отражающим товарооборот розничной торговой компании, принадлежат [25]:
масштаб товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
масштаб розничного товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых рыночных ценах;
ассортиментная структура товарооборота по отдельным товарам и товарным группам;
однодневный объем товарооборота компании;
уровень товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
уровень товарооборота на один квадратный метр совокупной площадиуровень товарооборота на один квадратный метр торговой площади;
время обращения товаров (в днях оборота);
скорость товарооборота (число оборотов).
К задачам исследования розничного товарооборота относят [25]:
характеристику динамики показателей товарооборота;
обследование товарной структуры и внутригруппового ассортимента;
характеристику оборота компании по отдельным организационным формам и методам торговли;
обнаружение и обследование факторов, воздействующих на объем и структуру товарооборота;
характеристику сезонности товарооборота;
характеристику товарооборачиваемости.
Основной задачей оценки эффективности реализации продукции является выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности и достижение максимальных конечных результатов деятельности предприятия, существенному повышению прибыли.
Экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности представляет собой эффективность производства и торговли, характеризуются системой показателей. Система показателей включает частные показатели эффективности формировании и использования отдельных видов ресурсов. Систему дополняют совокупные показатели эффективности использования нескольких видов ресурсов [16].
Показатели экономической эффективности деятельности розничного предприятия торговли рассчитываются на основе сопоставления эффекта (результата) деятельности с авансированными ресурсами или текущими затратами, связанными с получением этого эффекта.
Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности любого предприятия чаще всего используют систему показателей.
1.2 Показатели эффективности деятельности предприятия
Существует множество подходов к оценке эффективности деятельности предприятия. Выбор метода анализа эффективности в большой степени зависит от заказчика подобной информации. Если речь идет о собственниках предприятия, их в большей степени будут интересовать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, если информация об эффективности требуется инвесторам или акционерам, их в большей степени будет интересовать рыночная стоимость предприятия и т.д.
Достаточно полно с различных точек зрения оценить эффективность деятельности предприятия позволит анализ, состоящий из следующих шагов:
5. анализ эффективности использования ресурсов предприятия;
6. анализ затрат предприятия;
7. анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия;
8. анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Рассмотрим подробнее методику выполнения каждого из указанных видов анализа.
К основным ресурсам, которые в процессе своей деятельности использует предприятие, относятся основные и оборотные фонды, а также трудовые ресурсы.
Анализ эффективности использования основных фондов базируется на изучении системы нескольких качественных показателей.
Такой стоимостной показатель, как фондоотдача, отражает сумму реализуемой продукции на рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Фондоотдача, вычисляется по формуле [11]
Фотд. = , (1.1)
где ВР – выручка от реализации продукции,
ОФсг – cреднегодовая стоимость основных фондов.
Фондоемкость выражается отношением стоимости основных производственных фондов к стоимости продукции, вычисляется по формуле
Фем. = , (1.2)
где ВР – выручка от реализации продукции,
ОФсг – cреднегодовая стоимость основных фондов.
Фондовооруженность характеризуется стоимостью основных производственных фондов, приходящуюся на одного работника предприятия, вычисляется по формуле [11]
Фвоор = , (1.3)
где ОФсг - cреднегодовая стоимость основных фондов,
ЧР – численность работников предприятия.
Перейдем к рассмотрению показателей, характеризующих эффективность использования оборотных средств предприятия.
Критерием эффективности использования оборотных средств предприятия служит фактор времени. Чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот.
Для оценки эффективности использования оборотных средств используются два основных показателя [16]:
9. коэффициент оборачиваемости (количество оборотов) определяется как частное от деления объема реализованной продукции на среднегодовую стоимость нормируемых оборотных средств;
10. оборачиваемость (продолжительность одного оборота в днях)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 26.01.1996 №14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 08.05.2010) // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010) // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 1 июля 1998 г. // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф.
4. Абрютина, М. С. Экономика предприятия / М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис, 2017. – 528 c.
5. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2014. – 292 с.
6. Белоусова Н.А., Радюкова Я.Ю. Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях // Социально-экономические явления и процессы. 2013. – № 4(050). – С. 33-35.
7. Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: Ника-Центр, 2013. – 544 с.
8. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков. – СПб.: Питер, 2017. – 533 c.
9. Еленевская Е. А. Учет, анализ, аудит: Учебное пособие / Е.А.Еленевская, Л.И.Ким и др.; Под общ. ред. Т.Ю.Серебряковой – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 345 с.
10. Ермолович Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – Минск: Современная Школа, 2012.
11. Иванченкова А.А. Цель, задачи и направления анализа эффективности использования основных средств // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 10(21). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(21).pdf (дата обращения: 18.12.2018)
12. Киреева Н. В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 293 с.
13. Макконелл К.Р. Экономикс: пер. с анг. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 1999.
14. Мальцев А. Система управления складом (WMS): функции, интеграция в общую IT-структуру предприятия. // Склад&техника. – 2017. – №1/2011.
15. Немова П.А., Кравченко Е.Н. Оценка эффективности функционирования розничной торговли // В сборнике: Проблемы современного социума глазами молодых исследователей материалы VII Международной научно-практической конференции. –2015. № 5. – С. 113-116.
16. Оборотные активы предприятия: анализ и управление // Финансовый директор. – 2018. – № 12 (декабрь) – С. 56-61.
17. Петров А. М. Учет и анализ: Учебник / А.М. Петров, Е.В. Басалаева, Л.А. Мельникова. – М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 512 с.
18. Полунин Л.В. Исследование системы оценки конкурентоспособности предприятий в инновационной региональной экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2012. – № 9(43). – С. 131-137.
19. Производительность труда на предприятии: измерение, анализ и повышение // Генеральный директор. – 2017. – №7 июль. – С. 52-56.
20. Резервы снижения расходов: 4 серьезных подхода к кризису // Генеральный директор. – 2015. – №3 март. – С. 61-65.
21. Рентабельность основных средств и производственных фондов // Финансовый директор. – 2017. – № 10 (октябрь) – С. 87-92.
22. Романенко И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / Романенко И.В. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 352c.
23. Рыжкова Т.В. Теоретические аспекты экономической оценки эффективности деятельности предприятий // Лесной вестник. – 2013. – №4. – С. 201-206.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. – Минск: Новое знание, 2014. – 320с.
25. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации / М.И. Туган-Барановский. – М.: Экономика, 1989.
26. Федорова М.А., Пахомов Н.Н. Сущность экономической эффективности предприятия торговли и необходимость ее исследования // В сборнике: Саяпинские чтения Сборник материалов круглого стола. В.М. Юрьев. – 2015. – С. 209-217.
27. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2007. – 447с.
28. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия. Учебник для академического бакалавриата Бакалавр. Академический курс Юрайт 2015.
29. Чернышова О.Н., Федорова А.Ю. О мерах по укреплению финансовой устойчивости предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2012. – №11. – С. 251-258.
30. Эмерсон Гаррингтон Двенадцать принципов производительности: пер. с англ. / Г. Эмерсон. – М.: Экономика, 1992.
31. Официальный сайт магазина «Уровень» http://urovenkna.ru/
32. http://1ccronoswms.ru/cronos-wms.html – официальный сайт разработчика WMS система управления складом Кронос